Скачать 76.68 Kb.
|
Всероссийский Фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» Номинация «Педагогическая мастерская» Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературы по теме: «Встреча с Федором Ивановичем Тютчевым». Составитель: учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения Заозерской средней общеобразовательной школы Ярославской области Угличского района села Заозерье Яблокова Надежда Анатольевна 2012 год ^ (Интегрированный урок русского языка и литературы) Цели: побудить интерес к личности и творчеству Ф.И. Тютчева; помочь учащимся проникнуть в художественный мир поэзии Тютчева; повторить изученное в 5 классе пунктуационное правило: «Запятая при однородных членах предложения»; закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка. О б о р у д о в а н и е: портрет поэта; раздаточный материал, аудиозапись «Времена года» П.И.Чайковского, репродукции картин. ^
Вступительное слово учителя литературы. Сегодняшний урок – продолжение старой и доброй традиции уроков русской словесности. Я приглашаю вас совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя. Мини-спектакль ( разыгрывают учащиеся) Действующие лица: автор – Ф.И.Тютчев; Мария – дочь поэта. Автор. 22 августа 1857 года… Лето уходило… Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Лето. Дышится легко, думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый, родной, скромный Овструг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо… И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо. Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбается, она ни о чём не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать. - Да получилось, - наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать? Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Отец передал Марии листок бумажки и сказал: - Вот ещё запиши, сейчас пришло в голову: Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле… Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого лёгкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго. ^ У кого сегодня мы в гостях?. Сегодня мы в гостях у Фёдора Ивановича Тютчева, великого русского поэта.( Запись даты, темы урока). Мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии поэта. Наша задача – ответить на вопросы. Какие слова определяют сущность личности Ф.И.Тютчева? Чему он посвятил свою жизнь? Его стихотворения помогут вам повторить некоторые факты из жизни имён прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи?
23 ноября (5 декабря) 1803 г. в родовом имении отца Овструг Орловской губернии, в средней полосе России, на границе лесов и степей, родился мальчик. Много испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург. О предках Тютчева известно с незапамятных времён. По отцовской линии его предком был Захарий Тютыпов – сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии среди его предков – граф Петр Алексеевич Толстой – сподвижник Петра I.
Учитель. Ф.И.Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к стихотворению поэта « Листья» ^ Пусть сосны и ели Но птички отпели, Всю зиму торчат, Цветы отцвели, В снега и метели Лучи побледнели, Закутавшись, спят, - Зефиры ушли Их тощая зелень, Так что же нам даром. Как иглы ежа, Висеть и желтеть? Хоть ввек не желтеет, Не лучше ль за ними Но ввек не свежа. И нам улететь! Мы ж, легкое племя, О буйные ветры, Цветём и блестим Скорее, скорей! И краткое время Скорей нас сорвите На сучьях гостим. С докучных ветвей! Всё красное лето Сорвите, умчите, Мы были в красе – Мы ждать не хотим, Играли с лучами, Летите, летите! Купались в росе! Мы с вами летим!.. Зефир – здесь: лёгкий ветерок. ^ - Сколько строф в стихотворении? - Каков его центральный образ? - Сколько времён года пролетает перед нами ? - Как меняется настроение? - Какие образные средства использует поэт? - Предложите варианты названия стихотворения. ^ первой строфы стихотворения «Листья» Задание: спишите, вставив пропущенные запятые; объясните знаки препинания. Работа с именами прилагательными. - Что обозначают имена прилагательные? - Назовите имена прилагательные, встретившиеся в первой строфе. - Какова их синтаксическая роль? - Сделайте вывод о том, какими членами предложения могут быть имена прилагательные. - Объясните правописание кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий. - В чём особенность прилагательного «не свежа»? - Запишите данное прилагательное, употребив его в форме мужского рода. - Сформулируйте правило правописания кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий. - Запишите не менее двух примеров, в которых была бы данная орфограмма. ^ Сообщение учителя. Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву учение давалось легко, как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений в будущем поэте поражали окружающих. В 1822 году по выходе из Московского университета, поступив в Коллегию иностранных дел, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Но всё сложилось иначе. В 1844 г. Поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «…Более всего я люблю Россию и поэзию»( запись цитаты на доске и в тетрадях учащихся) 13 июня 1873 г. За месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев чуть слышно прошептал: «Какие последние политические новости?» Ранним утром в воскресенье 15 июля 1873 года Фёдор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть в своём творчестве. Учитель. Итак, Ф. И. Тютчев признавался : «…Более всего я люблю Россию и поэзию». Я предлагаю вам выступить в роли маленьких исследователей и доказать, что это чувство любви к России и поэзии нашло отражение в творчестве поэта. А помогут нам в этом репродукции картин известных художников. ^ Ю.Клевер «Зимний закат в еловом лесу», Н.Сергеев «Яблони в цвету. В Малороссии», А. Шильдер «Парк», В. Поленов «Золотая осень», Е. Волков «Октябрь». Вопросы: - Какое время года изобразили художники на каждой картине? - Какие строчки из стихотворения Ф.И.Тютчева мы можем подобрать к каждой репродукции? ^ Поэт открывает нам неповторимую прелесть родной русской природы, учит видеть её красоту, слышать её чарующие звуки. В его стихотворениях слышится неподдельная любовь к России. ^ высказывания. Два года тому назад, в тих…, осен… ноч…, стоял в тёмн… приходе Колизея и смотрел на звёздн… небо. Крупные звёзды пристально и лучезарно глядели мне в глаза , и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды вступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блёстки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные тёмными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю сборник стихотворений Ф.Тютчева. Можно ли в такие тесные рамки (я говорю о небольшом объёме книги) вместе строить красоты, глубины, силы – одним словом, поэзии!.. ^ - С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет? - Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением? Лингвистический эксперимент. - Прочитайте текст, исключив имена прилагательные. - Сделайте вывод о том, какова роль прилагательных в языке. ^ - Запишите в тетрадь словосочетания, которые включают в себя прилагательные с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончании имён прилагательных». - Какие морфологические признаки имеет прилагательное «звёздное»?
- А теперь пришло время обратиться к вопросу, поставленному в начале урока: какие два слова определяют сущность личности Ф.И.Тютчева? - Какую роль в художественной литературе играют имена прилагательные? Домашнее задание (по выбору учащихся).
|
![]() | Дидактическая цель урока: получение новых знаний о русском алфавите, русском языке, истории русского языка | ![]() | Цели урока: 1 обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме |
![]() | Разработала: Еремина Людмила Александровна, преподаватель русского языка и литературы | ![]() | Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 20 |
![]() | Цель урока: утверждение мысли бережного отношения к языку как одной из главных ценностей гражданина России, формирование языкового... | ![]() | Сформировать представление о своеобразии интерпретации темы любви в поэзии В. Маяковского |
![]() | ![]() | Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Тимошина Татьяна Викторовна | |
![]() | Методическая разработка предназначена для учащихся 3 класса и может быть использована учителями английского языка, работающим по... | ![]() | Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,... |