Пояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы для 10 класса (далее рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература»




Скачать 220.5 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы для 10 класса (далее рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература»
Дата публикации03.11.2013
Размер220.5 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса Литературы для 10 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» на базовом уровне и программы курса Литературы для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (2008 года).

Программа рассчитана на 102 часа.

Программа представляет собою линейный историко-хронологический курс и основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-литературных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценки и анализа художественного произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи:

на основе сформированного в 5-9-х классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры»;

осознание основных закономерностей историко-литературного процесса, множественности литературно-художественных стилей, понимание индивидуально-авторского стиля отдельных писателей и поэтов;

формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;

формирование умений аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению, давать читательский комментарий

формирование умения грамотно владеть теоретико-литературным аппаратом, выявлять «сквозные темы», ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с литературной традицией и современностью, эпизод и сцену –с проблематикой произведения в целом, выявлять авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и зарубежной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

формирование умения обобщать результаты работы с художественным текстом в форме устного и письменного высказывания (отзыва, сочинения, доклада и пр.);

развитие культуры устной и письменной речи.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс, включающий:

Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл.: Учебник: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008;

Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература. Практикум. 10 кл.: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010;

Чертов В.Ф. Тесты. Вопросы и задания по курсу литературы XIX века: 10 кл. – М.: Просвещение, 2004;

Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе: 10 класс: к учебнику Ю.В. Лебедева «Литература. 10 класс». – М.: Экзамен, 2007;

Миронова Н.А. Тесты по литературе: 10 класс: к учебнику Ю.В. Лебедева «Литература. 10 класс». – М.: Экзамен, 2007;

Н.В.Беляева, А.Е. Иллюминарская, В.Н. Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы // Под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008;

Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.


Требования к уровню подготовки учащихся
личностные компетентности

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • владение навыками анализа и критической оценки получаемой информации с позиций ее свойств, достоверности, практической и личной значимости;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • владение навыками соотнесения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, морально–этическими нормами, критической оценки информации;

  • способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности;

  • владение способами эффективного представления информации, передачи ее собеседнику и аудитории;

  • сформированность системы моральных принципов и стереотипов, относящихся к личной информации, распространению информации, информационным правам;

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного творчества, общественных отношений;

  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.


метапредметные компетентности:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);

  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


предметные компетентности:

  • приобщение через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры;

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского литературного языка;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.


Учебно-тематический план


Наименование

тем




Всего часов

учебных занятий

по программе

В том числе по видам учебных занятий

(в часах)



Лекции


Практикумы




Сочинения, тесты


1. Введение в русскую литературу XIX века

2

2

0

0

2. Творчество А.С. Пушкина

11

3

6

2

3. Творчество М.Ю. Лермонтова

7

2

4

1

4. Творчество Н.В. Гоголя

7

2

4

1

5. Обзор русской литературы второй половины XIX века

1

1

0

0

6. Творчество И.А. Гончарова

7

2

3

2

7. Творчество Н.А. Островского

6

2

4

0

8. Творчество И.С. Тургенева

9

2

5

2

9. Творчество Ф.И. Тютчева

4

1

3

0

10. Творчество А.А. Фета

2

1

1

0

11. Творчество А.К. Толстого

1

0

1

0

12. Творчество Н.А. Некрасова

10

2

6

2

13. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

3

1

2

0

14. Творчество Л.Н. Толстого

15

5

8

2

15. Творчество Ф.М. Достоевского

8

3

5

0

16. Творчество Н.С. Лескова

2

1

1

0

17. Творчество А.П. Чехова

7

2

4

1

18. Обобщение изученного

1

1

0

0

Итого

102

33

57

12

Содержание программы учебного курса
Тема №1. Введение в русскую литературу XIX века (2 часа).

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина,Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Тема №2. Творчество А.С. Пушкина (11 часов).

Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения:«Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Тема №3. ТворчествоМ.Ю. Лермонтова(7 часов).

Жизнь и творчество.

Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения:«Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Тема №4. Творчество Н.В. Гоголя (7 часов).

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Тема №5. Обзор русской литературы второй половины XIX века(1 час).

Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Классическая русская литература и ее мировое признание.
Тема №6. Творчество И.А. Гончарова (7 часов).

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н.А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Тема №7. Творчество Н.А. Островского (6 часов).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное впатриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Тема №8. Творчество И.С. Тургенева (9 часов).

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Отцы и дети».Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Тема №9. Творчество Ф.И. Тютчева (4 часа).

Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Тема №10. Творчество А.А. Фета (2 часа).

Жизнь и творчество. (Обзор.)Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Тема №11. Творчество А.К. Толстого (1 час).

Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Тема №12. Творчество Н.А. Некрасова(10 часов).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимаяужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Тема №13. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (3 часа).

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Тема №14. Творчество Л.Н. Толстого (15 часов).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Тема №15. Творчество Ф.М. Достоевского (8 часов).

Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Тема №16. Творчество Н.С. Лескова (2 часа).

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

(Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Тема №17. Творчество А.П. Чехова (7 часов).

Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Тема №18. Обобщение изученного(1 час).

Систематизация изученного материала. Нравственные уроки русской литературы XIX века
Средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступают письменные контрольные работы и сочинения. Итоговый контроль проходит в форме контрольного шестичасового сочинения за курс литературы XIX века.

Учебно-методические средства обучения
Основная литература:


  1. Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл.: Учебник: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008;


Дополнительная литература:


  1. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература. Практикум. 10 кл.: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010;

  2. Чертов В.Ф. Тесты. Вопросы и задания по курсу литературы XIX века: 10 кл. – М.: Просвещение, 2004;

  3. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы для 10 класса (далее рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса Литература...
Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по курсу «Литература» на базовом уровне...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы для 10 класса (далее рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по литературе...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 5 класса разработана на основе примерной программы основного среднего (полного)...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы для 10 класса (далее рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» iconРабочая программа по химии среднего полного общего образования Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии ( базовый уровень) рассчитанной...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы для 10 класса (далее рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса «Литература»
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 11 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы для 10 класса (далее рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена в соответствии...
Рабочая программа учебного курса «музыка» предусмотрена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Утверждена и рекомендована...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы для 10 класса (далее рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программа предназначена учащимся 10 класса мбоу «Наумовская сош» ирассчитана на 2013/2014 учебный год

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы для 10 класса (далее рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа для 11класса составлена на...
Примерной программы среднего полного общего образовании по русскому языку (базовый уровень), на основе Программы курса русского языка...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы для 10 класса (далее рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» iconРабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе...
«Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе», а также Программы под редакцией Коровиной В. Я. с учетом...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы для 10 класса (далее рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» iconРабочая программа по физике для учащихся 10 класса (базового уровня)...
В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова (М.: Просвещение 2010 г.), а также на основе Федерального компонента Государственного стандарта...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы для 10 класса (далее рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса литературы...
Зинина С. А., Чалмаева В. А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница