Скачать 84.33 Kb.
|
Содержание Демонстрируются слайды с картин Венецианова на фоне “Романса” Свиридова.Логинова Карина. |
Сценарий конкурса чтецов, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова "Я лиру посвятил народу своему" Звучит “Тройка” Свиридова, первая часть. На фоне затихающей мелодии на сцене появляются ведущие. 1 ведущий. Добрый день, уважаемые ребята, педагоги, гости нашего сегодняшнего вечера. 2 ведущий. Мы рады приветствовать вас на конкурсе чтецов, посвященного 190-летию со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1 ведущий. Разрешите представить вам членов нашего многоуважаемого жюри:
2 ведущий. Николай Алексеевич Некрасов… Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”, “Я лиру посвятил народу своему”, “Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать”. Некрасов – поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости. Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми. 1 ведущий: “Если переехать в Ярославле Волгу и пойти прямо, то очутимся на столбовом почтовом тракте. Проехав 19 верст, увидим деревню, начинающуюся столбом с надписью “Сельцо Грешнево, душ столько-то, господ Некрасовых”. В этой деревне, в семье “господ Некрасовых” и провел свое детство будущий великий певец русского народа, его страданий, его духовной силы и красоты. 2 ведущий: Отцом поэта был человек грубый, малообразованный. Крестьяне ненавидели его за жестокость, не любила его и семья. Он бил детей, несправедливо обращался с женой. Неприютно, страшно было жить в доме. Из домашнего неуюта маленький Коля убегал в простор лугов и полей, вместе с крестьянскими ребятишками он ходил в лес за грибами, купался в реке, зимой катался с гор на санках. Но больше всего любил он Волгу. 1 ведущий: Однажды он встретил бурлаков. Запряженные в лямки, они тянули вверх по реке баржу с товарами. Он побежал за ними по берегу и, когда бурлаки остановились на отдых, услышал, как один из них сказал, что ему хотелось бы умереть, не дожив до утра. Мальчика ужаснули эти слова. Он убежал домой. Но утром снова пришел на берег Волги. И здесь, “на берегу родной реки”, он впервые ясно понял, как жестоко и несправедливо устроена жизнь. 2 ведущий: Мы приглашаем на сцену первого конкурсанта – Сулимова Никиту, ученика 6 класса. В его исполнении звучит отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда». 1 ведущий: Осенью 1832 года Николая увезли в Ярославль, в гимназию. Там его все полюбили за живой и общительный характер, за умение интересно рассказывать разные истории. С 7 лет он писал стихи. К 15-ти годам их собралась целая тетрадка. Он мечтал о Петербурге, об университете, о том, чтобы печатать свои стихи. В 1838 году он уехал в Петербург. Город встретил его неласково. Где и как он жил первое время, неизвестно. В 16 лет он очутился в столице один, без знакомых, без денег, так как отец отказался ему помогать, узнав, что сын решил поступать в университет, а не в военную службу. 2 ведущий: Из воспоминаний Некрасова: “Ровно 3 года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего и не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сом пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь”. 1 ведущий: Об университете в таких условиях нечего было и мечтать, но Некрасов ходил на лекции вольнослушателем. В шестнадцать лет он жил своим трудом, и между тем урывками учился, потом всю жизнь завидовал действительно образованным людям. Полуголодный, часто больной, он брался за всякую работу: за несколько копеек писал где-нибудь на рынке крестьянам письма, прошения, сочинял афиши, переписывал для актеров роли. 2 ведущий: Первая книжка стихов Некрасова – “Мечты и звуки” – была неудачной: он подражал Жуковскому, Лермонтову и другим поэтам. Поняв это, он бросился по книжным лавкам, собрал все книги и уничтожил их. 1 ведущий: Приглашаем ученицу 11 класса Попову Марию. Она исполнит стихотворение «В неведомой глуши…» (подражание Лермонтову). 2 ведущий: Решающая роль в становлении поэта принадлежит В. Г. Белинскому. Из воспоминаний Некрасова: “Моя встреча с Белинским была для меня спасением. Ясно припоминаю, как мы с ним вдвоем часов до двух ночи беседовали о литературе. После этого я долго бродил по улицам в каком-то возбужденном настроении, сколько для меня нового было в высказанных им мыслях”. 1 ведущий: Скоро в журналах стали появляться и другие стихи Некрасова о крестьянах. О нищей, разоренной деревне. 2 ведущий: На сцене Фадеева Екатерина, ученица 8 класса. Звучит стихотворение “Забытая деревня”. 1 ведущий: Задумав издание собственного журнала, Некрасов со своим другом Панаевым купили “Современник”, основанный в свое время Пушкиным. Они стали публиковать произведения лучших писателей той поры: Тургенева, Гончарова, молодого Льва Толстого, стихи самого Некрасова, Это были правдивые стихи о народной жизни, о народном горе, написанные простым, понятным языком. 2 ведущий: Приглашаем на сцену Фадееву Галину, ученицу 8 класса. Она исполнит стихотворение “Несжатая полоса”. 1 ведущий: В 1848 году умер Белинский. Это было большое потрясение и горе для поэта. Он потерял друга и учителя. Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени! ………………………. Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе, Едва ль не первый ты заговорил О равенстве, о братстве, о свободе. 2 ведущий: 1856 год ознаменовался выходом в свет нового сборника стихов Некрасова. На первой странице крупным шрифтом, как вступление ко всей книге, было помещено стихотворение “Поэт и гражданин” – разговор гражданина и поэта “чистого искусства” о Родине, о высоком назначении поэта. Сборник имел необычайный успех и был распродан за несколько дней. Те, кому не удалось купить книгу, переписывали ее от руки. 1 ведущий: Из письма Чернышевского Некрасову: “Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли “Ревизор” или “Мертвые души” имели такой успех, как ваша книга”. 2 ведущий: Шло время. Уходили из жизни лучшие люди, друзья, соратники: Белинский, Добролюбов, Чернышевский; приостанавливалось издание “Современника”, но поэт не сдавался, писал стихи и боролся за журнал. 1 ведущий: Некрасов мечтал писать просто, понятно, потому что он творил не только о народе, но и для народа. Он вводил в стихи народные прибаутки, пословицы, превосходно знал народный язык и бережно относился к каждому слову. Поэма “Мороз-Красный нос” – это грустная повесть о жизни одной крестьянской семьи. Одновременно это гимн красоте и величию русской женщины-крестьянки, тяжелой судьбе которой поэт посвятил множество замечательных стихов. 2 ведущий: В исполнении Кириленко Лилии, ученицы 5 класса звучит отрывок из поэмы “Есть женщины в русских селеньях” 1 ведущий: По общему складу к "Морозу Красному Носу" примыкает раньше написанная прелестная идиллия: "Крестьянские дети". Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей. 2 ведущий: Посмотрите на эти прекрасные, одухотворенные лица русских крестьянок, запечатленные кистью современника Некрасова, художника А.Г.Венецианова. ^ 1 ведущий: Приглашаем на сцену ученицу 5 класса Шимчишину Валерию. 2 ведущий: Стихотворение «Школьник» исполняет Сизых София, ученица 10 класса. 1 ведущий: На сцене ученица 9 класса Скурихина Александра. Она исполняет стихотворение «Тройка». 2 ведущий: Конкурсную программу продолжает Лушникова Дарья, ученица 7 класса. Звучит стихотворение «Несжатая полоса». 1 ведущий: На сцене следующий конкурсант – Ожигова Мария, ученица 8 класса. В ее исполнении прозвучит отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». 2 ведущий: В творчестве Некрасова образ женщины показан разносторонне: это и красавицы-крестьянки, и женщины-труженицы. Но это и женщины, способные на подвиг во имя любви, женщины, которые живут не в нужде, богатые, знатные, верные супружескому долгу, отказывающиеся от сословных и имущественных привилегий, женщины-дворянки. Об этом мы узнаём, читая поэму “Русские женщины”. Жёны декабристов Волконского, Трубецкого, Давыдова, Муравьёва и других бросили вызов Николаю I, вопреки его желанию отправились в Сибирь. 1 ведущий: Отрывок из поэмы исполняет Сизых Татьяна, ученица 8 класса. 2 ведущий: “Любимым детищем” назвал поэт поэму “Кому на Руси жить хорошо”, в нее вложил он самые заветные чувства, все знание русской жизни. 1 ведущий: Приглашаем следующего конкурсанта – Логинову Олесю, ученицу 7 класса. Она прочитает отрывок из поэмы «Волчица». 2 ведущий: Доля ты! — русская долюшка женская! Под палящим солнцем, обливаемая соленым потом трудится в поле мать, вынужденная брать с собой малых детей, которые своим призывным плачем, съедаемые мошкарой, зовут, торопят ее быстрее закончить работу. Ломит спину от тяжкого труда без отдыха, пот разъедает глаза, но некогда ей пожалеть себя, отдохнуть… 1 ведущий: Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» исполняет ученица 6 класса ^ 2 ведущий: В стихотворении «Железная дорога» Некрасов поднимает тему «благородного труда», ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости. 1 ведущий: Отрывок из стихотворения читает Кузнецов Владимир, ученик 6 класса. 2 ведущий: Мы приглашаем на сцену последнего конкурсанта, Рябова Александра, ученика 6 класса. В его исполнении звучит отрывок из стихотворения «Железная дорога» - «Песня мертвецов». 1 ведущий: До самых последних дней цензура нагло “исправляла” стихи Некрасова, коверкала их. Когда Россия узнала, что Некрасов тяжело болен, со всех ее концов стали приходить ему письма. У дверей квартиры постоянно стояла толпа, чтобы только услышать несколько слов о его здоровье. 2 ведущий: Из адреса, поднесенного студентами больному поэту: “Мы пожалеем тебя, любимый наш, дорогой певец народа, певец его горя и страданий… Из уст в уста передавая дорогие нам имена, не забудем мы и твоего имени и вручим его исцеленному и прозревшему народу”. 1 ведущий: 27 декабря 1877 года поэт скончался. Его хоронили в ясный морозный день. Газеты писали: “Петербург как будто проснулся раньше обычного, чтобы проводить поэта. Гроб всю дорогу несли на руках. За гробом шло множество людей, больше четырех тысяч: студенты, писатели, трудящаяся молодежь, крестьяне. Было очень много венков: “От русских женщин”, “Некрасову – студенты”, “Певцу народного горя”. Смолкли поэта уста благородные, Но ты оставил нам песни свободные, Ты научил нас не падать в борьбе - Вечная слава тебе! 1 ведущий: На этом наш поэтический вечер заканчивается. Поблагодарим всех участников аплодисментами. Сейчас жюри предстоит подсчитать баллы и определить победителей. 2 ведущий. Пока жюри подводит итоги, предлагаем вашему вниманию презентацию о Николае Алексеевиче Некрасове. 1 ведущий. Слово предоставляется членам жюри. Подведение итогов. Награждение. |
![]() | ... | ![]() | Анализ произведения месячника, посвященного 190-летию со дня рождения Н. А. Некрасова |
![]() | Конкурс проводился в рамках празднования 190-летия со дня рождения Н. А. Некрасова, в целях развития познавательного интереса к творчеству... | ![]() | Справка о проведении мероприятий, посвященных 190-летию со дня рождения Н. А. Некрасова |
![]() | Сегодня мы поведем разговор о поэте, который давно и пророчески предсказал не только свое, но и наше время | ![]() | Великое чувство патриотизма складывается из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, безмерной любви и почитании матери,... |
![]() | «Дети и книги» (далее – Конкурс) посвящен 265-летию со дня рождения писателя, философа А. Н. Радищева, 200-летию со дня рождения... | ![]() | Некрасова – уникального явления в отечественной поэзии и значимой страницы «ярославского текста» русской культуры. Именно поэтому... |
![]() | Некрасова – уникального явления в отечественной поэзии и значимой страницы «ярославского текста» русской культуры. Именно поэтому... | ![]() | Ведущий(2). 10 декабря 1821 года родился русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные,... |