«Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев.)




Скачать 120.38 Kb.
Название«Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев.)
Дата публикации16.10.2013
Размер120.38 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Мы сами с усами

Праздник русского языка

Цели:

  • показать красоту и богатство русского языка, его значение в жизни каждого человека;

  • воспитывать уважение к русскому языку и русскому слову;

  • расширить и углубить знания о русском языке, увлечь тайнами и историей русского языка;

  • формировать интерес к языку и познавательную активность;

  • формировать умение выражать свои мысли;

  • способствовать развитию нестандартного мышления;

  • развивать творческие способности, смекалку, сообразительность.


Оборудование, оформление и реквизит.

1. Плакаты с высказываниями русских писателей:

  • «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». (М. Горький.)

  • «Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев.)

  • «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг...» (И. В. Гоголь.)

  • «Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира».

(К. Г. Паустовский.)

  • «Язык — это история народа. Язык — это путь циви­лизации и культуры... Потому-то изучение и сбереже­ние русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
    (А. И. Куприн.)




  1. Ребусы-названия команд.

  2. 2 волшебных круга.

  3. Карточки ООООО, слово «заказ» на карточке.
    5.Таблица.


  1. Картины «художника»: «Прислонился», «Нахлебница», «Наследник», «Поколение», «Следователь», «Граби­тель».

  2. Картинки точками — для заполнения по ходу выпол­нения заданий.

  3. Записка продавца.

«Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес... язык.

  • Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире? - спросил Ксанф.

  • Конечно, — ответил Эзоп, — разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?

  • Хорошо. Иди на базар и принеси мне теперь самую худшую вещь, — сказал Ксанф.

Эзоп пошел и принес... язык».

  • Как вы думаете, прав ли был Эзоп? (Высказывания детей.)

  • Да, он прав: язык может быть самой лучшей и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность лучше понимать друг друга. С помощью языка писатели и поэты создают свои лучшие произведения, но словом можно разжечь вражду и ненависть.

Недаром поэт сказал: «Сло­вом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести».

На земле насчитывается бо­лее 2 000 народов и примерно 6 800 языков.

Каждый язык живет своей жизнью и развивается по своим законам, имеет свою историю. Чтобы знать язык, недостаточно знать его орфографию. Но чем больше мы будем знать о нем, тем больше мы будем его любить. Ре­бята, сегодня мы встретились на празднике «Мы сами с усами», чтобы посоревноваться с Всезнайкой. Вы ведь тоже грамотный народ — все «сами с усами». Так говорят про тех, кто много знает.

В соревнованиях будут участво­вать 3 команды: вторые, третьи и четвертые классы. У каждой команды есть свой капитан. Каждый из вас должен быть активным, смекалистым, находчивым. За каждый пра­вильный ответ вы получаете возможность соединить одну точку с другой на рисунке. Побеждает та команда, которая первой закончит свой рисунок.

Итак, у нас есть 3 коман­ды, но у них нет названий. Это и будет нашим первым заданием.

^ Первый конкурс

Перед вами 3 ребуса. Каждая команда выбирает себе любой ребус, а отгадав его, узнает название своей команды. Все молодцы! Соединяем точки 1 и 2.

^ Второй конкурс

—А сейчас прочитайте слово на этой карточке («заказ»), а теперь наоборот—справа налево. Что вы заметили? (Сло­ва читаются одинаково.)

Слова или фразы, которые читаются слева направо и справа налево одинаково, называются палиндромы. Выслушайте второе задание Всезнайки. Каж­дая команда должна придумать как можно больше таких слов, но с одним условием — слово должно состоять не менее, чем из 5 букв.

(Шалаш, наган, казак, радар, заказ, комок, довод, мадам и т. д.)

Молодцы! Соединяем следующие точки на рисунке.

^ Третий конкурс

— Следующее задание Всезнайки также связано со словами-перевертышами.

Задание 4-му классу.

А я коварный газ.

И от меня не раз

Болела голова у вас.

Но не наделаю я бед,

А пригожусь вам на обед.

Сумейте лишь меня прочесть

Так, чтобы можно было съесть. (Угар рагу.)

Задание 3-му классу.

Протест я, но не смелый.

Лишь разговор без дела.

Меня переверните

И в лес с собой берите. (Ропот топор.)
Задание 2-му классу.

Меня тащи к телеге —

Я пригожусь при беге.

С конца меня прочтешь:

Наточишь бритву, нож. (Колесо оселок.)

— А сейчас посмотрите сценку «На уроке».

Сценка «На уроке»

Учитель. Расскажите нам, Иванов, о глаголе.

Ученик. Ну, значит, вот... как это... ну, значит, так: глагол — это, так сказать, значит... э-э-э, это часть речи, это, как ее... Ага, вспомнил! Глагол - это часть речи! Во! Э-э-э. Глагол обозначает... м-м- м... а, действие... этого... ну, как его, ну, этого самого, ну, предмета! Ну, еще это... на какие-то воп­росы... м-да... э-э-э. А-а, вот! Отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?»

Учитель. Садись, двойка.

— Как вы думаете, почему Иванов получил двойку? Что он сказал неправильно?

(Он получил двойку за культуру речи. Из огромного количества слов он употребил только 15 нужных, все остальное слова-паразиты.)

Четвертый конкурс

— Всезнайка решил провести конкурс смекалистых. Вам будут предложены метаграммы, анаграммы, загадки-складки. Итак, метаграмма — это загадка, в которой в заданном слове путем замены одной буквы на другую получается новое слово. Например, сом дом том — ком – лом.

Задание 4-му классу.

Я с л смягченным — под землей

Бываю каменный и бурый,

А с твердым — в комнате любой

В геометрической фигуре. (Уголь угол.)

Задание 3-му классу.

С твердым л я на стене:

Книги, например, на мне,

Но как только л смягчите —

Сразу в танец превратите. (Полка полька.)
Задание 2-му классу.

С ч над морем я летаю,

С г в машинах я бываю. (Чайка гайка.)

— Молодцы! Справились с заданием. Соединяем точки. А теперь анаграммы — это слова, получающиеся из других слов при перестановке в слове слогов или букв. Например, КОТ – ТОК.

^ Задание 4-му классу.

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь —

В кастрюлю я полезу. (Шпала —лапша.)

Задание 3-му классу.

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои —

И целый лес ты мною свалишь. (Липа пила.)
Задание 2-му классу.

Я дерево. В родной стране

Найдешь меня в лесах повсюду.

Но слоги переставь во мне —

И воду подавать я буду. (Сосна насос.)

— И с этим заданием вы справились, молодцы! Ну и теперь загадки-складки.

Задание 4-му классу.

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я... (хоккей)

Задание 3-му классу.

Это зелье ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется... (крапива)

Задание 2-му классу.

На бахче у нас растет,

Как разрежешь — сок течет.

Свеж и сладок он на вкус,

Называется... (арбуз)
Задание 4-му классу.

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека —

специальный... (каталог)
Задание 3-му классу.

Меня, посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую,

Обжигают с древних пор,

Называюсь я... (фарфор)
Задание 2-му классу.

Буквы-значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется все... (алфавит)

Пятый конкурс

— Молодцы! Вы проявили себя в конкурсе смекалис­тых, но Всезнайка придумал новое задание. Перед вами волшебный круг, в нем 6 букв (слово «колесо»). Читать
разрешается с любой буквы, в любом направлении, но обязательно подряд. Кто получит больше слов, у того в этом туре будет больше очков.

(Колесо, кол, оселок, лес, осёл, село, око, сокол, лесок, сок и проч.)

Шестой конкурс

— Внимание! А сейчас Всезнайка решил испытать ка­питанов! Им предстоит та же работа, но волшебный круг будет уже другой. Итак, слово «осадок».

(«Оса», «коса», «садок», «сад», «сок», «ода», «ад», «око», «код» и т. д.)

Пока капитаны работают, посмотрите сценку «Рецепт».

Сценка «Рецепт»

Врач. В каком классе учишься, молодой человек?

^ Ученик. В 4 «Бы».

Врач. «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы жи­вете в своем классе?

Ученик. Жутко дружно! Жутко весело!

Врач. Жутко и весело? А учитесь хорошо?

Ученик. Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

Врач. Порядок. В пух и прах хвалит. Да, болезнь серь­езная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Выле­читься ты можешь только сам.

(Врач дает рецепт — учебник русского языка.)

Седьмой конкурс

Сейчас мы ненадолго отправимся на игру «Поле чу­дес». Перед вами зашифрованное слово из 8-ми букв. ^ Это герой сказки Корнея Чуковского. Каждая команда по очереди называет букву. Каждая угаданная буква прино­сит 1 очко.

  • А теперь давайте проверим капитанов и то, что у них получилось.

^ Восьмой конкурс

— Уделим полминутки для шутки. Мы заказали не­сколько рисунков одному художнику. Оказалось, что он иностранец и еще плохо владеет русским языком.

Вот что у него получилось. Объясните, в чем его ошибки.

^ После объяснений детей нужно зачитать пояснения слов из толкового словаря.

Девятый конкурс

Недавно Всезнайка проходил мимо магазина. Он оказался закрыт, а на двери висела записка: «Через полчаса буду есть апельсины». Как это следует понять?

А как правильно надо написать? («Через полчаса буду. Есть апельсины».)

  • Помогите найти ошибку и здесь: «Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах». Кто дога­дался?

(«Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах».)

Десятый конкурс

— Неутомимый Всезнайка приготовил вам новое испы­тание. Перед вами 5 кружков — 00000, вам необходимо добавить к некоторым из них крючки, черточки и прочие знаки, чтобы получились слова. Буквы должны быть пись­менные. (Боров, браво, дробь, бровь и т. д.)

Одиннадцатый конкурс

— Сейчас мы поиграем в игру «Звук заблудился». Внимательно послушайте и догадайтесь, в каком слове заблудился звук.

  1. Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной».

  2. На виду у детворы крысу красят маляры.

  3. Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке.

  4. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме,
    Там ползет огромный лук с длинными усами.

  5. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,
    Но зато ему потом на крючок попался дом.

  6. Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей.

  7. Мы собирали васильки, на головах у нас щенки.

  8. Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.

  9. Жучка будку не доела: неохота, надоело.

  10. На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.

  11. Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

  12. Миша дров не напилил, печку кепками топил.

  13. Синеет море перед нами, летают майки над волнами.

  14. Сели в ложку, и — айда, по реке туда-сюда.

  15. Забодал меня котел, на него я очень зол.

  16. Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:
    Обязательно примите десять цапель перед сном».

  17. На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок!

  18. На волке сметана, творог, молоко,

Я рад бы поесть, да достать нелегко.

^ Двенадцатый конкурс

— Всезнайка неистощим на выдумки и предлагает вам отправиться к своим друзьям-сочинялкам в Городок по­эзии.

Вот вам опорные слова: учил — получил, умноженья — уваженья.

Тринадцатый конкурс

— Всезнайка не унывает и надеется найти момент, когда сможет оставить команды с носом. Перенесемся на несколько минут в игру «Звездный час». Перед вами слово «грамотей».
Какая команда составит больше слов, та и победит в этом конкурсе.

(«Герой», «море», «тема», «атом», «рота», «март», «гора», «грот», «рот», «гам», «маг», «торг», «том», «гейм» и проч.)

— Послушайте стихотворение узбекского поэта Сабира Абдуллы

«Выучи русский язык»:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

^ Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре —

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи —

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах.

Мир окрыляющих прекрасных книг.

Русское слово — свободы зарница.

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник —

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен.

Выучи русский язык!

— На этом наш праздник заканчивается. Спасибо за участие! До новых встреч!

Подведение итогов праздника. Награждение победи­телей.

Литература.

  1. Античная басня / Пер. с греч. и лат. М. Гаспарова. —
    М.: Художественная литература, 1991.


  2. Волина В. В. Праздник букваря. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

Волина В. В. 1000 игр с буквами и словами. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

Учитель. Расскажите нам, Иванов, о глаголе.

Ученик. Ну, значит, вот... как это... ну, значит, так: глагол — это, так сказать, значит... э-э-э, это часть речи, это, как ее... Ага, вспомнил! Глагол - это часть речи! Во! Э-э-э. Глагол обозначает... м-м- м... а, действие... этого... ну, как его, ну, этого самого, ну, предмета! Ну, еще это... на какие-то воп­росы... м-да... э-э-э. А-а, вот! Отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?»

Учитель. Садись, двойка.

Сценка «Рецепт»

^ Врач. В каком классе учишься, молодой человек?

Ученик. В 4 «Бы».

Врач. «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы жи­вете в своем классе?

Ученик. Жутко дружно! Жутко весело!

Врач. Жутко и весело? А учитесь хорошо?

Ученик. Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

Врач. Порядок. В пух и прах хвалит. Да, болезнь серь­езная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Выле­читься ты можешь только сам.

(Врач дает рецепт — учебник русского языка.)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев.) iconВикторина «Берегите русский язык» для 8-9 классов
Брейн-ринг встречаются знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Девиз нашей игры: Выучи...

«Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев.) iconКлассный час: «Поговорим о культуре речи»
...

«Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев.) icon«Прочь с дороги!»
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно...

«Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев.) iconР азвитие речи и общения детей. Родительское собрание
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно...

«Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев.) iconДля чего?
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение...

«Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев.) iconСочинение Всем известно, что русский язык это язык великой классической...
«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И. С. Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык –...

«Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев.) iconВ. Г. Белинский Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий

«Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев.) iconКнига в газете
Русский язык богат и велик. Мало этого, он обладает огромной силой. И созидательной, и разрушительной. В том числе потому, что вмещает...

«Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев.) iconО культуре речи и ловушках сквернословия
Русский язык богат и велик. Мало этого, он обладает огромной силой. И созидательной, и разрушительной. В том числе потому, что вмещает...

«Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев.) iconУрок-квн. Тема: «Наш великий русский язык»
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. С его помощью мы выражаем свои мысли, общаемся друг с другом. Это он помогает нам дружить,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница