Курьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа» из опыта работы учителя русского языка и литературы




Скачать 180.35 Kb.
НазваниеКурьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа» из опыта работы учителя русского языка и литературы
Дата публикации26.07.2013
Размер180.35 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
КУРЬИНСКИЙ РАЙОН


МОУ «ТРУСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»






ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МОУ «ТРУСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»







ПЕРЕЧЕНЬ МОДУЛЕЙ


  • Условия возникновения, становления опыта;




  • Противоречия и затруднения, решаемые в данном опыте;




  • Целеполагание;




  • Теоретическая база опыта;




  • Результативность;




  • Трудоёмкость;




  • Доступность;




  • Описание опыта;





  1. Условия возникновения, становления опыта.

Опыт формировался в условиях сельской общеобразовательной школы, которая функционирует с 1979 года. Работаю учителем русского языка и литературы. В течение нескольких лет работаю над темой самообразования «Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка».

  1. ^ Противоречия и затруднения, решаемые в данном опыте.

Опыт является актуальным для большинства учителей русского языка. Он направлен на преодоление следующих трудностей:

  • шаблон в преподавании предмета;

  • снижение познавательной активности учащихся;

  • низкая грамотность учащихся;

  1. Целеполагание.

Ведущей идеей опыта является стимулирование учебно – познавательной деятельности каждого ученика на основе самостоятельного труда при добывании знаний.
^ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: «РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО

НА СВОБОДУ СЛОВА».

IV. Теоретическая база опыта.

В своей работе руководствуюсь теорией группового обучения В.К. Дьяченко, теорией Ильина Е.Н., теорией личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской, которая рассматривает:

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка;

  • свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;

  • самопознание, самоопределение, самореализацию.

^ V. Результативность.

  • устойчивый интерес к предмету;

  • победители в районных олимпиадах по русскому языку;

  • победители в районных и краевых конкурсах творческих работ;

  • успешная сдача ЕГЭ по русскому языку.

^ VI. Трудоёмкость.

Повышение трудозатрат учителя на этапе становления опыта при разработке уроков с заданиями для самостоятельной деятельности учащихся.
^ VII. Доступность.

Освоение опыта доступно любому учителю русского языка и литературы.

VIII. Описание опыта.

Старое дидактическое правило "Учить детей учиться" никогда не было так актуально, как сейчас, ибо школьная реформа подняла процесс управления учением на качественно новый уровень - научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, т.е. научить его умению планировать деятельность, организовывать её выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль и самооценку.  

Одним из самых доступных и проверенных практикой путем повышения эффективности урока, активизации учащегося на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому, что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.  

^ Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:  

- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;  

- формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;  

- вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач;  

- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.  

Исследования ученых - педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:  

  1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образом. На этом уровне происходит подготовка к самостоятельной деятельности.  

  1. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.  

  1. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.  

  1. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условия по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.  

В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащегося я выделяю четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие работы.  

Самостоятельное выполнение должно начинаться с самоконтроля и с самооценки. ^ Контроль и оценка - важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают ребёнку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а также постепенно овладеть приёмами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки.  

Самоконтроль - это умение ученика оценить свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил, выполнил работу? Всё ли я ответил, все ли выполнил?  

Самооценка - динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.  

Обучение самоконтролю предполагает наглядный контроль со стороны учителя, взаимоконтроль учащихся, и на этой основе – самоконтроль каждого ученика. Важную роль в обучении самостоятельной деятельности на уроках русского языка играет взаимоконтроль учащихся. Например, рецензирование письменных работ (главным образом, сочинений) позволяет обучить школьников разносторонней оценке работы товарищей, что, в свою очередь, в значительной степени способствует выработке правильной самооценки. Вот наиболее существенные критерии, по которым можно проводить взаимное рецензирование:

а) насколько правильно, глубоко и полно раскрыта тема;

б) доказательность работы (удачно ли использован текст произведения);

в) последовательность в изложении;

г) целостность и законченность работы;

д) стилистические особенности;

е) степень грамотности;

ж) степень самостоятельности работы;

з) сопоставление рецензируемой и собственной работы.

Организация взаимоконтроля школьников нуждается в руководстве, поддержке и помощи со стороны учителя, особенно пристальное внимание на этот аспект я уделяю своим малышам – учащимся 5 класса.

 ^ Основные факторы, непосредственно влияющие на формирование самооценки школьника:  

  1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания.  

  1. Наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя.  

  1. Оценка товарищей.  

  1. Собственный жизненный опыт.

 Умение школьников осуществлять само – и взаимоконтроль имеет особо важное значение при выработке орфографических навыков, основанных на сознательном использовании знаний по грамматике. Эти сложные для учащихся задачи можно решать в процессе первоначального изучения орфографического материала и при его повторении.

Повторение даёт возможность не только воспроизводить ранее изученный материал, но и совершенствовать приёмы умственной работы (опознавание, дифференциация смешиваемых надписей и т.п.)

При организации повторения важно иметь ввиду, что за время, отведённого для изучения того или другого орфографического материала, не все учащиеся приобретают прочные орфографические навыки. Это объясняется тем, что времени урока зачастую просто не хватает для отработки сложных орфографических правил, а дифференцировать весь охватываемый данными правилами лексический материал по степени сложности его усвоения очень сложно. Это обстоятельство порождает следующую проблему: несмотря на прилагаемые усилия и большие затраты времени, очевидного продвижения в знаниях, умениях и навыках в области орфографии школьники не ощущают. Кроме того, значительная часть школьников при продвижении от темы к теме, от этапа к этапу, не достигает обязательных результатов обучения, что приводит к нарастающему накоплению пробелов. Это вначале просто мешает ученику учиться дальше, а затем может и совсем выключить его из нормального учебного процесса и привести к потере интереса к предмету, так как оценка успехов ученика по русскому языку проводится в основном по орфографическому критерию.

Возможность выработки прочных орфографических навыков с учётом индивидуальных особенностей ребят даёт методика взаимного тренажа.

По данной методике мы с моими ребятами начинаем работать уже с пятого класса в парах постоянного состава. Каждый ребёнок получает тренажную карточку. По сигналу ученики, выполняющие первый вариант, рассказывают о правописании своих слов ученикам, выполняющим второй вариант; те проверяют правильность ответа по обратной стороне карточки и выставляют оценку в карточку учёта. Затем они меняются ролями, и тоже выставляют оценку. Эти карточки ученики хранят в учебнике русского языка. После того, как все номера карточек с заданиями по данной теме пройдены, карточка учёта сдаётся учителю, который может проверить любой вопрос, и в случае совпадения оценок выставить средний балл в журнале.

По каждой теме я составляю от 8 до 15 карточек, в зависимости от её объёма и сложности. Например, по теме «Фонетика» использую карточки на правописание звонких и глухих согласных, на обозначение мягкости согласных с помощью ь, на правописание безударных гласных. Вот образец такой карточки (лицевая и обратная стороны):

^ ФОНЕТИКА № 1

ро…кий

гла…кий

хру…кий

у…кий

гла…ь

ре…кий

сне…

робкий (робок)

гладкий (гладок)

хрупкий (хрупок)

узкий (узок)

гладь (гладить)

редкий (редок)

снег (снега)

Подобные карточки позволяют охватить большой объём слов на данное правило, что позволяет и выработать прочные орфографические навыки, и расширить словарный запас учащихся.

В шестом классе вместо пар постоянного состава я использую пары сменного состава. После того, как ребята, сидящие за одной партой, прокомментируют друг другу свои карточки и выставят оценки, они обмениваются карточками и переходят в новую пару. Работа в парах сменного состава по методике взаимного тренажа способствует укреплению в детях тех личностных качеств, которые создают необходимые предпосылки для успешной учебной деятельности. Настороженный, робкий, неуспевающий ученик в роли «учителя» от занятия к занятию приобретает всё большую уверенность в себе, что меняет его отношение к собственной деятельности.

Позиция «учителя», в которую поставлен неуспевающий, обязывает его восполнять пробелы в собственных знаниях (некоторые ученики во время перемен берут тренажные карточки и отрабатывают их). Преимущество такой работы в том, что её результат виден сразу. Когда по окончании работы по карточкам ведётся опрос всего класса, школьники стремятся оправдать оценки, выставленные им в карточку учёта, а так же переживают за тех, кого они проверяли. Всё это способствует более полному усвоению материала.

При работе по карточкам включаются разные виды памяти: зрительная, слуховая, механическая. Сначала ребёнок проверяет знание карточки у своего партнёра, а затем задание этой же карточки выполняет сам. Это способствует развитию орфографической зоркости.

В целом методика взаимного тренажа в парах постоянного и сменного состава оказывает существенное влияние на формирование и совершенствование орфографических навыков, помогает овладевать различными видами самостоятельной работы на уроке, воспитывает чувства взаимопомощи, взаимопонимания и взаимоуважения.

  ^ Уровни сформированности действий контроля у детей

1 уровень - отсутствие контроля;  

2 уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания;  

3 уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания;  

4 уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания;  

5 уровень - потенциальный рефлексивный контроль;  

6 уровень - актуальный рефлексивный контроль.  

 

^ Уровни сформированности действия оценки  

1 уровень - отсутствие оценки;  

2 уровень - неадекватная ретроспективная оценка;  

3 уровень - адекватная ретроспективная оценка;  

4 уровень - неадекватная прогностическая оценка;  

5 уровень - потенциально-адекватная прогностическая оценка;  

6 уровень - актуально-адекватная прогностическая оценка.  

 

В последнее время в школе всё более широкое распространение получают активные формы урока, которые предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся, требуют их активного участия в подготовке и проведении урока, обеспечивают глубокие и осознанные знания, прочные умения и навыки.

Велико воспитательное значение таких уроков – они вызывают интерес к предмету, формируют ответственное отношение к учебному труду, чувство товарищества, коллективизм. Это уроки в форме семинаров, практикумов, зачётов (см. приложения). Урок русского языка с использованием игровой формы «Заседание учёного совета» (см. приложение). И ученики, и учитель получают большое удовлетворение от такого урока. Несмотря на необычность формы этого урока, он проводится в рамках традиционного группового способа обучения. Групповой способ предполагает, что есть носитель информации и есть группа учеников, воспринимающая эту информацию.

На этом уроке класс делился на малые группы (3-4 человека). Каждая группа получала свой вопрос, подготовка шла индивидуально, парами или группами (в соответствии с пожеланиями и потребностями самих учеников), но на самом уроке группа выступала перед всем классом. Необычная форма – заседание учёного совета – стимулировала интерес шестиклассников к работе.

Уроки – семинары способствуют воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию умений работать с книгой и навыков монологической речи. На семинаре заслушиваются заранее подготовленные учениками сообщения (доклады) и проводится их обсуждение под руководством учителя. Например, при подготовке итогового семинара по теме «Сложноподчинённые предложения» учащимся заранее сообщаются вопросы:

  • Структура сложноподчинённого предложения.

  • Средства связи придаточного предложения с главным.

  • В чём сходство и различие сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.

  • Найти в тексте изучаемого литературного произведения сложноподчинённые предложения, дать им характеристику.

  • Проследить, какого типа сложные предложения употребляются в данном тексте и почему.

  • Отредактировать текст, заменив в нём неоправданно повторяющиеся придаточные предложения синонимическими конструкциями.

Ответы на вопросы учащиеся ищут в учебнике.

Чаще всего самостоятельную работу использую на уроках русского языка при повторении темы. Это может быть анализ текста (см. приложение). Учащимся раздаются карточки с заданиями к тексту. Задания дифференцированные. После выполнения учащимися работы даю проверочные карточки, работа с которыми способствует формированию у учащихся навыков самоконтроля. При организации работы парами проверочные карточки дают возможность безошибочной проверки заданий учащимися-ассистентами. Например, такая карточка используется после изучения темы «Односоставные предложения» в 8 классе.

Выпишите предложения в следующем порядке:

  1. Предложения, в которых один главный член.

  2. Предложения, в которых два главных члена.

  3. Сложные предложения.

Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

  1. Вспоминается мне ранняя погожая осень.

  2. Всюду сильно пахнет яблоками.

  3. Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

  4. К ночи в саду становится очень холодно и росисто.

  5. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной росе необыкновенно ясно.

  6. Чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды.


^ ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА

Предложения с одним главным членом – 2, 4.

Предложения с двумя главными членами -1,5,6.

Сложное предложение – 3.
Чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды.




Уроки повторения пройденного можно проводить в игровой форме (см. приложение: урок-игра «Лабиринт»). Такие уроки повышают мотивацию обучения, предоставляет ребёнку возможность учиться не напрягаясь, развивают интерес к предмету.

При повторении и обобщении изученного широко применяю уроки-зачёты. К этим урокам учащиеся готовятся самостоятельно по данным заранее вопросам. На зачёте ученик получает вопрос и письменное задание. Иногда заменяю такую форму урока тестовой проверкой: предлагаю учащимся набор вопросов с вариантами ответов.

При изучении нового материала часто применяю такой вид самостоятельной работы: даю задание – прочитать теоретические сведения, составить план ответа и рассказать по плану теоретический материал. Для развития речи учащихся и их мышления работу можно усложнить, то есть попросить учащихся составить вопросы для соседа по парте. Этим обеспечивается более полное осмысление текста, у детей появляется интерес к изучаемому, и каждый ученик старается придумать как можно больше вопросов, чтобы получить хорошую отметку. Также на уроках изучения нового материала применяю такой вид работы, как взаимоопрос в парах. Учащиеся рассказывают друг другу изученный параграф. Постоянное взаимодействие учащихся в процессе взаимоопроса, осознание результатов этой деятельности развивают самостоятельность детей. В процессе работы в парах формируется чувство ответственности каждого ученика не только за качество собственных знаний, но и за успехи своего соседа по парте. Например, при изучении темы «Сложноподчинённые предложения» на уроке ребята самостоятельно работают с учебником, выполняют упражнения. На доске в помощь учащимся записан план рассуждения:

  1. Главное, придаточное.

  2. Место придаточного.

  3. Вопрос.

  4. Союз, союзное слово, указательное слово.

  5. Что поясняет придаточное.

  6. Это сложноподчиненное предложение с придаточным …

Сначала один ученик читает первое предложение, находит главное, придаточное и т.д., затем второй рассуждает, а первый слушает, поправляет, спрашивает.

Когда ученики должны оценить работу друг друга они пользуются памяткой:

  1. Знает материал, не знает, непрочно знает.

  2. Ответ полный, неполный (дополнить).

  3. Работал самостоятельно, с помощью.

  4. Допустил ошибки (какие, сколько).

  5. Умеет применять знания на практике, не умеет.

  6. Язык, речь.

При анализе текста использую самостоятельную работу в группах. Делю класс на 3-4 небольших группы. Раздаю карточки с текстом и заданиями к нему. Задания могут быть такими:

  1. Определить тему текста.

  2. Определить основную мысль текста.

  3. Выписать ключевые слова, которые отражают основную мысль.

  4. Найти доводы, при помощи которых эта мысль доносится до читателя.

  5. Определить стиль текста, тип речи.

  6. Найти средства связи между предложениями.

  7. Выписать изобразительно-выразительные средства.

  8. Выразить своё мнение по поводу сказанного в тексте.


Вначале каждый член группы работает самостоятельно, затем каждый высказывается в группе. Потом от каждой группы выступает один учащийся. Учитель подводит итоги. Эта работа развивает чувство самостоятельности и ответственности учащихся друг перед другом, открывает широкую дорогу для улучшения психологического климата в классном коллективе.

Одним из видов самостоятельной деятельности по русскому языку является самостоятельная работа над ошибками. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, мои ученики используют памятку, которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправлять допущенные ошибки.

Каждое правило имеет свой порядковый номер. Он предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму. Памятка заполняется по мере изучения правила.
^ КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ

Памятка для учащегося

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.

  2. Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.

  3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как пишется приставка, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с этой же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.

  4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши ещё несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.

  5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, напиши ещё три слова с этим же суффиксом. Выдели суффикс.

  6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.

  7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Составь предложение с прилагательным в этом же падеже.

  8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределённую форму глагола, узнай спряжение, определи время, число, лицо глагола. Составь предложение с этим глаголом.


ПАМЯТКА


  1. Перенос слов. ^ Ма-ленький, малень-кий. Ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.

  2. Жи, ши, чу, шу, щу, ча, ша, чн, чк. (Напиши слово правильно, напиши ещё три слова на это правило).

^ Машина, шил, шина, шило, чулки, чудо, кричу, чугун.

  1. Большая буква в именах собственных.

Ленинград – название города.

Иванов Сергей Петрович – фамилия, имя, отчество.

С Жучкой – кличка животного.

  1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Грозы – гроза, снег – снега.

  1. Парные звонкие и глухие согласные в конце слова.

Грибы – гриб, шуба – шубка.

  1. Непроизносимые согласные в корне слова.

Солнышко-солнце, но: опасен – опасный.

  1. Правописание приставки. Из садика; но: переход.

  2. Разделительные ь и ъ. Подъезд, вьюга.

  3. Раздельное написание предлога со словом.

В лес. В густой лес.

  1. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.

Ночь – ж.р.; мяч – м.р.

  1. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

Озером (каким?) глубоким; к лесу (какому?) сосновому.

  1. Безударные падежные окончания существительных.

Шел (по чему?) по площади – 3-е скл., д.п. (по степи).

Читали (о чём?) об улице – 1-е скл., п.п. (о земле).

Мечтали (о чём?) о космосе - 1-е скл., п.п. (о коне).

  1. Безударные личные окончания глаголов.

^ Писать (не на ить, не исключение, 1-е спр.) – пишет.

Строить (на ить. 2 – е спр.) – строят.

Смотреть (исключение, 2-е спр) – смотришь.

  1. Глаголы 2 лица единственного числа.

Играешь – 2-е л., ед.ч.

Работа над ошибками по памятке происходит следующим образом. К традиционной палочке на полях, обозначающей орфографическую ошибку, приписываю маленькую цифру – номер орфограммы, помещённой в памятке. После проверенной работы пропускаются две строчки и на последующих строчках (слева) ставится столько же «галочек», сколько допущено орфографических ошибок. Ученик, получив тетрадь, первую строчку пропускает, а на второй строке пишет слова «Работа над ошибками». Далее на всех строчках, где имелись «галочки», выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками проверяю и оцениваю, при этом учитываю правильность и точность исправления.

Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:

    1. Самостоятельное отыскивание и исправление ошибок;

    2. Самостоятельное исправление ошибок, только подчёркнутых учителем или отмеченных на полях тетради при помощи условных знаков;

    3. Самостоятельное выписывание слов, в которых допущены ошибки;

    4. Составление предложений со словами, в которых были допущены ошибки;

    5. Работа с орфографическим словарём;

    6. Выполнение дополнительных тренировочных упражнений на те правила, на которые допущены ошибки.


В заключение всего сказанного отмечу, что любой вид самостоятельной работы на уроке имеет огромное значение для воспитания активных, инициативных, мыслящих людей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа» из опыта работы учителя русского языка и литературы iconКурьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа»...
Опыт формировался в условиях сельской общеобразовательной школы, которая функционирует с 1979 года. Работаю учителем начальных классов....

Курьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа» из опыта работы учителя русского языка и литературы iconДушечка» А. П. Чехова- «гоголевская совершенно вещь» Из опыта работы учителя русского языка
Моу средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением иностранных языков

Курьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа» из опыта работы учителя русского языка и литературы iconПредставление опыта работы по использованию системы «КонсультантПлюс:...
Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №12 имени Олега Кошевого»...

Курьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа» из опыта работы учителя русского языка и литературы iconТворческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор...
«Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края

Курьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа» из опыта работы учителя русского языка и литературы iconПлан работы по самообразованию учителя русского языка и литературы
Моу «Седановская средняя общеобразовательная школа» Усть-Илимского района Иркутской области

Курьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа» из опыта работы учителя русского языка и литературы iconРабочая программа Учителя русского языка и литературы второй квалификационной...
Учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории моу «Александровская средняя общеобразовательная школа»

Курьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа» из опыта работы учителя русского языка и литературы iconКурьинский район трусовская средняя школа
Кидан А, Шилова Л, Лютц О, Харахордина К, Цаценко Н, Лесных О, Малахова Т, Малахова Л, Лямкин А

Курьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа» из опыта работы учителя русского языка и литературы iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы высшей квалификационной...
Я, Хазиева Залия Манафовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории муниципального образовательного...

Курьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа» из опыта работы учителя русского языка и литературы iconДоклад Муниципального общеобразовательного учреждения «Трусовская...
Наш адрес: 658 324 Алтайский край, Курьинский район, село Трусово, улица Центральная – Телефон 8 (38576) 28 3 16; факс 8 (38576)...

Курьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа» из опыта работы учителя русского языка и литературы iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина...
Место выполнения работы: моу шолоховская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница