Контрольная работа по Очерку в истории журналистики «Мастерство А. М. Горького в создании очерков»




Скачать 168.98 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по Очерку в истории журналистики «Мастерство А. М. Горького в создании очерков»
Дата публикации08.10.2013
Размер168.98 Kb.
ТипКонтрольная работа
www.lit-yaz.ru > Литература > Контрольная работа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Контрольная работа

по Очерку в истории журналистики


«Мастерство А. М. Горького в создании очерков»

Выполнила:
Проверила

2006




Содержание





Введение ……………………………………………………………………

3

1. Творчество А. М. Горького …………………………………………….

4

2. А. М. Горький – мастер реалистического очерка ………………….

7

Заключение …………………………………………………………………

15

Список литературы ………………………………………………………..

16


Введение



Классиков художественного слова отбирает история. Неумирающее величие идеи, неостывающая горячность благородных человеческих страстей, вечно живая прелесть поэтических образов открывают произведению и его автору дорогу в первые ряды мировой литературы. Писатели подобного ранга являются вехами в истории национальных литератур. Справедливо и закономерно, что именно такие писатели бо-лее всего привлекают к себе внимание исследователей.

В нашей стране всегда высоко ценилось мастерство очеркиста. Расцвет очеркового жанра в отечественной литературе и прежде являлся результатом активного участия передовых литераторов в общественной жизни в наиболее острые моменты освободительной борьбы. Лучшим доказательством этого утверждения служит развитие демократического нравоописательного очерка 1840-х годов, теоретически и организационно поддержанного Белинским, и последующий расцвет реалистического очерка, связанный с подъемом русского освободительного движения в 60—70-х годах XIX столетия. Бессмертное наследие русской очерковой литературы прошлого века, вершинами которой были произведения Некрасова, Герцена, Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского, Чехова, Короленко, до сих пор сохраняет свою идейную остроту и силу художественного воздействия. Велико также значение бытописательного очерка в русском художественном процессе 1840-х годов, как одного из ведущих жанров новой реалистической литературы, знакомившего читателя с подлинными условиями жизни народа.

Несомненно, одним из ярких мастеров очерка являлся А. М. Горький. Основанная им школа советского очерка привлекла лучших писателей, вырастила талантливую молодежь. Очерки А. М. Горького всегда отличались остротой и своеобразием, что сохранило их актуальность и в наше время. Учитывая вышесказанное, я выбрала данную тему контрольной работы.
  1. ^

    Творчество А. М. Горького



Максим Горький, настоящее имя - Пешков Алексей Максимович (1868 – 1936 г.г.), прозаик, драматург, поэт, публицист. Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра краснодеревщика. После смерти отца жил в семье деда В. Каширина, владельца красильного заведения. В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начал работать, сменив многих "хозяев": посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др. Только чтение книг спасало его от отчаяния беспросветной жизни.

В 1884 г. Горький приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту - учиться в университете, но очень скоро, поняв всю нереальность такого плана, стал искать работу. В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. Горький начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян (с народником М. Ромасем в селе Красновидово). С 1888 г. начинаются странствия Горького по России, с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа.

М. Горький прошел через донские степи, по Украине, до Дуная, оттуда - через Крым и Северный Кавказ - в Тифлис, где провел год, работая молотобойцем, затем конторщиком в железнодорожных мастерских, общаясь с революционными деятелями и участвуя в нелегальных кружках. В это время он написал свой первый рассказ - "Макар Чудра", опубликованный в тифлисской газете, и поэму "Девушка и смерть" (напечатана в 1917 г.).1

С 1892 г., вернувшись в Нижний Новгород, Горький занялся литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 г. его рассказы появляются в столичных журналах; в "Самарской газете" Горький стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегу -

диил Хламида. В 1898 г. вышли в свет "Очерки и рассказы" Горького, сделавшие его широко известным в России. Горький много трудился, быстро вырастая в большого художника, новатора, способного повести за собой. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм ("Старуха Изергиль", "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике").

В 1899 г. был опубликован роман "Фома Гордеев", выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого же года он приехал в Петербург, где познакомился с Михайловским, Вересаевым, Репиным; позже в Москве – с Л. Толстым, Л. Андреевым, А. Чеховым и другими писателями.

В 1901 - 1902 г.г. М. Горький написал свои первые пьесы "Мещане" и "На дне", поставленные на сцене МХАТа, в 1904 г. - пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары".

В революционных событиях 1905 г. Горький принимал самое активное участие и был заключен в Петропавловскую крепость за антицарские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставил правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 г. Горький прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке".

По возвращении в Россию М. Горький написал пьесу "Враги" и роман "Мать" (1906 г.). В том же году Горький уехал в Италию, на Капри, где жил до 1913 года, все силы отдавая литературному творчеству. В эти годы были написаны пьесы "Последние" (1908 г.), "Васса Железнова" (1910 г.), повести "Лето", "Городок Окуров" (1909 г.), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910 – 1911 г.г.).

Используя амнистию, в 1913 г. Горький возвратился в Петербург, где начал сотрудничать с большевистскими газетами "Звезда" и "Правда". В 1915 г. он основал журнал "Летопись", руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренев, Гладков и др.

После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". Он высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков...", размышлял о роли интеллигенции в спасении нации.

Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство "Всемирная литература". В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, когда многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

В 1921 г. Горький по настоянию Ленина поехал лечиться за границу (возобновился туберкулез). Сначала он жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Там он продолжал много работать: закончил трилогию - "Мои университеты", написал роман "Дело Артамоновых" (1925 г.), начал писать книгу "Жизнь Клима Самгина", которую так и не окончил. В 1931 г. Горький вернулся на родину. В 1930-е годы он вновь обратился к драматургии: "Егор Булычев и другие" (1932 г.), "Достигаев и другие" (1933 г.).

Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени, Горький написал литературные портреты Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, очерк "В. И. Ленин". В 1934 г. усилиями М. Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей.

  1. ^

    А. М. Горький – мастер реалистического очерка



Оценивая публицистическое наследие A. M. Горького, необходимо отметить его очерки, многие из которых стали классикой русской литературы и журналистики. В особом ряду стоят его воспоминания. Именно в мемуарном жанре Горький создал ряд несомненных шедевров русской прозы XX века.

Мемуарные очерки Горького - своеобразное продолжение биографической трилогии писателя, так как они повествуют о последующих этапах его жизни и творческих исканий. Рассказывая о современниках, портретист посвящает нас и в собственные размышления, вводит читателя в круг личных настроений и впечатлений, тем самым связывая свою судьбу с жизнью изображаемых людей. Около тридцати литературных портретов создал Горький на протяжении многолетней творческой деятельности. «Собиратель человека на русской земле», как образно назвал Горького М. Пришвин, рассматривал каждого современника в тесной связи с эпохой, с важнейшими проблемами века.

Философскую основу горьковских мемуаров составляет гуманистическая концепция личности.2 Горький проявлял особый интерес к человеку «живой, действительной веры». Писателю импонировали духовно многогранные, богатые натуры, люди творческого склада. В постоянном стремлении увидеть в каждом человеке неповторимую индивидуальность, потенциальный сюжет - ключ к пониманию новаторства писателя в жанре литературного портрета. Читая воспоминания Горького, видишь историческую масштабность его идеала, внимание к человеку как главному предмету эстетического познания действительности, умение писателя соединять жизненный факт с правдой искусства.

Одним из дорогих «сюжетов» для Горького были его встречи с Чеховым, который среди литераторов старшего поколения был наиболее близок Горькому как писатель и человек. Именно ему посвятил Горький свой первый мемуарный очерк, написанный в 1904 году. «Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл»,- отмечает М. Горький. Чехов изображен здесь как мудрый психолог, человековед, обладающий удивительной способностью возвращать даже впавшему в кризисное состояние собеседнику «настоящее лицо и живую душу». Горький пишет: «Мне кажется, что всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее, быть более самим собой, и я не раз наблюдал, как люди сбрасывали с себя пестрые наряды книжных фраз, модных слов и все прочие дешевенькие штучки, которыми русский человек, желая изобразить европейца, украшает себя...».

Чехов предстает в очерке как непримиримый враг насилия и пошлости, как писатель-гражданин, которого глубоко волновали судьбы страны и народа. Вот что пишет по этому поводу М. Горький: «Он обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость, — искусством, которое доступно только человеку высоких требований к жизни, которое создается лишь горячим желанием видеть людей простыми, красивыми, гармоничными. Пошлость всегда находила в нем жестокого и острого судью». Со страниц очерка А. П. Чехов предстает перед читателем живым, зримым, каким-то родным и близким, — таково воздействие горьковских слов о нем. Чувствуется, что Горький сам становится лириком, описывая дорогого для него человека: «Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, тесные дома, серенькие люди. Все так странно — одиноко, неподвижно и бессильно».

Воспоминаниям М. Горького свойственны тонкость и свежесть на-

блюдений, глубина проникновения в духовный мир изображаемой личности, богатство словесной живописи. Яркости портретной характеристики писатель добивается также с помощью выразительных деталей, пластичности повествования, необычностью композиции, отличающейся фрагментарностью, эскизностью.

Воспоминания о Толстом в свое время перевернули представления многих об этой личности. Перед всем миром (очерк быстро перевели на европейские языки) предстал не просто гениальный писатель и загадочный проповедник, создатель особого направления в христианстве, но, выражаясь образно, человек-произведение, каждый жест, каждая случайно брошенная фраза которого сами по себе являлись фактом высочайшего искусства.

Из коротких встреч и разговоров с Толстым Горький вылепил удивительный художественный образ, своего рода «другого Толстого». Некоторые близко знавшие Толстого люди оспаривали достоверность горьковского свидетельства о яснополянском старце. Но вопреки, быть может, буквальной правде жизни, «другой Толстой» оказался живее и интереснее общественной иконы «великого Льва», которая тяготила и самого Толстого, став одной из причин его «ухода». Он бежал из Ясной Поляны не только от семьи, но и от самого себя, каким он утвердился в общественном взгляде. Горький был одним из немногих, кто смог не просто рационально объяснить этот трагический поступок великого человека, но показать изнутри иррациональный узел душевных страстей и противоречий, терзавших Толстого и не имевших выхода вовне, ибо он, если можно так выразиться, перерос границы просто человека и стал самодостаточным миром, вещью в себе.

По-другому построен мемуарный портрет Леонида Андреева. Это настоящий мини-роман с завязкой, высшей точкой развития действия и развязкой. К моменту, когда писались воспоминания, Леонида Андреева уже не было в живых, он умер в финской эмиграции в 1919 году, проклиная большевиков и резко отрицательно высказываясь о Горьком, которого он не без оснований обвинял в сотрудничестве с этими «немецкими шпионами». Между бывшими друзьями и соратниками, а затем примерно с 1908 года врагами и литературными противниками, Горьким и Андреевым, накопилось столько неразрешенных обид, что, казалось, написать очерк по горячим следам и не скатиться в предвзятость было немыслимо. Каким-то образом это удалось Горькому. Может быть, потому, что он сумел как бы подняться над историей, сделав и самого себя героем собственных воспоминаний.

Откровенность, с которой он рассказывает о подробностях их близких отношений (например, сцена с проститутками), порой шокирует, но именно она не позволяет усомниться в достоверности свидетельства. В отличие от Толстого, героя этого очерка Горький знал безусловно лучше всех и даже слишком глубоко понимал. Он знал, например, что некоторые мотивы в произведениях Леонида Андреева навеяны их дружбой-враждой, что некоторые его персонажи являются отражением их двоих. Это знание накладывало на мемуариста особую ответственность, с которой он блестяще справился.

В качестве еще одного примера виртуозного мастерства Горького-очеркиста стоит оценить его очерк о Сергее Есенине. Именно Горький первым глубоко написал о трагедии поэта Сергея Есенина — трагедии деревенского человека, отравленного городской культурой и не сумевшего выработать в себе противоядие от нее. Горький не был близко знаком с Есениным, как, например, Николай Клюев. Он не принадлежал к деревенской культуре и даже был враждебен ей. Тем поразительней, что взгляды на смерть Есенина Горького и Клюева («Плач по Сергею Есенину») во многом совпадали. Это говорит о том, что Горький-мемуарист обладал драгоценным талантом — он мог отстраняться от себя самого и описывать ситуацию изнутри, вскрывая ее внутренний смысл, а не навязывая свой.3

Нередко М. Горький затрагивал в очерках острые моменты. Так, например, очерки и корреспонденции, составившие цикл «С Всерос -

сийской выставки», полны глубокого возмущения против нелепого, ничем не оправданного преклонения ее организаторов перед иностранщиной, пренебрежения своим, отечественным. «Обидно видеть Запад постоянно и всюду в роли нашего учителя, - говорит он, - Машинный отдел поражает отсутствием русских имен — кругом только Бромлеи, Лагарпы, Нобели, Циндели…».

Далее Горький пишет: «Я не националист, не апологист русской самобытности, но, когда я прохожу по машинному отделу, мне становится грустно. Русские фамилии отсутствуют в нем почти совсем — все немецкие, польские фамилии. Но, однако, какой-то, кажется, Людвиг Цоп вырабатывает железо «по системе инженера Артемьева»... Это производит колющее впечатление. Говорят, что почва промышленной деятельности всего скорей сроднит человечество. Это бы хорошо, конечно, но пока мне все-таки хочется видеть инженера Артемьева самостоятельно проводящим в жизнь свою систему обработки продукта».

Писатель с тревогой присматривается, как иностранный капитал прибирает к рукам при попустительстве царского правительства одну за другой ведущие отрасли национальной промышленности: машиностроительную, нефтяную, текстильную. Ему чужд казенный патриотизм. Он осуждает организаторов выставки за попытку представить как образец русской сметки, как национального гения кустаря-самоучку Коркина, который пытался вручную изготовить велосипед и пианино, иронизирует над теми, кто лишь ради выставки вспомнил Ползунова и Яблочкина.

По мнению М. Горького, труд талантливых и трудолюбивых русских людей, хорошо организованный и умело направленный, мог бы действительно дать великие результаты, но в царской России этого нет и быть не может.

Правдиво рисует Горький вырождение буржуазной интеллигенции, тлетворное ее влияние на все стороны общественной и культурной жизни. Все, к чему прикоснется буржуазия своими грязными руками, опошляется: кино, живопись, музыка, театр. На выставке особенно ярко проявилось стремление буржуазии превратить искусство в пикантное развлечение. Буржуазному интеллигенту, как и сибирскому купчику, оказались доступны лишь кафешантанные удовольствия.

Острота очерков и корреспонденции Горького была такова, что городским газетам было запрещено печатать его статьи во время посещения Нижнего Новгорода царем.

Следует отметить некоторую разницу подхода к теме выставки между очерками и корреспонденциями Горького в «Нижегородском листке» и в «Одесских новостях». Нижегородцы были более полно информированы о выставке и выставочном быте, поэтому их интересовали не описания торжества, а оценка и комментарии публициста. И наоборот, одесский читатель хотел узнать о всех достопримечательностях выставки, о том, как и чем живет Нижний Новгород. Горький учитывал это в своей корреспондентской работе, никогда, однако, не поступаясь ради занимательности серьезными заключениями. Он умел на страницах «Одесских новостей» контрастом настроений, пейзажем, иносказанием, репликами собеседников подчеркнуть недостатки существующего общественного строя.

Статьи, очерки и корреспонденции Горького о Всероссийской выставке 1896 г. помогли русскому читателю уяснить показной характер «этой универсальной лавочки», прикрывавшей антинародную суть политики царского правительства. Они сыграли немалую роль и в творческом росте самого писателя. Выставка дала Горькому новый материал для резкой критики упадочной буржуазной культуры, искусства и литературы. В ряде статей и очерков писатель раскрыл реакционную сущность натурализма и декадентства — течений в искусстве, порожденных эпохой капитализма, перерастающего в империализм.

По поводу оценки новых течений в русской живописи, особенно картин Врубеля и Галлена, Горький вступает в полемику с художником Карелиным, писавшим в газетах «Нижегородская почта» и «Волгарь», и публицистом Дедловым из «Недели». Он критикует не только модную живопись импрессионистов, но и поэзию декадентов, символистов, чуждую людям труда. «...Господа художники и поэты, пораженные декадансом, модной болезнью, смотрят на искусство как на область свободного и никакими законами не стесняемого выражения своих личных чувств и ощущений. «Искусство — свободно», — твердо помнят они и с уверенностью занимаются гайдамачеством в искусстве, выдвигая на место кристально чистого и звучного пушкинского стиха свои неритмичные стихи, без размера и содержания, с туманными образами и с дутыми претензиями на оригинальность тем, а на место картин Репина, Перова, Прянишникова и других колоссов русской живописи — колоссальные полотна, техника которых вполне родственна угловатым и растрепанным стихам madame Гиппиус и иже с ней. Какой социальный смысл во всем этом, какое положительное значение может иметь эта пляска святого Витта в поэзии и живописи?». Сам писатель защищает ясность и простоту в искусстве, его тесную связь с жизнью. Задача литературы и живописи — облагородить дух человека, идейно воспитать его, показать правду жизни. Искусство должно учить человека думать, в нем не может быть места глупым и вредным «чудачествам».

Горький высоко ставил реализм живописи Маковского, игры актеров Малого театра, программной музыки, утверждал неизмеримое превосходство художников эпохи Возрождения и русских мастеров XIX в. над живописью импрессионистов. Особенно ценил он подлинное искусство самого народа, в каких бы оно формах ни проявлялось. С восторгом отзывался писатель о безымянных русских камнерезах, придающих камню «легкие воздушные формы» и обладающих «тонким вкусом», «уверенной рукой» и «хорошо развитым чувством меры». Симпатии Горького отданы «бабушке Ирине», знаменитой сказительнице Ирине Андреевне Федосовой (очерк «Вопленица»).

Одним из важнейших свойств очерка Горький считал типизацию: «Если вы описываете лавочника, то надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе - 30 попов, чтобы если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе, - арзамасского попа, ...выделяются черты наиболее естественные в каждом купце, дворянине, мужике, таким образом получается литературный тип».

Очерки Горького поражают своим художественным многообразием. Для того чтобы показать жизнь Нью-Йорка и разоблачить при этом философию империалистической реакции, Горький пользуется «врасплох захваченными впечатлениями», правда, проходящими сквозь горнило художественно-публицистического и сатирического заострения. Несколько позже Горький создает «Сказки об Италии» и цикл «По Руси». Оба эти цикла - очерки по прямоте публицистической задачи, хотя они имеют черты новеллы, легенды, сказки.

В поисках ответов на волнующие его вопросы о будущем очеркист зачастую обращается к передовым людям своего времени, рассматривая их как новое социальное явление. Он зарисовывает их облик и пытливо анализирует их душевный строй. Так, Герцен в «Былом и думах» воспроизвел черты Белинского, Добролюбова, Огарева. Так, Горький, рисуя в своем художественно-документальном очерке Ленина, искал и находил в нем черты нового человека - революционного гуманиста. Образ Ленина, данный Горьким, является не только реалистическим очерком о вожде пролетарской революции в неповторимости его личных черт, но и произведением о человеке нового социалистического общества, возникшем на вершине пути, пройденного человечеством.

В послереволюционный период очерковое творчество Горького развивалось главным образом в русле очерка документального. Таковы его очерки «По Союзу Советов» и очерки, примыкающие к этому циклу, очерк о Ленине, о Михаиле Вилонове, об Иване Вольном, о Есенине. С другой стороны, Горький пишет цикл «Рассказов о героях», где уже даны не документальные зарисовки, а созданы и сопоставлены типы советских людей периода революции и гражданской войны.

Заключение



На рубеже нового революционного подъема в середине 90-х годов XIX в., на поприще журналиста-профессионала вступил М. Горький.

Говоря о творчестве М. Горького в области публицистики, необходимо отметить его мастерство в создании очерков. М. Горький написал очень много очерков на разные темы, причем каждый из них имеет свою неповторимую окраску и своеобразие.

Очерки Горького отражают сознательное стремление художника соединить разрозненные явления действительности, столкнув действительность прошлого с действительностью настоящего для того, чтобы дать представление о «третьей действительности» - действительности будущего. Эти сопоставления проникнуты «небывалым», «всесторонним» напряженным драматизмом, который, по глубокому и правильному убеждению Горького, свойствен «процессам разрушения и созидания» в нашу эпоху.

Все значительное, что выбирает из наблюдаемой им жизни для очерка великий писатель, служит мощным образным «доводом» в давнем ожесточенном и победоносном споре, который Горький вел всю свою жизнь со «свинцовыми мерзостями» современного капиталистического мира. Этот ожесточенный и одновременно победоносный спор ляжет в основу сюжета горьковских очерков как основной конфликт, определит функцию всех привлеченных Горьким «элементов».

Мемуарно-автобиографический элемент играет ведущую роль в сюжете горьковских очерков, так как в них Горький выступает «свидетелем тяжбы нового со старым». Делает он это на основе фактов, наблюдений, документов, цифр, портретов, характеристик, пейзажей, ди-алогов, эпизодов. Можно с уверенностью утверждать, что очерки М. Горького стали русской литературной классикой, на которой выучилось не одно поколение журналистов и литераторов.
^

Список литературы





  1. "О творчестве Горького", сборник статей./ Под ред. И. К. Кузьмичева. - Горький: Горьковское книжное издательство, 1956.

  2. Горький М. Собр. соч. в 30-ти томах. Т. 23. - М., 1953.

  3. Горький М. Херсонес Таврический.// Исторический журнал. - 1938. - № 3.

  4. Журбина Е. Искусство очерка. – М., 1957.

  5. Литвинова В. И. Судьба интеллигенции в русской революции. Изучение публицистики М. Горького в школе и вузе (Методические рекомендации для учителей литературы и студентов филологических факультетов). - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 1996.

  6. Ворошилов В. В. Журналистика. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.

  7. Шумский А. М. М. Горький и советский очерк. - М.: Сов. писатель, 1975.



1 "О творчестве Горького", сборник статей./ Под ред. И. К. Кузьмичева. - Горький: Горьковское книжное издательство, 1956. - С. 18.

2 Литвинова В. И. Судьба интеллигенции в русской революции. Изучение публицистики М. Горького в школе и вузе (Методические рекомендации для учителей литературы и студентов филологических факультетов). - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 1996. - С. 34.

3 Шумский А. М. М. Горький и советский очерк. - М.: Сов. писатель, 1975. - С. 59.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по Очерку в истории журналистики «Мастерство А. М. Горького в создании очерков» iconКонтрольная работа по дисциплине «экономический анализ деятельности учреждений здравоохранения»
По объему контрольная работа должна составлять не менее 18-20 страниц машинописного текста (размер шрифта – 14 или 12, через 1,5...

Контрольная работа по Очерку в истории журналистики «Мастерство А. М. Горького в создании очерков» iconСписок использованных материалов при создании проекта «Мастерство...
...

Контрольная работа по Очерку в истории журналистики «Мастерство А. М. Горького в создании очерков» iconКонтрольная работа по теме «Причастие»
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А,В,С)

Контрольная работа по Очерку в истории журналистики «Мастерство А. М. Горького в создании очерков» iconТема: «Счастье это быть с природой »
Показать своеобразие пейзажной лирики русских поэтов и мастерство в создании картин осеннего пейзажа

Контрольная работа по Очерку в истории журналистики «Мастерство А. М. Горького в создании очерков» iconКонтрольная работа
Контрольная работа должна поступить в университет до 20 мая текущего года (почтовый адрес: 400062, г. Волгоград, просп. Университетский,...

Контрольная работа по Очерку в истории журналистики «Мастерство А. М. Горького в создании очерков» iconКафедра истории журналистики 2 курс, журналисты, дневное отделение
История русской журналистики xviii–xix веков: Учебник / Под ред. Л. П. Громовой. Спб., 2005

Контрольная работа по Очерку в истории журналистики «Мастерство А. М. Горького в создании очерков» iconКонтрольная работа по истории экономики
Социально-экономические последствия Великих географических открытий

Контрольная работа по Очерку в истории журналистики «Мастерство А. М. Горького в создании очерков» iconКонтрольная работа по дисциплине «Технология конструкционных материалов»
Номер варианта контрольной работы определяется преподавателем. Контрольная работа выполняется в виде реферата объемом 10-15 машинописных...

Контрольная работа по Очерку в истории журналистики «Мастерство А. М. Горького в создании очерков» iconМетодические рекомендации для выполнения контрольных работ 4 контрольная работа №1 5
Каждая контрольная работа включает 5 вариантов. Студент должен выполнить один из 5 вариантов в соответствии с последними цифрами...

Контрольная работа по Очерку в истории журналистики «Мастерство А. М. Горького в создании очерков» iconСоветские сатирические периодические издания
Работа выполнена на кафедре истории и правового регулирования массовых коммуникаций факультета журналистики фгбоу впо «Кубанский...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница