Скачать 137.58 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») ПРОГРАММА вступительного испытания по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для поступающих на направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование профиль: Русский язык Ульяновск, 2013
Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100.68 Педагогическое образование». Данная программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру кафедры русского языка Ульяновского государственного университета имени И.Н.Ульянова по профилю подготовки «Языковое образование».
Вступительное испытание проводится в форме экзамена. Экзаменационный билет состоит из сформулированных в виде тестов вопросов теоретического и практического характера. Каждый билет включает в себя 10 тестовых заданий по главным разделам русского языкознания и методики преподавания русского языка. Экзамен предполагает также обсуждение вопросов по выпускной квалификационной работе, выявление области научных интересов экзаменующихся, будущей темы магистерского исследования и т.п.
Цель вступительного испытания – выявление у будущих магистрантов культуры научного мышления и знаний в области современной лингвистической и методической науки. Достижение цели предполагает решение следующих задач: - оценить способность поступающих в магистратуру решать образовательные и исследовательские задачи; - проверить знания, умения и навыки испытуемых; - определить область научных интересов будущих магистрантов.
ТЕСТЫ ПО ФОНЕТИЧЕСКОЙ И ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. Тест 1. Укажите верный ответ. Звук характеризуют следующие акустические признаки: 1) высота, тон, шум, фон; 2) высота, сила, длительность, тембр; 3)фон, длительность, тембр, высота; 4) высота, сила, длительность, резонанс. ^ Введите правильный ответ. К пассивным органам речи относятся… Тест 3. Последовательность состояний речевого тракта при произнесении изолированного звука: 1) пауза; 2) экскурсия; 3) выдержка; 4) рекурсия; 5) пауза. ^ 1) словесное создание единства фонетического слова во фразе 2) фразовое фонетическое объединение нескольких тактов во фразу 3) эмфатическое фонетическое объединение нескольких слов в речевой такт смысловое выделение единиц в речи отражение эмоций говорящего деление слова на слоги ^ Укажите верный ответ. Чередование ( о//ы//у ) в словах засохнуть – засыхать - засушить : 1) непозиционное; 2) позиционно обусловленное фонетическое; 3) позиционно обусловленное морфологическое; 4) позиционно прикрепленное фонетическое. ^ Соответствие школы и сути термина фонема: 1) МФШ единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка; 2) СПФШ дифференцатор слов и их форм; 3) Дескриптивисты автономная единица языка; фонетически неделимое пучок дифференциальных признаков. ^ Тест 1. Укажите правильный ответ. Имена собственные изучает
Тест 2. Отметьте правильные ответы. Признаки слова как языковой единицы:
Тест 3. Введите правильный ответ. Слова пассивной лексики, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия, - это … Тест 4. Укажите соответствие новых слов рубежа 20 – 21 веков способам словообразования:
сложение аббревиация. Тест 5. Введите правильный ответ. ^ Тест 6. Укажите правильные ответы. Тип ЛЗ слова гнедой:
Тест 7. Укажите правильные ответы. Признаки фразеологизма как языковой единицы:
Тест 8. Введите правильный ответ. Автором семантической классификации фразеологизмов является … Тест 9. Укажите соответствие фразеологизмов их типам:
междометный модальный ^ Тест 1. Укажите правильный вариант словообразовательной соотнесённости наречия глубокомысленно.
Тест 2. Укажите слова, в морфемном составе которых нет окончаний.
Тест 3. Введите правильный ответ Текст задания: Совокупность производных слов, объединенных тремя общими словообразовательными характеристиками (соотнесенность с одной и той же частью речи, одинаковый способ образования и один и тот же аффикс, одинаковое словообразовательное значение) называется термином…………………………………………………… Тест 4. Соответствие примера типу мутационного значения:
Тест 5. Укажите слово, не соответствующее остальным по способу образования.
Тест 6. Введите правильный ответ Текст задания: Исторический процесс утраты связи между производным словом и его производящей базой называется …………………………………………………………….. ^ Тест 1. Укажите правильные ответы. При определении одушевлённости / неодушевлённости имён существительных учитывается…
Тест 2. Укажите правильные ответы. Собирательные имена существительные…
Тест 3. Введите правильный ответ. Глаголы, которые совмещают в себе значения совершенного и несовершенного вида, называются _______________________. Тест 4. Соответствие слова и лексико-грамматического разряда.
Тест 5. Последовательность расположения непостоянных признаков глагола в морфологическом разборе.
Тест 6. Укажите правильный ответ. Видовой парой являются глаголы…
^ Тест 1. Укажите правильные ответы Утверждение «Предложение без остатка делится на словосочетания» противоречит взглядам Правильные ответы Неверные ответы В.В.Виноградова Ф.Ф.Фортунатова Н.Н.Прокоповича А.М.Пешковского М.Н.Петерсона В.П.Сухотина ^ Укажите правильный ответ Предикативными категориями предложениями являются Правильные ответы Неверные ответы синтаксическое лицо предикативность синтаксическое время предикация модальность предикативное отношение ^ Укажите правильные ответы Предложение У нее нос в веснушках – это полное двусоставное, полное односоставное, неполное односоставное, неполное двусоставное. ^ Соответствие терминологии конструктивного и коммуникативного синтаксиса. Конструктивный синтаксис Коммуникативныйсинтаксис структурная схема тема-рематическое членение предложения модель словосочетания актуализация синтаксическое наклонение информативное высказывание синтаксическая парадигма верификативное высказывание тип предложения диктальный вопрос Тест 5. Последовательность принципов русской пунктуации (по степени значимости) Структурный семантический (логический) интонационный ^ Тест 1. Введите правильный ответ. Подход в обучении – это …. Тест 2. Введите правильный ответ. Компоненты методической системы – это … Тест 3. Какие из перечисленных принципов определяются особенностями русского языка как учебного предмета: а) системность; б) развитие чувства языка; в) развивающее влияние речевой среды; г) многоаспектность в изучении; д) принцип межуровневых связей. ^ Выберите основные характеристики личностно ориентированного обучения русскому языку: а) отказ от авторитарного стиля управления учебным процессом; б) признание ученика объектом обучения; в) монологичность преподавания; г) конструирование учебных ситуаций, стимулирующих познавательную деятельность учащихся; д) учёт индивидуального учебного и жизненного опыта ученика. ^ Введите правильный ответ. Главная задача изучения русского языка в современной школе – это … Тест 6. Соотнесите название компонента обучения современного школьного курса русского языка и его содержания: 1. Коммуникативный А. Установление духовной взаимосвязи между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, принятие в качестве своих её ценностей, построение собственной жизни с их учётом. 2. Лингвистический Б. Знания о языковой системе русского языка, умения узнавать разные языковые единицы и знать особенности их употребления. 3. Культуроведческий В. Развитие таких свойств личности, как коммуникабельность, контактность в различных ситуациях общения, готовность к сотрудничеству.
Результаты вступительного испытания оцениваются по 100-балльной системе с учетом объема знаний экзаменующихся и качества их усвоения. Оценивается умение свободно, грамотно, логически стройно излагать изученное, способность защищать свою точку зрения. Решение об оценке, выставляемой каждому экзаменующемуся в отдельности, экзаменационная комиссия принимает коллегиально. 1. 100 баллами оценивается ответ, в котором глубоко и полно раскрыто содержание экзаменационных вопросов; показано прочное усвоение материала и знание основной и дополнительной литературы, даны глубокие и исчерпывающие ответы на вопросы членов экзаменационной комиссии 2. 75 баллов выставляется за ответ, в котором достаточно полно изложено содержание вопросов, показано хорошее знание основной и дополнительной литературы, но экзаменующийся допускает некоторые неточности в изложении теоретического и практического материала. 3. 50 баллами оценивается ответ, иллюстрирующий неглубокое усвоение учебного материала, содержащий нечеткие формулировки и отражающий поверхностное знание рекомендованной литературы. 4. 25 баллов ставится в случае, когда не усвоена значительная часть учебного материала, знания экзаменующегося носят отрывочный и бессистемный характер, отсутствует понимание важных, ключевых понятий, на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии даны ошибочные ответы.
Литература по языкознанию 1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. - М.: Логос, 2003. 2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык. - М., 2006. 3. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис : [учеб. для вузов по филол. спец.] / под общ. ред. Л. А. Новикова. 4-е изд., стер. СПб. и др. : Лань, 2003. 4. Современный русский язык. Теория и анализ языковых единиц./Под ред. Е. И. Дибровой. В 2 –х ч. М.: Академия, 2006. 5. Современный русский литературный язык./Под ред. П.А.Леканта. М.: Высшая школа, 2001. Литература по методике преподавания русского языка
|
![]() | Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру кафедры литературы Ульяновского государственного... | ![]() | Учебная практика является составной частью образовательного маршрута студента бакалавра. Программа практики составлена в соответствии... |
![]() | Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое... | ![]() | Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... |
![]() | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки Педагогическое образование (Иностранный... | ![]() | Вступительное испытание по литературе – это проверка знаний по истории и теории литературы, полученных в средней школе. Программа... |
![]() | «Информационные технологии» разработан в соответствии с требованиями фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания... | ![]() | «Информационные технологии» разработан в соответствии с требованиями фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания... |
![]() | В ней конкретизируется содержание тем и компетенций, прописанных в образовательном стандарте, и определяется инвариантная часть учебного... | ![]() | ... |