Скачать 71.45 Kb.
|
Урок № Дата 20.12.2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Предмет : литература Класс: 8 Учебник: Литература. 8 класс под ред. В.Я.Коровиной в 2-х частях; М: Просвещение, 2008г Цель урока:
Задачи:
Тип урока: комбинированный урок с дифференцированным подходом в обучении. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая. Необходимое техническое оборудование: ПК, акустическая система (колонки), мультимедийный проектор, учебник « Литература». 8 класс под ред. В.Я.Коровиной в 2-х частях; М: Просвещение, 2008г., текст рассказа "После бала", компьютерная презентация, карточки оценки эмоционального состояния, раздаточный материал ^
- Урок сегодня я хочу начать с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку? ^ Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу) - Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. (Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д) - Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.) - Я предлагаю вам окунуться в атмосферу бала XIX века. Это первый бал Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». (Воспроизведение на экране отрывка из фильма С.Бондарчука «Война и мир»).(2 серия 16-19 минуты) - Подберите слова для описания увиденного? (Запись на доске: вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.) - Почему именно с музыки, с бала я начала урок? - О рассказе Л.Н.Толстого «После бала» мы сегодня будем говорить на уроке. Слайд 1 Портрет, тема урока - Открываем тетради, записываем дату, тему урока. - Что мы должны сегодня на уроке узнать? ( что такое композиция, каковы особенности композиции рассказа, какие приемы автор использует в рассказе, провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата. ) - О событиях какого времени идет речь в рассказе? (40-е г 19 в.) - Что вы можете сказать об этой эпохе? (Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть) — Тема нашего урока – особенности композиции рассказа «После бала». Что называется композицией? (Композиция – это построение произведение, взаимное расположение его частей.) ^ 1) Работа над сюжетом и композицией. Слайды 2-8 - Понравился ли вам рассказ? Покажите цветом. - Почему этот текст по своему жанру является рассказом? ( В центре повествования одно важное событие из жизни героя, один герой.) - На сколько частей можно разделить рассказ? Каких? (Заслушиваются предположения учащихся. Верный ответ дается на слайде) - О чем узнаем из первой части? От кого? - О чем узнаем из второй части? Кто теперь является рассказчиком? - О чем узнаем из третей части? От кого? - О чем узнаем из последней части? (По ходу ответов учащихся на слайде открываются окошки.) - При таком обрамлении (автор – рассказ Ивана Васильевича — автор) композиция называется «рассказ в рассказе». (На слайде открывается очередное окошко) Делаются записи в тетрадях: Композиция рассказа – рассказ в рассказе) - Обратим внимание на рассказ Ивана Васильевича, а именно на две части – сцену бала и сцену наказания. Проследим, какими особенностями они обладают. Иван Васильевич рассказывает о событии, которое сыграло решающую роль в его судьбе. Это событие произошло в один день, а точнее ночь, и включает два эпизода. Какие это эпизоды? (Эпизоды бала у губернского предводителя и сцена наказания солдата.) – Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.) ^ Работа в парах (карточки) (один человек из пары выбирает языковые средства сцены бала, второй – после бала) (Во время работы звучит увертюра по мотивам музыки Б.Чайковского «После бала».) Цель: выбрать из сцен бала и наказания языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет эти картины. Составление сравнительной характеристики. (карточка)
Слайд № 9 (вопросы по таблице) - Дома вы должны были сопоставить полковника и наказываемого . - Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Мы сравнили две части рассказа – бал и наказание. Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Верно, это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина). - А зачем писателю понадобилась первая часть? - Как называется такой приём? (Антитеза – противопоставление) - В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты - сцена бала и экзекуция. - В литературе такой композиционный приём называется КОНТРАСТ. (Слайд №10) Запишите термин, запомните определение. - В чём же проявляется контраст у Толстого? (Слайд №11) - Какой вывод можно сделать? ( Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России. ) Слайд 12 3)Творческая работа. Задание: В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите", «Бал». Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала"? Я думаю (мне кажется…думается, что…),________________________________. Этот заголовок более (ярко, образно) выражает ______________________. Автор подчеркнул (акцентировал внимание читателя) ____________________________________________________________________. Приём контраста способствовал (помог писателю) ________________________. ^ Варианты ответов зачитываются. - Как заканчивается рассказ? Почему Иван Васильевич отказывается и от любви, и от службы? ( Герой не может любить одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Когда же он сталкивается в этом мире с чем-то, что не может принять и полюбить (сцена наказания), рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Или все, или ничего.) ^ - Итак, какими особенностями обладает композиция рассказа «После бала»? (композиция – рассказ в рассказе, в основе композиции – прием контраста) - Для чего автор использовал эти особенности? Чего они позволили добиться? V. Рефлексия (Слайд №13 ) 1)Задание классу: восстановите логическую цепочку. - события, изображённые в рассказе, относятся к 40 годам 19 века – время царствования Николая 1, прозванного в народе за особую жестокость Николаем Палкиным; - конец 19 века – современная автору рассказа эпоха; - начало 21 века – современная читателю эпоха. - Чем актуален рассказ сегодня? Какую роль в искусстве играет контраст? А в жизни? Можно ли понять добро, не зная зла? Существует ли в жизни белое без черного, добро без зла? - Сегодня мы наблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный прием в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев. Но речь шла не только о николаевской России. В наше время николаевской системы нет, ушла в историю и сама фигура императора Николая. Но и сейчас в нас часто происходит борьба дурного и доброго. Отвечает ли среда за исход этой борьбы? Как на этот вопрос ответил Толстой? (Исход этой борьбы решает сам человек) 2)Задание классу: заполните итоговую таблицу.
- Как вы думаете, с какой целью написал Толстой свой рассказ? (. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за все, что происходит) VI. Домашнее задание.
|
![]() | История создания произведения Л. Н. Толстого «После бала». Особенности композиции рассказа. Цели | ![]() | Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л. Н. Толстого «После бала» |
![]() | Л. Н. Толстого, раскроем особенности рассказа «На балу», писательский замысел, расширим понятие о композиции произведения, познакомимся... | ![]() | Предметная тема: «Контраст как основа композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» |
![]() | Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить социально нравственные проблемы рассказа; развивать... | ![]() | Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала» |
![]() | Полное название образовательного учреждения: маоу сош №1 с. Александровское Александровского района Томской области | ![]() | Л. Н. Толстого, изученным в 1,2,3 классах. Научить определять жанры произведений, сравнивать их, выделять их особенности; делить... |
![]() | Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами (на материале рассказа Л. Н. Толстого «После... | ![]() | Оборудование: репродукция портрета Л. Н. Толстого, опорные листы работы Н. Н. Ге (1884),рисунки учащихся, записи вальса, мазурки;... |