Н. А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины, отправляющейся вслед за мужем в Сибирь.




Скачать 142.72 Kb.
НазваниеН. А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины, отправляющейся вслед за мужем в Сибирь.
Дата публикации16.10.2013
Размер142.72 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Н.А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины».

Величие духа русской женщины, отправляющейся вслед за мужем в Сибирь.

Цель:

  • продолжить знакомство с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова;

  • обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, совершенствовать навык выразительного чтения, умение выражать свои мысли, давать выборочную характеристику литературному персонажу;

  • развивать мышление, художественное восприятие, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;

  • воспитывать способность сопереживать, уважать чувства других людей, совершенствовать коммуникативную культуру.


Ход урока:

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского поэта Н.А. Некрасова, его биографией. Поскольку о детстве поэта, о его семье сохранилось немного свидетельств, мы возьмём отражённые в его произведениях факты, впечатления. /просмотр слайдов, дети читают комментарии к ним/

1 слайд:

^ КТО СЛУЖИЛ ВЕЛИКИМ ЦЕЛЯМ ВЕКА,

ЖИЗНЬ СВОЮ ВСЕЦЕЛО ОТДАЁТ

НА БОРЬБУ ЗА БРАТА ЧЕЛОВЕКА,

ТОЛЬКО ТОТ СЕБЯ ПЕРЕЖИВЁТ.

^ Н.А. НЕКРАСОВ. 1877 ГОД
Комментарий: действительно, слова Н.А. справедливы. Он, отдавший всю жизнь служению народу, почитаем им и любим.

  1. слайд:


Комментарий: родился Н.А. 10.12.1821 г. на Украине в местечке Немирово. В 1823 г семья Некрасовых переехала в с. Грешнево Ярославской губернии. Здесь и прошло детство будущего поэта.

Отец – Алексей Сергеевич - был человек крутого нрава, не щадил ни подданных, ни домочадцев. Детские годы оставили глубокий след в памяти Некрасова. Он был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, произвола, унижения человеческого достоинства. Вот почему спустя много поэт с горечью пишет о своём детстве: НЕТ! В ЮНОСТИ МОЕЙ, МЯТЕЖНОЙ И СУРОВОЙ,
^ ОТРАДНОГО ДУШЕ ВОСПОМИНАНЬЯ НЕТ;
НО ВСЁ, ЧТО, ЖИЗНЬ МОЮ, ОПУТАВ С ПЕРВЫХ ЛЕТ,
ПРОКЛЯТЬЕМ НА МЕНЯ ЛЕГЛО НЕОТРАЗИМЫМ,-
ВСЕМУ НАЧАЛО ЗДЕСЬ, В КРАЮ МОЁМ РОДИМОМ!

Трудно сказать, каким вырос бы мальчик. Но его спасло то, что рядом с ним была его мать Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, религиозная, умная, образованная. Именно она внушила сыну, что жить нужно во имя «идеалов добра и красоты». От отца Некрасов унаследовал только сильный характер и охотничью страсть.

Отец мой был охотник и игрок…

Не зол, но крут, детей в суровой школе

Держал старик, растил, как дикарей.

Мы жили с ним в лесу да в чистом поле,

Травя волков, стреляя глухарей.
3 слайд:

В 1832 году Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. В то время обучение в ней было поставлено из рук вон плохо. Большинство учителей были малообразованными. За каждую провинность они били своих воспитанников. Недаром спустя много лет Некрасов написал:

Когда придёшь, бывало, в класс

И знаешь: сечь начнут сейчас!

из поэмы «Суд»

конечно, прочные знания в таких условиях приобрести очень трудно. Николай Алексеевич целиком отдался приобретённой от матери любви к литературе.
В гимназии я ударился во фразёрство, начал почитывать журналы, в то же время писал сатиры на товарищей… А главное, что ни прочту, тому и подражаю. Так к 15 годам составилась целая тетрадь…

В основном он подражал поэтам-романтикам, хотя первые опыты сочинительства состоялись ещё в семилетнем возрасте…Гимназию Некрасов так и не закончил.

4 слайд:

Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк, получил военное образование. Но будущего поэта карьера военного совсем не привлекала. Он мечтал учиться в университете, заниматься литературным трудом. Некрасову ещё не было 17 лет, все его мысли были устремлены в Петербург:

Петербург – город великолепный и обширный!

Здесь, - думал я, - настоящая жизнь, здесь и нигде более счастье! – и как ребёнок радовался, что я в Петербурге

Крутой нрав отца столкнулся с решительным характером сына. Вопреки воле отца Некрасов решил поступить в Петербургский университет, но неудовлетворительная подготовка в Ярославской гимназии не позволила ему выдержать экзамены. Узнав о поступке сына, отец пришёл в ярость и лишил сына материальной поддержки. /чтение/

Желание поступить в университет меня не покидало… Начались экзамены в университете… Профессор всеобщей истории поставил единицу… Пошёл к ректору Плетнёву… Плетнёв принял вольнослушателем… Но учиться и зарабатывать хлеб трудно, и я бросил…

Этот период в жизни Некрасова называют периодом мытарств. Поэт рассказывал, что бывали такие тяжёлые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь и там за 5 копеек или за кусок хлеба писал крестьянам прошения, письма, а в случае неудачи отправлялся в Казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек. Пожалуй, никто из русских поэтов не испытал такой нужды, как Николай Алексеевич. Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова.

В 1840 году был опубликован первый сборник стихов «Мечты и звуки» под инициалами Н.Н. книга успеха не имела, но в неустанном труде вырабатывался мастер.

5 слайд:

Известность Некрасову принесло стихотворение «Еду ли ночью…» о жизни бедных и обездоленных людей. Николай Алексеевич писал о том, что ему было до боли знакомо.

Праздник жизни – молодости годы –

Я убил под тяжестью труда,

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени не был никогда.

Н.А. Некрасов. 1855 г.

Я купил Карабиху… Заплатил я дорого, но не жалею, потому что покупаю не для дохода, а для собственного проживания летом./в учебнике фото усадьбы/
Между этим вечно голодным и дрожащим от холода юнцом и этим солидным господином – почти 30 лет…ничего не свалилось с неба. И рассчитывать было не на что. «Выкарабкиваться из сору и грязи, как писал о себе поэт,- пришлось самому». Почти 30 лет труда и упорства. Конечно, талант. Но без воли талант мог бы не состояться или погибнуть. Некрасов состоялся как большой поэт и выдающийся журнальный редактор.

6 слайд:

^ Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Н.А. Некрасов. Элегия. 1874 г.


Действительно, он был певцом народа, он видел, как тяжела жизнь простых людей и удивлялся их бесконечному терпению.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она…

Н.А. Некрасов.

Несжатая полоса.1854

- Какую грустную думу наводит несжатая полоса?

- Какую награду получили строители железной дороги?

- Какие мысли у вас вызывает картина «Похороны крестьянина»?

7 слайд:

Николая Алексеевича очень многое связывает с Костромским краем. Многие его поэмы написаны с опорой на Костромские источники. Назовите эти поэмы. /»Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Коробейники»/

-Посмотрите на рисунок Серова. Какой эпизод поэмы он отразил? /чтение отрывка наизусть по желанию/

- Что делает старый Мазай? Почему?

- Какое произведение открывалось посвящением:

Какое произведение открывалось посвящением:

Другу-приятелю

Гавриле Яковлевичу

/крестьянину деревни Шоды,

Костромской губернии/?

Кто такой этот Гаврила Яковлевич?

Отрывок поэмы «Коробейники» «..Ох полным-полна коробушка..» стал народной песней.

8 слайд:

Особое место в творчестве Некрасова занимают образы русских женщин. Наверное, так выглядела крестьянка в эпоху Некрасова, который прославил лучшие черты женщины из народа в поэме «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС», отрывок из которой мы учили в 5 классе /чтение наизусть/. Какие черты русской крестьянки прославил поэт?

- красоту, статность, трудолюбие, смелость.

И вместе с тем автор печально констатирует факт:

Века протекали, всё к счастью стремилось.
Всё в мире по нескольку раз изменилось -
Одну только Бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки…


О лучших представительницах дворянского круга рассказал нам Некрасов в поэме «Русские женщины»

^ Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны. О них мы поговорим чуть позже.
9 слайд:

В середине 1870-х г.г. Николай Алексеевич тяжело заболел. Врачи долго не могли поставить диагноз. Установленная в 1876 году причина недуга звучала как приговор: рак. Лекарства, поездка в Крым, операция, сделанная лучшим венским хирургом не помогли. Некрасова мучили непрестанные боли, но он продолжал работать.

Вы видите обложки изданий книг, вышедших в разные годы при жизни поэта. Представлен здесь и самый первый сборник стихов, не имевший успеха. Автор дал комментарий относительно этих стихов, как бы оправдывая их несостоятельность:

Как тут таланту вырасти,

Как ум тут развернёшь,

Когда в нужде и сырости

И в холоде живёшь!

Когда нуждой-заботою

Посажен ты за труд

И думаешь, работая:

Ах, что-то мне дадут!..

В марте 1877 года вышел сборник «Последние песни». Это поэтическое завещание, в котором Некрасов подводит итог своей жизни.

10 слайд:

Вечером 8 января 1878 года Н.А. Некрасов скончался. Морозным утром от его квартиры на Литейном проспекте в сторону Новодевичьего кладбища двинулась траурная процессия. Гроб всё время несли на руках. По словам очевидцев, проститься с любимым поэтом пришло свыше пяти тысяч человек. Такого ещё не видел Петербург.

Вывод:

Роль Н.А. Некрасова в русской литературе велика. Он существенно обновил традиционные жанры поэзии: ввёл гражданские мотивы в элегию, политические мотивы в романс, творчески освоил фольклор, приобщил его к современной поэзии.

Ознакомившись с фактами биографии этого замечательного поэта, как вы можете охарактеризовать его человеческие качества?

- решительность, твёрдость, целеустремлённость, упорство в достижении цели, трудолюбие, сострадание к чужому горю.

Переходим ко второй части нашего урока: поэма «Русские женщины». Мы поговорим об исторической основе поэмы, об образе главной героини – княгине Е.И. Трубецкой, об особенностях жанра поэмы, о композиции произведения, конфликте.

Поэму «Русские женщины» Некрасов написал в Карабихе летними месяцами 1871 и 1872 гг. он рассказывал, что ему мешали 2 обстоятельства:

  1. Цензура, повелевающая касаться предмета только сторонкою;

  2. нежелание русских аристократов сообщить факты.

Но мы находимся в более выигрышном положении, потому что в наше время опубликованы мемуары декабристов, их жён, сохранившиеся документы, портреты. Познакомимся с исторической основой поэмы. /просмотр слайдов о Е.И. Трубецкой/

1 слайд:

^ Е.И. ТРУБЕЦКАЯ – ЖЕНА СЕРГЕЯ ПЕТРОВИЧА ТРУБЕЦКОГО - ПЕРВАЯ ИЗ ЖЁН ДЕКАБРИСТОВ, ПОСЛЕДОВАВШАЯ ЗА МУЖЕМ В СИБИРЬ.

2 слайд:

С.П. ТРУБЕЦКОЙ – ПОЛКОВНИК ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ПОЛКА, УЧАСТНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 Г., ИМЕЛ НАГРАДЫ. БЫЛ НАЗНАЧЕН «ДИКТАТОРОМ» ВОССТАНИЯ, НО НА СЕНАТСКУЮ ПЛОЩАДЬ НЕ ЯВИЛСЯ. ОСУЖДЁН ПО 1 РАЗРЯДУ.



  1. слайд:

Из воспоминаний сестры Екатерины Ивановны – Зинаиды Ивановны Лебцельтерн: «Путешествие продолжалось 6 недель, ехали днём и ночью, и хотя у сестры началась лихорадка, она так стремилась догнать князя и так боялась, что ей это не удастся, что не желала слушать никаких уговоров…»

А ехать ей было совсем не близко: по карте проследим путь княгини. Интересен факт, что дорога её пролегала через Кострому по Старо-Вятскому тракту на Вологду мимо нашей деревеньки. Тракт проходил через д. Дюково. Там был домик станционного смотрителя, где можно было отдохнуть, поменять лошадей.

4 слайд:

Дорога к мужу пролегала через Иркутск, главный город Восточной Сибири. Гражданский губернатор Цейдлер получил приказ: уговорить Екатерину Ивановну вернуться назад в Россию. В случае отказа вернуться она должна подписать отречение от титула, имущества, возможности вести привычный образ жизни.
^ ЖЕНА, СЛЕДУЯ ЗА СВОИМ МУЖЕМ, ПОТЕРЯЕТ ПРЕЖНЕЕ ЗВАНИЕ, Т.Е. БУДЕТ ПРИЗНАНА ЖЕНОЙ ССЫЛЬНОКАТОРЖНОГО;
ДЕТИ, КОТОРЫЕ РОДЯТСЯ В СИБИРИ, ПОСТУПЯТ В КАЗЁННЫЕ ЗАВОДСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ;
^ НИ ДЕНЕЖНЫХ СУММ, НИ ЦЕННЫХ ВЕЩЕЙ ВЗЯТЬ С СОБОЙ НЕ ПОЗВОЛЕНО…
ИЗ ПОДПИСКИ, ДАННОЙ ЖЁНАМИ ДЕКАБРИСТОВ В ИРКУТСКЕ


  • «…Чувство любви к Другу заставило меня с величайшим нетерпением желать соединиться с ним, но со всем тем я старалась хладнокровно рассмотреть своё положение и рассуждала о том, что мне предстояло выбирать. Оставляя мужа, с которым я была 5 лет счастлива, возвратиться в Россию и жить там во всяком внешнем удовольствии, но с убитой душой, или из любви к нему, отказавшись от всех благ мира с чистой и спокойной совестью, добровольно предать себя унижению, бедности, и всем неисчислимым трудностям…в надежде, что, разделяя его страдания, могу хоть мало скорбь его облегчить… Строго испытав себя, удостоверилась, что силы мои душевные и телесные не позволят мне избрать первое, а ко второму сердце сильно влечёт меня…»

Е.И. Трубецкая

Вот на этом заканчивается действие в поэме. Вы читали отрывок из неё. На самом деле, в поэме 2 части, которые связаны единым мотивом дороги. Некрасов любил этот образ, а его герои нередко странники. Покинув родимый дом, стала странницей и княгиня Трубецкая. За время её поездки решающих событий, кроме встречи с губернатором в Иркутске, не происходит. В полном варианте поэмы сюжет дополнен снами княгини, в которых автор описывает её прошлое: беззаботное детство, счастливая влюблённость, путешествие с мужем в Италию и … восстание на Сенатской площади, которого на самом деле Трубецкая не видела. Мы проанализируем кульминационный эпизод поэмы «Встреча с губернатором в Иркутске». События, отражённые в поэме, имели место в реальной жизни. Об этом свидетельствуют мемуары декабриста Розена.

Откройте тетради по литературе./работа с таблицей/

^ Какие трудности ждут княгиню? Худ. Детали. Реакция Екатерины Ивановны черты хар-ра

8 месяцев зима

Население Сибири – каторжники

Мнимое равнодушие к ней мужа

Он будет несчастлив здесь с ней

Не будет лошадей

Она пойдёт этапом

1.Какие аргументы выдвигает губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться?

2.Какими художественными деталями изобразил ожидающие княгиню невзгоды Николай Алексеевич? /2 и 3 пункты рассматривать параллельно/

3.Какова была реакция Екатерины Ивановны на его слова?

4. Какие черты характера этой русской женщины проявились в данной ситуации?

- Что свидетельствует о том, что решение княгини не временный порыв, а результат твёрдого, осмысленного убеждения в своей правоте.

- Как бы вы определили тему и идею поэмы?

* о силе духа русской женщины /обратиться к определению силы духа:

^ Сила духа – внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

И не только о выполнении женского долга следовать за мужем «в счастии и несчастии», но и в том, что, исполняя свой долг, декабристки поневоле наполняли его гражданским содержанием, поддерживая «государственных преступников». Хотя в реальной жизни женщины не только не разделяли политических взглядов своих мужей, но и не знали о существовании заговора.

Главная мысль заключается в том, что декабристы и их жёны сильны сознаньем своей правоты. Мужчины думали о лучшем будущем для страны, и для этого им жизни не жаль, а женщины поддержали их. Некрасов выразил это в строках:

«Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было вновь,

Ему простила б я…»

- Почему героиня не жалеет об оставленном титуле, богатстве?

Чтение по ролям фрагмента на с. 126./ …благодарю за добрый ваш совет – ему простила я/

- Почему княгиня называет высший свет «вырубленным лесом»?

- Как вы понимаете выражение «там люди заживо гниют»?

- Какой вы сделаете вывод о причинах отъезда в Сибирь княгини, о целях её поездки?

* она мечтает быть рядом со своим мужем, не может находиться в обществе продажных, лицемерных и тупых.

Некрасов назвал своё произведение поэмой. К какому виду поэм можно отнести произведение?

  • в произведении есть черты повествовательные, сюжетность, присутствует открытое выражение чувств героев, значит это поэма лиро-эпического характера.

  • Кроме этого, поэму пронизывает и драматический элемент.

С чего начинается поэма?

* со стремительного бега возка, затем показано, как отец готовит возок для дочери, прощание, и снова бег возка. Почему автор нарушил временную последовательность событий?

* сборы и прощание даны как воспоминание. Это усиливает драматизм. Княгиня в дороге, её сердце рвётся пополам. Она любит родных, но к мужу кроме любви её зовёт ещё и долг.

- На чём основан конфликт поэмы?

* на противоборстве характера и обстоятельств.

- Чем заканчивается заключительный эпизод поэмы?

* победой героини. Ей позволено завершить свой путь к мужу.

- Какое впечатление произвело на вас это произведение?

- Какие чувства вызвал поступок Екатерины Ивановны?

- Как вы считаете, эта женщина сможет выдержать суровый климат Сибири и другие трудности, предсказанные губернатором? Почему?

Давайте посмотрим, что было дальше с Екатериной Ивановной. Некрасов нам об этом не рассказал. Материал взят из книги «Декабристы и Сибирь». Фото сделано с рисунков Николая Александровича Бестужева, декабриста.


  1. слайд:

Несмотря на уговоры, угрозы Екатерина Ивановна подписала отречение и приехала в деревню, где в тюрьме находился её муж. Это был рудник Благодатский. По воспоминаниям княгини Волконской, деревня состояла из одной улицы, окружённой горами.

  • В темных штольнях трудились ссыльнокаторжные. Работали декабристы наравне с уголовниками, а вот содержали их гораздо хуже. Каторжанин после работ возвращался в домик, где жила его семья, и был расконвоирован.




  • Когда на рудник приехали жёны декабристов – Е.И. Трубецкая и М.Н. Волконская, они увидели, в каких ужасных условиях живут их мужья.




  • ^ Из воспоминаний Зинаиды Ивановны: «Два раза в неделю женам разрешалось навещать их и беседовать с ними. В остальные дни они просто приходили на место, мимо которого вели арестантов, и молча на них смотрели. Однажды князь заметил, что у Кати распахнуты меховые сапожки. Оказалось, что она вытащила тесёмки и пришила к шапке, которую смастерила для одного из заключённых, чтобы тот мог защитить голову от ужасного холода, царившего внутри шахты. Она тогда отморозила себе ноги. Потом, казалось, всё это прошло, но спустя какое-то количество лет она уже не могла ходить, её возили в кресле…»

  1. слайд:

Семь месяцев прожили в Благодатском руднике Екатерина Ивановна и Мария Николаевна в курной крестьянской избе со слюдяными стёклами. Изба была так тесна, что когда ложились спать, голова касалась стены, а ноги упирались в дверь. Пища была очень скудная: суп, каша, хлеб и квас. Однако приезд женщин благотворно повлиял на жизнь декабристов. Трубецкая и Волконская, отказывая себе во всём, старались облегчить участь узников, посылая в тюрьму всё необходимое. А самое главное, они помогали заключённым, лишённым права переписки, связаться со своими семьями.

  1. слайд:

В эпоху прибытия нашего в Читу это была маленькая деревушка заводского ведомства, состоящая из нескольких полуразрушенных хат.
М.А. Бестужев, декабрист
в Чите жили жёны 8 декабристов. Купленные у местных жителей, построенные ими дома вытянулись в небольшую улочку. Её называли Дамская. Жёны декабристов стали главным связующим звеном со всем миром, каждая писала в день по нескольку писем, передавая всё, что хотел сообщить о себе тот или иной узник. Стараниями женщин в Чите была открыта первая аптека, они добыли краски и бумагу для Н. Бестужева, инструменты для Торсона, медикаменты и травы для доктора Вольфа.


  • «Всякий день каждая из них подходила украдкой к частоколу, чтобы взглянуть на своего мужа … и нередко случалось, что часовой, исполняя приказ начальства, отгонял посетительницу прикладом».


^ И.Д. Якушкин, декабрист

7 слайд:

Из Читы заключённых перевели в Петровск. Там находился завод, где плавили чугунную посуду, вытягивали проволоку. Здесь жёнам декабристов было разрешено жить в тюрьме вместе со своими мужьями. «Каждая из нас устроила свою тюрьму, по возможности, лучше»,- писала М.Н. Волконская.

  1. слайд:

Это дом, где жила в Петровске Е.И. Трубецкая до разрешения шефа жандармов графа Бенкендорфа проживать в тюрьме. Это дом, где жила в Петровске Е.И. Трубецкая до разрешения шефа жандармов графа Бенкендорфа проживать в тюрьме.

  1. слайд:

Каземат понемногу пустел. Заключённых увозили, по наступлении срока каждого, и расселяли по обширной Сибири. С.П. Трубецкой был отправлен на поселение в с. Оёк Иркутской губернии. Екатерина Ивановна последовала за ним.

  1. слайд:

^ Через некоторое время семья Трубецких получила разрешение поселиться в Иркутске.

  1. слайд:

Спустя 30 лет – в 1857 году – разрешено было С.П. Трубецкому вернуться в Россию. Сначала в Киев, а затем и в Москву. Екатерина Ивановна не дожила до этих времён. Она похоронена в Иркутске.

  1. слайд:

  • «…счастье найдёшь всюду, при любых условиях; оно зависит прежде всего от нашей совести; когда выполняешь свой долг, и выполняешь его с радостью, то обретаешь душевный покой», - писала М.Н. Волконская.

  • ^ Затронутую тему продолжу стихотворением Т. Кузовлевой:

На Руси это издавна чтимо,

Это в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаньях, скитаньях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Всё же исповедь вспоминалась:

Мы не просто вдвоём, мы-семья.


  • «Они бросили всё: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть. Ни в чём не повинные, они долгие годы переносили всё, что перенесли их мужья… они благословили нас в новый путь…» - писал Ф.М. Достоевский.

  • Каким человеком представили вы Екатерину Ивановну?

  • Подводя сказанному итог, можно с уверенностью утверждать, что жизнь Екатерины Ивановны, как и других жён декабристов, – это подвиг во имя любви. Нельзя не восхищаться величием духа русской женщины, добровольно последовавшей за мужем в Сибирь.

Чуть ранее мы называли черты характера Николая Алексеевича Некрасова и Екатерины Ивановны Трубецкой. Назовите общие черты.

  • решительность, упорство, целеустремлённость.

- Можно ли утверждать, что сила духа помогла не умереть на чердаке Николаю Алексеевичу в трудные для него годы, а Екатерине Ивановне выдержать с честью испытание Сибирью.

- Почему у людей разных эпох, разных полов выделяются сходные черты характера?

  • это национальные черты русского человека. Именно благодаря людям, наделённым такими качествами, с достоинством выстояла наша Родина в лихие времена. Нельзя не верить, что Россию ждёт светлое будущее, пока не перевелись на ней «сильные духом» люди.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины, отправляющейся вслед за мужем в Сибирь. iconТемы сочинений. Небольшие письменные ответы на вопросы. 9
Н. А. Некрасов. «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча...

Н. А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины, отправляющейся вслед за мужем в Сибирь. iconПлан конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь...
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»

Н. А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины, отправляющейся вслед за мужем в Сибирь. iconСписок чтения для 10 класса
Три сестры", "Вишневый сад". Н. А. Некрасов. Стихотворения. Поэмы "Русские женщины", "Мороз

Н. А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины, отправляющейся вслед за мужем в Сибирь. iconСписок литературы для обязательного чтения по программе В. Я коровиной
Тургенев И. С. Записки охотника / Бирюк. Певцы. Хорь и Калиныч/ Некрасов Н. А. Русские женщины

Н. А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины, отправляющейся вслед за мужем в Сибирь. iconСписок литературы для поступающих в 8 –е классы Древнерусская литература
Некрасов Н. «Русские женщины». Саша. Стихотворения Лесков Н. «Тупейный художник», «Человек на часах»

Н. А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины, отправляющейся вслед за мужем в Сибирь. iconВ. А. Сухомлинский Вступительное слово учителя
Именно поэтому с образом женщины тесно связана одна из «сквозных тем» в русской литературе – тема дома и семьи. Вот почему так важен...

Н. А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины, отправляющейся вслед за мужем в Сибирь. iconУрок-семинар по литературе в 11 классе Тема: Образ женщины в современной русской литературе
Тема: Образ женщины в современной русской литературе (по произведениям А. И. Солженицына, Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина)

Н. А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины, отправляющейся вслед за мужем в Сибирь. iconВ чем состоит успех современной женщины?
Умение женщины состоит в выборе именно той, подходящей для себя, интересной сферы и подходящих условий. Наш конкурс для женщин, которые...

Н. А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины, отправляющейся вслед за мужем в Сибирь. icon«Женщины и война»
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, флэш-память с презентацией «Женщины и война», фонограмма песен, микрофоны

Н. А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины, отправляющейся вслед за мужем в Сибирь. iconКнига первая: «Уходят мужчины…»
«Женщины подчиняются нам, но любое разумное существо, если его угнетать, может взбунтоваться. Поэтому в будущем женщины могут взять...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница