Конспект урока по теме «Слова категории состояния». 6 класс, 2 часа /По учебно-методическому




Скачать 60.45 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме «Слова категории состояния». 6 класс, 2 часа /По учебно-методическому
Дата публикации14.07.2013
Размер60.45 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Литература > Конспект

Харина Лидия Владимировна, заместитель директора по НМР, учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Воркута


Конспект урока

по теме «Слова категории состояния». 6 класс, 2 часа
/По учебно-методическому

комплексу под редакцией

В.В.Бабайцевой/
Цели: - дать понятие категории «слова состояния»;

- научить находить слова категории состояния в тексте и отличать их от сходных частей речи;

- разбивать умения, анализировать, сравнивать, обобщать и представлять материал в «свернутом виде» (опорный конспект); развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: записи на доске, ОК «Слова состояния», памятка «5П» (Критерии оценки творческой работы), лабиринт-алгоритм «Как отличить слова состояния от других частей речи»; дифференцированные карточки по теме урока, эталонные ответы для проверки заданий, опоры подсказки (в разных местах кабинета), учебники русского языка.

^ Ход урока:
1. Грамматическая разминка

- Как перечислить 5 дней недели, не называя их?/позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра/

- Какая часть речи в переводе с древнеримского означает «приглаголие»? /наречие/

- ТЕПЛО. Сколько слов здесь записано? /сущ., кр. прил., наречие/
^ 2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Наречие легко образуется от других слов неслучайно. Наречие появилось я русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили все слова по своим владениям. Вот и пришлось бедным наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменили в слове ХОРОШИЙ окончание суффиксом -О-, и получилось замечательное наречие /какое?/-ХОРОШО! ГЕНИАЛЬНЫЙ- ГЕНИАЛЬНО.

Кстати, вот вам "тест на гениальность":

а/. У Диогена спросили, что в человеке стареет быстрее всего. Он ответил: ……..

-Не знаете? прекрасно! Это будет секретом до конца урока.
б/.Увидев двух спорящих, Гёте сказал:

- Из двух ссорящихся виновен тот, кто... /умнее/

/для ученицы, гениально ответившей на этот тест, очень трудное задание/

ГЕНИАЛЬНО! Так появилась ПРОБЛЕМА: как отличить наречие от краткого прилагательного?


^ 3. РАБОТА В ПАРЕ ПО ОК С ВЗАИМООЦЕНКОЙ

  • Озвучить ОК на примере слова «тепло»

  • Оказывается, слово «тепло» может быть и еще одной частью речи. Об этом мы и узнаем на уроке.


^ 4. «ВВЕДЕНИЕ» ТЕМЫ.

    • Сложите слово из вставленных букв и определите его значение:

Бе/?/срочно, налев., и/?/чезнуть, радос/?/но, вправ., землетр.сение, интерес/н,нн/о, уд.вление, р.чной.

/состояние/

/ «Полетное» повторение: сгруппируйте орфограммы/

    • Что такое состояние?

    • Работа с толковым словарем /значение слова «состояние» зачитывает ученик в магистерской шапочке/

    • Запись темы урока «СЛОВА СОСТОЯНИЯ»

    • Что надо знать? А уметь? /учащиеся сами определяют:

знать: слова состояния (С.С.),

их значение и употребление

уметь: находить в тексте, отличать от похожих

частей речи, употреблять в своей речи/
^ 5. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Порядок работы:

  1. Проанализируйте в «Практике» задание после стихотворения в упр. №475 и опорный материал на стр. 119-120 /значение СС/

  2. выполните задание к упр. №476 /устно/

  3. Отвечая на следующие вопросы, попробуйте составить опорный конспект по теме:

    • с помощью какого суффикса образуется СС?

    • как изменяются СС?

    • каково значение СС?

    • в каких предложениях /по составу грамматической основы/ употребляются СС? какова их синтаксическая роль?

Работайте в паре, помогайте друг другу. не забывая мудрую пословицу: «Одна голова хорошо, а две – лучше».
^ 6. ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА.

  • Фронтальный опрос по вопросам /см.выше/

  • Коллективное составление ОК по теме на доске /по предложениям учащимися элементам/

ОК

С.С.

о

не изм.

как? каково?

д-я

о/с, б/л, /с.с.+инф./

-Озвучивание учителем OK с примерами

-Работа в паре: рассказать друг другу о словах состояния с примерами

-Элемент творческой мастерской: помня, в какой форме употребляются СС /на -о-/, за 1мин записать как можно больше СС, обозначающих душевное состояние человека /и положительные, и отрицательные эмоции/

Кому трудно, опоры-подсказки есть в классе. Поищите! /на стенах, на шкафах развешаны таблички с словами/

боль грусть веселье

страх тоска радость

ужас досада торжество

одиночество жалость праздник
-А теперь "подарите" друг другу СС, которых у вас нет.

-Диктант с грамматическим заданием:

Записать предложения, подчеркнуть СС, устно охарактеризовать приложения по составу грамматической основы.

В душе её темно, как в море. Мне очень жаль. Пора в школу. В небесах торжественно и чудно! Хорошо, что есть каникулы!

/-"Соберите" в тексте орфограммы-проверяемые гласные корня./

-Конструирование предложений /устно./

- Задание: замените предложения конструкциями со словами состояния. Как вы это будете делать?

Я одинок. Мы веселимся. Они должны бежать. Как прекрасен этот мир!
7. Как 0ТЛИЧИТЬ СЛОВА СОСТОЯНИЯ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ?

-Анализ лабиринта-алгоритма/см. приложение/

-Упр. 480 из "Практики" /устный анализ предложений по лабиринту-алгоритму/

2-е пр-е вслух

1,3-е пр-е самостоятельно /в паре/

-Кому-то пришлось возвращаться на старт?
-Самостоятельная работа по дифференцированным карточкам, /подчеркнуть как члены предложения наречия и слова состояния, указать части речи; можно использовать лабиринт-алгоритм /.

-Взаимообмен карточками и взаимопроверка.

-Взаимооценка самостоятельной работы по критериям:

"5" - 0 ош. "4" -1-2 ош. " 3" - 3 -4 ОШ.

-Кто нашёл ошибки? /разбор ошибок/

-Верните карточки хозяевам. Ещё раз перечитайте текст. Какие слова сос­тояния показались необычными? Какие выражения привлекли внимание? Почему?

-Цифровой диктант: определить части речи и вписать только нужные цифры

I/.Чудесная пора стояла, в лесу.

2/.Пора и честь знать./Пословица./

З/.Небо ясно, ни облачка.

4/.Сухие, рыхлые стебли горят ясно и весело./В.Гаршин/.

5/.На дворе ясно.

6/.Во флигеле очень тепло.

7/.Весной тепло греет солнце.

8/.Печка распространяла кругом тепло.

9/.Лицо её грустно.

10/.Зимними вечерами в доме скучно.

(Самооценка по образцу, данному учителем).

Нар. -4 ,7

С. с. -2, 5, 6, 10

Кр. прил.- 3,9

Сущ.- 1,8

-Самооценка /критерии см. выше/.

-У кого "5"? "4"? «З»? Коррекция ошибок.
8. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: вспомните героя фольклора, литературы или мультфильмов, который вам наиболее симпатичен. Сформулируйте 4-5 связных предложений для характеристики душевного состояния героя.

• Используйте слова состояния, которые вы "дарили" друг другу.

Не забудьте: с. с. употребляются в пр-ях о/с, б/л !

- Взаимообмен тв. работами и взаимопроверка.

- Взаимооценка содержания /по критериям «5П»/

онравилось?

оследовательно?

о заданию /сл. сост/

о теме? /состояние героя/

о качеству речи? /выраз.,разнообр./
9. ОБОБЩЕНИЕ.

-Итак, вернёмся к началу урока: какой же частью речи ещё может быть

слово "тепло"? /с.с/

-Почему можно спутать?

- Как различить слова состояния и похожие части речи?
^ 10. ПОДАЧА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

-"Расшифруйте" задание на дом:

Медлен/?/о, издавн.., /на/ память, здра/?/ствуйте, на ц/?/почках, про/б,п/ка, начист.., ко/рр,р/идор.,

/ на выбор/:
- §120./0К/, упр. 484/определить наречия сл. сост.., обозначить их как члены пр-я/

или

- сочинить стихотворение о словах состояния.
11. ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА.

-А сейчас раскроем секрет о Диогене.

У Диогена спросили:

-Что в человеке стареет быстрее всего? Благодарность, -ответил он.

- И пусть этот тест на "гениальность" вы не прошли /я, кстати, тоже/, мне с вами было хорошо. /слово состояния/. Я благодарна вам за урок.

И пусть благодарность человеческая никогда не старится!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме «Слова категории состояния». 6 класс, 2 часа /По учебно-методическому iconУрока по теме: «Слова категории состояния в поэтических текстах»
Основополагающая цель урока: выяснить роль слов категории состояния в поэтических текстах

Конспект урока по теме «Слова категории состояния». 6 класс, 2 часа /По учебно-методическому iconРабочая программа по литературе в 10 классе 2013-2014 Количество...
В. Я. Коровина к учебно-методическому комплекту Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....

Конспект урока по теме «Слова категории состояния». 6 класс, 2 часа /По учебно-методическому iconПлан-конспект урока «слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Тема и номер урока в теме: «Слова, к которым нельзя задать вопрос», 1 урок в теме

Конспект урока по теме «Слова категории состояния». 6 класс, 2 часа /По учебно-методическому iconКонспект урока по теме: «Части слова»
Обучающая: уметь применять полученные знания по теме «Части слова», выполняя разнообразные разноуровневые упражнения на уроке

Конспект урока по теме «Слова категории состояния». 6 класс, 2 часа /По учебно-методическому iconКонспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень

Конспект урока по теме «Слова категории состояния». 6 класс, 2 часа /По учебно-методическому iconПлан-конспект урока по русскому языку Подготовила и провела учитель высшей категории
Тема урока: «О двух способах проверки слов с безударными гласными в корне слова»

Конспект урока по теме «Слова категории состояния». 6 класс, 2 часа /По учебно-методическому iconКонспект урока по русскому языку по теме: «Значение слова»
...

Конспект урока по теме «Слова категории состояния». 6 класс, 2 часа /По учебно-методическому iconКонспект урока русского языка 2-й класс Тема: "Парные согласные на конце слова"
Цель: организация условий, для развития умения писать слова с парными согласными на конце слова

Конспект урока по теме «Слова категории состояния». 6 класс, 2 часа /По учебно-методическому iconПлан-конспект урока по теме: «Слова, обозначающие названия предметов»
Тема урока: Слова, обозначающие названия предметов. Различение их по вопросам кто? что?

Конспект урока по теме «Слова категории состояния». 6 класс, 2 часа /По учебно-методическому iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница