Скачать 1.56 Mb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.Ф.7 Современный русский язык для студентов, обучающихся по специальности 050301.65 Русский язык и литература 1.1 Авторы программы: «Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография» кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ О.Д. Родченко, «Словообразование. Морфология» кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ О.Н. Иванищева, «Синтаксис» кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ О.М. Чупашева. ^ Являясь центральным в системе лингвистических дисциплин на филологическом факультете, курс "Современный русский литературный язык" имеет целью сформировать у студента фундаментальные знания о современном русском литературном языке как целостной развивающейся антропоцентричной структуре и на этой основе воспитать языковую личность, владеющую богатствами родного языка и бережно относящуюся к ним. ^ 1) познакомить студентов с достижениями русистики; 2) показать современную лингвистическую теорию русского языка в действии; 3) научить студентов основам лингвистического анализа языковых единиц всех уровней; 4) повысить уровень культуры речи и общей культуры мышления студентов, развить их лингвистическую наблюдательность; 5) воспитать эстетическое отношение учащихся к богатствам родного языка. Дисциплина «Современный русский литературный язык» - центральная в подготовке учителя русского языка и литературы. Она изучается на протяжении пяти лет обучения студентов в вузе и тесно связана с другими филологическими дисциплинами. ^ 1) законы и нормы современного русского литературного языка, действующие на всех его уровнях; 2) структурно-семантические и функциональные характеристики языковых единиц; 3) особенности русской языковой картины мира; 4) понятийный аппарат дисциплины в его развитии и проблематике; 5) имена выдающихся русистов и основные направления их деятельности. ^ 1) использовать теоретические знания в собственной речевой практике и лингвистическом анализе текста; 2) выполнять лингвистический анализ языковых единиц всех уровней; 3) ориентироваться в справочной литературе по русистике, словарях всех типов; 4) говорить и писать на родном языке правильно, точно, выразительно, свободно выбирая и используя языковые средства с учетом сферы общения. Данная программа составлена на основе государственного образовательного стандарта по специальности 032900 «Русский язык и литература» и с учётом программы:
^
^ 1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины Современный русский литературный язык как предмет научного изучения и учебная дисциплина. Предмет и задачи лексикологии. Слово как основная номинативная единица языка. Лексико-фразеологическая система. Лексическая семантика. Аспекты лексического значения слова. Внутренняя форма слова и ее виды. Семный состав лексического значения. Типология лексических значений. Лексическая моно- и полисемия. Проблема тождества слова. Семантическая структура полисеманта. Значения основные и производные, свободные и несвободные (фразеологически связанные, лексически связанные, конструктивно обусловленные, синтаксически обусловленные), прямые и переносные (виды переносов). Лингвистическая интерпретация метафоры. Узуальные и окказиональные переносные словоупотребления. Парадигматические отношения слов по форме. Лексическая омонимия и смежные явления. Типы омонимов, проблема разграничения с полисемантами. Паронимы и парономазы. Словари омонимов и паронимов. Проблема определения лексических синонимов. Гиперонимы и гипонимы. Синонимический ряд, типы синонимов. Эвфемизмы. Узуальные и окказиональные синонимы. Синонимия и полисемия. Словари синонимов. Лексическая антонимия. Типы антонимов. Энантиосемия. Узуальная и окказиональная антонимия. Квазиантонимы. Антонимия, синонимия и полисемия. Словари антонимов. Лексика русского языка с точки зрения ее формирования. Этимологические словари. Исконно русские слова, их разновидности. Иноязычные слова, их отражение в словарях. Причины, источники, характер заимствования. Освоение иноязычных слов русским языком. Старославянизмы. Кальки и полукальки. Вопрос об отношении к заимствованиям. Проблема лексической коннотации. Функционально-стилевая характеристика лексики русского языка. Слова книжные (их разновидности), разговорные и просторечные, их отражение в словарях. Эмоционально-оценочные слова. Мелиоративная и пейоративная лексика, ее отражение в словарях. Лексика с точки зрения сферы употребления. Корпоративная лексика, ее разновидности и отражение в словарях. Диалектизмы, их типы, лексикография. Жаргонная и арготическая лексика. Активный и пассивный запас. Устаревшие слова, их разновидности и отражение в словарях. Неологизмы, окказионализмы, их разновидности и отражение в словарях. Русская фразеология, ее кумулятивная функция. Проблема определения фразеологизма. Семантическая, структурная, генеалогическая классификации ФЕ. Системные связи и функциональные характеристики фразеологизмов. Фразеография. Русская лексикография, ее история и проблематика. Типы словарей. Основные комплексные и аспектные словари русского языка. Русская ономастика, ее предмет и задачи. Онимы и апеллятивы. Антропонимы и топонимы, их отражение в словарях. |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 5 История русской литературной критики для студентов, обучающихся по специальности... |
![]() | Авторы программы: к п н. Шахова Л. Д., ст преп кафедры литературы мгпу страшнова И. В | ![]() | Целью курса является- привить к студентам интерес к современному литературному процессу, дать представление об основных этапах его... |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13 «История русской литературы» для студентов, обучающихся по специальности... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки... |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История русской литературной критики для студентов, обучающихся по направлению... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению... |