Литературно-познавательной программы, посвящённой Международному Дню родного языка «На балу у Пушкина»




Скачать 154.81 Kb.
НазваниеЛитературно-познавательной программы, посвящённой Международному Дню родного языка «На балу у Пушкина»
Дата публикации22.09.2013
Размер154.81 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы

МАУК «Ужурский районный Дом культуры»

СЦЕНАРИЙ

Литературно-познавательной программы,

посвящённой Международному Дню родного языка

«На балу у Пушкина»

Составитель - сценарист:

Коваленко Ирина Вячеславовна

режиссер МАУК «Ужурский РДК».


г. Ужур, 2012г.
Музыкальное оформление вечера:
Г.Свиридов “Метель” - “Вальс”

М.Глинка “Мазурка”

Боккерини “Менует”

Романс на стихи А.С.Пушкина, муз. М.Глинки “Я помню чудное мгновенье”

М.Глинка “Вальс-фантазия”

Симфония Моцарта № 40

Художественное оформление зала:

Участники и гости вечера одеты в стиле XVIII-го века, юноши - в белых рубашках и черных брюках, девушки – в длинных вечерних платьях.

Рабочий стол А.С.Пушкина: белая расшитая скатерть, резной подсвечник со свечами, чернильница с гусиным пером, лист бумаги.

Несколько столиков накрыты скатертями. По краям залы расставлены кушетки.

( Звучит торжественная музыка, на середину выходят пары в бальных нарядах. Имитация бального танца.)

Вед; Дом сиял огнями. У подъезда, охраняемого каменными львами, стояла вереница карет. Сквозь затуманенные стекла зеркальных окон можно было различить силуэты гостей.
(Пары расходятся , изображают беседующие пары)

1й - Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Веселый изливают свет

И радуги на свет наводят;
2й - Усеян плошками кругом

Блестит великолепный дом;
3й - По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков.
^ Вед; Сбросив на руки лакею шинель, Пушкин по роскошной мраморной лестнице поднимался в бальную залу.
Пушкин;

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала,

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум и теснота

Бренчат кавалергарда шпоры,

Летают ножки милых дам,

По их пленительным следам.

Летают пламенные взоры

Мазурка раздалась
(Звучит музыка, исполняется танец “Мазурка” 3 пары девочек)


Пушкин : (садится за стол, берет перо, пишет) “Я счастлив был!…нет, вчера я не был счастлив. Поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением под окошком смотрел на снежную дорогу – ее не было видно! Вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута! Как она мила! Какое чудное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее с 18 часов – ах, какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут! “
Звучит романс “Я помню чудное мгновение”

Вед; Мы рады видеть вас на нашем вечере, посвященном родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать!
А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». Мы решили на достойном примере творчества А.С.Пушкина ещё раз показать и убедиться, что русский язык велик и многогранен, он для любых слоёв населения. Мы сегодня не будем говорить о той грани, где нам бывает горько и стыдно за «некрасивое» применение русской речи. Сегодня мы говорим о прекрасном русском языке, воспетом великим поэтом.
Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой…
Исполняется вальс (4 пары)


Вед;

Обратимся к истории. Просторечие – разговорная речь преимущественно городского населения: части дворянства, разночинной интеллигенции, мещанства. Оно сильно отличалось и от архаизованного книжного языка, и от офранцуженной речи светского круга. Образцом просторечия Пушкин считал язык московских просвирен, старомосковского городского люда.
На народных диалектах говорили преимущественно крестьяне разных областей России, ремесленники, дворня, вообще – классы, не затронутые просвещением.
Не всё в просторечии было приемлемо для Пушкина. Пушкин, например, решительно не принимал язык «дурных обществ», то есть речь полупросвещённых купцов и мещан. Но с упоением писал о простой крестьянской жизни.
( СЦЕНА ИЗ “Барышни-крестьянки”.Рассказ Дуняши об обеде с молодым барином.)
Вед; Литература – искусство изображения словом. Поэтому Гоголь, говоря о Пушкине как о национальном русском поэте, особо подчеркнул, что он более и далее всех раздвинул границы русскому языку и показал всё его пространство.

Крупнейшие наши писатели из всех заслуг Пушкина перед Россией, перед русским народом выделяли преобразование русского литературного языка.«Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением… Русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке, и Пушкин сам был великолепный русский художник. Именно: русский! Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа.
Стихотворение А.С.Пушкина
Вед; О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
(Далее говорят все участники)
1й. Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

2й. Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

3й. А гуси и утки сухие всегда!

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

4й. Лентяй отдыхает, а время идет -

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

5й. Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

«Не дело, мол, воду носить решетом!»


Вед; О языке народ сложил много пословиц и поговорок. Вы конечно знаете и сейчас мы с вами вместе их вспомним:

1.Язык до Киева доведет
2. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
3.Язык говорит, а голова не ведает.
4. Язык голову кормит, он же и спину портит.
5.Язык мал, а великим человеком шатает.
6. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет.
7.Языком болтай, а рукам воли не давай.
8.Языком не спеши, а делом не ленись.

Вед; Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Иногда для этого мы употребляем фразеологизм.

Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы. Кто знает, что это слово означает?


Фразеологизм это - устойчивый оборот речи, свойственный определенному языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в целом не является суммой значений входящих в него слов. Вот примеры:
1.Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.

О них обычно говорят ... (водой не разольешь).

2. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь ... (медвежью услугу).


  1. Фальшивят, путают слова, поют ... (кто в лес, кто по дрова).




  1. Ребята слушать их не станут: от этой песни ... (уши вянут).




  1. Какие выражения (не в бровь, а в глаз)


Вед; Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен. Интересно, что бы сказал Александр Сергеевич, услышав такую речь.

Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

-Как живешь? - спрашиваю.

Нормально, — отвечает.

А с учебой как?

Нормально.

-Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

-Нормально.

Вот так поговорили!
Вед; Мы любуемся речью, когда не нужно угадывать ее смысла, когда в ней все понятно. Но всегда ли мы любуемся речью? Послушайте ваших сверстников. Старший задает вопрос младшему:
(Два актера разыгрывают сценку.)

- Как дела?

- У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клёво, да?

- А что там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну-ка, давай все с начала.

- Ну давайте. И чего вы не поняли?! Значит, один фитиль…

- Без свечки?

- Без.

- А что это за фитиль?

- Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету…

- Он на чем подкатил, на велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета был.

- У какого шкета?

- Ну, шибздик один. Вы его знаете. Ходит здесь вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, попилил он.

- Ну и как, распилил?

- Что распилил?

- Ну, велик?

- Чем?

- Ну этим самым, шнобелем.

- Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал. Он варежку-то разинул, вот и дерябнулся.

- А почему варежка, он что зимой дерябнулся?

- Да нет не было там никакой зимы, там училка была.

- Учительница, ты хочешь сказать?

-Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но сама-то укатка, что велик гикнулся.

- Как гикнулся?

- А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?

- Понятно!
Вед; Представляю, как бы гикнулся Пушкин, услышав такую речь. Хотя, кто знает …

Вед. Путешествие в страну Русского языка начинается ещё в начальной школе. Мы узнаём о звуках, буквах, о морфемах, о частях речи, о членах предложения, знакомимся с правилами орфографии и пунктуации.

А теперь немножко поиграем и посмотрим, как мы с вами знаем свой родной русский язык.
О каких знаках препинания идёт речь?
Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.
(Восклицательный знак.)
Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.
(Вопросительный знак.)
Известно миру с давних пор,

Что знак я немаловажный.

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.
(Многоточие.)
Вед; Чтобы владеть нашим русским языком, чтобы он действительно стал родным, нужно любить его и учить и очень часто упражняться.

Игра « ^ ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА»
Вед; Дорогие ребята, я не собираюсь проверять ваши глубокие познания в области русского языка. Но хочу предложить ряд интересных примеров. Возьмем слово «плот». Назовите это слово во множественном числе... Правильно - плоты.

Итак, плот - плоты...

Крот? (Следует ответ: «Кроты».)

Грот?.. (Кто-то отвечает: «Гроты».)

Что вы!.. Разве так говорят!..

По-моему, гроты, не гроты...
Прошу не ошибаться.

Предлагаю другое слово:

Дуга?.. (Дуги.)

Рука? (Руки.)

Мука? (Кто-то отвечает: «Муки».)


Вед; Опять ошибка... Слово «мука» не имеет множественного числа. Вы, конечно, заметили, что эта игра требует не только знания, но и внимания. Будьте же внимательны. Отвечайте не все сразу, а поочередно - сначала левая сторона зала ответит, а потом - правая...
(Обращается к стоящим и сидящим с левой стороны зала.)
Вед; По-прежнему я буду называть слова в единственном числе, а вы их называйте во множественном.

Житель?..(Жители.)

Любитель?.. (Любители.)

Учитель?..

(Слышны ответы: «Учители».)

Неправильно... Надо говорить: «учителя».
(Обращается к сидящим в правой стороне зала.)
Грек? (Греки.)

Узбек? (Узбеки.)

Человек? (Кто-то отвечает: «Человеки».)

Как надо сказать?.. (Ответ: «Люди»). Ну конечно, «люди», а не «человеки»...
Вед; Продолжаем игру. Пока обе команды имеют по одному штрафному очку, отвечает снова левая сторона зала.

Есть глагол - «читать». В первом лице будет - «читаю»...

Итак: Читать? (Читаю.)

Мечтать? (Мечтаю.)

Блистать? (Блистаю.)

Свистать? (Слышен ответ: «Свистаю».)

Вот уж никак не «свистаю».

По-моему, «свищу»
(обращается ко второй команде).
Может быть, у вас будет удачней...

Бросать? (Ответ: «Бросаю».)

Кромсать? (Кромсаю.)

Кусать? (Кусаю.)

Писать? (Кто-то произносит: «Писаю».)
И вам не повезло... Попробуем называть слова женского рода...

Я буду называть слова мужского рода, а вы называйте соответствующие слова женского рода:
(Обращается к играющим из первой команды.)

Повар? (Повариха.)

Портной? (Портниха.)

Купец? (Купчиха.)

Храбрец? (Кто-то отвечает: «Храбричиха».)
(Ко второй команде)
Последняя попытка

Называю слова женского рода, а вы - соответствующие слова мужского рода...

Коза? (Козел.)

Оса? (Кто-то выкрикивает: «Осел».)

Общий смех говорит о том, что осел тут ни причем. Слово «оса» мужского рода не имеет.

^ Вед; А теперь слова в единственном и множественном числе:

Ведро - вёдра.

Бедро - бёдра.

Метро (нет множ. числа)

День - дни.

Пень - пни.

Лень (нет множ. числа).

Вед; И наоборот:

Певцы - певец.

Венцы - венец.

Концы - конец.

Щипцы (нет единств, числа).

Орехи - орех.

Успехи - успех.

Доспехи (нет единств, числа).

Слоны - слон

Кони - конь.

Пони (нет единств, числа).

^ Вед; Бал продолжается! Кавалеры, приглашайте дам на танец.
(Вновь звучит вальс.)
Вед; Мне понравилось с вами играть, не расходитесь, возьмите задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди остальных игроков, чтобы получилось новое слово. Составившие слова держатся вместе.
(Звучит шум вечеринки, музыка)

Воз - Дух

Приз - Рак

Банк - Рот

Сто - Лица

Сад - Овод

Я - Беда

Кон - Ус

Оса - Док

Вол - Осы

Пост-Ель
(Игроки, образовавшие слова I столбца - одна команда, II столбца - вторая команда, они занимают место за своим столом. Можно создать ещё команду из детей )
Конкурс “Из слова - слово, но другое”.

Вед; Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.

Для каждой команды на ватмане написано отдельно одинаковый вариант слов.

Задание: найти командой анаграммы к словам. Та команда, которая быстрее справится с заданием, получает грамоту и наши самые горячие аплодисменты.

Для следующего конкурса понадобится доска и мел.


Найди анаграммы к словам:
Бокал – (колба)

Каприз – (приказ)

Уклон – (клоун, кулон, колун)

Автор – (отвар, рвота, товар)

Апельсин – (спаниель)

Кобура – (уборка)

Ромашка – (мошкара)

Шрам – (марш)

Карета – (ракета)

Осколок – (колосок)

Ростки – (строки)

Шнурок – (коршун)

Старик – (стирка)

Пальто – (лапоть)


^ Конкурс “Математический ”.

Вед; На доске написать арифметический пример. Задание: попробуйте из каждой пары слов путем перестановки букв составить третье слово - крупный город. Все буквы должны быть использованы. Первой закончившей задание команде – грамота.

Раб + луна = ? (Барнаул)

Ров + сто = ? (Ростов)

Мухи + ус = ? (Сухуми)

Вьюн + лис = ? (Вильнюс)

Уха + раб = ? (Бухара)

Лог + вода = ? (Вологда)

Рог + дно = ? (Гродно)

Мази + ил = ? (Измаил)

Тоска + ром = ? (Кострома)

Вед; Заканчивая нашу встречу, хочу, чтобы вы дома поразмышляли над тем, о чем мы сегодня говорили. Приведу несколько изречений знаменитых и умных людей:
Изучать родной язык необходимо,…чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей.
Язык народа – это половина отчизноведения, это душа народа.

Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.
…богатство языка есть богатство мыслей…
Определяйте значения слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений.

А.С.Пушкин.
Пушкин преодолел время, его язык утвердился в качестве нормы и образца русского всенародного литературного языка. Он оставил нам великое сокровище – упорядоченную и смиренную стихию для сообщения любых мыслей и чувств. По его завету развиваются литературный язык, разговорная речь и в наше время.

Благодарю всех участников программы. До новых встреч!

(Звучит финальная музыка, артисты выходят на поклон, объявляется танец.)


О, русской речи ширь и краткость,

Мне близок строй ее и мил, -

Моя опора, гордость, радость,

Окно в необозримый мир.

В ней нежность песни, мощь оружья,

Размах и точность без затей…

Друзья мои, учите русский,

Учите русскому детей.

Служил он каждому, поведав

итоги знанья и азы,

язык ученых и поэтов,

великий пушкинский язык.

В пути ли вы,

В краю ли отчем –

Все дали с ним недалеки.

Он проводник и переводчик

На все земные языки.

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – В нем самом.



Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и многоязычного образования, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литературно-познавательной программы, посвящённой Международному Дню родного языка «На балу у Пушкина» iconОтчет о проведении информационно-библиотечной акции посвященной Международному дню родного языка
С 18 февраля по 3 марта 2013 года в Омской государственной областной научной библиотеке имени А. С. Пушкина для студентов высших...

Литературно-познавательной программы, посвящённой Международному Дню родного языка «На балу у Пушкина» iconМеждународный день родного языка
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей; через различные виды деятельности, формировать...

Литературно-познавательной программы, посвящённой Международному Дню родного языка «На балу у Пушкина» iconСценарий концертной развлекательной и познавательной программы, посвящённой Дню города
Сценарий концертной развлекательной и познавательной программы, посвящённой Дню города. Составитель: методист ддт с. Рожкова

Литературно-познавательной программы, посвящённой Международному Дню родного языка «На балу у Пушкина» iconСценарий интерактивн ой просветительск ой программы, посвящённ ой...
Сценарий интерактивной просветительской программы, посвящённой Международному дню толерантного отношения к вич

Литературно-познавательной программы, посвящённой Международному Дню родного языка «На балу у Пушкина» iconРодное слово знак спасенья информационная копилка к международному дню родного языка
Тем более, что среди многочисленных праздников есть и такой, о котором многие пользователи библиотек, наверное, и не слышали – Международный...

Литературно-познавательной программы, посвящённой Международному Дню родного языка «На балу у Пушкина» iconМбоу «сош №2» Сценарий открытого мероприятия, посвященного Дню Родного Языка «Дагестан мой
Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести мероприятие, посвященное дню родного языка, которое ежегодно...

Литературно-познавательной программы, посвящённой Международному Дню родного языка «На балу у Пушкина» iconКонкурса чтецов
...

Литературно-познавательной программы, посвящённой Международному Дню родного языка «На балу у Пушкина» iconСценарий проведения литературно-музыкальной встречи, посвященной дню России
Светло в России от берез: литературно-музыкальная встреча, посвященная Дню России. Сценарий/Ю. В. Студенникова/ мбук седельниковского...

Литературно-познавательной программы, посвящённой Международному Дню родного языка «На балу у Пушкина» iconПлан проведения Месячника библиотеки, посвященной Международному Дню школьных библиотек

Литературно-познавательной программы, посвящённой Международному Дню родного языка «На балу у Пушкина» iconФевраля в колледже состоялся конкурс авторских стихов, посвященный...
Дню родного языка и письменности. Праздник приурочен ко дню рождения первого якутского лингвиста, основоположника массовой письменности,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница