Скачать 155.5 Kb.
|
Рейтинг-план по дисциплине «Историческая грамматика» Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» профили «Русский язык и литература», «Литература и русский язык» курс II (з/о, 5,5 л.), семестр 3, 4, 5 Количество ЗЕ по плану – 4. Форма промежуточной аттестации (5 семестр) – «с оценкой»
Штрафные баллы (-1 балл) предусмотрены за нарушение сроков выполнения работ и отсутствие на занятиях без уважительной причины. Поощрительные баллы предусмотрены за использование материалов курса в практике школьного преподавания (+5 баллов). ^ Охарактеризовать текст с точки зрения времени написания, его жанровой принадлежности. Определить тип памятника, связав с этим, по возможности, принципы отбора языковых средств и нормативный характер памятника. Сделать вывод о типе литературного языка, к которому принадлежит язык памятника. Фонетика (звуковой строй)
а) утрата различий между долгими и краткими гласными индоевропейского языка (качественные и количественные чередования); б) отражение действия праславянского закона открытого слога: изменение дифтонгов и дифтонгоидов, упрощение групп согласных; в) отражение действия праславянского закона слогового сингармонизма: 1-я, 2-я, 3-я палатализации заднеязычных согласных, изменение сочетаний согласных звуков с доисторическим *j (йотовая палатализация).
Лексика
^
^В СЕ ЖЕ ВРЕМЯ УВѢДѢША ПѢЧЕНѢЗИ, ЯКО КНЯЗЯ НЕТУ, И ПРИДОША И СТАША ОКОЛО БѢЛАГОРОДА (Лаврентьевская летопись). Процессы дописьменного (праславянского) периода ПЕЧЕНѢЗИ – ПЕЧЕНѢГЪ, з’//г, з’←*g перед гласным переднего ряда И дифтонгического происхождения по закону слогового сингармонизма в результате 2-й палатализации (вторая палатализация произошла на втором этапе развития праславянского языка). БѢЛАГОРОДА – ГРАДЪ (старославян.), оро/ра ← *or по закону открытого слога, процесс изменения дифтонгических сочетаний с плавными сонорными согласными, происходит на этапе формирования диалектных различий между группами славянских языков: г ![]() ![]() град- (южнославянское неполногласие) КНЯЗЯ – КЪНѦЗЬ, КЪНѦГЫНИ, з’//г, з’←*g после гласного переднего ряда Ѧ по закону слогового сингармонизма в результате третьей палатализации. Носовой гласный Ѧ→[’а] к концу дописьменного периода, после чего чередование з’//г превращается в историческое. ^КНЯЗЯ – должно быть КЪНѦЗЯ Ъ, т.к. находится перед слогом с гласной полного образования → ø, основание для восстановления – сочетание КН противоречит закону слогового сингармонизма. Ѧ, т.к. Ѧ → ’А к концу дописьменного периода. В - должно быть ВЪ, так как в современном русском языке есть варианты предлога В – ВО, беглость гласного в предлоге позволяет восстановить редуцированный Ъ. Раздел 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ФАКТОВ ^
а) общеславянские, б) старославянские, в) древнерусские. ^Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони: это запел кларнет. (А. Грин) Процессы дописьменного (праславянского) периода Тревожной – тревога, ж//г, ж←*g перед Ь (ср. тревожен – е/ø ← Ь) по закону слогового сингармонизма в результате 1-й палатализации; чередование ж//г является историческим, так как возникло в праславянском языке по закону слогового сингармонизма, действие которого в современном русском языке утрачено, и отсутствуют позиционные условия для перехода *g→ж. Звук – звон, у/он, у←Ѫ←*on перед согласным звуком по закону открытого слога в результате монофтонгизации. Неизвестный охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки… (А. Грин) Процессы письменного периодаНеизвестный – должно быть неизвѣстьныи, Ь т.к. находится перед слогом с редуцированным в сильной позиции, Ь → ø (слабая позиция), основание для восстановления редуцированного – е/ø: неизвестен, следствие процесса падения редуцированного – диэреза (непроизносимый согласный): [стн]→[сн]. ^1. Для выполнения заданий по фонетике желательно записать слово по-древнерусски (до X-XI в.) с восстановленными редуцированными, носовыми гласными и звуком, обозначавшимся буквой Ѣ. 2. При выполнении задания 3 дополнительно можно воспользоваться сведениями по этимологии и этимологическими словарями современного русского языка. Выписать из текста и разобрать как части речи все формы существительных, прилагательных, местоимений и глаголов (включая причастия). Указать изменения в морфологической системе древнерусского языка, если они отражены в тексте. Схемы разбора:
Описать синтаксические особенности, отраженные в тексте: синтаксические конструкции, особенности связи в предикативной основе, древние значения падежей, особенности управления, согласования, синтаксические функции причастий. ^ Выполнить литературный перевод текста с учетом значений грамматических форм, употребленных в тексте. Раздел 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ФАКТОВ ^
^ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КОММЕНТАРИЮ К СТАНОВЛЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу. (Н.В.Гоголь) (В) местах – 1. Место, сущ. ср.р., 2 скл., мн.ч., П.п., окончание -ах. 2. Мѣсто, сущ. ср.р., скл. с основой на *о (тв.в.), мн.ч., М.п., должно быть окончание -ѣхъ. 3. Окончание новое, возникло под влиянием *а-основ. (По) небу – 1. Небо, сущ. ср.р., 2 скл., ед.ч., Д.п., окончание -у. 2. Небо, сущ. ср.р., скл. с основой на *n, ед.ч., Д.п., должно быть НЄБЄСИ. 3. Форма новая, возникла под влиянием *о-основ. Построение рейтинговой шкалы
Распределение баллов
|
![]() | ![]() | Д. З.: разработка дифференцированных заданий (для задачи и вычислительного задания) | |
![]() | Для студентов специальности (направления): 140400 «Электроэнергетика и электротехника» профиль №9 и №16, №12 | ![]() | Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и педагогика начального образования» |
![]() | Выполнение типовых заданий (аналитических и конструктивных) по темам раздела выполнение типового практического задания 8 баллов | ![]() | Психолого-педагогическое направление Профиль подготовки "Психология и социальная педагогика". Курс 2, семестр 3 Количество зе по... |
![]() | Выполнение заданий №3-5 после установленного срока (с 3-го дня сессии) без уважительной причины (за каждое задание, за каждый день... | ![]() | Количество часов по учебному плану 72, в том числе ауд работа 12 ч., самостоятельная работа 60 ч |
![]() | Борковский В. И., Кузнецов Я. С. Историческая грамматика русского языка. 2-е изд. М., 1965 | ![]() | Конспект об уровнях общения (Добрович,А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. – Москва: Просвещение,... |