Скачать 63.45 Kb.
|
Содержание Чтение в полголоса.Подведение итогов. |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУРСУ «КРУГ ЧТЕНИЯ» ТЕМА: «С.А. ЕСЕНИН «БЕРЕЗА»» УЧИТЕЛЬ: ЕМЕЛЬЯНОВА Л.П. Цели урока.
Оборудование:
На предыдущем уроке я попросила вас найти и красиво оформить стихотворение о зиме, которое вам бы хотелось выучить наизусть. Посмотрев ваши работы, я не удивилась и очень обрадовалась выбору большинства из вас. Поэтому сегодня мы прикоснемся к перу великого русского поэта, написавшего это замечательное стихотворение. Конечно, вы догадались, о ком идет речь. Перед вами портрет поэта – это Сергей Александрович Есенин. Посмотрите на доску и попробуйте угадать название произведения, над которым мы будем работать. («Береза») Итак, С.А. Есенин «Береза» (На доске портрет поэта, его краткая биография и репродукции картин с изображением березы и зимних пейзажей) С.А. Есенин (1895-1925гг) – русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Во многих произведениях автора присутствует образ русской природы. «Береза» - это первое стихотворение, которое он написал для детей в 1914. Давайте тихонько посидим - полюбуемся вашими красавицами березками и послушаем, что вы знаете об этом дереве. (Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Оно взяло для своего наряда два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как эти цвета ему к лицу! Береза добра к людям. В стародавние времена люди нарекли ее деревом четырех дел: первое дело - мир освещать, второе - крик утешать, третье - чистоту соблюдать, четвертое – больных исцелять. Береза – священное и любимое народом дерево. Ее называли самыми ласковыми словами: стройная, кудрявая, тонкая, белая, пушистая, веселая. Русская береза – душа русского народа.) В стихотворении береза поэт хотел показать красоту родной природы, нежную глубокую любовь к ней. Образ березы становится у Есенина символом Родины, России.
Выразительное чтение стихотворения учителем на фоне музыки «Февраль» П.И. Чайковского из альбома «Времена года». Какое настроение навеяло на вас стихотворение? (Восхищение, очарование, любование) Давайте представим, что мы вместе с Есениным подходим к окну…. Какая картина возникла в вашем воображении? (Тишина. Красавица-береза в белом наряде.) Что произвело на вас особое впечатление? (Необыкновенная красота березы и восхищенное отношение к ней автора) Итак, какой же главный образ предстает перед нами? (Береза) Как вы думаете, почему она привлекла внимание поэта? Ведь он много раз видел ее и раньше из своего окна. (Она очень изменилась, преобразилась, стала ослепительно красива под снегом) Какой же увидел зимнюю березу С.А. Есенин? («распустились кисти», ветки осыпаны серебром, «горят снежинки в золотом огне»…) Какие чувства вызвала береза у автора? (Удивленное любование, восхищение, восторг)
Неторопливо прочитайте стихотворение про себя, поразмышляйте над его содержанием и приготовьтесь читать вслух. Какое время суток рисует С. Есенин? (Утро) Почему? Какие слова и выражения указывают на это? Найдите их в тексте.
2. «Сонная тишина», значит, природа только просыпается 3. Занимается заря, «лениво обходя кругом». Новый день побеждает ночь, солнце восходит осторожно, не «торопясь» ) Утро солнечное или пасмурное? (Солнечное. «Горят снежинки в золотом огне») С чем сравнивает поэт снежинки? (С серебром, снегом) А ветви березы? (С каймой, кистями, бахромой) Выясним лексическое значение этих слов, используя словари В. Даля, Ушакова, Ожегова. (Кайма – полоса какого-либо предмета, отличающаяся цветом, узором, материалом. Бахрома – гладкая тесьма с висящим с одной стороны рядом свободных нитей) Как вы думаете, почему С.А. Есенин говорит о березе «принакрылась снегом», «распустились кисти»? (Поэт одушевляет березу, саму природу – чудесную мастерицу, создательницу красоты) Задумайтесь, почему автор выбрал именно глагол «принакрылась»? Каково значение этого слова? (Принакрылась – слегка накрылась) Можно ли сказать иначе? Какие другие глаголы возможны? (Укрыться, накрыться. Однако эти глаголы имеют несколько другое лексическое значение. Укрыться – скрыться, спрятаться Накрыться – полностью укрыть себя чем-либо) Какое слово употреблено в стихотворении Есенина три раза? (Слово «белый») Как вы думаете, почему автор это сделал? (Белый – любимый цвет зимы. Поэт хотел показать именно зимнюю березу, в ее белом наряде) А какое чувство, настроение связано с белым цветом? (Чистота, свежесть, праздничность) Давайте найдем в стихотворении строчки, в которых говорится о праздничном зимнем наряде березы. («Белая береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «горят снежинки в золотом огне», «на пушистых ветках белою каймой распустились кисти белой бахромой»)
Какие задачи вы должны поставить перед собой, чтобы прочитать стихотворение выразительно? ( 1. Показать красоту зимней березы 2. Вызвать у слушателя чувство восхищения родной природой) Прислушайтесь к себе. Как назовете настроение, которое ам хотелось бы передать при чтении? (Торжественное, восторженное, загадочное, волшебное, светлое) Перечитайте еще раз стихотворение и подумайте, какие звуки чаще всего встречаются в тексте? (звуки [а] [о] [э]) Для чего автор использует такой прием? (Они звучат долго, предавая плавность, певучесть произведению) Какую интонацию и темп выберем при чтении? (Интонация - спокойная, мелодичная; темп - неторопливый, медленный). Подумайте, какие главные слова выделите голосом? Дети расставляют логическое ударение, подчеркивают главные слова, ставят логические паузы.
Соблюдая логические паузы, выделяя голосом главные слова, с нужной интонацией прочитаем стихотворение в полголоса.
Несколько учащихся читают стихотворение.
Удалось ли показать красоту родной природы? Сумели ли мы вглядеться в «очарование русского пейзажа» и восхититься красотой березы в зимнем наряде?
Заканчивается наше знакомство с произведением С.А.Есенина «Береза». Может быть, сегодня кому-то еще повезло, и счастливая встреча с близким для него стихотворением состоялась. Кому-то поэт помог открыть для себя что-то новое, на которое он раньше не обращал внимания. И это естественно, ведь поэзия Есенина удивительно «земная» и вместе с тем озарена немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире, великой любви к Родине. Погружаясь в стихию есенинского стиха, мы вновь и вновь слышим: Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть,- Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». Спасибо всем вам за работу! Ваше домашнее задание – постарайтесь, как и Сергей Александрович, увидеть в обычном необычное и изобразить это красками, а стихотворение выучите наизусть. |
![]() | Продолжить работу над произведениями С. А. Есенина, познакомить со стихотворением «Берёза» | ![]() | Познакомить учащихся с творчеством С. Есенина и его стихотворением «Берёза». Активизировать чувственное восприятие художественного... |
![]() | Цель: познакомить учащихся с краткой биографией и со стихотворением С. А. Есенина | ![]() | Сергей Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове. Воспитывался у деда |
![]() | Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного чтения, умения определять тему, идею прочитанного, умения работать над... | ![]() | Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение С. Есенина «Берёза»? |
![]() | ... | ![]() | Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж.... |
![]() | Цели урока: ввести учащихся в мир поэзии С. Есенина; активизировать внимание, мыслительную деятельность учащихся на уроках литературного... | ![]() | Оборудование: презентация, листы со стихами поэта «Черёмуха», «Белая берёза», словарь настроений |