Методическая разработка.




Скачать 72.73 Kb.
НазваниеМетодическая разработка.
Дата публикации27.07.2013
Размер72.73 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Литература > Методическая разработка
Методическая разработка.

     Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
    Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

    Методическая разработка может представлять собой:

  1. разработку конкретного урока;

  2. разработку серии уроков;

  3. разработку темы программы;

  4. разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

  5. разработку общей методики преподавания предметов;

  6. разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

  7. методические разработки связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета;

  8. методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;

  9. разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов;
    и т.д.

    К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. тщательно   подойти   к   выбору   темы   разработки.   Тема   должна   быть
    актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть
    накоплен определенный опыт.

  2. определить цель методической разработки.

  3. внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме.

  4. составить план и определить структуру методической разработки.

  5. определить направления предстоящей работы.                            

    Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

  • Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса,   эффективности   методов   и   методических   приемов,   формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

  • Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

  • Язык    методической    разработки    должен    быть    четким,    лаконичным, грамотным,      убедительным.      Применяемая      терминология      должна соответствовать педагогическому (производственному) тезаурусу.

  • Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

  • Методическая   разработка   должна   учитывать   конкретные   материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

  • Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

  • Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

  • Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
^

Структура методической разработки:


Общая структура:

  1. Аннотация.

  2. Содержание.

  3. Введение.

  4. Основная часть.

  5. Заключение.

  6. Список использованных источников.

  7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во  введении   (1-2   страницы)  раскрывается   актуальность   данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
^

Методическая разработка темы программы:


Основная часть может состоять из следующих разделов:

  1. характеристика темы;

  2. планирование изучения темы;

  3. рекомендации по организации и методике изучения темы.

    В характеристике темы указываются:

  1. образовательные цели и задачи темы;

  2. планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

  3. знания и умения,     которые     учащиеся     должны     получить     или совершенствовать;

  4. место и роль темы в курсе;

  5. связь    с   предшествующим   или   последующим    материалом,    а   также внутрипредметные  и  межпредметные   связи;   связь   с  производственным обучением и т.д.;

  6. дается дидактический анализ содержания материала;

  7. выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

  8. возможен   сравнительный   анализ   качества   обучения   по   предлагаемой методике (технологии) с той.методикой (технологией), которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке;

^ При планировании учебной темы необходимо:

  1. продумать методику преподавания темы;

  2. подобрать   примеры,   иллюстрации,   наметить   лабораторно-практические занятия, контрольные работы, самостоятельные работы, экскурсии и т.д.;

  3. выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить;

  4. проанализировать воспитательные возможности  учебного материала и применяемой методики (технологии).

    ^ В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.

  2. Методические рекомендации по проведению занятия.

  3. План занятия (с технологической картой).

  4. Дидактический   материал   к   занятию   (можно   не   выделять   в   виде
    приложений).

  5. Список литературы (источников) для учащихся.

  6. Список литературы (источников) для педагога.

Рекомендуемый план занятия:

  • Тема программы.

  • Тема занятия.

  • Тип занятия.

  • Вид занятия.

  • Цель

  • Материально-техническое обеспечение занятия.

  • Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта урока:


Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура урока


Признаки решения дидактических задач

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Типы уроков:

Тип занятия определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения.

Типы уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  1. Урок изучения нового учебного материала.

  2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

  3. Урок обобщения и систематизации знаний.

  4. Урок контроля знаний, умений и навыков.

  5. Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.

  • Урок совершенствования умений и навыков.

  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Виды урока:

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

  1. Лекция.

  2. Беседа.

  3. Самостоятельная работа.

  4. Практическая работа.

  5. Лабораторная работа.

  6. Конференция.

  7. Семинар.

  8. Контрольная работа.

  9. Зачет.

  10. Деловая игра.

  11. Экскурсия.

  12. Смешанный   (несколько   видов   деятельности   примерно   одинаковых   по времени). И др.

Дидактические задачи:

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активизация необходимых знаний.

  2. Формирование новых понятий и способов действий.

  3. Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):

  • Информационно-рецептивный.

  • Репродуктивный.

  • Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма   деятельности   зависит   от   применяемого   метода   и   методических приемов.    Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр учебного видеофильма и др.

Способы организации деятельности определяются исходя из характера совместной деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

  1. Фронтальный.

  2. Индивидуальный.

  3. Парный.

  4. Коллективный.

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
^

Общие требования к оформлению методической разработки


  1. Общий объем методической разработки (исключая приложения) должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт --14 или 15). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.

  2. Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.

  3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

  4. Ссылки   на   использованную   литературу   в   тексте   следует   давать   в квадратных скобках.

      • Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка    носит    только     практический    характер,     не    требующий теоретических   ссылок,   то   список   использованных   источников   можно опустить.

      • Количество и объем разделов не лимитируется.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка. iconМетодическая разработка урока по английскому языку "Tea Party"
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Святого Валентина стр. 5

Методическая разработка. iconМетодическая разработка классного часа Тема: Навеки перед нами подвиг твой
Методическая разработка предназначена для обмена опытом в проведение классных часов, посвященных Великой Отечественной войне

Методическая разработка. iconМетодическая разработка классного часа 2012 год Фролова Е. Ю. Рождество...
Рождественских праздников со студентами техникума. Цели проведения этого мероприятия – возобновление традиций празднования православных...

Методическая разработка. iconРайонное методическое объединение учителей немецкого языка. Методическая...
Название ресурса: Тематическая разработка «Wochentage. Datum» (Выполнена в рамках Всероссийского конкурса «Klein, aber fein!“ для...

Методическая разработка. iconМетодическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...

Методическая разработка. iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...

Методическая разработка. iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература»
Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского...

Методическая разработка. iconМетодическая разработка Тема «Научим Незнайку правилам пешехода»
Методическая разработка предназначена для работы с детьми 6-7 лет. Она поможет детям усвоить основные понятия системы дорожного движения...

Методическая разработка. iconМетодическая разработка по здоровьесберегающей деятельности в дошкольном...
«Тропинка к своему я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» методическая разработка по здоровьесберегающей технологии...

Методическая разработка. iconМетодическая разработка представляет собой подробное описание учебного...
Методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплин «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи» в...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница