Список вопросов для переводного экзамена. 8 класс.
Русский язык
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ. Богатство, красота, выразительность русского языка. (синонимы, антонимы, многозначность, омонимы).
Фонетика. Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиция звуков.
Лексика. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению, по употреблению и происхождению. (заимствованные, русские, жаргонизмы, устаревшие, диалектизмы, профессионализмы)
Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.
Группы морфем. Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы.
Основные способы образования слов в русском языке.
Морфология. Части речи в русском языке, критерии их выделения.
Глагол как часть речи.
Место причастия и деепричастия в системе частей речи.
Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению
Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по способу выражения главного слова.
Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.
Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Основные морфологические способы выражения второстепенных членов предложения.
Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Обособленные члены предложения. Уточнение как обособленный член предложения.
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
Прямая речь. Чужая речь и способы ее передачи.
Текст. Основные признаки текста. Особенности текстов разных типов (повествование, рассуждение, описание) и стилей.
Стили речи, их функции, сфера употребления.
Правописание приставок (пре, при, на –з, -с)
Правописание чередующихся корней. Написание гласных и согласных в корне слова.
Слитное, дефисное написание разных частей речи.
Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
Правописание Н и НН в разных частях речи.
Постановка знаков препинания внутри простого предложения ( однородные члены, обособление, вводные слова, обращение).
Литература
Что такое литература. Основные литературные направления (романтизм, реализм, классицизм). Роды и жанры литературы.
Художественно-изобразительные средства (метафора, эпитеты, сравнения, гипербола, контраст).
Фольклор. Жанры народного творчества. Особенности фольклора ( лиризм, повторы, напевность, поэтические образы и эпитеты).
Особенности Древнерусской литературы (герой, жанры, позиция автора, темы произведений). Особенности «Повести о Шемякином суде».
Особенности Древнерусской литературы (герой, жанры, позиция автора, темы произведений). Значение «Поучени я Владимира Мономаха».
Литература 18 века. Классицизм. Д.Фонвизин «Недоросль». Характеристика Митрофанушки, госпожи Простаковой, особенности воспитания, смысл названия и финала произведения. Особенности классицистической пьесы.
Литература 18 века. Классицизм. Д.Фонвизин «Недоросль». Смысл эпиграфа. Особенности классицистической пьесы.
Басня. Особенности жанра. Аллегория в баснях И.А.Крылова (на примере басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», чтение наизусть)
Реализм. А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Характеристика Самсона Вырина, образ «маленького человека» в русской литературе.
Реализм. А.С.Пушкин «Капитанская дочка».Образ ГРИНЕВА И МАШИ . Нравственная чистота героев.
Реализм. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачева.
Реализм. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Смысл эпиграфа.
М.Ю.Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма. Особенности сюжета и характера главного героя.
Реализм. Сатира. Н.В.Гоголь «Ревизор». Характеристика города и чиновников. Образ городничего.
Реализм. Сатира. Н.В.Гоголь «Ревизор». Смысл эпиграфа.
Реализм. Сатира. Н.В.Гоголь «Ревизор». Образ Хлестакова. Авторская оценка происходящего в пьесе (способ выражения). Новаторство Гоголя.
Реализм. Н.В.Гоголь «Шинель». Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Тема «маленького человека» в русской литературе.
Особенности сюжета рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Образ главного героя, конфликт произведения.
Времена года в лирике русских поэтов ( на примере стихотворения по выбору).
Особенности творческой манеры А.П.Чехова. «О любви». Трагедия героев, авторское отношение к любви.
Концепция любви И.А.Бунина, А.И.Куприна. (на примере рассказов «Кавказ», «Куст сирени»)
Тема Родины в творчестве А.А.Блока ( на примере стихотворения «Россия»)
Литература эмиграции. Д.Осоргин. Реальность и фантастика в рассказе «Пенсне».
Журнал «Сатирикон». Тэффи «Жизнь и воротник» Система образов, проблематика.
Сатира. М.Зощенко «История болезни». Приемы сатиры. Проблематика рассказа.
Произведения о войне В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Образ главного героя.
Литература Возрождения. У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Тема любви в произведении.
. |