Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Русский язык наше достояние»




Скачать 151.64 Kb.
НазваниеКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Русский язык наше достояние»
Дата публикации31.08.2013
Размер151.64 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Литература > Конкурс
Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Русский язык – наше достояние»

Секция «Проблемы современного русского языка»

Волков Виталий Вячеславович,

ученик 10б класса МБОУ-СОШ №1

р.п.Степное

Неологизмы-заимствования.

Обогащение или истощение русского языка?

Руководитель: Дадатченко Т.В., учитель

русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное.

2012г.

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………… стр. 2-3

2. Целесообразность использования заимствованной лексики. …...стр. 4-5

3. Вхождение заимствованных слов в лексику русского языка……стр. 6-8

4. Заимствованные слова в общественно-политической жизни

страны………………………………………………………………..стр. 8-11

5. Лингвистический эксперимент……………………………………..стр.12-13

6. Заключение…………………………………………………………..стр. 14-15

Список литературы.

Приложение


  1. Введение.

Тема вхождения английских слов в лексику русского языка очень актуальна в последнее время. Именно в наше время русский язык интенсивно стал пополняться заимствованными словами. Это происходит по причине вступления страны в новую общественно-политическую формацию. Также свое влияние оказала, так называемая новая экономика, со свойственными ей нововведениями. Прошел основной процесс разгосударствления в экономике, объявляются реформы в различных сферах жизнедеятельности.

Язык же всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества. Тенденция последнего десятилетия прослеживается в озабоченности филологов. Они обеспокоены тем, что в связи с вышеуказанными причинами все больше исконно русских слов уходит из употребления. Происходит засилье иностранными словами-синонимами.

^ Цель работы: выявить заимствования, проанализировать их происхождение, определить вид, выявить уровень знания заимствованных слов в ученической среде.

Задачи работы:

1. Изучить разные подходы в изучении заимствований в современном русском языке

2. Рассмотреть слова, проникшие в современный русский язык, определить их вид на основе печатного материала. (газета, рекламный ролик, учебник, опрос учащихся)

Многие ученые, такие как Чебышев В.И. Шанский М.Н. Логинова И.М обращались к проблеме освоения заимствованной лексики в русском языке. Данная проблема находится в постоянном развитии и вызывает ряд затруднений в орфографии, орфоэпии, морфологии, синтаксисе, определяющих в итоге проблемы культуры устной и письменной речи.

^ Методы исследования: поисковый, сравнительно-сопоставительный, чтение и анализ прессы, учебной литературы. Объектом исследования является современный русский язык, предметом – англоязычные заимствования и проникновения.

Представленные в отечественной и зарубежной литературе различные взгляды на ключевые аспекты заимствования освещены в работе Татьяны Григорьевны Линник «Проблемы языкового заимствования «Языковые ситуации и взаимодействия языков», которой я пользовался. Также обращался к книгам Ильиной О.В., Шагаловой Е.Н, лингвистическим словарям.


^ 2. Целесообразность использования заимствованной лексики.

Очень часто мы слышим по телевидению, радио, читаем в печатной периодике слова иноязычного происхождения, значение которых не всем понятны. Иностранная терминология, лексика являются незаменимым средством лаконичной и точной передачи информации в текстах, предназначенных для узких кругов или специалистов, но могут оказаться и непреодолимым барьером для понимания научного текста неподготовленным читателем.

Сегодня вопрос о целесообразности использования заимствований связывается с закреплением лексических норм и средств за определенными функциональными стилями речи. Для понимания таких слов требуется работа со словарями иностранных слов, двуязычными иностранно – русскими словарями, терминологическими справочниками по различным областям знаний. Логинова И.М., доктор филологических наук, профессор РУДН, считает, что теоретическое освоение школьных дисциплин включает большое количество терминологической лексики, в большинстве своём заимствованной. А Шанский Н.М. утверждает, что в пособиях для учащихся и абитуриентов заимствованной лексике уделено недостаточно внимания: одно-два упражнения, в основном для нахождения иноязычных слов и объяснения их значения.

В век научно-технического прогресса следует учитывать наметившуюся тенденцию к созданию международной терминологии, единых наименований, понятий, явлений современной науки, производства, что также способствует закреплению заимствованных слов, получивших интернациональный характер.

Приток заимствований в русский язык особенно стал увеличиваться с 90-х годов. Это связанно с изменениями в политической жизни, экономике, культуре и нравственной ориентации общества. Наблюдается небывалая экспансия иноязычной лексики во всех областях. Она заняла ведущие позиции в политической жизни страны, привыкающей к новым понятиям: президент, спикер, импичмент и т.д. Иноязычные термины стали господствующими в самых передовых отраслях науки и техники – компьютер, дисплей, файл, а также финансово – коммерческой деятельности – брокер, аудитор, бартер и т.д. В культурную сферу вторгаются: бестселлеры, триллеры, хиты…Бытовая речь живо принимает нерусские названия - сникерс, гамбургер, пицца. Это обусловило обострение борьбы с заимствованиями. Но все же раздаются слова в защиту нерусских слов, закрепляющихся в языке. Академик Чебышев справедливо утверждает: «Нет никаких оснований возражать против многих современных заимствований. Разве лучше «электронно-вычислительная машина» или даже ЭВМ, чем компьютер? В нашу жизнь в последние годы входят новые явления, а с ними новые слова, в русском языке зачастую отсутствующие»1.

Многие противники заимствования видят опасность в том, что иностранные языки проникают в «народ» через средства массовой информации. Так, в письме научных сотрудников Института востоковедения РАН утверждается, что в последние годы через средства массовой информации внедряется огромное количество иностранных слов и это оказывает отрицательное воздействие на национальный дух народа. А во Франции существует специальный комиссариат по делам французского языка. Почему мы не можем довериться французскому опыту? И у них даже есть закон о запрещении использования на ее территории без надобности в печати иностранных слов. Не пора ли у нас в стране принять закон о защите русского языка?

Именно поэтому тема освоения иноязычной лексики русскоязычными индивидами всегда важна, актуальна и имеет достаточный материал для рассмотрения и исследования. А живой язык, как известно, явление динамичное, постоянно развивающееся.

Насколько это изменит облик русского языка, обогатит его или истощит, покажет время.

^ 3. Вхождение заимствованных слов в лексику русского языка.

Множество новых слов приходит из других языков. Их называют по-разному, чаще всего заимствованиями. ЗАИ́МСТВОВАТЬ, - твую, - твуешь; - анный; сов. и несов., что. Взять (брать), перенять (-нимать), усвоить (усваивать) откуда-н. З. тему. Заимствованные слова.

Все слова, попадая из исходного языка в язык заимствующий, проходят первый этап - проникновение. Постепенно слова иностранного языка, благодаря частому использованию в устной, письменной речи приживаются. А его внешняя форма приобретает устойчивый вид. Происходит адаптация слова по нормам заимствующего языка. Это период заимствования, или вхождения в язык. На этом этапе еще наблюдается сильное семантическое влияние языка- источника.

На этапе усвоения иноязычного слова в среде носителей одного языка начинает свое действие народная этимология. Когда иностранное слово воспринимается как непонятное. Его пустую, звуковую форму стараются наполнить содержанием близко звучащего или близкого по значению исконного слова. Но часто процесс заимствования в современном русском языке определяется:

- или незнанием соответствующих русских слов;

- или нежелание сделать текст понятным для целевой аудитории из-за снобизма или лени;

- или желанием сказать «оригинально» или показать себя «в теме».

Вот к таким проявлениям «заимствований» стоит привлечь внимание в надежде, что мы реже будем с такими заимствованиями встречаться.

Конечно, все не так просто. Процесс заимствования неизбежен. Бывает, что нового понятия на русском языке просто нет, и его надо описывать многими словами. Зачастую англоязычные термины короче русского слова, и тем более, описания (например, ритейл – розничная торговля).

Последний этап проникновения иностранного слова в заимствующий язык – ускорение, когда слово широко употребляется в среде носителей языка – восприемником и полностью адаптируется по правилам грамматики этого языка. Оно включается в полноценную жизнь: может иметь однокоренные слова, образовывать аббревиатуры, приобретать новые оттенки значений и т.д.

Язык допускает привнесение значения из того языка, с которым он конкурирует, и тогда появляются новые значения у исконных слов. Таково значение слова «икона» у славянского слова обозначающего образ. Подобные случаи называются семантическими кальками.

Литературный язык, носитель и хранитель нормы, всегда был более консервативным, чем разговорный язык. Если мы попробуем выделить самые распространенные явления, характерные для разговорного языка жителей современного большого города, то в отличие от литературного языка он, будучи более живым и неустойчивым, характеризуется некоторыми особенностями: в нем не так много иноязычных слов, как принято считать и язык по-прежнему создает семантические кальки.

В период и накануне главных политических мероприятий в стране основной темой средств массовой информации становятся выборы. Складывается впечатление, что в России ничего нет важнее выборов Президента, Государственной Думы, региональных парламентов, представительных органов. И вот слово, которое чаще других звучит - электорат (electro –выбирающий, избиратель) - круг избирателей, голосующих за какую - либо партию на парламентских или муниципальных выборах; совокупность избирателей данного избирательского округа. Или праймериз (англ. Primaries – мн. – первичные – англ. primary elections) – предварительные выборы – тип голосования, в котором выбирается один кандидат от партии.

Именно тема политики стала центральным местом в следующей части моей работы.

^ 4. Заимствованные слова в общественно-политической жизни страны.

Для реализации проектной части данной работы мною были проанализированы общественно-политические программы телевидения, рекламный ролик, материалы газет, страницы интернет-сайтов.

Реклама - неотъемлемая часть нашей современной жизни. Анализ телевизионной рекламы на 1-ом канале от 26 февраля в прайм-тайме (с 19.00-21.00, наиболее активное время теле-радио-прослушивания) показал, что в это время можно услышать и прочитать следующие слова: витамины, скраб, крем, гель, диск, видео, интернет, бизнес, президент, и т.д. Этот список можно продолжить.

Анализ газеты «Неделя области» от 13.02.2012 показал, что для этого издания количество иноязычных слов употреблено достаточно много .

Список слов, нашедших свое место на страницах газеты:

Супервайзер, мерчендайзер, менеджер, дилер, промоутер, секретарь, курьер, программист, директор, специалист, дантист, доктор, праймериз

Анализируя учебник 9-го класса по Обществознанию, конкретно §24 «Политика и политическая жизнь» и общественно-политические печатные средства массовой информации, я выяснил, что все тексты изобилуют иностранными словами и понятиями, чуждые русскому языку. Но, несмотря на засилье иностранных слов, мы хорошо понимаем смысл излагаемого. Смена общественно - политического строя 90-х годов прошлого века в России коренным образом изменила словарный запас в области политики. Первым словом, с которым россияне связали новые надежды на перемены было – демократия от (греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политическая система, при которой народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право наций на самоопределение, права человека и др. Затем в российскую лексику вошли слова Президент (от лат. praesidens, родительный падеж praesidentis — сидящий впереди, во главе), 1) в ряде общественных и научных учреждений, организаций и др. (в т. ч. и международных) — выборный руководитель, председатель (например, президент АН СССР, президент Международного совета научных союзов, президент Международной академии астронавтики, президент общества дружбы СССР — Франция).

Не менее часто употребляемое слово, так важное кандидатам на тот или иной пост ЭЛЕКТОРАТ (от лат. elector — избиратель) — круг избирателей, голосующих за какую-либо партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Прозвучавшее как взрыв, гром среди ясного неба, пугающее слово ПУТЧ заставило россиян искать его происхождение в словаре иностранных слов.

Краткое, но масштабное в событиях слово имеет немецкие корни - (нем. Putsch), авантюристическая попытка небольшой группы заговорщиков совершить государственный переворот (например, Капповский путч 1920).

К радости или к сожалению, россияне пока не знакомы на практике со словом ИМПИЧМЕНТ. Владеем мы им только теоретически. От англ. impeachment — особый порядок реализации ответственности высших должностных лиц государства в ряде зарубежных стран. В некоторых государствах с республиканской формой правления импичмент прежде всего предусматривается для главы государства.

Парламент в нашей стране перенял у иностранцев не только название, но и систему его формирования. Как известно, он двухпалатный (составлялся по принципу палат в Великобритании и Канаде). ПАРЛАМЕНТ от (англ. parliament, от франц. parlement, от parler — говорить), в буржуазных государствах высшее представительное учреждение.

Главный документ, над которым работает постоянно парламент страны - БЮДЖЕТ (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция, как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет).

Обладатели МАНДАТА (от лат. mandatum — поручение, полномочие) имеют СТАТУС, обозначающий и обуславливающий правовое положение человека. Мандатом также называется документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица (например, депутатский). Термин «Мандат» возник в римском праве для обозначения договора поручения.

Наряду с Президентом властью наделен и ПРЕМЬЕР(от франц. premier — первый).

Новая политическая система не только не ликвидировала понятие БЮРОКРАТ, но и дала понятию второе рождение. Бюрократ (франц. bureaucrate) - должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально. Согласно демократическому строю народ наделил полномочиями депутатов, которые в свою очередь избрали себе СПИКЕРА. Спикер (англ. speaker, буквально — оратор), председатель нижней палаты.

Пока в России нет понятия политической инфляции, но свое место в истории имеет денежная ИНФЛЯЦИЯ (от лат. inflatio — вздутие), переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение и перераспределение общественного продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства.

ДИВИДЕНДЫ политические пока не приносят экономической прибыли жителям страны, но слово стабильно и прочно вошло в наш обиход. Это доход, выплачиваемый акционерам корпорации. Поскольку дивиденды представляют собой распределение прибыли, они являются необязательными платежами, в отличие от процентов по облигациям, которые относятся к категории фиксированных платежей.

ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privatus — частный) — передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность частных лиц или организаций. Лексическая безвозмездная приватизация произошла и в нашем языке. Реальная экономическая цена которой обусловлена низким нравственным состоянием общества, резким уровнем падения индекса восприятия родного и русского языков.

^ 5. Лингвистический эксперимент

Мною было проведено небольшое исследование среди двух категорий учащихся: изучающих английский и немецкий языки. Работа была проведена среди двух параллелей: 10кл. и 11классов. В эксперименте участвовало группа 11"а" класса (кол-во 11 чел), группа 10"б" класса (10 чел), группа 11"б" класса (12 чел) и группа 10а класса (15 чел). Результатом работы должно было стать определение процента узнаваемости заимствованных слов. Мне было интересно насколько узнаваемы эти слова. Могут ли участники эксперимента отличить заимствования из английского языка среди слов нашего языка. Для выборки слов было представлено три текста: два из художественной литературы и один – отрывок из газетной статьи. Каждый текст состоял примерно из 40-50 слов, шесть из которых являлись заимствованными из английского языка. В первых двух текстах преобладали в основном экзотизмы: фунт, стерлинг, пенс, леди, мисс, шилинг, ленч, джентльмен. Они были узнаны большим количеством учащихся. Это доказывает, что действительно, экзотизмы – это слова, которые имеют в своем значении нечто не русское, имеют свой местный колорит. Слова револьвер, вокзал были отмечены, как англицизмы меньшим количеством учащихся, например слово "вокзал" в 10а "узнал" только один из опрошенных. Значит, эти слова освоены русским языком и в их значении не осталось ничего, что указывало бы на их иноязычное присхождение. В третьем тексте были представлены слова, которые имеют признаки заимствований, например: ball, er, ing - свойственные английскому языку. Не случайно поэтому процент узнавания этих слов среди учащихся изучающих английский язык выше, чем у ребят, которые совсем не изучали английский. Этому мы можем дать вполне разумное объяснение. Учащиеся из групп немецкого языка не "увидели" характерные признаки английского языка, в силу того, что они о них просто не знали, но зато они видят, что эти слова широко употребляются, подчиняются правилам грамматики русского языка: консалтинговый (русский суффикс – ов), клуб, бюджет, футбол – изменяются по падежам и.т.д. Это и обусловило более низкий процент узнавания среди учащихся немецкой группы.

В ходе эксперимента, ребятам было предложено попробовать заменить заимствования словами русского происхождения. Были сделаны следующие предложения: баскетбол – прыжок с мячом, игра с мячом, корзиномячная игра; бюджет – деньги, государственные деньги; фирма – предприятие, контора; сити – менеджер – городской управляющий. Из 11 человек только трое хотели бы заменить эти заимствования на исконно русские слова. Все учащиеся отмечали, что это довольно трудно сделать и звучит смешно и нелепо, а слово английского значения наиболее точно передает значение.

Проведенный эксперимент показывает, что часть заимствованных слов настолько обрусели и вжились в русскую языковую систему, что остаются неузнаваемыми и ничем "не выдают себя". Это значит, что они стали частью нашего русского языка, они понятны нам, не вызывают трудностей в произношении, употребляются в различных стилях и не затрудняют общение.

6. Заключение.

Проведенное в данной работе исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Наиболее большой группой новообразований современного русского языка являются неологизмы-заимствования, которые связаны с изменениями в нашей социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни. В основном это американизмы и англицизмы (мультиплекс, тюнинг, имиджмейкер, кондоминимум).

2. В русском языке также появились иноязычные словообразовательные элементы (приставки де-, контр-; суффиксы – изм, -ист, -мент, -мейкер: деградация, контригра, хвостизм, гармонист, плеймей).

Несомненно, процесс освоения иноязычных слов русским языком обогащает наш родной язык, делает его еще более емким, выразительным и развитым. Это не только восприятие слов из других языков, а их творческое освоение на всех уровнях языковой системы, формальное и семантическое преобразования в соответствие с самобытными, исконными особенностями русского языка и высокой степенью его развития.

С одной стороны, многочисленные англицизмы и американизмы, проникающие в русский язык – явление закономерное, отражающее активизировавшиеся в последнее десятилетие экономические, политические, культурные, общественные связи и взаимоотношения России с другими странами, в частности с Америкой. С другой стороны, с грустью приходится констатировать, что в погоне за всем иностранным, в стремлении копировать западные образцы мы все больше теряем свою самобытность, в том числе и в языке, ибо язык отражает образ жизни и образ мыслей. Как следствие этого – потеря интереса к родному языку, русской литературе и культуре, косноязычие, снижение грамотности и языковой и общей культуры.

Также мы узнали о видах заимствований, проникновений. Близко к заимствованиям примыкают кальки (структурные и синтаксические), в которых заимствованная структура облекается исконным материалом.

Часто заимствуется не само слово, а то, как оно построено в языке-источнике. Особенно используют кальку реформаторы языка. Например, тому же Ломоносову принадлежат следующие кальки: Наречие – лат. Ad-verbium На – речь; Преобразование – лат. Trans-form-ation Пре-образ-ование.

Синтаксические кальки самый сложный случай заимствования. Что приходит вам в голову при взгляде на фразу: «О, свет очей моих, скажи же, что привело тебя?» - что-то восточное. А почему? Да потому что во фразе скалькирована типичная восточная поэтическая структура. В русском языке она воспринимается чужеродно, неестественно. А между прочим, такими структурами русский язык богат, только не всегда их так легко распознать. Они начинаются с библейских мотивов и доходят до постмодернизма двадцатого столетия. И далеко не всегда говорящий, например, «почту за честь» понимаем, что это французский, а «нет проблем, у меня все под контролем» - английский.

Но заимствование слов – еще полбеды. Совсем плохо, когда происходит вытеснение, замещение русских слов иностранными: премия – бонус, направление – тренд, творческий – креативный и пр. Вот с этим надо бороться.

^ Список литературы.

1. Васюкова, И.А. «Словарь иностранных слов ООО «Издательство Астрель» 2005 г.

2. Ильина О.В. Семантическое освоение русским языком иноязычных лексических инноваций «Языковые единицы в семантическом и лексикографическом аспектах». Новосибирск, 1998 г.

3. Линник Т.Г. Проблемы языкового заимствования «Языковые ситуации и взаимодействия языков» Киев, 1989 г.

4. Лотте Д.С. Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и терминоэлемегнтов. — М., 1982

5. Шагалова, Е.Н., «Словарь новейших иностранных слов (конец 20-начало 21 вв.)» ООО «Издательство Астрель» 2009 г.

6. Ильина О.В. Семантическое освоение русским языком иноязычных лексических инноваций // Языковые единицы в семантическом и лексикографическом аспектах. – Новосибирск, 1998.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Русский язык наше достояние» iconКонкурсы для детей
Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся«первые шаги»

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Русский язык наше достояние» iconКонкурсы для детей
Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся«первые шаги»

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Русский язык наше достояние» iconI. Общие положения
Республиканском конкурсе исследовательских и проектных работ учащихся 1-4 классов

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Русский язык наше достояние» iconКонкурс проектных работ Конкурс исследовательских работ конкурс рефератов...
Мау имц г. Томска, тгпу, маоу гимназия №18 г. Томска 15 марта 2014г проводят сетевую муниципальную научно-практическую конференцию...

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Русский язык наше достояние» iconКонкурс реферативных, научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Озарение»
Зырянова Ксения Андреевна, ученица 10 класса моу «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского...

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Русский язык наше достояние» iconКонкурс проектных работ Конкурс исследовательских работ конкурс рефератов...
Мау имц г. Томска, тгпу, маоу гимназия №18 г. Томска в феврале-марте 2013г проводят сетевую муниципальную научно-практическую конференцию...

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Русский язык наше достояние» iconПоложение о школьной научно-практической конференции проектных и...
...

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Русский язык наше достояние» iconКонкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий-2010»
Я, ученик 10 «А» класса гоу сош №648 Чистов Ярослав Паулович, профессионально занимаюсь музыкой, пишу прозу, интересуюсь разными...

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Русский язык наше достояние» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Выбор темы исследования обусловлен желанием выявить на основе публикаций журнала «Странник», какие произведения о природе опубликованы...

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Русский язык наше достояние» iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Русский язык достояние народов Российской Федерации»
Всероссийский фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница