
| НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Программа дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800.62
«Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" ^
Программа дисциплины «Фонетика и фонология»
Автор программы:
Л.К. Крылова, кандидат филологических наук, преподаватель lkrylova@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации
«14» апреля 2013г.
Зав. кафедрой докт. филол.н., проф. В.Г.Зусман _______________________ Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «14» апреля 2013 г
Председатель Зусман В.Г._______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «25 » апреля 2013г.
Председатель Петрухин Н.С. ________________________
Нижний Новгород, 2013 г. ^
университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
^ Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 035800.62 "Фундаментальная и прикладная лингвистика".
Программа разработана в соответствии с:
образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ для направления 035800.62 "Фундаментальная и прикладная лингвистика";
Рабочим учебным планом университета по направлению 035800.62 "Фундаментальная и прикладная лингвистика", утвержденным в 2012 г.
^ Цель курса дать целостное представление о фонетической системе естественных языков. Задачи курса: изучить сегментные и суперсегментные фонетические единицы (звуки, слоги, фонетические слова, синтагмы, фразы) и дать их классификацию; изучить просодические признаки; дать представления о существующих фонологических школах и различных взглядах на фонему; заложить базу общелингвистических фонетических представлений для сопоставления с фонетическими системами разных языков; выработать у студентов навыки анализа фонетико-фонологических явлений русского языка, помочь в овладении существующими орфоэпическими нормами современного русского литературного языка; дать студентам представление о принципах графики и орфографии. ^ В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать фонетическую систему языка, основные фонетические законы и закономерности, действующие в языке;
Уметь анализировать звучащую речь, воспроизводить её в фонетической транскрипции;
Иметь навыки распознавания и анализа фонетических явлений.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| ОК-1
| Умеет извлекать необходимую информацию из лингвистической литературы, сопоставлять и оценивать информацию, использовать ее для лингвистического анализа
|
Формы обучения:
лекции,
семинарские занятия,
самостоятельная работа.
Методы обучения:
-репродуктивный,
-сравнительно-сопоставительный,
-эвристически-поисковый (поисковые задачи, проблемные ситуации) и т.д.; наблюдение, анализ, естественный эксперимент, интерпретация языковых феноменов.
| Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
| ОК-2
| демонстрирует умение аргументированно изложить свою точку зрения, обосновать идентификацию фонетического явлению
| Знание основных понятий и категорий современной лингвистики (в области фонетики и фонологии)
| ПК-1
| Дает определение основным понятиям фонетики и фонологии, использует основные понятия, термины в профессиональной деятельности
| Владение кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем
| ПК-4
| Демонстрирует владение кодифицированным русским литературным языком, орфоэпическими нормами
| Владение основными методами фонологического анализа
| ПК-7
| Использует основные методы фонологического анализа, распознает различные фонетические явления
| Умение спланировать и провести лингвистический эксперимент (с привлечением данных фонетики)
| ПК-10
| Использует основные методы фонологического анализа, оценивает и интерпретирует полученные в ходе эксперимента результаты
| Владение принципами создания корпусов звучащей речи
| ПК-15
| Использует основные методы и методики фонологического анализа, устанавливает связи фонетических явлений
| Умение использовать лингвистические технологии для проектирования систем анализа и синтеза естественного языка, мультимодальных языковых систем
| ПК-18
| Применяет полученные знания на практике, интерпретирует различные явления с привлечением технологий фонологических исследований
| Способность оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам (орфоэпическим) литературного языка
| ПК-23
| Оценивает фонетико-фонологические явления
| Умение провести экспертизу (с помощью данных фонетики и фонологии) в области функционирования языка
| ПК-24
| Применяет полученные знания на практике, интерпретирует различные явления с привлечением технологий фонологических исследований
|
^ Для направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» данная дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла (блок дисциплин по теории языка) и является обязательной.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин.
Морфология;
Анализ и синтез звучащей речи;
Русская диалектология;
Русская разговорная речь.
Изучение данной дисциплины базируется на курсе «Введение в языкознание».
^
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
| Фонетика как область научных и учебных дисциплин. Акустический, артикуляционный, перцептивный и функциональный аспекты фонетики. Методы изучения фонетики.
| 6
| 2
| --
|
| 4
| 2
| Акустическая фонетика. Акустические свойства звуков. Физические характеристики звука – частота, интенсивность, спектр, длительность и их перцептивные корреляты (высота, громкость, тембр, долгота. Форманты. Роль резонаторов при образовании звуков. Тоны и шумы. Исследование акустических свойств речи:
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 3
| Артикуляционная фонетика. Устройство речевого аппарата. Активные и пассивные органы произношения.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 4
| Артикуляционная характеристика и классификация согласных звуков.
| 8
| 22
| 22
|
| 4
| 5
6
| Артикуляционная характеристика и классификация гласных звуков.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 6
| Суперсегментная фонетика. Слог. Основные теории слога и слогораздела. Ударение. Интонация.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 7
| Транскрипция и ее типы. Традиционная фонетическая транскрипция. Знаки фонетической транскрипции. Транскрипция и орфоэпия.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 88
| Лингвистическая фонетика (фонология). Понятие фонемы. Концепции основных фонологических школ.
| 10
| 4
| 2
|
| 4
| 9
| Фонологическая система русского языка. Понятие аллофона. Сильные и слабые позиции фонем.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 10
| Основные аспекты современных фонетических и фонологических исследований. Фонетика разговорной речи, фонетика специальной речи, фоностилистика. Прикладная фонетика: использование фонетики в прикладных сферах языкознания.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 11
| Графика. История русской графики. Состав русского алфавита. Основные характеристики и принципы русской графики; слоговой принцип. Понятие орфографии; цели и методы совершенствования орфографического кода. Основные принципы орфографии: фонетический, фонематический, традиционный. История русской орфографии.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 12
| Орфоэпия. Значение орфоэпических норм. Старшая и младшая нормы. Исторические основы орфоэпической нормы. Варианты русских литературных произносительных норм. Динамика акцентных норм.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
|
| Итого
| 108
| 24
| 24
|
| 60
| ^ Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры **
| 1 модуль
| 2 модуль
| Текущий
(неделя)
| Контрольная работа
| 7 неделя
|
| письменная работа 60 минут
| Итоговый
| Зачет
|
| *
| Устный и письменный зачёт 90 минут
| ^ Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.
Высшая оценка (10 баллов) выставляется при качественной подготовке теоретических вопросов к устной части зачёта по всему курсу, при отсутствии фактических ошибок в контрольной работе (допускается 1-2 негрубые ошибки, которые студент сам исправляет в беседе с преподавателем).
Оценка 8-9 баллов предполагает качественную подготовку к устной части зачёта, 1-2 фактические ошибки в контрольной работе.
Оценка 6-7 баллов выставляется при наличии отдельных неточностей, допускает частичную неполноту ответа и 1-4 фактические ошибки в контрольной работе.
Оценка в 5 баллов выставляется, если контрольная работа содержит более 5 ошибок и устный ответ содержит значительное количество ошибок.
4 балла выставляется, если обнаружены значительные пробелы в области теоретических знаний и при наличии серьёзных ошибок в контрольной работе.
Оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в устном ответе или в контрольной работе.
2 балла выставляется при полном отсутствии знаний.
1;0 – неправильные ответы сопровождаются демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к теме и предмету в целом. ^ Тема 1. Фонетика как область научных и учебных дисциплин. Акустический, артикуляционный, перцептивный и функциональный аспекты фонетики. Методы изучения фонетики.
Объем нагрузки: лекции – 2.
Тема 2. Акустическая фонетика. Акустические свойства звуков. Физические характеристики звука – частота, интенсивность, спектр, длительность и их перцептивные корреляты (высота, громкость, тембр, долгота. Форманты. Роль резонаторов при образовании звуков. Тоны и шумы. Исследование акустических свойств речи:.
Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.
Тема 3. Артикуляционная фонетика. Устройство речевого аппарата. Активные и пассивные органы произношения.
Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.
Тема 4. Артикуляционная характеристика и классификация согласных звуков.
Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.
Тема 5. Артикуляционная характеристика и классификация гласных звуков.
Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.
Тема 6. Суперсегментная фонетика. Слог. Основные теории слога и слогораздела. Ударение. Интонация.
Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.
Тема 7. Транскрипция и ее типы. Традиционная фонетическая транскрипция. Знаки фонетической транскрипции. Транскрипция и орфоэпия.
Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.
Тема 8. Лингвистическая фонетика (фонология). Понятие фонемы. Концепции основных фонологических школ.
Объем нагрузки: лекции - 4; семинары - 2.
Тема 9. Фонологическая система русского языка. Понятие аллофона. Сильные и слабые позиции фонем.
Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.
Тема 10. Основные аспекты современных фонетических и фонологических исследований. Фонетика разговорной речи, фонетика специальной речи, фоностилистика. Прикладная фонетика: использование фонетики в прикладных сферах языкознания.
Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.
Тема 11. Графика. История русской графики. Состав русского алфавита. Основные характеристики и принципы русской графики; слоговой принцип. Понятие орфографии; цели и методы совершенствования орфографического кода. Основные принципы орфографии: фонетический, фонематический, традиционный. История русской орфографии.
Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.
Тема 12. Орфоэпия. Значение орфоэпических норм. Старшая и младшая нормы. Исторические основы орфоэпической нормы. Варианты русских литературных произносительных норм. Динамика акцентных норм.
Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.
^
Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: активные и интерактивные формы проведения занятий, лекции, дискуссии на семинарских занятий, разбор практических задач м кейсов.
- ^
7.1Тематика заданий текущего контроля Примерные задания для текущего контроля, проводимого в письменном виде (контрольная работа):
I. Теоретический вопрос: изложите фонологические идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ.
II. Практическое задание: выполните упражнения.
1. Сделайте фонетическую транскрипцию:
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах, а собирают ее поздней осенью.
2. Выполните фонологическую транскрипцию (МФШ): безвкусный
3. Проанализируйте слоговую структуру слова: компания
^ Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу: Фонетика как наука. Фонетика - предмет, задачи, основные аспекты и виды фонетических описаний.
Транскрипция - назначение, основные принципы и виды.
Речевой аппарат, его устройство и функции частей.
Гласные и согласные звуки. Артикуляционная классификация гласных.
Артикуляционная классификация согласных звуков.
Акустические свойства звуков.
Слог. Различные теории слога. Слогораздел. Типы слогов.
Русское словесное ударение.
Интонация. Понятие об интонационной конструкции.
Понятие о синтагме. Функции синтагматического членения.
Задачи фонологии. Фонема и звук. Функции фонемы.
Постоянные и переменные признаки звуковых единиц. Реализация фонем в речи. Аллофоны как представители фонемы.
Дифференциальные и избыточные признаки фонем. Сильные и слабые позиции фонем.
Противопоставления фонем. Понятие о корреляции. Нейтрализация фонем.
Концепции основных фонологических школ.
Позиционная мена и позиционные изменения в области гласных звуков.
Позиционная мена и позиционные изменения в области согласных звуков.
Состав гласных фонем современного русского языка. Вопрос о фонематической самостоятельности [ы].
Сильные и слабые гласные фонемы современного русского языка.
Состав согласных фонем современного русского языка. Вопрос о фонематической самостоятельности мягких заднеязычных согласных. Вопрос о долгих шипящих.
Графика. Состав современного русского алфавита. Соотношение букв и звуков.
Слоговой принцип русской графики и отступления от него.
Орфография, её разделы. Орфограмма.
Принципы орфографии. Основной принцип русской орфографии. Дифференцирующие написания.
Основные изменения в истории русской графики и орфографии.
Орфоэпия. Значение орфоэпических норм. Варианты литературных произносительных норм русского языка.
Нормы русского литературного произношения гласных и согласных звуков.
Произношение отдельных грамматических форм. Особенности произношения заимствованных слов.
Русское литературное произношение в его историческом развитии.
^ Преподаватель оценивает правильность решения задач на семинаре, правильность выполнения домашних работ, задания для которых даются на дом:
^ ;
Оитоговый = 0,7*Озачёт+0,1*Ок/р.+0,2*Оауд.
Оценки округляются арифметическим способом.
^ Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М., 2011
Ганиев Ж.Ж. Современный русский язык: Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. – М., 2012
Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия. / 2 изд.– М., 2012
^
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Изд. 7-е. – М., 2009
Богданова Н.В. Живые фонетические процессы русской речи: Учебно-метод. Пособие по современному русскому литературному языку. – СПб., 2001
Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика. – М., 2001
Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. – СПб, 1998
Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. – М., 2000
Глинских Г.В. Фонетика современного русского литературного языка. – Нижний Новгород, 2006
Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Николина Н.А., Щеболева И.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Часть 1. – М, 2006
Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика. – М., 2008
Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 2003.
Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Современный русский язык. Словарь-справочник. – М., 2010
Киров Е.Ф. Фонология языка. – Ульяновск, 1997
Князев С.М. Структура фонетического слова в русском языке: синхрония и диахрония. – М., 2006
Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. – М: РГГУ, 2001
Осипов Б.И, Судьбы русского письма: История русской графики, орфографии и пунктуации. – М., 2010
Панков Ф.И., Бархударова Е.Л. Русская фонетика и интонация. – М., 2004
Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 2009
Попов М.Б. Проблемы синхронической и диахронической фонологии русского языка. – СПб., 2004
Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – Л., 1996.
Современный русский язык. Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Под ред. Л.А. Новикова. – СПб, 1999.
Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 2000.
Шарандин А.Л. Русская фонетика, графика, орфография. – Тамбов, 2009
^ Ганиев Ж.Ж. Неизменный принцип русской орфоэпии. – М., 2009
Гордина М.В. История фонетических исследований (от античности до возниконовения фонологической теории). – СПб, 2006
Григорьева Т.М. Три века русской орфографии. – М., 2004
Иткин И.Б. Русская морфонология. – М., 2007
Проничев В.П, Модификация и чередование фонем в русском языке. – СПб, 2003
Фонология речевой деятельности. – СПб, 2000
Словари и справочники:
Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А.Кузнецов.- СПб.,1998
Борунова С.Н., Воронцова, В.Л., Еськова Н.А., Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматичсекие нормы. – М., 2000
Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н, Ярцевой. – М., 2002
Немченко В.Н. Основные понятия фонетики в терминах: Учебный словарь-справочник. – Нижний Новгород, 1993.
Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. – М., 2007.
Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык: в 2т./Под общ. ред. А.Н.Тихонова, Р.И.Хашимова.М.:Флинта,2008.
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для лекций и семинаров используется компьютер/ноутбук; проектор; экран.
Составитель Л.К. Крылова
|