
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составители: Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А. Снежневская, О.М.Хренова/ Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования, Москва, «Мнемозина», 2006 год, в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2013-2014 учебном году, в соответствии с учебным планом МОУ «Ериковская ООШ».
^
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций ^
развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.
Программа для 8 класса построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства). Сверхзадача курса в 8 классе - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.
Основой изучения литературы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике , способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.
Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.
Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.
^
Согласно учебному плану МОУ «Ериковская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» на изучение литературы в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю (авторская программа – 68 ч.).
Разделы
| Количество часов по авторской программе
| Количество часов по рабочей программе
| Введение.
| 2
| 2
| Устное народное творчество. Народные песни.
| 3
| 3
| Русская старина.
| 4
| 4
| Литература XIX века.
| 30
| 31
| Литература конца XIX - начала XX века.
| 7
| 7
| Литература XX века.
| 16
| 17
| Из зарубежной литературы.
| 6
| 6
| Итого
| 68
| 70
| ^
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 8 класс. Учебник-хрестоматия: в 3-х частях. - М.: Мнемозина, 2012. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы/под ред. Г.И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина,1009. – 110 с.
^ , из них:
контрольных сочинений – 4;
домашних сочинений – 1
Формы организации учебного процесса.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
^
обобщающая беседа по изученному материалу;
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта)
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основной информации от второстепенной;
развернуто обосновывать суждения, давать определения;
выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;
владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
выявлять авторское отношение к изображаемому;
пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
^ для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
^
№ урока
|
Дата планируемая
|
Дата фактическая
|
Тема учебного занятия
| Повторение.
Контроль
| Примечание
|
Введение (2 ч)
| 1
(1)
| 5.09
|
| Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.
|
|
| 2
(2)
| 7.09
|
| Литература как искусство слова. Другие виды искусств.
|
|
| ^
| 3
(1)
| 12.09
|
| Звуки и буквы. Произношение и правописание
|
|
| 4
(2)
| 14.09
|
| Орфограмма
|
|
| 5
(3)
| 19.09
|
| Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
|
|
| ^
| 6
(1)
| 21.09
|
| А.Н. Толстой. «Земля оттич и дедич».
|
|
| 7
(2)
| 26.09
|
| Житийный жанр в древнерусской литератур. «Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты).
|
|
| 8
(3)
| 28.09
|
| «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).
|
|
| 9
(4)
| 3.10
|
| Вн.чт. «Сказание о Борисе и Глебе».
|
|
| ^
| 10
(1)
| 5.10
|
| А.С. Пушкин -прозаик. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.
|
|
| 11
(2)
| 10.10
|
| Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов.
|
|
| 12
(3)
| 12.10
|
| Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.
|
|
| 13
(4)
| 17.10
|
| Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини.
|
|
| 14
(5)
| 19.10
|
| Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.
|
|
| 15
(6)
| 24.10
|
| Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии. Роль и характер эпиграфов.
|
|
| 16
(7)
| 7.11
|
| ^ Написание контрольного сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
| контрольное сочинение
|
| 17
(8)
| 9.11
|
| Вн. чт. А.С. Пушкин. «Метель».
|
|
| 18
(9)
| 14.11
|
| ^ . «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.
|
|
| 19
(10)
| 16.11
|
| Мотивы вольной кавказской природы. «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...».
|
|
| 20
(11)
| 21.11
|
| «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).
|
|
| 21
(12)
| 23.11
|
| Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.
|
|
| 22
(13)
| 28.11
|
| «Упругость, энергия стиха» (В.Г. Белинский). Особенности построения поэмы.
|
|
| 23
(14)
| 30.11
|
| ^ Подготовка к домашнему сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
| домашнее сочинение
|
| 24
(15)
| 5.12
|
| Вн. чт. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения.
|
|
| 25
(16)
| 7.12
|
| ^ Сатира в творчестве Гоголя. «Ревизор». Жизненная основа комедии.
|
|
| 26
(17)
| 12.12
|
| Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.
|
|
| 27
(18)
| 14.12
|
| Мастерство композиций и речевых характеристик, роль авторских ремарок.
|
|
| 28
(19)
| 19.12
|
| Хлестаков и хлестаковщина.
|
|
| 29 (20)
| 21.12
|
| Высказывания героев, ставшими афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.
|
|
| 30
(21)
| 26.12
|
| ^ Написание контрольного сочинения по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
| контрольное сочинение
|
| 31
(22)
| 28.12
|
| Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Женитьба».
|
|
| 32
(23)
| 16.01
|
| ^ Особенности прозы писателя. «Ася»
|
|
| 33
(24)
| 18.01
|
| Образ «тургеневской девушки», скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси.
|
|
| 34
(25)
| 23.01
|
| Поэтическая атмосфера повести. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.
|
|
| 35
(26)
| 25.01
|
| Р.р. Обучающее тестирование по произведению И.С. Тургенева «Ася».
|
|
| 36
(27)
| 30.01
|
| ^ Писатель как поборник суровой правды. «После бала».
|
|
| 37
(28)
| 1.02
|
| Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.
|
|
| 38
(29)
| 6.02
|
| Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
|
|
| 39
(30)
| 8.02
|
| Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.
|
|
| 40
(31)
| 13.02
|
| ^ Написание контрольного сочинения по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».
| контрольное сочинение
|
| ^
| 41
(1)
| 15.02
|
| В.Г. Короленко. «Парадокс».
|
|
| 42
(2)
| 20.02
|
| «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.
|
|
| 43
(3)
| 22.02
|
| ^ «Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...», «Густой зеленый ельник у дороги…», «Родине», «Слово».
|
|
| 44
(4)
| 27.02
|
| «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».
|
|
| 45
(5)
| 1.03
|
| ^ . «Песня о Соколе».
|
|
| 46
(6)
| 6.03
|
| Символика - аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.
|
|
| 47
(7)
| 8.03
|
| Вн. чт. А. М. Горький. «Челкаш».
|
|
| ^
| 48
(1)
| 13.03
|
| Н.А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».
|
|
| 49
(2)
| 15.03
|
| «Одинокий дуб». «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…».
|
|
| 50
(3)
| 20.03
|
| ^ «Телеграмма».
|
|
| 51
(4)
| 22.03
|
| Проблема истинной человечности в рассказе. (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).
|
|
| 52
(5)
| 22.03
|
| ^ «Василий Теркин». История создания и композиция поэмы.
|
|
| 53
(6)
| 3.04
|
| Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека.
|
|
| 54
(7)
| 5.04
|
| Народнопоэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме.
|
|
| 55
(8)
| 10.04
|
| Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы войны и в наше время
|
|
| 56
(9)
| 12.04
|
| Вн. чт. А.Т. Твардовский. Стихотворения о Великой Отечественной войне.
|
|
|
57
(10)
| 17.04
|
| Р.р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века».
| контрольное сочинение
|
| 58
(11)
| 19.04
|
| ^ «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка».
|
|
| 59
(12)
| 24.04
|
| «Микроскоп».
|
|
| 60
(13)
| 26.04
|
| Р.р. Написание обучающего сочинения по рассказам В.М. Шукшина.
|
|
| 61
(14)
| 1.05
|
| Вн. ч. В.М. Шукшин. Рассказы.
|
|
| 62
(15)
| 3.05
|
| ^ «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога».
|
|
| 63
(16)
| 8.05
|
| «Журавли», «Посвящение другу», «До конца».
|
|
| 64
(17)
| 10.05
|
| Р.р. Выразительное чтение стихотворений Н.М. Рубцова.
|
|
| ^
| 65
(1)
| 15.05
|
| У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
|
|
| 66
(2)
| 17.05
|
| Герои трагедии как символ верной и вечной любви.
|
|
| 67
(3)
| 22.05
|
| ^ «Дон Кихот».
|
|
| 68
(4)
| 24.05
|
| Дон Кихот - неумирающий образ мировой литературы.
|
|
| 69
(5)
| 29.05
|
| ^ Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».
|
|
| 70
(6)
| 31.05
|
| Вн. чт. Рекомендации на летнее чтение.
|
|
| |