План конспект занятий в группе первого года обучения в студии кружевоплетения «Русские узоры» (руководитель Сорокина Людмила Федоровна)




Скачать 103.09 Kb.
НазваниеПлан конспект занятий в группе первого года обучения в студии кружевоплетения «Русские узоры» (руководитель Сорокина Людмила Федоровна)
Дата публикации11.07.2013
Размер103.09 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Литература > Конспект
ПЛАН - КОНСПЕКТ

занятий в группе первого года обучения

в студии кружевоплетения «Русские узоры»

(руководитель – Сорокина Людмила Федоровна)
Тема занятия:

«Вступительное занятие»

Цель:

Рассказать о истории возникновения кружевоплетения, способы плетения. Познакомить с отличительными особенностями русского кружева в зависимости от места производства (изготовления). Знакомство с итальянским и немецким кружевом. Ознакомление с оборудованием и инструментом.

Задачи урока:

Изучение упражнений с коклюшками; намотка ниток на коклюшки с закрепляющей петлей, изготовление подушки-валика. Уметь визуально отличить сцепное кружево от мерного, русское от итальянского и немецкого.

Воспитание любви к народному творчеству, обращение к истокам русской культуры кружевоплетения, формирование бережного отношения к уникальному русскому народному промыслу.
Тип занятия: комбинированный.
Форма работы: деферинцированно – групповая
Оборудование:

Нити х./ б № 10,12, ирис, подушка, подставка «козлик», коклюшки и ножницы.
^ Дидактический материал и наглядный:

Набор фотографий с работами русских мастеров 17-19 в.в., альбом с образцами мерного кружева. Выставочные образцы в технике сцепного кружева, журналы мод «Дуплет», стенды с работами учащихся.
План занятия:

Организационная часть

2.Ознакомление воспитанников с программой, историей кружевоплетения на коклюшках.

3.Демонстрация образцов и готовых изделий.

4.Объяснение изготовления подушек-валиков. Технология намотки ниток на коклюшки с закрепляющей петлей.

5.Упражнения с коклюшками. Тренировка в намотке ниток с закрепленной петлей.

6.Анализ проделанной работы. Подведение итогов.


^ Ход занятия:
Организационная часть:

- проверка присутствующих;

- проверка готовности к работе;

- ознакомление с требованиями техники безопасности при работе с инструментами.

«Окружают меня кружева.

Одуванчик, дрожащий слегка,

Пенный гребень на гладкой волне

и узор на морозном окне»

Л.Яхнин
^ Основная часть:

ознакомление воспитанников с программой. Программа школы рассчитана на три года обучения:

1-й год- 144 час.(2 раза в неделю по 2 час.); 2-й год- 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа)- сцепное кружево и 3-й год – 216 часов ( 2 раза в неделю по 3 часа) – мерное кружево.

Основное время на занятиях уделяется практической работе. Обучение технике кружевоплетения очень кропотливый процесс. Руководитель большую часть времени проводит индивидуально с каждым учеником, который выполняет свое изделие.

Кружевоплетение благотворно влияет на здоровье ребенка: успокаивает нервную систему, как профилактическое средство деятельности головного мозга, улучшает память, развивает мелкую моторику, глазомер, пространственное и абстрактное мышление у детей. Это в сумме положительно влияет на эстетическое воспитание и развитие индивидуального творчества детей.

-беседа об истории возникновения и развития кружевного промысла. Кружевоплетение - один из уникальных русских народных промыслов, который нужно спасать. Ремесло это трудное, передается от поколения к поколению и без преемственности обречено на гибель.

Коклюшечное кружево -особая изысканность, воздушность, ажурность, это украшение любого наряда: от вечернего платья до летнего сарафана. Кружево в доме создает уют, теплоту домашнего очага. И наконец – кружево всегда в моде. Кружево ручной работы стоит недешево, зато «живет» очень долго.

Термин «кружево» не сразу получил свое современное значение. Первое упоминание о нем встречается в Ипатьевской летописи 1252 г. в описании одежды князя Данилы Галицкого. Но сначала в древнерусском быту словом «кружево, а точнее «круживо», назывались разные отделки по краю одежды или изделия. Современным словом «кружево» закрепилось за ажурными изделиями из ниток, выполненными в технике плетения и не имеющими тканевой основы.

Появилось кружево на рубеже 15-16 веков в Италии выполнялось оно иглой и называлось «обрано», что означало «стежок в воздух», поскольку в его основе ткани не существовало. Игла создавала петельный шов, из которого выплетался узор.

Искусство кружевоплетения на коклюшках более молодое, и не случайно, ведь зародиться оно могло лишь после появления металлических булавок, без которых эта техника невозможна. Булавки же появились в 16 веке. Тогда же, как предполагается возникло и кружевоплетение на коклюшках. Подтверждением этого предположения служат дошедшие с тех пор до нас плетеные кружева и сколки на пергаменте.

Первые кружева были узкие, с заостренными зубцами и простым орнаментом, ими украшали воротники, манжеты, салфетки, передники. Постепенно из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию (Бельгия), в частности город Брюссель, где стали изготовлять очень тонкие, воздушные брабантские кружева из льняных нитей особого качества. Требуемый для них лен рос только на полях Брабанте. Пряли нити в сырых подвалах, чтобы кудель была влажной, а нить эластичной и тонкой. Использовали для этой работы труд девочек, у которых не успели еще огрубеть пальцы.

В 17 веке во Франции увлеклись итальянским гипюром и это не смотря на то, что король Франции регламентировал изготовление кружев, мода на них оказалась сильнее. Министру финансов Кольберу пришлось основать в своем замке специальную школу, куда из Венеции прибыло 30 кружевниц. Вскоре Венецианская республика потребовала их возвращения, но смышленные француженки уже успели освоить кружевоплетение.

В Россию плетение кружев пришло из Западной Европы в 17 веке. В царских мастерских изготовляли кружева в виде прошивок из золотых и серебряных нитей с узором. Эффектно блестящее, дорогое тонкое кружево было признаком богатства и роскоши, оно красиво сочеталось с парчовыми тканями и великолепным золотым шитьем. Потом плетение кружев перешло в монастыри, в помещичьи усадьбы, стали применять лен и цветной шелк. Наряду с золотисто-серебряным широкое развитие получает нитяное кружево.

В народную среду кружево пришло в 18 веке. Оно было штучным и мерным. Штучные кружевные изделия имеют законченную замкнутую композицию. Одни из них предназначены для убранства интерьера

( покрывала, занавески, скатерти, салфетки и т.д.) Другие штучные кружевные изделия предназначались для украшении костюма- шарфы, жабо, воротники, манжеты, пелерины, вставки и др. изделия. Мерное кружево самостоятельно не использовалось. Оно применялось для украшения шитой одежды. Это весьма своеобразный вид декоративного оформления, во многом отличающийся от других способов украшения тканей. Назначение предмета и характер ткани предопределяют рисунок и технику выполнения узора. Мерное кружево, в отличие от вышивки, первоначально прочного соединения с тканью не имеет. В одном случае его узор, фактура и колорит создаются с учетом имеющейся ткани, в другом- ткань подбирается к уже готовому мерному кружеву. Эта особенность и предопределяет его универсальность. Вот почему мерное кружево может «идти» для декоративного оформления предметов из разных тканей- от тончайших прозрачных до плотных ворсистых.

Во второй половине 19 века появился в России новый вид кружев-

« русский гипюр», для которого характерно отсутствие решетчатого фона. Детали узора скреплялись связками. В узоре гипюра использовались стилизованные растительные орнаменты, цветы, а в последствии – и новые разновидности геометрических орнаментов.

Автором сцепного русского вилюшечного кружева является вологодская мещанка Анфия Федоровна Брянцева. Она разработала основы технологии плетения тесьмы - вилюшки с применением тонкого вязального крючка для сцепок. С чьей-то легкой руки эту манеру плетения стали называть вологодской. Таким мягким плавным ленточным узором Брянцева выплетала длинные женские накидки без рукавов – тальмы, косынки, покрывала, накидки для подушек и даже платья. К делу Анфии Федоровны подключилась ее дочь – Соня. С 5-летнего возраста она взяла в руки коклюшки, а в 10-12 лет уже мало, чем уступала матери. Они, Брянцевы, мать и дочь – Софья Петровна организовали в городе школу, где обучали вологжанок своей новой вологодской манере плетения, которая вскоре превратила Вологодчину в один из самых знаменитых и самобытнейших центров не только российского, но и мирового кружевоплетения.

Очень много труда для развития русского кружевоплетения положила Софья Александрова Давыдова. Она обстоятельно изучала кружевное дело в России. Стараниями Давыдовой в 1883 году, в Петербурге, была открыта Мариинская практическая школа кружевниц, где готовили руководительниц кружевоплетения. Выпускницы Мариинской школы направлялись в различные центры для организации школ, в которых крестьянские девочки обучались ремеслу кружевоплетения. Вологда, Вятка, Елец, Торжок, Рязань и др., всего в 17 губерниях. Каждый из этих центров имел свой стиль, свои особенности технологии плетения и рисунков. Рисунок для орнамента кружевницы часто заимствовали у родной природы. Заснеженные ветви, снежинки, иней на морозных окнах, фантастические цветы, птицы-павы, пышные растительные узоры.

^ Вологодское кружево состоит из крупного выразительного узора, исполненного плотной непрерывной, одинаковой по ширине плавной тесьмой – вилюшкой, четко вырисовывающейся на фоне узорных решеток.

Скань толстая белая или цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.

^ Елецкие кружева более тонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянка изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в сетку. Решетка елецкого кружева бывает и разреженной, и очень плотной.

^ Кировские кружева отличает простота, строгость, гармония скупых орнаментальных мотивов, изящных ,нарядных и цельных. В них тонко используются декоративные элементы и особенности техники плетения: глазочки, продольные разрезы, жучки, дырочки. Орнамент большинства штучных кировских изделий состоит из цветов и листьев, часто остроконечной формы. В последнее время художники все чаще для усиления основного узора стали вводить нитку-скань, которая резко подчеркивает контур рисунка.

^ Михайловское кружево по рисунку напоминает веерный орнамент. Его интенсивная цветовая гамма сродни рязанскому народному костюму – самому яркому из русских женских ансамблей. Сочетание красного, синего, желтого, изумрудно-зеленого цветов с мягкими тонами льняных тканей создает тот контрастный эффект, который характерен для рязанской вышивки. Михайловскими кружевами украшают полотенца, скатерти, салфетки, модную современную одежду.

Для всего русского кружева, в каких бы районах оно не создавалось, характерна симметричность построения узоров, гармоничность и ясность орнаментальных форм. Русские кружевницы обогатили плетение кружев на коклюшках творческими находками. Благодаря их самобытному мастерству, русское кружево стало национальным художественным явлением и вошло в историю культуры как вид прикладного искусства. Не смотря на появление в 19 столетии машинного кружева, ручное кружевоплетение не угасло.

Высокое эстетическое достоинство и своеобразие русского кружева завоевали ему прочное место на мировом рынке. Нежные и воздушные, похожие на белую пену морской волны, со сложными и выразительными узорами, русские кружева и кружевные изделия приобрели заслуженную славу. Не раз они завоевывали на международных выставках награды и дипломы, «Гран-при», золотые медали и почетные грамоты, в которых отмечалось высокое художественное качество изделий, созданных искусными руками кружевниц.

Художницы-кружевницы, создавая современные изделия, постоянно обновляя орнамент кружева, в своем искусстве используют лучшие традиции русского народного кружевоплетения, находя в них то, что соответствует вкусам и потребностям человека нашего времени.
Руководитель демонстрирует выставочные работы, выполненные учащимися кружка в русской, итальянской и немецкой техниках плетения, авторские альбомы с образцами мерных кружев, фотоальбомы с участниками конкурсов «Волшебный клубок» и «Лоскутная мозаика», альбомы с фотографиями работ известных русских мастеров кружевоплетения 17-19 веков, современные журналы мод с разнообразным применением кружевных изделий.
^ Теоретическая часть: подушка – валик туго набитый опилками.

Плотная ткань (лен, бязь, тик) размером 50X40 см складывается пополам и сшивается двойной машинной строчкой, ширина шва – 1,5 см (рис. 1а, б). Затем срезы ткани с двух сторон подгибаются на 2 см внутрь чехла и застрачивается = кулиски, в которые продергивают шнур или узкую плотную тесьму (рис. 1в). С одной стороны чехол стягивают при помощи шнура, оставляя отверстия диаметром 6 см.

Вкладывают один картонный круг диаметром 12-15 см внутрь чехла так, чтобы он прикрыл отверстие. После чего в чехол кладут предварительно высушенные и перебранные (или просеянные) опилки. Их кладут небольшими порциями, хорошо утрамбовывая. От верхнего края чехла оставляют расстояние, не заполненное опилками в 3-4 см. Поверх опилок кладут второй картонный круг того же диаметра, что и первый. Чехол стягивают при помощи шнура (тесьмы), оставляя небольшое отверстие. Подушка должна получиться ровной и плотной (рис. 1г). На готовую подушку надевают белую наволочку того же размера и с двумя такими же картонными кругами.

Примечание: белую наволочку шить из продекатированного материала и чуть больше по периметру приблизительно на 1 см.

Для устойчивости подушки понадобится подставка – «козлик» (см. фото). Состоит из двух рам, скрепленных посередине болтами. На верхнюю часть этой подставки кладется полотно (можно предварительно связать веревками рейки, чтобы «козлик» не разъезжался). Подставка должна быть такой высоты, чтобы можно было работать сидя. Средние размеры: высота 75 см, ширина 40 см. Вместо «козлика» можно использовать решето, корзиночку, рамочку, в которые вкладывается подушка – валик. Можно взять кусок поролона и свернуть края (рис. 2).

Кружева плетутся несколькими парами коклюшек. Коклюшки можно сделать самими из старых березовых веток (рис. 3). Таких коклюшек для начала понадобится 20 шт.

Также нужны булавки со шляпками или шариками, булавки с петельками (швейные), заклеенными клеем ПВА, чтобы нитка не попадала в петлю; крючок тонкий вязальный №1 – нити х/б №10 и №0,95 и меньше – для тонких нитей.

Материалом для кружев могут служить нитки №10 х/б, льняные, мулине, ирис простой, ирис с люрексом, армированные нити.
^ Намотка нитей на коклюшки. Нитки наматываются на коклюшки попарно, поэтому число их при работе будет всегда четным. Сначала нить наматывается на одну коклюшку справа налево, утягивая витки как можно ровнее и туже. Намотав 2 – 3 метра, нить закрепляют петлей, сматывая с катушки (бабины) 2-3 метра нити и наматывают на другую коклюшку так же справа налево (рис. 4а, б, в) и выполняют закрепляющую петлю (рис. 5 а, б, в). Рабочая длина нити должна быть 12-15 см. Нить с коклюшек должна сходить свободно.
^ Практическая часть. Воспитанники выполняют упражнения (авторские) с коклюшками и тренируются в намотке ниток на коклюшки с закрепляющей петлей.

Руководитель кружка проводит анализ выполненной работы и подводит итог.
Литература.


  1. А. Рогов. Кладовая радости. – М., 1982.

  2. Ю. В. Наумова. Кружевоплетение на коклюшках. – М., 1990.

  3. Воздушные узоры, «Малыш». - М., 1988.

  4. Н. Т. Климова. Народный орнамент. – М., 1993.

  5. Журнал «Дуплет».

  6. Итальянский журнал «Рукоделие».

  7. Буклет с немецким мерным кружевом.

  8. Испанское многопарное кружево – сколки и фотоматериал с сайтов Интернета.


Приложение




х = выступающих деталей быть не должно

Подставка «козлик»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План конспект занятий в группе первого года обучения в студии кружевоплетения «Русские узоры» (руководитель Сорокина Людмила Федоровна) iconПлан конспект в группе основного уровня первого года обучения студии...
Нитки шерстяные, буклированные, люрекс, бисер, бусины, крючок №2, №5, ножницы, проволока

План конспект занятий в группе первого года обучения в студии кружевоплетения «Русские узоры» (руководитель Сорокина Людмила Федоровна) iconКонспект открытого занятия в группе первого года обучения хореографического...
Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества»

План конспект занятий в группе первого года обучения в студии кружевоплетения «Русские узоры» (руководитель Сорокина Людмила Федоровна) iconРабочая программа Образцовой хореографической студии «Алтан Туяа»
Программа предназначена для занятий в школьной хореографической студии, где занятия проводятся 2-3 раза в неделю в четырёх группах...

План конспект занятий в группе первого года обучения в студии кружевоплетения «Русские узоры» (руководитель Сорокина Людмила Федоровна) iconПлан-конспект занятия в группе четвертого года обучения в хореографическом ансамбле «Сюрприз»
Цель занятия: повышение хореографического мастерства и танцевальных навыков, посредством синтеза элементов класси­ческого и современного...

План конспект занятий в группе первого года обучения в студии кружевоплетения «Русские узоры» (руководитель Сорокина Людмила Федоровна) iconАнонс мероприятий, проводимых учреждениями, подведомственными департаменту...
Выставка рисунков воспитанников подготовительного отделения и воспитанников изо студии «Морозные узоры на окне»

План конспект занятий в группе первого года обучения в студии кружевоплетения «Русские узоры» (руководитель Сорокина Людмила Федоровна) iconКонспект нод формирования целостной картины мира познавательно-экологического...
Познание: дать детям доступные представления о некоторых особенностях народно-прикладного искусства; познакомить с предметом для...

План конспект занятий в группе первого года обучения в студии кружевоплетения «Русские узоры» (руководитель Сорокина Людмила Федоровна) iconЦель: приобщение к музыке, хоровому искусству, повышение уровня музыкальной...
«Казачья» г. Армавира состоится концерт хорового коллектива «Вдохновение» с программой «Рождественские святки» («Зимние узоры» или...

План конспект занятий в группе первого года обучения в студии кружевоплетения «Русские узоры» (руководитель Сорокина Людмила Федоровна) iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию...
...

План конспект занятий в группе первого года обучения в студии кружевоплетения «Русские узоры» (руководитель Сорокина Людмила Федоровна) iconМетодическое объединение учителей ручсского языка и литературы василишина Людмила Александровна
Родилась 19. 05. 1959 г. Образование высшее (мопи). Педагогический стаж 27,5 лет. Высшая квалификационная категория. Классный руководитель...

План конспект занятий в группе первого года обучения в студии кружевоплетения «Русские узоры» (руководитель Сорокина Людмила Федоровна) iconПлан конспект урока Сложение вида: 37+53 Ф. И. О. Вишневская Екатерина Фёдоровна Место работы
Базовый учебник: Математика. 2 класс. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. М.: Просвещение, 2012



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница