Сценарий вступительное слово учителя




Скачать 187.95 Kb.
НазваниеСценарий вступительное слово учителя
Дата публикации08.11.2013
Размер187.95 Kb.
ТипСценарий
www.lit-yaz.ru > Литература > Сценарий
Янченко В.Д. Тематический вечер «Творческий союз А.С. Пушкина и В.И. Даля» // Рус. яз. в школе. – М., 2001. – № 6. – С. 42 – 47.
Тематический вечер «Творческий союз А. С. Пушкина и В. И. Даля» целесообразнее всего проводить в VII классе при повторении сведений по лексикологии и лексикографии. В этом мероприятии участвуют, кроме учителя, двое ведущих, исполнители ролей Пушкина и Даля, две команды игроков, жюри, зрители.

Предварительно готовится реквизит вечера: костюмы для участников инсценировки (серо-голубого цвета фрак, белая сорочка, шляпа-цилиндр и черный сюртук для «Пушкина»; тулуп и серый сюртук для «Даля»), трость, книга, два стула, столик, стенды с репродукциями портретов и биографическими текстами о Пушкине и Дале, сборник пушкинских сказок, «Капитанская дочка», далевские «Русские сказки Казака Луганского», «Толковый словарь живого великорусского языка» и «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа», плакат с вопросами викторины; тематический кроссворд «Пушкин и Даль».

Для оформления стендов и технического оснащения аудитории понадобятся три больших стенда, установленные в левой, правой и центральной частях сцены, на которых помещены ксерокопии портретов А. С. Пушкина (работы О. Кипренского) и В. И. Даля (кисти В. Перова), фотографии памятника Пушкину и Далю, установленного в Оренбурге, отзывы современников и суждения потомков, книги:

Бессараб М. Я. Владимир Даль. Книга о доблестном гражданине России и о великом борце за русский язык.- М, 1972.

Булатов М. А., Порудоминский В. И. Собирал человек слова. Пометь о В. И. Дале.- М., 1966.

Порудоминский В. И. Даль- М., 1971.

Разговоры Пушкина. Репринтное воспроизведение издания 1929 г. / Сост. С. Я. Гессен,

Л. Б. Модзалевский.- М., 1991. Савельзон В. Л. Пушкин и Оренбуржье.- Оренбург, 1998.

Светлое имя - Пушкин / Сост. и коммент. В. В. Кунина.- М., 1988.

Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание / Сост. М. В. Панов.- М., 1984.

Энциклопедия для детей. - Т. 10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М. Д. Аксенова.- М, 1998.
На крайних стендах прикреплены большие плакаты с тематическим кроссвордом и вопросами лингвистической викторины. На центральном стенде рядом с портретами - высказывания о Пушкине и Дале. В большой аудитории возможно применение микрофона, дополнительного освещения сцены и звуковых сценических эффектов (например, звон колокольчика).
СЦЕНАРИЙ

Вступительное слово учителя

А. С. Пушкин и В. И. Даль - выдающиеся современники. Двух великих людей сближает не только историческая эпоха. Объединяет их любовь к русскому языку и словесности, многогранный талант, одаренность, трудолюбие, нравственная близость, духовное подвижничество, богатое творческое наследие. В. И. Даль был для лексикографии почти тем, чем А. С. Пушкин являлся для русской поэзии; их имена - гордость и слава нашей Родины.

А. С. Пушкин и В. И. Даль были увлечены русским языком и его многовековой историей. Эта увлеченность основана у Пушкина и Даля на «многоязычии» в детстве. Так, изучая в Царскосельском лицее преимущественно гуманитарные науки и языки, А. С. Пушкин в совершенстве владел не только русским, но и французским языком, знал немецкий и английский. В. И. Даль, кроме русского, знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский, польский, владел татарским, башкирским и другими языками, читал и писал на латыни.

Знание ими иностранных языков помогло лучше увидеть и осознать богатство родного языка.

Жизненные пути Пушкина и Даля до их личного знакомства пролегли совсем рядом: в 1814-1819 гг. В. И. Даль учился в Петербурге в Морском корпусе, а в 1811-1817 гг. лицеист А. С. Пушкин обучался в Царском Селе под Петербургом. Затем они жили рядом и на юге: В. И. Даль в 1819-1824 гг. служил мичманом на Черноморском флоте, а А. С. Пушкин в 1820-1824 гг. отбывал южную ссылку в Молдавии и в Одессе.

Познакомились Пушкин и Даль в Петербурге в конце ноября - начале декабря 1832 г. Знакомство положило начало их плодотворному творческому союзу. Вторая встреча случилась в Оренбурге в сентябре 1833 г., когда Пушкин приехал на Урал собирать материалы об истории пугачевского восстания.

В то время морской офицер и доктор медицины Даль служил в Оренбурге чиновником особых поручений. Он помогал Пушкину собирать исторические материалы, побывал с поэтом в Бердской слободе, бывшей столице Пугачева. Возможно, во время этой встречи или годом раньше, в Петербурге, Пушкин подсказал Далю идею создания словаря и убедил будущего составителя, что такая работа необходима. В том же 1833 г. Пушкин сочинил «Сказку о рыбаке и рыбке», по мнению далевского биографа П. И. Мельникова-Печерского, созданную под влиянием сказок Даля, и подарил ее лексикографу в рукописи с дарственной надписью. Последняя встреча великого русского поэта и знаменитого лексикографа произошла в январе 1837 г. Даль, приехавший в отпуск в Петербург, 28 января узнал, что Пушкин ранен на дуэли и, немедленно прибыл к поэту, как врач он помогал смертельно раненному Пушкину. После трагической гибели поэта на память о нем Даль получил от вдовы пушкинский перстень-талисман и простреленный на дуэли сюртук, который Пушкин назвал «выползиной».

А теперь попробуем воссоздать эти три встречи.
^ Инсценировка «Три встречи А. С. Пушкина и В. И. Даля»

На сцене находятся двое ведущих.

  1. й ведущий. Послушайте рассказ о дружбе и творческом союзе, о трех встречах великого поэта и ученого-лексикографа.

  1. й ведущий. Представим себе такую картину: начало зимы 1832, Петербург, дом на углу Гороховой и Большой Морской, где жил в то время с семьей А. С. Пушкин.


На сцену выходит Пушкин, садится стул. Он одет в серо-голубой фрак, свежую сорочку без галстука; в руках у него книга. Ходит по сцене, опираясь на трость, слегка прихрамывая.

Рядом с Пушкиным его слуга. Раздается стук в дверь. Слуга открывает дверь, пропуская Даля, одетого по-зимнему, помогает ему снять тулуп.

Пушкин тепло приветствует гостя, предлагает Далю присесть, начинает беседу с автором «Русских сказок Казака Луганского». Слуга приносит чай и уходит.

Пушкин. Прочитал я ваши сказки и подумал; сказка сказкой, а язык наш сам по себе, и ему-то нигде нельзя дать этого раздолья, как в сказке. А надо бы сделать, чтобы выучиться говорить по-русски и не в сказке! Но как?

^ Даль. Я думаю, писателям нужно смело использовать поговорки и пословицы, прислушаться к народной речи.

Пушкин. А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!

^ Даль. Не понимаю, отчего современные авторы порой избегают использовать поговорки и пословицы.

Пушкин. Писатели наши пренебрегают метким народным словом по незнанию. Нам так нужны и словарь живого языка, и сборник пословиц!

^ Даль. А я вот начал собирать меткие слова, поговорки и пословицы.

Пушкин. Сколько слов вы уже записали?

Даль. Около двадцати тысяч.

Пушкин. Замечательно! Так составьте словарь! И тысячи наших писателей будут вам благодарны. Завершайте эту работу побыстрее, с нетерпением буду ждать ее выхода.

Даль. К сожалению, работа идет очень медленно. Я начал собирать слова выпускником Морского корпуса, с тех пор минуло уже десять лет, а сборник по-прежнему мал.

Пушкин. Не отчаивайтесь, Владимир Иванович 20 тысяч слов - это немало. Собирайте слова, продолжайте работу. Я искренне желаю успехов в вашем нелегком труде.

Даль благодарит Пушкина. Они прощаются; сначала Даль, а затем и Пушкин уходят со сцены.
^ 1-й ведущий. Пушкин и Даль в тот вечер расстались друзьями. Их знакомство положило начало плодотворному творческому союзу. Встреча с поэтом стала важнейшим событием в жизни Даля: она определила масштабы его дальнейшей работы, он увидел конечную цель своих трудов - толковый словарь живого великорусского языка.

^ 2-й ведущий. Вторая встреча Пушкина и Даля произошла в сентябре 1833 г. в Оренбурге. Возможно, именно она вызвала необыкновенную творческую активность Даля, который в то время служил в Оренбурге чиновником особых поручений.

На сцену выходят Даль и Пушкин, медленно идут и беседуют. Одеты в сюртуки, у Пушкина на голове шляпа-цилиндр.
1-й ведущий. Пушкин начал писать «Историю Пугачевского бунта» и «Капитанскую дочку». Он проехал тысячи верст в тряских кибитках, чтобы осмотреть место действия событий, которые предполагал описать. Даль хорошо знал историю Оренбурга. Лучшего проводника Пушкину невозможно было и желать. Даль помогал Пушкину собирать исторические материалы. В сентябре 1833 г. он сопровождал поэта по пути из Оренбурга в Бердскую слободу, бывшую пугачевскую ставку.
^ Пушкин. Хотите, я расскажу вам сказку?

Даль. Какую сказку?

Пушкин. О вороне и орле. Послушаете?

Даль. С удовольствием!

Пушкин. Расскажу ее так, как слышал.

Однажды орел спросил у ворона: «Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я лишь тридцать три года?» «Оттого,- отвечал ему ворон,-- что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной». Орел подумал: «Попробую и я питаться падалью». Полетели орел да ворон. Вот увидели они палую лошадь; спустились и сели. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылами и сказал ворону: «Нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше один раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»

- Какова калмыцкая сказка?

^ Даль. Хороша. Истина; не бывать ворону орлом-соколом.
2-й ведущий. Пушкин рассказал Далю еще и «Сказку о Георгии Храбром и о волке». Даль тоже поведал свою. Так они обменялись сюжетами сказок. Трудно сейчас установить достоверно, какие еще сказки рассказывал лексикограф, какие поэт. Известно лишь, что впоследствии Даль напечатал подаренную Пушкиным «Сказку о Георгии Храбром и о волке» с примечаниями: «Сказка эта рассказана мне А. С. Пушкиным, когда он был в Оренбурге». А вскоре Пушкин в Болдине сочинил «Сказку о рыбаке и рыбке» и прислал Далю с дарственной надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому - сказочник Александр! Пушкин».
Пушкин и Даль покидают сцену.


  1. й ведущий. Встречи Пушкина и Даля в Петербурге в январе 1837 года стали последними.

  1. й ведущий. Известно, что за несколько дней до трагической гибели Пушкин навестил Даля.


На сцену выходят Пушкин и Даль. Пушкин в новом сюртуке.
^ Пушкин (указывая Далю на свой только что сшитый сюртук). Какова выползина?!

Даль (разглядывая сюртук). Ладно скроена

1-й ведущий. Как-то раз Пушкин услышал от Даля, что шкурка, которую каждый год змеи сбрасывают с себя во время линьки, называется в диалектах выползиной.

П у ш к и н. Эту выползину я не скоро сброшу!

Пушкин уходит со сцены.

2-й ведущий. Пушкин действительно не снял «выползины» в тот трагический день. Сюртук спороли, чтобы облегчить поэту страдания от смертельной раны.

1-й ведущий. 28 января Даль, как только узнал, что Пушкин был ранен на дуэли, тотчас приехал к поэту. Он как врач ухаживал за Пушкиным и не отходил от поэта до его смерти. Эта встреча Даля и Пушкина у постели смертельно раненного поэта навсегда останется в памяти потомков.

2-й ведущий. После смерти Пушкина на память о нем Далю был подарен пушкинский перстень с изумрудом, который поэт назвал талисманом, и простреленный черный сюртук, тот самый - выползина.
Даль. Перстень Пушкина, который звал он -не знаю почему - талисманом, для меня теперь настоящий талисман... Как гляну на него, так и бежит во мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное.

Даль уходит со сцены.


  1. й ведущий. Даль исполнил обещание, данное Пушкину. Через много лет он создал один из самых знаменитых памятников русской национальной культуры - «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором лексикограф объяснил значение 200 тысяч слов.

  1. й ведущий. Более полувека Даль собирал и толковал слова. Известно, что первое слово было записано мичманом Далем в марте 1819 г.; последние слова ученый продиктовал дочери уже перед смертью, осенью 1872 г.

  1. й ведущий. Если вычислить среднюю величину, то за эти полвека при двенадцатичасовом рабочем дне едва ли не каждый час Даль записывал и объяснял одно слово.

  1. й ведущий. «Толковый словарь живого великорусского языка» стал для В. И. Даля подлинной памятью о его друге - великом русском поэте А. С. Пушкине.

Под аплодисменты зрителей участники инсценировки уходят со сцены, а на смену им появляются две немногочисленные группы игроков и учитель - ведущий лингвистической викторины.
^ Лингвистическая викторина

Учитель. Разрешите представить вам две команды, которые будут участвовать в нелегкой борьбе за звание знатоков истории лингвистической науки.
Учитель представляет зрителям команды игроков, затем команды выбирают капитанов, а учитель знакомит зрителей с членами жюри, Затем проводится жеребьевка, и учитель объявляет о начале лингвистической викторины.
Учитель. Мы начинаем интеллектуальный марафон. Обеим командам поочередно будут заданы вопросы, а жюри, учитывая полноту, четкость и логичность ответа, оценивает высказывания участников игры. На обдумывание вопроса - 20 секунд. Вопрос читается дважды. Вы готовы вступить в игру? Я думаю, что вы заранее хорошо подготовились к викторине. Надеюсь, что во время состязания и игроки, и зрители узнают для себя много нового, интересного и полезного.
ВОПРОСЫ

  1. Какие виды словарей вам известны?

  2. Можете ли вы назвать составителей словарей? Кого именно?

  1. Сколько слов содержит далевский словарь?

  1. Какие сведения мы можем получить из этимологических словарей?

  2. Запомнилось ли вам первое слово, записанное Далем для словаря? Что оно означает?

6. Сколько лет отдал Даль составлению и совершенствованию «Толкового словаря живого великорусского языка»?

  1. Вспомните, кем служил Даль в Оренбурге?

  2. С какой целью осенью 1833 г. Пушкин побывал в Оренбурге?

9.Что принесла Далю оренбургская встреча с Пушкиным?

10.Кратко расскажите о жизненном пути В. И. Даля.

11.Прочитайте ряд слов, помещенных на стенде, попробуйте определить, что обозначает каждое из них. Чья догадка ближе к толкованию, данному в словаре Даля?

Алкать, вгнезживаться, нашивок, оползана, оружница, осенница, поволье, присудариватъ, соумышленник, солнопись, старинник, сумятник.
Тематический кроссворд «Пушкин и Даль»

Учитель. Сейчас жюри подводит итоги игры и определяет команду-победителя, а перед вами - новое испытание. Капитаны команд должны подойти к стендам с кроссвордом и попытаться отгадать зашифрованные слова. Чтобы правильно ответить на вопросы кроссворда, вам придется вспомнить инсценировку «Три встречи Пушкина и Даля»
Учитель вслух читает вопросы кроссворда.

По горизонтали:

  1. Университет, в котором обучался В. И. Даль в 1826-1829 гг.

  2. Город, в котором состоялась встреча А. С. Пушкина и В. И. Даля в сентябре 1888 г.

  3. Кем являлись А. С. Пушкин и В. И. Даль - люди одного поколения, жившие в одно время?

  4. Какой профессией овладел В. И. Даль, окончивший университет?

  5. Место службы В. И. Даля - выпускника Морского кадетского корпуса.



6. Название населенного пункта, в котором родился В. И. Даль.

  1. Жанр первых литературных произведений, созданных В. И. Далем.

  2. Область лингвистики, которую В. И. Даль обогатил своими исследованиями.

  3. Синоним к словам помогать, содействовать.

  1. Губерния, в которой употреблялось слово, первым записанное В. И. Далем для «Толкового словаря живого великорусского языка» в марте 1819 г.

  2. Как А. С. Пушкин называл свой перстень с изумрудом, подаренный им В. И. Далю?


По вертикали:

12.Город, в котором А. С. Пушкин и В. И.Даль познакомились в 1832 г. и где в 1837 г.состоялась их последняя встреча.

13. Черта характера, свойственная А. С. Пушкину и В. И. Далю, которая заключается в бескорыстном служении делу, в самоотверженной работе.

14. Область общественной жизни, развитию которой способствовали сочинения А. С. Пушкина и труды В. И. Даля.

15. Какие слова называют диалектными?

16. Синоним к словам сведения, данные: то, что содержится в словарях и справочниках.

17.Свойство русского языка, отмеченное А. С. Пушкиным и В. И. Далем.

18.Краткое народное изречение.

  1. Как А. С. Пушкин называл свой новый сюртук, впоследствии завещанный им В. И. Далю?

  2. Офицерское звание, присвоенное В. И. Далю по окончании Морского кадетского корпуса.

Если капитаны команд не могут на все вопросы ответить безошибочно, им помогают игроки или зрители. Жюри читает правильные ответы.

По окончании игры жюри подводит итоги тематического классного часа в целом, объявляет имена победителей. Игроков, победивших в конкурсах, награждают подарками.
^ Заключительное слово учителя

Итак, многие игроки успешно справились с трудными заданиями конкурса и вопросами кроссворда. Не надо отчаиваться тем, кто не сумел одолеть сильного соперника. Обратите внимание на книги, помещенные на стендах. Мне бы очень хотелось, чтобы вы обязательно их прочитали, чтобы научились пользоваться справочниками и словарями и помнили имена двух наших замечательных соотечественников - Александра Сергеевича Пушкина и Владимира Ивановича Даля. Их творческий союз - славная страница в истории русской культуры.




^ Ответы на вопросы лингвистической викторины

  1. В лексикографии словари разделяют на энциклопедические и лингвистические. К лингвистическим словарям относят орфографические, синонимов, омонимов, антонимов, частотные, фразеологические, толковые, орфоэпические, этимологические, одно- и многоязычные, диалектные, иностранных слов и другие. Энциклопедические словари - это научные справочные пособия по всем или отдельным областям знания.

Среди составителей толковых словарей самыми известными являются В. И. Даль, Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов. Создателями орфографических словарей были Д. Н. Ушаков, С И. Ожегов. В XIX веке И. Н. Срезневский собрал обширные «Материалы для словаря древнерусского языка». Во второй половине XX столетия под редакцией А. П. Евгеньевой был издан четырехтомный «Словарь русского языка». Над этимологическими словарями русского языка в разные годы работали А. Г. Преображенский, М. Фасмер, Н. М. Шанский и др.

3. В «Толковом словаре живого великорусского языка» содержится около 200 тысяч слов, причем 80 тысяч из них были зарегистрированы впервые.

4. Этимологические словари толкуют происхождение слов и фразеологических оборотов.

5. Даль записал первое слово для толкового словаря в марте 1810 г., проезжая из Петербурга на юг через Новгородскую губернию. Это было диалектное слово замолаживать. В Новгородской губернии оно означало « пасмурнеть », « заволакиваться тучами », «клониться к ненастью».

  1. Работе над словарем Даль посвятил около полувека своей жизни.

  2. В Оренбурге Даль служил чиновником особых поручений.

8. В 1833 г. Пушкин начал писать «Историю Пугачевского бунта» и «Капитанскую дочку». Он приехал в Оренбург, чтобы собрать исторический материал и осмотреть место событий, которые собирался описать.

9. Возможно, во время этой встречи или раньше, в 1832 г., Пушкин подсказал идею создания словаря и убедил Даля, что такая работа необходима. Кроме этого, в Оренбурге Пушкин и Даль обменялись сюжетами сказок.

10. Владимир Иванович Даль (1801-1872) - составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа». Он родился в 1801 г. в Лугани. В 1814-1819 гг. Даль обучался в Петербурге в Морском кадетском корпусе. С 1819 по 1826 г. он служил мичманом на Черноморском флоте и Балтике, затем вышел в отставку и поступил в Дерптский университет, чтобы получить медицинское образование и, как отец, был врачом. В университете Даль старательно изучал медицину и стал хорошим хирургом. В 1828 г. началась русско-турецкая война, и Даль отправился в действующую армию, а после окончания военных действий он был определен ординатором Санкт-Петербургского военного сухопутного госпиталя. В 1833 г. Даля перевели в Оренбург чиновником особых поручений. Вероятно, в том же году и состоялась его первая встреча с Пушкиным, которая для лексикографа стала важнейшим событием.

В последующие годы Даль служил начальником особой канцелярии Министерства внутренних дел, а в 1849 г. был определен управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде. Осенью 1869 г. Даль вышел в отставку и поселился в Москве. В 1868- 1866 гг. был издан «Толковый словарь живого великорусского языка». В. И. Даль умер в Москве осенью 1872 г.

11. Алкать - «голодать, быть голодным, томиться голодом; хотеть есть».

Вгнезживаться - «свить гнездо, устроиться».

Нашивок - «заплатка, особенно на сапоге».

Оползи на - «обвал, осадка земли на берегу или на овраге».

Оружница - «место сбора, хранения оружия».

Осенница - «пасмурная холодная, дождливая погода».

Поволье - «свобода».

Присударивать - «льстить, потакать».

Соумышленник - «сообщник».

Солнопись - «светопись, фотография, снимок».

Старинник - «археолог; антиквар».

Сумятник - «суматошник, баламут».
Ответы на вопросы кроссворда.

По горизонтали: 1. Дерптский. 2. Оренбург. 3. Современники. 4. Врач. 5. Флот. 6. Лугань. 7. Сказка. 8. Лексикография. 9. Способствовать. 10. Новгородская. 11. Талисман.

По вертикали: 12. Петербург. 13. Подвижничество. 14. Культура. 15. Областные. 16. Информация. 17. Богатство. 18. Поговорки. 19. Выползина. 20. Мичман.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий вступительное слово учителя icon«Сражаюсь, верую, люблю!» Вступительное слово учителя
Вступительное слово учителя. Добрый вечер, дорогие гости! Сегодня у нас встреча с интересным человеком, поэтом, гражданином

Сценарий вступительное слово учителя iconХод урока. Вступительное слово учителя
...

Сценарий вступительное слово учителя iconПлан праздника. 1 Вступительное слово учителя. Стихи
Вступительное слово учителя: Милые женщины! Разрешите поздравить вас с нежным семейным праздником, Днём матери. Нам очень хочется,...

Сценарий вступительное слово учителя iconТема: «Квадратные уравнения»
Вступительное слово учителя о предстоящем уроке, цели и задачи на этот урок. Знакомство с ассистентами

Сценарий вступительное слово учителя iconКонкурс: «Весёлые стихи на внимание»
Вступительное слово учителя о проведении недели географии в школе. Цели и задачи мероприятия

Сценарий вступительное слово учителя iconЛитературная гостиная, посвященная жизни и творчеству
Вступительное слово учителя. (Подходит к выставке книг, берёт в руки книгу А. Барто Детям.)

Сценарий вступительное слово учителя iconВступительное слово учителя
Сегодня, 26 апреля 2011 года, день рождения великого сына татарского народа, поэта Габдуллы Тукая

Сценарий вступительное слово учителя iconУрок Личность и судьба А. С. Грибоедова
Вступительное слово учителя. Постановка цели: познакомиться с удивительной личностью и трагической судьбой выдающегося человека

Сценарий вступительное слово учителя icon4: Какое самое первое слово? Какое самое светлое слово? Какое самое главное слово? 5
Вступительное слово учителя: Милые мамы! Разрешите поздравить вас с нежным семейным праздником, Днём матери. Нам очень хочется, чтобы...

Сценарий вступительное слово учителя iconАтнинский муниципальный район
Вступительное слово учителя: Ребята, посмотрите на экран. Внимательно прочитайте, что написано там и попытайтесь ответить на следующие...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница