Скачать 341.96 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б1.Б.10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700.62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература (1 курс, 2 семестр) 2. Автор программы: Наумлюк М.В., канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии 4. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» («Зарубежная литература средних веков и Возрождения») являются:
^ Курс «Зарубежная литература средних веков и Возрождения» является частью дисциплины «История мировой литературы», предваряет изучение литературы Просвещения, а также новой и новейшей зарубежной литературы. ^ ОК-9 – умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экологических наук в профессиональной деятельности, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы. ПК-1– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории изучения литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представлении об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии. ^ – способность применять полученные знания в области теории и истории основ изучения литературы, филологического анализа и интерпретации текста, в собственной научно-исследовательской деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1). Знать: основные этапы литературного развития литературы средних веков и Возрождения, высшие достижения литературы этого периода, основные жанры, основные теоретические работы отечественных и зарубежных литературоведов. 2). Уметь: рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи, анализировать литературные произведения, относящиеся к разным жанрам, пользоваться справочной, критической литературой, ЭОР, ЭБС. 3). Владеть: навыками проблемного анализа, конспектирования теоретических источников, установлением межнациональных литературных связей. ^ (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина). Общая трудоемкость дисциплины составляет ____1,75____ зачетных единицы (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); ______63_________ часа.
^ Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
^ 1. Характеристика средневекового религиозного этического, эстетического сознания. Героический эпос средних веков. Цель и задачи курса. Определение понятия «средние века», Периодизация литературы и культуры. Переход от античности к средневековью. Ранняя христианская литература. Романский стиль в архитектуре. Понятие эпической героической поэмы как жанра. Ирландский эпос. Исландский эпос. «Старшая Эдда». Англосаксонский памятник «Беовульф». Южногерманский эпос «Песня о Нибелунгах». ^ Формирование рыцарской культуры – куртуазии. Рыцарь как поэт, воспевающий Прекрасную Даму. Поэзия трубадуров, вагантов, миннезингеров. Жанровые формы. Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, Вальтер фон дер Фогельвейде. Истоки рыцарского романа. Понятие «авантюра». Бретонские лэ. Композиция, идейное содержание рыцарского романа, своеобразие художественного мира и поэтики. Романы Кретьена де Труа и артуровский цикл. «Ивейн, или рыцарь Льва». Вольфрам фон Эшенбах «Парцифаль». «Роман о Тристане и Изольде». Готика в живописи и архитектуре. ^ Всемирное значение творчества Данте. Биография Данте, образ Данте в мировой и русской литературе. Трактаты «Об итальянском языке», «Пир». «Новая жизнь» - первая европейская художественная автобиография. «Божественная комедия» как синтез средневекового художественного сознания. Замысел поэмы, композиция, проблема жанра. Четыре смысла «Божественной комедии» в трактовке Данте. Философский, социальный, исторический, этический и эстетический смысл художественных образов «Божественной комедии». Творчество Данте в русской и европейской критике. ^ Философия и культура Возрождения. Экономические и духовные предпосылки Ренессанса. Николай Кузанский, Франциск Ассизский - предтечи Возрождения. Возрождение как широкое культурное движение. Хронологические рамки эпохи. Гуманизм – идеология Ренессанса. Антропоцентризм Ренессанса, учение о природе. Светский характер Ренессанса. Возрождение в контексте учений Пико делла Мирандола, Альберти, Бембо. Возрождение и Макиавелли. Русская религиозно-философская школа (Бердяев, Флоренский, Лосев) об «обратной стороне» Возрождения. ^ Петрарка – первый европейский гуманист. «Автобиография». «Книга песен». Книги о деяниях великих жён и мужей. Биография, раннее творчество Боккаччо. «Амето», «Фьезоланские нимфы». Гуманистическая концепция мира и человека в романе «Декамерон». Споры в критике о романе (Лосев, Хлодовский, Гуковский). Композиция, система новелл, идеи и художественные образы романа. Своеобразие ренессансного реализма. ^ Возрождение во Франции. Формирование гуманизма. Поэзия К. Маро, Ф. Вийона. Поэты «Плеяды» и трактат Ж. дю Белле «Защита и восхваление французского языка». Жизнь и творчество Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» и его связь с народной культурой, композиция, система образов, гротеск. Теория гуманистического образования и воспитания. Утопический образ Телемского аббатства. Книга Бахтина « Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». Понятия «карнавальной культуры», смеховой культуры и амбивалентности. Своеобразие реалистического метода Рабле. Лосев о романе в книге «Эстетика «Возрождения» ^ Предвозрождение и творчество Чосера. Историческая характеристика Англии в XY – XYI веках. «Университетские умы». Томас Мор. Френсис Бэкон. Английская поэзия (Сидни, Рэйли, Спенсер). Драматургия Р. Грина, трагедии К. Марло. Английский театр. «Шекспировский вопрос». Периодизация творчества. Шекспироведение( Аникст, Морозов, Пинский). Книга Сонетов. Исторические хроники («Генрих IY», «Ричард III»).Природа трагического конфликта в шекспировских драмах. Гегель о трагическом герое и трагическом конфликте шекспировских драм. «Ромео и Джульетта». «Гамлет». Шекспировский театр. Сценические версии и экранизации. ^ Природа комического у Шекспира. Система образов, тематика, построение шекспировских комедий. Эволюция жанра. «Сон в летнюю ночь». «Венецианский купец». Сценические версии и экранизации. ^ Исторические судьбы Испании. Сервантес. Жизнь и творчество. «Дон Кихот» - роман нового типа, бытописательный и нравописательный роман. Драматургия Лопе де Веги. Художники Испанского Возрождения. ^
^ Интерактивные формы занятий:
Нумерация разделов указывается в соответствии с пунктом 9. Для УМК (модуля), состоящего из нескольких дисциплин указывается номер дисциплины, а затем номер темы. Например, №1/3 – Дисциплина №1, тема №3. Примеры интерактивных форм: дискуссия, ролевая игра, деловая игра, компьютерная симуляция, кейс-метод (решение ситуационных задач), тренинг, «мозговой штурм» (атака), работа в группах, интервью, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов и т.п. |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской литературы: часть 1 для студентов, обучающихся по направлению... |
![]() | Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки... |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... | ![]() | Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 22 История зарубежной литературы: античная литература для студентов, обучающихся... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки... |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов,... | ![]() |