Программа дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»




Скачать 197.53 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Дата публикации26.08.2013
Размер197.53 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800.62

«Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

^ Общеуниверситетский факультатив

Программа дисциплины «Фонетика и фонология»

Автор программы:

Л.К. Крылова, кандидат филологических наук, преподаватель lkrylova@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации

«14» апреля 2013г.

Зав. кафедрой докт. филол.н., проф. В.Г.Зусман _______________________
Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «14» апреля 2013 г

Председатель Зусман В.Г._______________________
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «25 » апреля 2013г.

Председатель Петрухин Н.С. ________________________

Нижний Новгород, 2013 г.
^ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями

университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

^

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 035800.62 "Фундаментальная и прикладная лингвистика".

Программа разработана в соответствии с:

  • образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ для направления 035800.62 "Фундаментальная и прикладная лингвистика";

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 035800.62 "Фундаментальная и прикладная лингвистика", утвержденным в 2012 г.
^

2Цели освоения дисциплины


Цель курса  дать целостное представление о фонетической системе естественных языков. Задачи курса: изучить сегментные и суперсегментные фонетические единицы (звуки, слоги, фонетические слова, синтагмы, фразы) и дать их классификацию; изучить просодические признаки; дать представления о существующих фонологических школах и различных взглядах на фонему; заложить базу общелингвистических фонетических представлений для сопоставления с фонетическими системами разных языков; выработать у студентов навыки анализа фонетико-фонологических явлений русского языка, помочь в овладении существующими орфоэпическими нормами современного русского литературного языка; дать студентам представление о принципах графики и орфографии.
^

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать фонетическую систему языка, основные фонетические законы и закономерности, действующие в языке;

  • Уметь анализировать звучащую речь, воспроизводить её в фонетической транскрипции;

  • Иметь навыки распознавания и анализа фонетических явлений.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1



Умеет извлекать необходимую информацию из лингвистической литературы, сопоставлять и оценивать информацию, использовать ее для лингвистического анализа



Формы обучения:

лекции,

семинарские занятия,

самостоятельная работа.

Методы обучения:

-репродуктивный,

-сравнительно-сопоставительный,

-эвристически-поисковый (поисковые задачи, проблемные ситуации) и т.д.; наблюдение, анализ, естественный эксперимент, интерпретация языковых феноменов.

Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

демонстрирует умение аргументированно изложить свою точку зрения, обосновать идентификацию фонетического явлению

Знание основных понятий и категорий современной лингвистики (в области фонетики и фонологии)

ПК-1

Дает определение основным понятиям фонетики и фонологии, использует основные понятия, термины в профессиональной деятельности

Владение кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем

ПК-4

Демонстрирует владение кодифицированным русским литературным языком, орфоэпическими нормами

Владение основными методами фонологического анализа

ПК-7

Использует основные методы фонологического анализа, распознает различные фонетические явления

Умение спланировать и провести лингвистический эксперимент (с привлечением данных фонетики)

ПК-10

Использует основные методы фонологического анализа, оценивает и интерпретирует полученные в ходе эксперимента результаты

Владение принципами создания корпусов звучащей речи

ПК-15

Использует основные методы и методики фонологического анализа, устанавливает связи фонетических явлений

Умение использовать лингвистические технологии для проектирования систем анализа и синтеза естественного языка, мультимодальных языковых систем

ПК-18

Применяет полученные знания на практике, интерпретирует различные явления с привлечением технологий фонологических исследований

Способность оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам (орфоэпическим) литературного языка

ПК-23


Оценивает фонетико-фонологические явления

Умение провести экспертизу (с помощью данных фонетики и фонологии) в области функционирования языка

ПК-24

Применяет полученные знания на практике, интерпретирует различные явления с привлечением технологий фонологических исследований


^

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» данная дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла (блок дисциплин по теории языка) и является обязательной.

    Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин.

  • Морфология;

  • Анализ и синтез звучащей речи;

  • Русская диалектология;

  • Русская разговорная речь.

    Изучение данной дисциплины базируется на курсе «Введение в языкознание».
^

5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Фонетика как область научных и учебных дисциплин. Акустический, артикуляционный, перцептивный и функциональный аспекты фонетики. Методы изучения фонетики.

6

2

--




4

2

Акустическая фонетика. Акустические свойства звуков. Физические характеристики звука – частота, интенсивность, спектр, длительность и их перцептивные корреляты (высота, громкость, тембр, долгота. Форманты. Роль резонаторов при образовании звуков. Тоны и шумы. Исследование акустических свойств речи:

8

2

2




4

3

Артикуляционная фонетика. Устройство речевого аппарата. Активные и пассивные органы произношения.

8

2

2




4

4


Артикуляционная характеристика и классификация согласных звуков.

8

22

22




4

5

6

Артикуляционная характеристика и классификация гласных звуков.

8

2


2





4

6


Суперсегментная фонетика. Слог. Основные теории слога и слогораздела. Ударение. Интонация.

8

2


2





4

7


Транскрипция и ее типы. Традиционная фонетическая транскрипция. Знаки фонетической транскрипции. Транскрипция и орфоэпия.

8

2


2





4

88

Лингвистическая фонетика (фонология). Понятие фонемы. Концепции основных фонологических школ.

10

4


2





4

9

Фонологическая система русского языка. Понятие аллофона. Сильные и слабые позиции фонем.

8

2

2




4

10

Основные аспекты современных фонетических и фонологических исследований. Фонетика разговорной речи, фонетика специальной речи, фоностилистика. Прикладная фонетика: использование фонетики в прикладных сферах языкознания.

8

2

2




4

11

Графика. История русской графики. Состав русского алфавита. Основные характеристики и принципы русской графики; слоговой принцип. Понятие орфографии; цели и методы совершенствования орфографического кода. Основные принципы орфографии: фонетический, фонематический, традиционный. История русской орфографии.

8

2

2




4

12

Орфоэпия. Значение орфоэпических норм. Старшая и младшая нормы. Исторические основы орфоэпической нормы. Варианты русских литературных произносительных норм. Динамика акцентных норм.

8

2

2




4




Итого

108

24

24




60

^

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1 модуль

2 модуль

Текущий

(неделя)

Контрольная работа

7 неделя




письменная работа 60 минут

Итоговый

Зачет





*

Устный и письменный зачёт 90 минут

^

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.

Высшая оценка (10 баллов) выставляется при качественной подготовке теоретических вопросов к устной части зачёта по всему курсу, при отсутствии фактических ошибок в контрольной работе (допускается 1-2 негрубые ошибки, которые студент сам исправляет в беседе с преподавателем).

Оценка 8-9 баллов предполагает качественную подготовку к устной части зачёта, 1-2 фактические ошибки в контрольной работе.

Оценка 6-7 баллов выставляется при наличии отдельных неточностей, допускает частичную неполноту ответа и 1-4 фактические ошибки в контрольной работе.

Оценка в 5 баллов выставляется, если контрольная работа содержит более 5 ошибок и устный ответ содержит значительное количество ошибок.

4 балла выставляется, если обнаружены значительные пробелы в области теоретических знаний и при наличии серьёзных ошибок в контрольной работе.

Оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в устном ответе или в контрольной работе.

2 балла выставляется при полном отсутствии знаний.

1;0 – неправильные ответы сопровождаются демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к теме и предмету в целом.
^

7Содержание дисциплины


Тема 1. Фонетика как область научных и учебных дисциплин. Акустический, артикуляционный, перцептивный и функциональный аспекты фонетики. Методы изучения фонетики.

Объем нагрузки: лекции – 2.

Тема 2. Акустическая фонетика. Акустические свойства звуков. Физические характеристики звука – частота, интенсивность, спектр, длительность и их перцептивные корреляты (высота, громкость, тембр, долгота. Форманты. Роль резонаторов при образовании звуков. Тоны и шумы. Исследование акустических свойств речи:.

Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.

Тема 3. Артикуляционная фонетика. Устройство речевого аппарата. Активные и пассивные органы произношения.

Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.

Тема 4. Артикуляционная характеристика и классификация согласных звуков.

Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.

Тема 5. Артикуляционная характеристика и классификация гласных звуков.

Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.

Тема 6. Суперсегментная фонетика. Слог. Основные теории слога и слогораздела. Ударение. Интонация.

Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.

Тема 7. Транскрипция и ее типы. Традиционная фонетическая транскрипция. Знаки фонетической транскрипции. Транскрипция и орфоэпия.

Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.

Тема 8. Лингвистическая фонетика (фонология). Понятие фонемы. Концепции основных фонологических школ.

Объем нагрузки: лекции - 4; семинары - 2.

Тема 9. Фонологическая система русского языка. Понятие аллофона. Сильные и слабые позиции фонем.

Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.

Тема 10. Основные аспекты современных фонетических и фонологических исследований. Фонетика разговорной речи, фонетика специальной речи, фоностилистика. Прикладная фонетика: использование фонетики в прикладных сферах языкознания.

Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.

Тема 11. Графика. История русской графики. Состав русского алфавита. Основные характеристики и принципы русской графики; слоговой принцип. Понятие орфографии; цели и методы совершенствования орфографического кода. Основные принципы орфографии: фонетический, фонематический, традиционный. История русской орфографии.

Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.

Тема 12. Орфоэпия. Значение орфоэпических норм. Старшая и младшая нормы. Исторические основы орфоэпической нормы. Варианты русских литературных произносительных норм. Динамика акцентных норм.

Объем нагрузки: лекции - 2; семинары - 2.

    ^ 8 Образовательные технологии:


Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: активные и интерактивные формы проведения занятий, лекции, дискуссии на семинарских занятий, разбор практических задач м кейсов.

  1. ^

    Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

7.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные задания для текущего контроля, проводимого в письменном виде (контрольная работа):

I. Теоретический вопрос: изложите фонологические идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ.

II. Практическое задание: выполните упражнения.

1. Сделайте фонетическую транскрипцию:

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах, а собирают ее поздней осенью.

2. Выполните фонологическую транскрипцию (МФШ): безвкусный

3. Проанализируйте слоговую структуру слова: компания

^

7.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу:
Фонетика как наука. Фонетика - предмет, задачи, основные аспекты и виды фонетических описаний.

Транскрипция - назначение, основные принципы и виды.

Речевой аппарат, его устройство и функции частей.

Гласные и согласные звуки. Артикуляционная классификация гласных.

Артикуляционная классификация согласных звуков.

Акустические свойства звуков.

Слог. Различные теории слога. Слогораздел. Типы слогов.

Русское словесное ударение.

Интонация. Понятие об интонационной конструкции.

Понятие о синтагме. Функции синтагматического членения.

Задачи фонологии. Фонема и звук. Функции фонемы.

Постоянные и переменные признаки звуковых единиц. Реализация фонем в речи. Аллофоны как представители фонемы.

Дифференциальные и избыточные признаки фонем. Сильные и слабые позиции фонем.

Противопоставления фонем. Понятие о корреляции. Нейтрализация фонем.

Концепции основных фонологических школ.

Позиционная мена и позиционные изменения в области гласных звуков.

Позиционная мена и позиционные изменения в области согласных звуков.

Состав гласных фонем современного русского языка. Вопрос о фонематической самостоятельности [ы].

Сильные и слабые гласные фонемы современного русского языка.

Состав согласных фонем современного русского языка. Вопрос о фонематической самостоятельности мягких заднеязычных согласных. Вопрос о долгих шипящих.

Графика. Состав современного русского алфавита. Соотношение букв и звуков.

Слоговой принцип русской графики и отступления от него.

Орфография, её разделы. Орфограмма.

Принципы орфографии. Основной принцип русской орфографии. Дифференцирующие написания.

Основные изменения в истории русской графики и орфографии.

Орфоэпия. Значение орфоэпических норм. Варианты литературных произносительных норм русского языка.

Нормы русского литературного произношения гласных и согласных звуков.

Произношение отдельных грамматических форм. Особенности произношения заимствованных слов.

Русское литературное произношение в его историческом развитии.

^

8Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает правильность решения задач на семинаре, правильность выполнения домашних работ, задания для которых даются на дом:

^ Оауд.=0,5*Оауд.1 (посещаемость)+0,5*Оауд.2(активность на занятиях);

Оитоговый = 0,7*Озачёт+0,1*Ок/р.+0,2*Оауд.

Оценки округляются арифметическим способом.

^

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


  1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М., 2011

  2. Ганиев Ж.Ж. Современный русский язык: Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. – М., 2012

  3. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия. / 2 изд.– М., 2012



^

9.2Основная литература





  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Изд. 7-е. – М., 2009

  2. Богданова Н.В. Живые фонетические процессы русской речи: Учебно-метод. Пособие по современному русскому литературному языку. – СПб., 2001

  3. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика. – М., 2001

  4. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. – СПб, 1998

  5. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. – М., 2000

  6. Глинских Г.В. Фонетика современного русского литературного языка. – Нижний Новгород, 2006

  7. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Николина Н.А., Щеболева И.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Часть 1. – М, 2006

  8. Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика. – М., 2008

  9. Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 2003.

  10. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Современный русский язык. Словарь-справочник. – М., 2010

  11. Киров Е.Ф. Фонология языка. – Ульяновск, 1997

  12. Князев С.М. Структура фонетического слова в русском языке: синхрония и диахрония. – М., 2006

  13. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. – М: РГГУ, 2001

  14. Осипов Б.И, Судьбы русского письма: История русской графики, орфографии и пунктуации. – М., 2010

  15. Панков Ф.И., Бархударова Е.Л. Русская фонетика и интонация. – М., 2004

  16. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 2009

  17. Попов М.Б. Проблемы синхронической и диахронической фонологии русского языка. – СПб., 2004

  18. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – Л., 1996.

  19. Современный русский язык. Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Под ред. Л.А. Новикова. – СПб, 1999.

  20. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 2000.

  21. Шарандин А.Л. Русская фонетика, графика, орфография. – Тамбов, 2009



^

9.3Дополнительная литература


  1. Ганиев Ж.Ж. Неизменный принцип русской орфоэпии. – М., 2009

  2. Гордина М.В. История фонетических исследований (от античности до возниконовения фонологической теории). – СПб, 2006

  3. Григорьева Т.М. Три века русской орфографии. – М., 2004

  4. Иткин И.Б. Русская морфонология. – М., 2007

  5. Проничев В.П, Модификация и чередование фонем в русском языке. – СПб, 2003

  6. Фонология речевой деятельности. – СПб, 2000


Словари и справочники:

  1. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А.Кузнецов.- СПб.,1998

  2. Борунова С.Н., Воронцова, В.Л., Еськова Н.А., Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматичсекие нормы. – М., 2000

  3. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н, Ярцевой. – М., 2002

  4. Немченко В.Н. Основные понятия фонетики в терминах: Учебный словарь-справочник. – Нижний Новгород, 1993.

  5. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. – М., 2007.

  6. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык: в 2т./Под общ. ред. А.Н.Тихонова, Р.И.Хашимова.М.:Флинта,2008.


12. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для лекций и семинаров используется компьютер/ноутбук; проектор; экран.


Составитель Л.К. Крылова


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины Современный русский язык  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 035800....

Программа дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Античная литература» для направления 035800....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....

Программа дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....

Программа дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «История России в компаративном освещении»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....

Программа дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки бакалавров 030200. 62 «Политоллогия»,...

Программа дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...

Программа дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconРабочая программа Практикум по культуре речевого общения (второй...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп по направлению и профилю подготовки 035700...

Программа дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Учебная дисциплина "Актуальные проблемы этики" входит в тематический блок учебных дисциплин теоретического характера, предназначенных...

Программа дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма учебной дисциплины Сравнительно-историческая фонетика индоевропейских...
Целями освоения дисциплины «Сравнительно-историческая фонетика индоевропейских языков» являются



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница