Урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя




НазваниеУрока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя
Дата публикации15.09.2013
Размер39.4 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Сценарий интегрированного урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе.

Тема: Образ былинного героя.

Русские богатыри.

Цели:

Образовательные:

познакомить учащихся с разными образами русских богатырей и былинных героев России (в литературе и изобразительном искусстве)

Развивающие:

развивать умение устного выступления на заданную тему

развивать творческое воображение учащихся.

совершенствовать графические навыки

Воспитательные:

воспитывать интерес и любовь к истории Отечества.

побуждать учащихся к литературному и художественному творчеству

Межпредметные связи: история, литература, искусство.

Оборудование урока:

Васнецов В. М. «Три богатыря», «После побоища».

Грамзапись «Добрыня Никитич и Алеша Попович».

Презентация «Русские богатыри».

  1. ^ Организационный момент. Звучит грамзапись «Добрыня Никитич и Алеша Попович».

- Знакомы ли вам эти слова, мелодия? Можете ил вы сказать, о чем пойдёт речь на нашем уроке?

-Как называются русские народные произведения, в которых прославляются подвиги трудовые, ратные богатырей?



  1. ^ Слово учителя литературы.

Защита родины, преданное служение ей, своим соотечественникам – это священный долг каждого русского человека. Знаменитый русский полководец А. В. Суворов говорил: «Солдата лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет и товарища спасет». Откуда же черпают русские воины свою силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания – от былинных богатырей.

- В чем своеобразие былин?

- Чем близка былина сказке?

- Что хотел выразить народ в своих произведениях?

В течение долгой истории не раз нападали враги на Русь, разоряли её. Выезжали в чисто поле защитники земли русской. А почему в поле? Встарь полем называли южные степи на границах Киевской Руси. Вот почему выезживают во чисто поле: дозором ходят, охраняютграницы.

/ рассказ о столкновениях с половцами, татаро – монголами - ученик

Былины родились как героические повествования о подвигах русских богатырей.

- Как вы думаете, какое главное качество ценил в народных героях русский народ?

/безграничная преданность родине, мужество, честность, доброта, бескорыстие. Богатыри – это идеальные типы русских людей.

В тексте былин найдите эпитеты, при помощи которых создан образ богатыря?

Как сказители былин показывали силу и мощь богатырей? Как называется этот прием в литературе (гипербола)

- Случайно ли героями былин стали богатыри?

Непрерывные войны с половцами выдвигали героев. Фигуры реальных воинов окутывались дымкой легенд, поэтизировались народной фантазией и сливались в полусказочные образы исполинов.

- Есть ли прототипы у былинных богатырей?

/ рассказ о прототипах богатырей - ученик

Три богатыря, которые наиболее часто встречаются в народном эпосе, вместе действуют, помогают друг другу.

А и сильны, могучи богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

Как был вооружён защитник земли Русской?

Опираясь на содержание былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник», найдите в тексте, как снаряжён, вооружён был древнерусский воин?

  1. ^ Слово учителя ИЗО

Так повелось, что у защитников земли русской есть свое оружие, которое помогает им в минуту опасности. Богатыри на картинах, которые вы увидели, вооружены так же?

- Чем же они защищались? - слайд

А сейчас, ребята, вам предстоит украсить снаряжение богатырей.

/ работа с шаблонами - графическое изображение украшения - орнамент -10мин.

Три богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович совершают подвиги, защищают Русь не только в одиночку. Приходилось иногда и выручать друг друга, стоять конь – о - конь дозори. Общее ратное дело сблизило богатырей, стали они братьями назваными.

Память о богатырях осталась не только в былинах и песнях. Знаменитые художники прославили их в своих картинах.

  1. ^ Просмотр фрагмента из СD – диска «Шедевры русской живописи»

  2. Анализ картины:

Опишите богатырей, изображённых на картине Васнецова.

Словесное рисование:

Илья Муромец – ученик

Добрыня Никитич – ученик

Алеша Попович – ученик

  1. ^ Работа с презентацией

Посмотрите, как изображали богатырей в разные времена знаменитые и безвестные художники.

слайд


  1. Слово учителя ИЗО

Вспомните, как мы учились рисовать людей. Схема на доске, учитель напоминает этапы рисования человека. Ваша задача – нарисовать богатыря. А как вы думаете, чем отличается фигура богатыря, ее пропорции от фигуры обычного человека?


  1. Рисование богатыря ( подобрать подпись к своему рисунку из былины)

  2. Экспресс – выставка.

  3. Вывод урока

Конечно, герои былин – не конкретные исторические лица. Это обобщенные образы. Образ богатырей – это воплощение народной мечты о могучем и справедливом защитнике родины. Они – герои, потому и совершают свои подвиги во имя родины, защищают и освобождают землю русскую.

  1. Домашнее задание:

по ИЗО – завершение работы над рисунком

по литературе – письменный ответ «Богатыри – воплощение народного идеала».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя iconКлассный час. Тема: Образ матери вечная тема искусства
Цели: Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери

Урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя iconУрок изобразительного искусства в 5 классе Тема: «Золотая осень»
Цель урока: изобразить на листе бумаги осеннее дерево, создать коллективный пейзаж

Урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя iconУрока Дата Тема урока Цели урока
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие наблюдательности и внимания

Урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя iconКонспект урока литературы в 8 классе по теме: Поэма «Мцыри» М. Ю....
Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая произведение. Своеобразие поэмы. Образ главного героя

Урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя iconИнтегрированный урок развития речи, литературы и изобразительного искусства
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени Героя Советского Союза П. А. Горчакова села Боринское Липецкого муниципального...

Урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя iconУрок музыки 3 класс тема урока "Образ матери-великая тема искусства"
Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...

Урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя iconКонспект урока изобразительного искусства. Тема: «Дымковская игрушка»
Цель: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности через знакомство с геометрическим орнаментом Дымковской...

Урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя iconПлан урока Образ урока Действия Учителя учащихся Курс: Литература,6...
Тема” Обучение словесному рисованию на уроке литературы в 5 классе (на примере произведения И. З. Сурикова “Зима”)

Урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя iconУрок литературы в 8 классе Тема урока: «Поэтический образ зимы в...
Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы

Урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя iconУрока: " Образ матери великая тема искусства"
Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница