Скачать 39.4 Kb.
|
Сценарий интегрированного урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя. Русские богатыри. Цели: Образовательные: познакомить учащихся с разными образами русских богатырей и былинных героев России (в литературе и изобразительном искусстве) Развивающие: развивать умение устного выступления на заданную тему развивать творческое воображение учащихся. совершенствовать графические навыки Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к истории Отечества. побуждать учащихся к литературному и художественному творчеству Межпредметные связи: история, литература, искусство. Оборудование урока: Васнецов В. М. «Три богатыря», «После побоища». Грамзапись «Добрыня Никитич и Алеша Попович». Презентация «Русские богатыри».
- Знакомы ли вам эти слова, мелодия? Можете ил вы сказать, о чем пойдёт речь на нашем уроке? -Как называются русские народные произведения, в которых прославляются подвиги трудовые, ратные богатырей?
Защита родины, преданное служение ей, своим соотечественникам – это священный долг каждого русского человека. Знаменитый русский полководец А. В. Суворов говорил: «Солдата лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет и товарища спасет». Откуда же черпают русские воины свою силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания – от былинных богатырей. - В чем своеобразие былин? - Чем близка былина сказке? - Что хотел выразить народ в своих произведениях? В течение долгой истории не раз нападали враги на Русь, разоряли её. Выезжали в чисто поле защитники земли русской. А почему в поле? Встарь полем называли южные степи на границах Киевской Руси. Вот почему выезживают во чисто поле: дозором ходят, охраняютграницы. / рассказ о столкновениях с половцами, татаро – монголами - ученик Былины родились как героические повествования о подвигах русских богатырей. - Как вы думаете, какое главное качество ценил в народных героях русский народ? /безграничная преданность родине, мужество, честность, доброта, бескорыстие. Богатыри – это идеальные типы русских людей. В тексте былин найдите эпитеты, при помощи которых создан образ богатыря? Как сказители былин показывали силу и мощь богатырей? Как называется этот прием в литературе (гипербола) - Случайно ли героями былин стали богатыри? Непрерывные войны с половцами выдвигали героев. Фигуры реальных воинов окутывались дымкой легенд, поэтизировались народной фантазией и сливались в полусказочные образы исполинов. - Есть ли прототипы у былинных богатырей? / рассказ о прототипах богатырей - ученик Три богатыря, которые наиболее часто встречаются в народном эпосе, вместе действуют, помогают друг другу. А и сильны, могучи богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю русскую! Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнется! Как был вооружён защитник земли Русской? Опираясь на содержание былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник», найдите в тексте, как снаряжён, вооружён был древнерусский воин?
Так повелось, что у защитников земли русской есть свое оружие, которое помогает им в минуту опасности. Богатыри на картинах, которые вы увидели, вооружены так же? - Чем же они защищались? - слайд А сейчас, ребята, вам предстоит украсить снаряжение богатырей. / работа с шаблонами - графическое изображение украшения - орнамент -10мин. Три богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович совершают подвиги, защищают Русь не только в одиночку. Приходилось иногда и выручать друг друга, стоять конь – о - конь дозори. Общее ратное дело сблизило богатырей, стали они братьями назваными. Память о богатырях осталась не только в былинах и песнях. Знаменитые художники прославили их в своих картинах.
Опишите богатырей, изображённых на картине Васнецова. Словесное рисование: Илья Муромец – ученик Добрыня Никитич – ученик Алеша Попович – ученик
Посмотрите, как изображали богатырей в разные времена знаменитые и безвестные художники. слайд
Вспомните, как мы учились рисовать людей. Схема на доске, учитель напоминает этапы рисования человека. Ваша задача – нарисовать богатыря. А как вы думаете, чем отличается фигура богатыря, ее пропорции от фигуры обычного человека?
Конечно, герои былин – не конкретные исторические лица. Это обобщенные образы. Образ богатырей – это воплощение народной мечты о могучем и справедливом защитнике родины. Они – герои, потому и совершают свои подвиги во имя родины, защищают и освобождают землю русскую.
по ИЗО – завершение работы над рисунком по литературе – письменный ответ «Богатыри – воплощение народного идеала». |
![]() | Цели: Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери | ![]() | Цель урока: изобразить на листе бумаги осеннее дерево, создать коллективный пейзаж |
![]() | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие наблюдательности и внимания | ![]() | Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая произведение. Своеобразие поэмы. Образ главного героя |
![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени Героя Советского Союза П. А. Горчакова села Боринское Липецкого муниципального... | ![]() | Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества... |
![]() | Цель: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности через знакомство с геометрическим орнаментом Дымковской... | ![]() | Тема” Обучение словесному рисованию на уроке литературы в 5 классе (на примере произведения И. З. Сурикова “Зима”) |
![]() | Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы | ![]() | Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества... |