Скачать 153.74 Kb.
|
Методическая разработка урока с использованием компьютера. Предмет – Литература Класс – одиннадцатый. Тема урока: «Начать с себя». Урок представлен на 5 региональный фестиваль медиауроков. 2009г. По итогам экспертизы уроку присвоена 2 категория эффективности. (Диплом) Урок представлен на 2 региональный конкурс методических разработок, учителей - предметников. ТГУ, 2008г. (Сертификат). Публикация урока в сборнике № 3 "Методическая шкатулка" Сосковец Тамара Александровна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Староювалинская средняя общеобразовательная школа» Предмет – Литература Тема урока: «Начать с себя». Класс – одиннадцатый Тип урока – комбинированный урок Форма урока - урок - размышление с использованием компьютера ^ – В.П. Журавлева «Литература» 11 кл. М. «Просвещение» 2006г.; Н.В. Егорова, И.В. Золотарева «Поурочные разработки по русской литературе XX век» М. ВАКО 2002г.; В.В. Агеносов «Русская литература XX века» М. «Дрофа» 2000г.; Серия «Русская проза» (Распутин «Прощание с Матёрой», «Пожар», Айтматов «Плаха», Астафьев «Царь-рыба»). М. АСТ «Астрель» 2004г. ^ Авторский медиапродукт: 1. среда POWER POINT 2. вид мадиапродукта - наглядная презентация учебного материала Цель урока: Воспитание нравственных ценностей на материале литературных и публицистических произведений. Структура медиапродукта
^
^ образовательные – дать понятие нравственности (сохраненного в сознании человека времени), проследить по текстам произведений В.Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова отношение автора к нравственным ценностям через видение героев, развивающая – развитие образного и логического мышления; воспитательная - воспитание собственной системы ценностей через выявление авторской; воспитание самостоятельности в постижении идеи художественного произведения. ^
Ход урока:
«Плохо, когда не подготовлен своему ремеслу строитель, когда не обучен для боя воин…Но ещё хуже, когда не состоялся человек» (В. Распутин). Цель нашего урока-размышления - понять, что значит: быть на Земле Человеком; «Как жить, как мыслить, как любить, как «быть, а не казаться». ^ Слайд № 2 1. Послушайте предание. - Что ты ищешь, Диоген, днём с огнём? – спросили философа афиняне. - Я ищу человека,- ответил он - Кого? Меня? Его? - Я ищу человека? - повторил мудрец. ^ Слайд №3 2. В книге Екклесиаста (гл. 9, песнь 11) есть такие слова: «И обратился я и видел, под солнцем, что не проворным достаётся успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них». ^ 3. Слайд №4 Проходят годы, а мечта о совершенном человеке не осуществляется. Ответ на вопрос, как сохранить в себе духовную и нравственную чистоту искали многие? Просыпается тело, напрягается слух: Ночь дошла до предела, крикнул третий петух. Сел старик на кровати, заскрипела кровать. Было так при Пилате, что теперь вспоминать. И какая досада сердце точит с утра? И на что это надо: горевать за Петра? Кто всего мне дороже, всех желаннее мне? В эту ночь от кого же я отрекся во сне? Крик идёт петушиный в первой утренней мгле Через горы – долины по широкой земле. (Тарковский) Путь к искоренению зла в себе не найден. Вслед за Н. Гоголем, Ф. Достоевским, Л. Толстым писатели 20 и уже 21 веков пытаются распутать тот же узел, в который стянуты воедино добро и зло, благородство и низость, ум и глупость, правда и изворотливость. Как понять, что такое человек, не как конкретная личность, а как частичка окружающего мира? Вселенский опыт говорит, Что погибают царства Не от того, что тяжек быт Или страшны мытарства. А погибают от того (и тем больней, чем дольше), Что люди царства своего Не уважают больше. ^ («Вот-вот, царь. Если к земле только с командами да с требованиями, то этот царь природы поцарюет, поцарюет, да загорюет,- может ведь статься, что и царствовать не над чем станет, если все будут брать да брать, не вкладывая в природу ни теплоты, ни доброго отношения, ни любви» (В.Распутин «Прощание с Матерой») Слайд №5 4. Сообщение ученика. Обильный край, благословенный! //Хранилище земных богатств!... ^ И не узнаешь ты себя// Под их нечистыми руками! Сомнут луга,//Порубят лес, //Взмутят и воды – лик небес! И горы соляных кристаллов// По тузлукам твоим найдут. ^ И в глубь лесов, и в даль степей// Разгонят дорогих зверей. Эти слова Аксаков написал ещё в 1830 г., предвидя роковой итог чисто потребительского отношения к природе. В последнее время нарастает наступление цивилизации на природу. Более того, дисгармония между природой и человеком, носит не только экологический, но и нравственный характер. Нравственная катастрофа не может не волновать писателей и публицистов. Как говорил Ч. Айтматов «Лететь крыло в крыло с веком, с проблемами современности, нести свой крест – вторгаться в сложности жизни, с тем, чтобы человек знал, любил, тревожился за все доброе, лучшее, достойное в себе, в людях, в обществе». А речь идет уже о жизни и смерти человечества и самой Земли. 5. Задание классу: «Привести в качестве примеров эпизоды художественных произведений, отражающих экологические и нравственные проблемы общества: деградации человека, жестокости в обращении с природой».
5. Вывод.
^ Слайд №13 Дебаты. «За» и «против» технического прогресса (Работа в сформированных группах). Проблемный вопрос: «Может быть, во всем виноват технический прогресс? Как определить грань, когда технический прогресс, приносящий блага человеку, становится его врагом?» Выводы в ходе дебатов: «Техническая цивилизация, не опирающаяся на культуру, оставляет после себя пустыню» «Природа не признает шуток: она всегда правдива: ошибки же и заблуждения исходят от людей». (И. Гете) Но мы еще придем просить прощенья У этих рек, барханов и болот, У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька. ^ Слайд №14 Круглый стол «В споре рождается истина». Проблема: Так дальше жить нельзя, а как надо жить? (ученики сидят за круглым столом) 1. В произведениях В. Распутина крик души, как крик жизни, как крик человека с вознесёнными ввысь руками, увидевшего, что всё летит в тартарары, низвергается в огненную пропасть. Ощущение общечеловеческой катастрофы, стихийного бедствия, смертоносного обвала. Что значит, обвал в душах людей? Обвал – это наркомания, деградация человека, усиливающаяся жестокость, бездуховность, потеря смысла жизни и идеала. Привести примеры:
2. И вновь вопрос: где грань дозволенного, где черта, за которой добро оборачивается злом? Привести примеры
Слайд №15 И снова Земля вращается, как карусель кровавых драм. Так неужто карусели этой дано кружить до самого окончания света, пока вращается Земля вокруг светила? Так дальше жить нельзя, а как надо жить? ^ Может быть, каждому надо совершить усилие души, чтобы прекратить вращение земли как карусели кровавых драм? Я человек, но так ли я велик, Но так ли безупречен, совершенен? Так много набирается улик, Что сам себе я делаюсь мишенью. Корю себя, сужу своим судом, Пускаю в ход безжалостные розги. Водружаю тело над крестом, Вбивая в кисти рук Христовы гвозди . (В. Боков) 3. Слайд №16 Испокон веков находились люди, готовые пожертвовать собой. Мы часто слышим выражения: «нести свой крест», «взойти на плаху». Вопросы: 1. Как вы понимаете эти фразы? Что они означают? К кому из героев можно отнести эти слова?
Горят прозрачно – синие глаза Иисуса, поразившие когда-то Понтия Пилата. Такие же необыкновенно-синие, как у матери волчицы Акбары – «матери всего сущего», приводящие в изумление Авдия и Бостона. Такие же синие, как озеро Иссык-Куль, к которому стремится детоубийца Бостон. 4. Слайд №17 Вопрос классу: «Можно ли сказать, что Дарья несет свой крест, восходит на плаху». Привести примеры ее размышлений о совести (гл. 4), о чувстве вины (гл.18), о душе человека (гл.14), об ответственности перед предками (гл.4, гл.18), о памяти (гл. 18). (Распутин «Прощание с Матёрой»). «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», - говорил А.С. Пушкин. «Не для себя же только жить? Не нами начинается жизнь и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас», - предостерегает Дарья. (Распутин «Прощание с Матёрой»). ^ Слайд №18 Открытая трибуна «Проблема выбора» (Ученики выходят к трибуне, высказывают и обосновывают свою точку зрения) Работа с текстами М. Пришвина и Э. Межелайтиса. И вновь возвращаемся к мысли о бесконечности жизни. Как она подчеркивается в произведениях М. Пришвина «Старая липа», в отрывке из поэмы «Фацелия» и в стихотворении Э. Межелайтиса «Частица Матери – земли»? «Думал о старой липе с такой морщинистой корой. Сколько времени она утешала старого хозяина и утешает меня, вовсе не думая о нас! Я смотрю на ее благородное служение людям, и у меня, как душистый липовый цвет, распускается надежда: может, когда-нибудь и я вместе с ней прорасту». (М. Пришвин) «Если кто скажет, что бездна тянет его в неё броситься, то это значит: он, сильный, стоит у края ее и удерживается. Слабого бездна не тянет и отбрасывает на покойные безопасные берега. Бездна – испытание силы всему живому, той силы, которую нельзя заменить».. (М. Пришвин) «Камень- тело матери-земли, а ее хребет - крутые горы. Реки – это вены и аорта… Плоть моя – создание земли. ^ Я – вода, погода, пламя, ветка и движенье белых облаков. Я – из хлеба, что родит земля, из ржаного, трудового хлеба, Также - из ячменного зерна, также из дурманящего хмеля. ^ (Э. Межелайтис) VI. Заключение. Слайд №19 «Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку» (Ожегов) Душа наша застряла между жаждой высокой духовности и низкой материальности. В мире есть много грустного, горького, гадкого. Хочешь изменить мир? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу). Что значит: «Начать с себя?» Жить праведно и честно, не растерять душу живую. Сама жизнь, судьба героев Распутина, Астафьева, Айтматова перекликаются с размышлениями М. Пришвина. ^ И радовать дружбой друг друга. Нам незачем наши сердца холодить, И так уж на улице вьюга! Давайте друг другу долги возвращать, Щадить беззащитную старость, Давайте спокойной душою прощать Талантливость и бесталанность. (С. Куняев) Бернард Шоу писал: «Мы уже научились летать в воздухе, как птицы, плавать под водой, как рыбы, теперь нужно научиться жить на земле, как люди». Какими вы станете, какой заряд энергии пронесёте по жизни, что передадите следующим поколениям? Какие камни разбросаете, и какие камни соберете? Всё в жизни зависит от вас. И выводы сделает жизнь. |
![]() | В данной разработке представлен план-конспект урока по предмету «Истоки – 9 класс». Урок разработан с использованием икт. Выбранная... | ![]() | Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского... |
![]() | Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,... | ![]() | Методическая разработка урока по элетивному курсу «Романтическая литература 19 века» (10-11 класс) |
![]() | Цели урока: познакомить учащихся со сравнением и его разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; формировать умение использовать... | ![]() | Воспитание интереса к урокам русского языка, чувства ответственности, взаимопомощи товарищу |
![]() | Методическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного отделения | ![]() | В разработке представлен теоретический и дидактический материал по теме: «Лексические нормы» |
![]() | Место урока в общей системе уроков: Климанова. Л. Ф. Литературное чтение 3 класс/«Школа России». Месяц проведения урока: октябрь | ![]() | Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут... |