Скачать 293.88 Kb.
|
Рассмотрено Согласовано Утверждено Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ«Лесхозская СОШ» ______/_Л.И.Нигаметзянова/ ______/Г.Р.Шигабиева/ ______/З.М.Давлетбаев/ ФИО ФИО ФИО Протокол №__1____ от «__27__»____08____2012_г. Приказ №_____146__ от «___23_»___08_______2012_г. «__27_»_____08__2012_г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесхозская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан Рабочая программапо литературе , 8 класс учителя первой квалификационной категории Нигаметзяновой Лайсан Ильгизовны Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № __1__________ от «__21»___08_2012_г. 2012 – 2013 учебный год ^ Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основании следующих документов: - Законов РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции); - Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования (утвержден Приказом МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 с действующими изменениями); - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год; - В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный №19993); - Учебного плана МБОУ «Лесхозская СОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (протокол №1 от 21 августа 2012 года); - Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.О. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008); учебника: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / Автор-составитель В.Я.Коровина и др. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2010 Количество часов: 70; в неделю 2 часа. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
На основании требований Государственного стандарта основного (общего) образования в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют ^ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций. Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма. ^ Промежуточный:
- устное словесное рисование; - комментированное чтение;
Итоговый:
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса Знать/понимать:
Уметь:
-устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; - владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка; -составлять план; - подбирать аргументы, формулировать выводы; -использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных. Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс. Национально – региональный компонент прослеживается в следующих темах: «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество», «Л.Н. Толстой. Личность и судьба» , «А.М.Горький. Романтизм М.Горького», «Великая Отечественная война в стихотворениях поэтов». ^ Введение. Русская литература и история. (1ч) Устное народное творчество (2ч) Устное народное творчество Исторические и лирические народные песни. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). Частушки. Предания. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» ^ Из древнерусской литературы. Житийная литература как особый жанр. «Житие Александра Невского», «Русская история в картинках» Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. Житийная литература. «Житие Александра Невского» «Суд Шемякин» как сатирическое произведение 17 века. ^ Русская литература 18 века. Историческая основа повести «Наталья, дочь боярская дочь» События повести, характеры героев.в повести Карамзина «Наталья, дочь боярская». ^ Русская литература 19 века И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и связь её с историей. Теория литературы. Дума ^ Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка» Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представ-ления). Истоки формирования характера Петра Гринева. Разбор 1 и 2 глав. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав. Падение Белогорской крепости. Пугачев и народ в повести. (6-7 гл.) Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Р / Р. Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (в формате ГИА по литературе) Внеклассное чтение.№1 Идейный смысл романа В. Каверина «Два капитана» М.Ю.Лермонтов. (4 ч) Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри». История создания, тема, идея. Композиция. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой, романтическая поэма М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри в поэме. Своеобразие поэмы. «Мцыри как романтическая поэма». Р.р.Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». Внеклассное чтение № 2.по повести Ч.Айтматова « Ранние журавли». ^ Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии « Ревизор». Н.В.Гоголь «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина. Чиновники на приеме у ревизора. Анализ 4 действия. Финал комедии, его идейно-композиционное значение. Р \Р Сочинение/тестирование с творческим заданием по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Внеклассное чтение № 3 Н.В.Гоголь «Петербургские повести» ^ ) История любви как основа сюжета повести «Ася». Характеристика героев повести. Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася Образ Аси. «Тургеневская» девушка в повести. М.Е.Салтыков-Щедрин (2 ч) «История одного города». Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Сатирическая направленность «Истории одного города». Н.С.Лесков.(1ч.) Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь. ^ Личность и судьба. История создания рассказа «После бала» Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием рассказа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Л.Н. Толстой. Рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за все происходящее. Р \ Р.Написание сочинения – отзыва по одному из произведений Толстого, Тургенева. Внеклассное чтение №4. Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат». ^ А.С.Пушкин «Цветы последние милей», М.Ю.Лермонтов «Осень» , А.А.Фет «Первый ландыш», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.Н.Майков «Поле зыблется цветами» А.П.Чехов. (1 ч) Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. ^ И.А.Бунин.(1 ч) «Кавказ». Проблемы счастья в рассказе. А.И.Куприн.(2ч) Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» Теория литературы. Сюжет и фабула.. Р.р Написание сочинения – рассуждения по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени». «Счастлива ли Вера Алмазова?» А.М.Горький. Романтизм М.Горького. (1ч) Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение. Герои и их судьбы в рассказе «Челкаш». Внеклассное чтение.№5. М.Горький «Ма-аленькая!» А.А.Блок.(2ч) Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока. Цикл стихотворений «На поле Куликовом», «Россия» А.А.Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом», Анализ стихотворения «Россия» ^ Теория литературы. Драматическая поэма Писатели улыбаются (4ч) М.А.Осоргин « Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»- воспоминание о пути к творчеству. Журнал « Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Художественное своеобразие рассказов Тэффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни» А.Т.Твардовский.(2ч) Поэма « Василий Теркин». История создания поэмы. Герой и автор в поэме «Василий Теркин». Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). А.Платонов.(1ч) Нравственная проблематика рассказа «Возвращение» ^ 1941-1945гг. «Песням тех, военных лет поверьте!» В.П. Астафьев.(2ч) Слово о писателе. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». В.П. Астафьев Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Теория литературы. Герой-повествователь Внеклассное чтение № 6. Испытание на истинную человечность в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма». Р.Р Обучение интерпретации стихотворного текста. Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. Поэты русского зарубежья об оставленной Родине.(1ч) ^ Зарубежная литература. У. Шекспир. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман. Внеклассное чтение № 7. Произведения зарубежной литературы. Ж.Верн «Таинственный остров», Рэй Брэдбери, Дж.Олдридж. Защита проектов. ^ Обобщение изученного материала за курс 8 класса Р.р Контрольная работа/тестирование по изученному материалу. Викторина «В мире литературы». Обобщение знаний. Рекомендации на летнее чтение ^ Для учителя 1. Н.В.Егорова Поурочные разработки по литературе, 8 класс,. - М., «Вако», 2007 2. И.В.Золотарева, Т.А.Крысова Поурочные разработки по литературе.8 класс. - М.:»ВАКО»,2005 3.Ж.Н.Критарова Анализ произведений русской литературы.8 класс. – М.,»Экзамен»,2011 4.Н.М.Скоркина Поурочные планы по литературе для 8 класса. – Волгоград,»Учитель – АСТ», 2001 5.Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Краеведение на уроках развития речи.- Казань: РИЦ «Школа»,2007 6.Е.Н.Зубова Контрольно – измерительные материалы Литература: 8 класс.- М.:ВАКО, 2011 Для ученика 1.О.Д.Ушакова Понятия и определения: Литература/ Словарик школьника. – СПБ: издательский дом «Литера», 2005 2.И.О.Родин, Т.М.Пименова Литература. Учебно-справочное пособие. М.. ООО « Издательство Астрель», 2004 3. Литература: справочник школьника. М.: Филолог. Об-во «Слово», 1995 4. Ж.Н.Критарова Анализ произведений русской литературы.8 класс. – М.,»Экзамен»,2011 5.М.Г.Уртминцева. Словарь русской литературы./ Нижний Новгород: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997 ^ http://www.school.mos.ru/ Учитель и ученик. Информационно-методический сайт. http://www.debryansk.ru/~lpsch/ Информационные материалы по русскому языку и литературе. http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/str37.htm ^ http://gramota.direktor.ru ^ http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html ^ http://yamal.org/ook/ Учебно-тематическое планирование по русской литературе Класс 8 Учитель Нигаметзянова Л.И. Количество часов всего 70 часов; в неделю 2 часа Уроков вн. чт.7 часов, уроков р. р. 7 часов Планирование составлено на основе Программы по литературе для 5-11 классов (под ред. В.Я. Коровиной; авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.О. Збарский, В.П. Полухина). - М.: Просвещение, 2008. Учебник Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / Автор-составитель В.Я.Коровина и др. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2010 Дополнительная литература Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В.П. Полухиной и Т.Ф.Курдюмовой. - М.:2006. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 6 класс. – М.: Просвещение, 2000
|
![]() | Гильмановой Розы Акрамовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории | ![]() | «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт |
![]() | «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт | ![]() | Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции); Закона «Об образовании рт»» (в действующей редакции) |
![]() | Качественный состав учителей: 1 учитель высшей квалификационной категории, 3 учителя – первой квалификационной категории, 8 учителей... | ![]() | «2» сентября 2013 г. «2» сентября 2013 г от «2» сентября 2013г |
![]() | ![]() | В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | |
![]() | Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,... | ![]() | Рабочая учебная программа по литературе составлена для учащихся 11 класса на основе |