Опыт работы учителя русского языка и литературы Матвеевой Яны Леонидовны Тема




Скачать 264.49 Kb.
НазваниеОпыт работы учителя русского языка и литературы Матвеевой Яны Леонидовны Тема
страница1/2
Дата публикации28.10.2013
Размер264.49 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8

г. Южно-Сахалинска

Опыт работы учителя русского языка и литературы

Матвеевой Яны Леонидовны
Тема:

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка


2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I. Условия становления опыта……………………………..3-4

II. Актуальность…………………………………………………….5-6

III. Информация об опыте…………………………………………7

IV. Теоретическая и практическая база опыта……..8-22

4.1 Формы работы с текстом на уроках русского языка…………8-11

4.2. Алгоритм работы над созданием собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста (часть С тестов ЕГЭ)……………………………………………………………………12-22

V. Результативность опыта……………………………….23-26

VI. Библиографический список……………………………….27

^

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ.



Речь – удивительно сильное средство, но

Нужно много ума, чтобы пользоваться им.

( Г. Гегель)
I. Условия становления опыта.

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств — все это регулируется коммуникативной компетенцией.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» (М., 2001) определили ключевые компетентности, являющиеся конкретизированными целями обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, и коммуникативной и социокультурной компетенций, что заложено в обновленных программах и учебниках для основной и средней школы.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» и ряде других нормативных документов одной из задач среднего (общего) образования определяется подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.
Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

^ II. Актуальность.

Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.

В дидактике на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к русскому языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительные средства основному замыслу.
Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка. Кроме того, коммуникативный подход предполагает изучение языковых единиц с учетом их функций и взаимодействия в речи, усвоение особенностей функционирования грамматических форм и структур в различных типах и стилях речи, т. е. изучение фактов языка в единстве их формы, значения и функции.

По поводу необходимости обучать школьников владению языком выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Задача школы ХХI века - ликвидировать этот пробел.
Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русском языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. То есть, компетенция — это сплав традиционны знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности.

^ III. Информация об опыте.


На протяжении многих лет, работая в школе, обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.  Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Поэтому   целью в преподавании русского языка считаю создание условий на уроке для формирования  коммуникативной и языковой компетенции.

Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

  • отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;

  • обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

  • учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

  Считаю, что выполнение данных задач способствует речевому развитию школьников,  помогает формированию мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются характеристиками личности, которые во многом определяют достижения практически во всех областях жизнедеятельности.
IV. Теоретическая и практическая база опыта.

^ 4.1 Формы работы с текстом на уроках русского языка.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество форм работы с текстом на уроке русского языка.

Формы работы с текстом (Приложение № 1):

  • синтаксическая пятиминутка;

  • включи воображение;

  • лингвистические «угадайки»;

  • лингвистические «почемучки»;

  • напиши подобно;

  • через дополнительное задание к диктанту;

  • составление таблицы;

  • пересказ текста;

  • лингвистический анализ текста;

  • комплексный анализ текста;

  • создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста (часть С ЕГЭ)

Работа по формированию коммуникативной компетенции учащихся ведется мною на протяжении многих лет. Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвис­тические тексты, составлять таблицы, писать сжатые и подробные изложения и сочинения.

Я хотела бы в своей работе остановиться подробнее лишь на нескольких формах работ с текстом, используемых мною на уроках русского языка.

  1. ^ Лингвистические «угадайки»

Использую в своей работе на уроках русского языка в 5-7 классах.

Работа над нестандартными заданиями этого типа связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, учащиеся должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру–задачу под названием «кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

• угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

• расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

• разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

• игры–задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.

(Приложение № 2)
^ 2. Лингвистические «почемучки».

Это вопросы использую для активизация мыслительной деятельности учащихся.  Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по–новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, то есть формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

К заданиям этой группы относятся:

• вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);

• вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы–шутки, вопросы–загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).

(Приложение № 2)
^ 3. Комплексный анализ текста.

Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала мною составляются тексты различного уровня сложности.

Начиная с 5 класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.

В старших классах (10-11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.

Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала.

Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания, а также методическое пособие «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь» (автор Малюшкин А.Б.) (Приложение № 3)

  1. ^ Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста (часть С ЕГЭ)

Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком его словарём и грамматическим строем, это соблюдение Языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
^ 4.2. Алгоритм работы над созданием собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста (часть С тестов ЕГЭ).
От того, насколько успешно сдан ЕГЭ, зависит будущее выпускника. Как известно, без выполнения задания типа С нельзя рассчитывать на отличный, а порой и просто достаточно высокий балл. Максимальная сумма за выполнение задания высокого уровня сложности - 20 баллов из возможных 60-ти, то есть 3-я часть общего количества баллов.

Третья часть экзаменационной работы позволяет составить представление не только о сформированности ключевых умений, но и об общем развитии ученика, о его социальной и нравственной зрелости, о его общей культуре.

Прежде чем начать работу над сочинением, я знакомлю учащихся с важными правилами выполнения части С:

  • хорошо изучи критерии оценивания;

  • в соответствии с критериями составь план сочинения;

  • старайся уложиться в 2 часа


Объем сочинения – 150-300 слов. Оптимально 150 + 20 слов, но не менее 150!!!
^ Основная просьба к тебе: помоги, пожалуйста, экзаменатору оценить текст сочинения!
Всегда помни! Сочинение не проверяется, если:
-оно менее 70 слов;
-оно написано без опоры на предложенный текст;
-представляет собой пересказ или перестановку слов и предложений предложенного текста;
^ Текст нечитаемый, если
-не сканируется текст (паста очень бледная, либо очень слабый нажим)
-отсутствие знаков препинания;
Текст должен состоять из следующих частей:

  • Проблема

  • Комментарий

  • Позиция автора

  • Моя позиция

  • 1-й аргумент

  • 2-й аргумент

  • Заключение

(Приложение № 4)



Алгоритм работы с текстом (часть С)

    1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи.

    2. Формулируем проблему. (Приложение № 5)

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.

Если перед вами рассуждение в публицистическом стиле, действуйте следующим образом: авторский текст такого типа подчиняется определенным законам композиции (тезис, доказательства, вывод), поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста, на первый и последний абзацы.

В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. Учти, что в тексте может быть не одна проблема, но тебе нужно сформулировать только одну и работать только по ней.
При работе над художественным стилем учитывай, что проблема в таком тексте сформулирована не так явно, как в публицистическом. Работать надо с текстом в целом, проблемный вопрос ставить ко всему тексту.

Сформулировать проблему можно двумя способами:

1. В форме риторического вопроса, например, Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.)

2. В форме утверждения, например, Автор данного текста поднимает значимую, актуальную на сегодняшний день проблему губительного воздействия человека на природу.

Выделяют различные категории (виды) проб­лем.

    1. Философские проблемы затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления.

    2. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.

    3. Политические проб­лемы связаны с деятельностью государственной вла­сти, партий или общественных групп.

    4. Экологичес­кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

    5. Нравственные (этические) про­блемы связаны с внутренними духовными качества­ми, которыми руководствуется человек, с опреде­ленными правилами поведения.


^ 3. Переходим к комментарию. (Приложение № 6)

Комментарий – 1)а) пояснение к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение; б) объяснительные примечания к тексту сочинений какого-либо автора. 2) а) рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо; б) информационный материал, анализирующий, разъясняющий какие-либо события или факты общественно-политической жизни (по Современному толковому словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой).

Комментарий – это самый трудный компонент сочинения. Он может быть текстуальным и концепционным.

Текстуальный должен объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы, то есть как бы прослеживать ход авторской мысли.

Концепционный – это интерпретация проблемы, указание и объяснение ее актуальности.

Целесообразнее остановить свой выбор на текстуальном комментарии.

Для того чтобы написать комментарий, перечитайте центральные части текста. Здесь автор размышляет, приводит свои аргументы, ссылается на авторитетные источники.

В комментарии вы можете указать:

  • разные точки зрения на проблему, показать, с кем спорит или соглашается автор;

  • что заставило автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная статья, просмотренный фильм, поездка, встреча и т.д.)

  • какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом;

  • на какие авторитетные мнения ссылается

Следует помнить, что в любом случае ком­ментарий должен опираться на прочитанный текст.

Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:

1) от частных фактов к формулировке проблемы. На­пример: «Начиная разговор на эту тему, автор бук­вально «наступает на больную мозоль». Действитель­но, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случа­лось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»

2) от формулировки проблемы к комментарию. Напри­мер: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды вели­кий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта пробле­ма в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».

Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.)

    1. ^ Формулируем позицию автора.

Позиция автора – это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вами вопрос. Обратите внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, именно там вы сможете прочитать, как автор относится к постеленной проблеме.

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скры­тый смысл, понимать иронию, раскрывать слож­ные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепри­знанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Сформулировать позицию автора помогут ти­повые конструкции:

Позиция автора такова:...

Автор считает, что...

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

Автор убеждает нас в том, что...

В тексте доказывается мысль о том, что...,

Основная мысль текста заключается в том, что...

Хотя позиция автора не выражена явно, ло­гика текста убеждает читателя в том, что...

Следует помнить, что в любом случае коммен­тарий должен осуществляться с опорой на прочи­танный текст.

^ 5.Выражаем свое отношение к проблеме.

После того как сформулирована позиция автора, необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, соглашаясь с точкой зрения автора или оспаривая ее.

Можно написать: «Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)»

Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение)».

^ 6.Приводим аргументы. (Приложение № 7)

Аргументация - это приведение доказа­тельств, объяснений, примеров для обосно­вания какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы - это доказательства, приво­димые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, все, что может подтвердить тезис.

Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргу­менты ученика должны подтвердить или опро­вергнуть мнение автора.

Существуют различные виды аргументов (ло­гические, психологические, иллюстративные).

^ Логические аргументы - это доводы, апелли­рующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:

• научные аксиомы;

• положения законов и официальных докумен­тов;

• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

• заключения экспертов;

• цитаты из авторитетных источников;

• показания очевидцев;

• статистические данные;

• примеры из жизни или художественной ли­тературы.

^ Психологические аргументы - это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувст­ва, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

• эмоциональная убежденность пишущего;

• ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);

• примеры, вызывающие эмоциональный от­клик адресата;

• указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;

• апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

^ Иллюстративные аргументы – конкретные примеры из жизни или художественной ли­тературы.

Аргументов должно быть два. Одно доказательство можно взять из произведений художественной литературы. В качестве другого аргумента желательно использовать интересные факты общественной жизни, истории, политики, искусства.

Попробуем разобраться, что можно считать жизненным опытом, а что – читательским?

^ Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать:

Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…

Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством).

Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения, можешь воспользоваться такими фразами:

Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:

ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …

^ Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.

Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характерис­тики: известный русский писатель, выдающийся уче­ный, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой ис­торик скажет вам, что...; Большинство врачей счи­тают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п.

^ Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище…

Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям.

    1. ^ Работаем над заключением. (Приложение № 8)

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведу различные способы оформления заключения.

^ 1. Обобщение основных мыслей автора - са­мая типичная и логичная концовка сочинения.

Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радост­ное, по-детски непосредственное восприятие жиз­ни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

^ 2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчер­кивая ее актуальность.

Художественная литература дарит нам не­сметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

^ 3. Призыв, обращение к читателю.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, кото­рые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощуще­ний. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?

^ 4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цита­та будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшо­го фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

^ Несколько полезных советов в заключении:

1. Не следует переписывать предложения из задания В8, посвященного средствам выразитель­ности исходного текста. Помните, что текст этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предло­жения исключаются при подсчете слов (рекомен­дуемый объем сочинения - не менее 150 слов).

2. В сочинении не нужно специально ана­лизировать использованные в тексте средства выразительности (тем более что это уже сдела­но в задании В8). В комментарии можно обратить внимание на особенно яркие или настойчиво по­вторяющиеся языковые средства, привлекающие внимание читателя к основным мыслям текста, однако простое перечисление использованных автором приемов («Автор мастерски использует ряды однородных членов» и т.п.) не только не ук­рашает работу, но и нарушает логику развертыва­ния мысли.

3. Проверьте, правильно ли вы записали фами­лию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов. /

4. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить факти­ческую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.

5. При формулировании проблемы и авторской позиции старайтесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соответствующие мысли своими словами.

6. Не обязательно указывать стиль речи, к кото­рому относится текст. Обычно предложения типа ^ Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упомина­ния о стиле речи, когда стилевая форма текста свя­зывается с его содержанием: Автор не случайно об­ращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как...

7. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грам­матическая ошибка.

8. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высо­комерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.

В приложениях к работе (Приложение № 9) я разместила образцы работы над сочинительной частью, которые использовала на своих уроках, а также памятку выпускнику (Приложение № 10), которая разработана на основе вышеизложенного материала.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыт работы учителя русского языка и литературы Матвеевой Яны Леонидовны Тема iconКурьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа»...
Опыт формировался в условиях сельской общеобразовательной школы, которая функционирует с 1979 года. Работаю учителем русского языка...

Опыт работы учителя русского языка и литературы Матвеевой Яны Леонидовны Тема iconСамоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...

Опыт работы учителя русского языка и литературы Матвеевой Яны Леонидовны Тема iconАнализ и планирование работы мо русского языка и литературы I анализ...
Руководитель мо: Харитонова Н. С. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Опыт работы учителя русского языка и литературы Матвеевой Яны Леонидовны Тема iconОтчет о работе мо учителей русского языка и литературы и иностранного...
В у 2011- 2012 учебном году в школе работали 4 учителя русского языка и литературы и два учителя иностранного языка

Опыт работы учителя русского языка и литературы Матвеевой Яны Леонидовны Тема iconОтчет о работе учителя русского языка и литературы Кузенковой И....
Тема самообразования: «Формирования языковой и лингвистической компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы средствами...

Опыт работы учителя русского языка и литературы Матвеевой Яны Леонидовны Тема iconАнализ работы мо учителей гуманитарного цикла за 2012-2013 учебный год
В состав мо учителей гуманитарного цикла входят 7 педагогов: 3 учителя русского языка и литературы, 2 учителя английского языка,...

Опыт работы учителя русского языка и литературы Матвеевой Яны Леонидовны Тема iconАнянова Ольга Романовна Профессиональная карта учителя русского языка...
Базовое образование: Белгородский педагогический институт им. Ольминского, учитель русского языка и литературы

Опыт работы учителя русского языка и литературы Матвеевой Яны Леонидовны Тема iconПлан работы кафедры учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год
Куляндина Е. В. учитель русского языка и литературы высшей категории

Опыт работы учителя русского языка и литературы Матвеевой Яны Леонидовны Тема iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы высшей квалификационной...
Я, Хазиева Залия Манафовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории муниципального образовательного...

Опыт работы учителя русского языка и литературы Матвеевой Яны Леонидовны Тема iconУроках русского языка и литературы Тема моей исследовательской работы...
Тема моей исследовательской работы – «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница