Рабочая программа по русской словесности для 7 класса. Пояснительная записка рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы




Скачать 240.07 Kb.
НазваниеРабочая программа по русской словесности для 7 класса. Пояснительная записка рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы
Дата публикации19.09.2013
Размер240.07 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Рабочая программа по русской словесности

для 7 класса.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов, М.: Дрофа, 2004 года.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю в соответствии с Примерной программой общего образования и Государственным образовательным стандартом.

В том числе:

  • Зачетов 1

  • Терминологических диктантов……………………….2

  • Практикумов ………………….1

  • Анализ стихотворений... ………….. 2

  • Самостоятельных работ. ...................... ..1

Рабочая программа включает следующую учебно-методическую литературу:

  1. Альбеткова Р.Й. Русская словесность 7 класс. М., Дрофа, 2007.

  2. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации «Русская словесность» 7класс. М., Дрофа, 2004 .

  3. Альбеткова Р.И. Программа «Русская словесность». 5-9 классы. М., Дрофа, 2004 .

Рабочая программа для 5 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.

Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.

Основная цель предмета словесности - заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств языка, учить создавать текст, показывать роль ритма и интонации в стихах и прозе, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучащихся)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата


^ Слово и словесность


1.

Словесность

как

словесное

творчество.

1

Урок

обобщения и

закрепления

изученного в 5 -6 классах.

Словесность

как

произведения

искусства слова,

совокупность всех словесных произведений -книжных и устных народных.

Знать, что

такое

словесность;

уметь работать со словарями различных типов; уметь сравнивать произведения искусства слова и изобразитель­ного искусства.

Ответы на

вопросы раздела

«Подумайте и

ответьте!»

Работа со

словарями

различного

типа.








^ Разновидности употребления языка


2.

Разговорный язык и его разновидности.

1

Урок усвоения новых знаний.

Разговорный язык, его особенности.

Уметь отличать разговорный

язык от

книжного, узнавать черты каждой из разновиднос­тей

разговорного языка и функциональ­ных стилей литературного языка.

Составление

схемы

соотношения

разговорного языка и литературного.

Характеристика

функциональных стилей литературно­го языка.







3.

Стили

литературно­го языка.

1

Урок усвоения новых знаний.

Стили

литературного языка: научный, публицистичес­кий,

официально-деловой.

Уметь давать характеристику стилям речи, отличать их.

Устные

сообщения,

взаимопроверка.










4.

Язык

художествен­ной литературы.

1

Урок усвоения новых знаний.

Язык

художествен­ной литературы

Знать

особенности языка

художествен­ной литературы.














^ Формы словесного выражения


5.

Формы словесного выражения в нехудожест­венной литературе (словесности)

1

Урок усвоения новых знаний.

Устная и письменная формы словесного выражения; диалог и монолог в нехудожест­венной словесности.

Уметь видеть

содержание,

выраженное в

определенной

словесной

форме.

Знать наизусть «Обобщим сказанное»; работа в парах.

Знать наизусть «Обобщим сказанное»; работа в парах.







6,7

Формы словесного выражения в художествен­ной

словесности.

Стихи и

проза, их

различие.

1


1

Урок усвоения новых знаний.

Урок усвоения новых знаний.

Выразительные

возможности

всех форм

словесного

выражения;

выразительные

возможности

стихотворной и

прозаической

форм

словесности.

Знать разные формы словесного выражения в художествен­ной словесности,

как-то:

повествование, описание, рассуждение; сказ; ритм; интонация.

Выполнение задания под рубрикой «Проверь себя!».

Повторить

размеры

стиха.







8.

«Проверь

себя!»

1

Урок контроля

знаний.

Подумайте и

ответьте, стр. 87-104.

Знать

теоретические

сведения по

разделу

программы,

уметь

выполнить

практические

задания.

Зачет по теме.











^ Стилистическая окраска слова


9.

Стилистические

возможности

лексики и фразеологии.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Зависимость

смысла

высказывания

от стилистической окраски слов и выражений.

Знать

стилистические

возможности

лексики и фразеологии, уметь их использовать в анализе текста.

Практические

задания из

раздела

«Проверь себя!»

Групповые и

индивидуальные задания.







^ Стилистические возможности грамматики

10,

11

Стилистические

возможности

частей речи.

Стилистические возможности синтаксиса. Стилизация и пародия

1

1

Уроки

усвоения новых

знаний.

Определение

стилистических

возможностей

существительных,

прилагатель­ных, глаголов; понятие о стилизации и пародии.

Знать стилистические

возможности

частей речи;

знать, что такое

стилизация и пародия.

Наблюдение за

примерами

стилизации и

пародии у

Зощенко и

Гоголя. Практикум «Проверь себя!»

Выразительное чтение.








^ Устная народная словесность и ее жанры


12.

Этические

виды и жанры

народной

словесности.

1

Урок

обобщения и

закрепления

знаний.

Роды, виды и

жанры

народной

словесности.

Знать

жанровые

особенности

произведений

устного

народного творчества.

Терминологичес-

кий диктант.










13.

Лирические виды и жанры народной словесности.

1

Урок-семинар.

Сообщения: «Кто и как создает частушки?», «Какие чувства выражаются в частушках?»

Знать

особенности

лирических

жанров

фольклора.

Сочинить

собственные

частушки.










14.

Драматические виды и

жанры

народной

словесности.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Театр

Петрушки,

раек, народная

драма -

драматические

виды

фольклора.

Знать

особенности

драматического

вида устной

народной словесности.

Задание-

практикум

«Проверьте

себя!»











^ Духовная литерату­ра, ее виды и жанры.


15.

Состав и

жанры

Библии.

1

Урок усвоения новых знаний.

Жанры Библии:

повесть,

притча,

проповедь,

молитва,

послания,

псалмы.

Знать

уникальность жаров Библии.

Взаимопроверка.










16.

Использова-

ние

библейских тем в русской

словесности.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Наблюдение за

использовани­ем библейских жанров в

русской литературе.

Знать

произведения русской литературы, в

которых используются библейские жанры.

Выполнение

заданий в разделе «Проверь себя!».

Найти свои

примеры из литературы.








^ Эпические произведения, их своеобразие и виды


17.

Литературные сказки, небылицы,

загадки,

скороговорки.

1

Урок

обобщения и закрепления

знаний.

Литературные

сказки, небылицы,

загадки,

скороговорки

Уметь отличать

литературные сказки от

народных;

знать

особенности

сказок,

небылиц,

загадок,

скороговорок.

Сообщения

учащихся.










18.

Басня.

1

Урок-концерт.

Басня и ее особенности.

Знать басни и

их

особенности.

Чтение наизусть.

Аллегория, мораль.







19.

Рассказ,

повесть,

роман.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Эпические

жанры.

Знать

характеристики

романа, повести, рассказа, новеллы и т.д.

Практикум

«Подумайте и

ответьте!»











^ Герой эпического произведения


20.

Повествование о

поступках

героя.

Описание

внешности

героя.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Герой

эпического

произведения и

способы его

словесного выражения.

Знать

особенности

словесного

выражения

героя в

эпическом

произведении:

повествование,

описание.

Ответы на

вопросы раздела

«Проверь себя!»

Чехов

«Злоумышленник»,

Пушкин

«Метель»







21.

Пейзаж,

интерьер.

Рассуждение

о герое.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Роль пейзажа,

интерьера для

характеристики

героя и

рассуждения о герое.

Знать роль

указанных

средстве

характеристике героя.

Раздел «Проверь

себя!»











^ Сюжет эпического произведения


22.

Сюжет и

фабула.

Назначение

сюжета.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Показать

многообразие

сюжетов, дать

ответ на

вопрос: почему

так

разнообразны

способы

построения

сюжетов?

Знать, что

такое сюжет и

фабула; уметь

находить

различие в них; знать этапы сюжета и его назначение.

Знать раздел

наизусть

«Обобщим

сказанное».











^ Композиция эпического произведения


23.

Единица

композиции.

Художественная деталь.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Стройность

композиции,

внесюжетные

элементы,

художественная деталь.

систему

Знать

определение

композиции,

знать роль

внесюжетных

элементов и образов; знать роль деталей в художественном произведении

Практикум

«Проверьте

себя!», стр. 207.

Иллюстрации

стр. 11-13.








Лирические произведения, их своеобразие и виды


24.

Виды

лирических

произведений

Ода.

Элегия.

1

Урок усвоения

новых знаний.

Своеобразие

языка

лирических

произведений,

изображение

явлений и

выражение мыслей и чувств поэта посредством языка в лирике.

Уметь читать

лирические

произведения в

их родовой

специфике;

уметь

анализировать стихи.

Проба анализа

стихотворений.

Подбор

стихов.








^ Композиция и герой лирического произведения


25.

Композиция

стихотворения. Герой

лирического

произведения

1

Урок усвоения

новых знаний.

Единицы

композиции -

слова, строки и

строфы;

лирический

герой в лирике.

Уметь видеть

Композицию

стихотворения;

лирический

герой как

личность, чьи

мысли и чувства выражены в стихотворении.

Анализ

стихотворения.

Презентация

самостоятельного анализа

стихотворения







26.

Урок анализа

лирического

стихотворения.

1

Урок анализа

стихотворения.

Анализ 3-4

стихотворений.

Знать порядок

(схему)

анализа, учить

видеть средства изобразительности

Письменный

анализ по

вариантам.











^ Драматические произведения, их своеобразие и виды


27.

Виды

драматичес­ких произведений

1

Урок усвоения новых знаний.

Трагедия. Комедия и драма.

Уметь понимать произведения этого рода.

Самостоятельная работа с обсуждением раздела «Проверь себя!»










28.

Герои

драматичес­кого

произведения и способы их изображения.

1

Урок усвоения новых знаний.

Способы изображения героев в драматическом произведении.

Знать языковые

способы

изображения

героев

драматического

произведения:

диалог,

монолог, слова

автора

(ремарки).

Задания раздела «Проверь себя!»











^ Сюжет, конфликт и компози­ция драматического произве­дения


29

30

Сюжет как конфликт, композиция драмтичес-кого произве­дения.

1

Уроки усвоения новых знаний.

Сюжет,

конфликт,

композиция.

Знать

особенности

драматического

конфликта,

сюжета,

композиции.

Задания раздела «Проверь себя!»











^ Лиро-эпические произведения, их своеобразие


31

32

Баллада. Поэма. Романы в стихах. Стихотворная проза.

1

Уроки усвоения новых знаний

Жанры лиро-эпических произведений

Знать жанры лиро-эпических произведений

Задания раздела «Проверь себя!»











^ Взаимовлияние произведений словесности


33.

Эпиграф. Цитата.

1

Урок

обобщения

знаний.

Использование чужого слова в произведении.


Понимать смысл

использования чужого слова в произведениях,

уметь передать этот смысл.




Диктант.







34.

Важнейшие

термины

словесности.

1

Терминологи­ческий диктант.

Диктант из важнейших терминов словесности.













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса. Пояснительная записка рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы iconАльбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб...
Рабочая программа составлена на основе составлено на основе программы «Основы русской словесности» для 5-9 классов ( автор Р. И....

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса. Пояснительная записка рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы iconРабочая программа по дополнительному образованию «Занимательная русская...
Образовательная программа «Занимательная русская словесность» (далее Программа) составлена на основе примерной программы (ст. 28...

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса. Пояснительная записка рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса Литература...
Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по курсу «Литература» на базовом уровне...

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса. Пояснительная записка рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы...
Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» на базовом...

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса. Пояснительная записка рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы iconПояснительная записка рабочая программа по русской литературе для...
Рабочая программа по русской литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса. Пояснительная записка рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы iconПояснительная записка Кому адресована программа: рабочая программа...
Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. Рабочая учебная программа по...

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса. Пояснительная записка рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы»....

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса. Пояснительная записка рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы iconРабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса. Пояснительная записка рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса литературы...
Зинина С. А., Чалмаева В. А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)»

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса. Пояснительная записка рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы iconПояснительная записка рабочая программа 1 вида по литературе для...
Рабочая программа 1 вида по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница