«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова»




Скачать 58.01 Kb.
Название«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова»
Дата публикации29.08.2013
Размер58.01 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

муниципального образования Тимашевский район

Семинар по литературе в 9 классе

по теме: «Просветительская направленность гражданской поэзии М.В.Ломоносова»

Разработала учитель

русского языка и литературы

Карапетьянц Елена Адольфовна

2012 г.

Тема: «Просветительская направленность гражданской поэзии М.В.Ломоносова»
Цели: ознакомление учащихся с рядом художественных произведений М.В.Ломоносова, в которых нашли отражение идеи Просвещения, помочь учащимся уяснить социально – политическую программу Ломоносова, а также разобраться в своеобразии языка его произведений; воспитание гражданской зрелости у подростков, любви к своему Отечеству.
^ Форма проведения: семинар.
Оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация.
План семинара

п/п

Вопрос- задание

1.

Что является условием процветания нации – победоносные войны или мирное развитие государства (доказать свою мысль, опираясь на текст «Оды …на взятие Хотина 1739 года» и «Оды на день восшествия на Всероссийский престол… Елизаветы Петровны 1747 года»)?

2.

Какие черты идеального правления называет Ломоносов в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол… Елизаветы Петровны 1747 года», а также в «Оде …за оказанную милость в Царском Селе 1750 года»?

3.

Кто стал для Ломоносова воплощением идеального монарха? Какие качества его характеризуют (по стихотворению «Надпись к статуе Петра Великого» и по «Оде на день восшествия на Всероссийский престол…Елизаветы Петровны 1747 года»)?

4.

С какой целью поэт неизменно вводит в текст «Оды на день восшествия на Всероссийский престол…Елизаветы Петровны 1747 года» элементы комплиментарности? Какова социально – политическая программа Ломоносова?

5.

Каков язык произведений М.В.Ломоносова? Эмблема как господствующее явление в художественном языке XVIII века. Работа Ломоносова над созданием поэтических эмблем – символов. Энергичность стиха поэта.


План семинара был дан учащимся в качестве домашнего задания.

Комментарий к заданиям:
1.Что стало для Ломоносова главным условием процветания нации? Прославляя героизм российских воинов в русско – турецком и русско – шведском сражениях, Ломоносов, однако, не войну считал залогом поступательного развития страны, а «царей и царств земных отраду, возлюбленную тишину…» Мир («тишина, покой») – вот единственно возможное состояние, при котором «красуется велик и мал»:

Безбедно едет в путь купец…

Пастух стада гоняет в луг

И лесом без боязни ходит…

И вечно тишины желает…

(«Ода… на взятие Хотина…»)

Вечный мир – это условие «счастья россов», развития наук: («Здесь в мире расширять науки / Изволила Елисавет…»), открытия и изучения новых земель («Колумб российский через воды / Спешит в неведомы народы…»),

появления «среди волн градов новых», возведения храмов («Великолепными верхами / Восходят храмы к небесам; / Из них пресветлыми очами / Елисавет сияет нам…»), расцвета поэзии («Широкое открыто поле,/ Где музам путь свой простирать!»)
2. Не завоевательные походы, а стремление к сохранению и упрочению мира является коренным, неотъемлемым свойством идеального правления. Война несёт разрушение, кровопролитие, смерть «и представляет страшный вид / Вкрови другов своих лежачих»; мир приносит созидание, любовь, жизнь. Только установив в стране покой, можно призывать туда Муз и «божественны науки», которые

… с крайним тщанием готовы

Подать в российском роде новы

Чистейшего ума плоды, -

и тем самым способствовать возвеличению своего государства, народа.
3. По мнению Ломоносова, совершенным, идеальным можно назвать правителя, который желает мира и заботится о возрастании могущества, богатства страны:

…Кого же нам почтить героем?...

Царя, что правдой и покоем

Себя, народ содержит свой…

Едину радость несказанну

Имеет в счастии людей,

Отец отечества без лести.

( «На счастье»)

Таким монархом был для поэта Пётр I. К образу этого государя Ломоносов обращался в своём творчестве неоднократно. Пётр Великий стал для стихотворца воплощением «отца отечества»:

…ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру простёр в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далёких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов…

(«Надпись I к статуе Петра Великого»)
4. Не «летами», а «делами» измеряется жизнь такого человека: «сей человек…доле в мире сем Мафусаила жил». Деятельность Петра – это деяния «земного божества», и таковым должен быть каждый правитель, которому «Вышний» подал венец, в частности Елисавета Петровна. Элементы комплиментарности в одах Ломоносова появляются как завуалированное, скрытое напоминание царю о его долге перед нацией и государством – долге «земного божества», личности, которая, отрекшись от собственной выгоды, жизнь кладёт на алтарь Отечества, служит своему народу. Поэт, таким образом, излагает собственную социально – политическую программу, которая предусматривает жизнь «в мире», развитие наук, искусств и литературы, градостроительство, изучение необъятных просторов страны, открытие новых земель, становление отечественной промышленности. Программа Ломоносова, изложенная в одах и надписях, посвящённых императрице, Петру I, имеет ярко выраженную просветительскую окраску.
5. В своих произведениях М.В.Ломоносов отразил энергию времени. Он любил в стихах неудержимо – яростное движение:

Там кони бурными ногами

Взвивают к небу прах густой,

Там смерть меж готфскими полками

Бежит, ярясь, из строя в строй

И алчну челюсть отверзает,

И хладны руки простирает,

Их гордый исторгая дух…

Там тысящи валятся вдруг…

Так М.В.Ломоносов рисует полтавскую битву – битву русских войск со шведскими («готфскими») полками.

Своё художественное мастерство поэт проявил в создании модного в литературе XVIII века художественно – изобразительного средства – эмблемы. Эмблема – это сравнение, но особое: дано отвлечённое понятие; ему в соответствие («в параллель») ставится конкретный, вещный образ. Надо изобразить доблесть русского войска – изображается гордо парящий орёл; орёл как выражение доблести – это эмблема.

Оды Ломоносова часто представляют собой вереницы эмблем. Вот как рисует Ломоносов победу русских над турецким войском при Хотине:

Как в клуб змия себя крутит,

Шипит, под камень жало кроет,

Орёл, когда шумя летит,

И там парит, где ветр не воет;

Превыше молний, бурь, снегов,

Зверей не видит, рыб, гадов.

Пред русской так дрожит Орлицей,

Стесняет внутрь Хотин своих.

Но что? в стенах ли может сих

Пред сильной устоять царицей!

Ломоносов соединил отвлечённое и конкретное в эмблеме, дав простор конкретным, образно- живописным картинам. Современники восхищались этим умением поэта. Мы уже плохо чувствуем это искусство – именно потому, что опыт Ломоносова блестяще удался, был усвоен русской культурой, стал обычной и потому незаметной для нас нормой.
Просмотр презентации на тему: «Ломоносов - «отец русской поэзии»
Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок «Науки юношей питают».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconУрок (физика + литература) Тема «Отражение научной деятельности М. В. Ломоносова в его поэзии»
Актуальность: в ноябре 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова

«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» icon«Три «памятника» в русской литературе
М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина о назначении поэта и поэзии (на примере одного стихотворения)

«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconПояснительная записка Направленность
Направленность дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности – военно-патриотическая

«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» icon«войны и мира» в поэзии Ломоносова и Державина
Кантемир А. Д. Сатиры (2-3), "Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении российских стихов"

«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconУрок-праздник
Показать высокую идейную направленность произведений Пушкина, красоту слога его поэзии, обогащая лексикон учащихся, работая над выразительностью...

«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconУрок №2 бунин-поэт тема. Философская направленность лирики и. А. Бунина
Цель: характеристика лирического наследия Бунина; выявление основных тем поэзии и их своеобразия

«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconС какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?
Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого)

«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconС какой целью автор поэмы «Василий Тёркин» постоянно подчёркивает «обыкновенность своего героя?
Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого)

«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconС какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?
Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого)

«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова» iconПояснительная записка направленность программы
Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница