Урок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»




Скачать 71.45 Kb.
НазваниеУрок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Дата публикации28.01.2015
Размер71.45 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок № Дата 20.12.2012г

Тема: Особенности композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала»

Предмет : литература

Класс: 8

Учебник: Литература. 8 класс под ред. В.Я.Коровиной в 2-х частях; М: Просвещение, 2008г

Цель урока:

  1. Выявить, при помощи  каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несет ответственность за все происходящее вокруг.

Задачи:

  1. Обучать навыкам анализа текста; повторить понятия: контраст, антитеза, художественная деталь; совесть,  нравственность, ответственность.

  2. Развивать умение доказывать собственную точку зрения.

  3. ^ Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и поступки окружающих 


Тип урока: комбинированный урок с дифференцированным подходом в обучении.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: ПК, акустическая система (колонки), мультимедийный проектор, учебник « Литература». 8 класс под ред. В.Я.Коровиной в 2-х частях; М: Просвещение, 2008г., текст рассказа "После бала", компьютерная презентация, карточки оценки эмоционального состояния, раздаточный материал
^ Ход урока


  1. Орг.момент.

  2. Актуализация знаний.

- Урок сегодня я хочу начать с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?

^ Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)

- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. (Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)

- Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)

- Я предлагаю вам окунуться в атмосферу бала XIX века. Это первый бал Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». (Воспроизведение на экране отрывка из фильма С.Бондарчука «Война и мир»).(2 серия 16-19 минуты)

- Подберите слова для описания увиденного? (Запись на доске: вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры,  и т.д.)

- Почему именно с музыки, с бала я начала урок?

- О рассказе Л.Н.Толстого «После бала» мы сегодня будем говорить на уроке.

Слайд 1 Портрет, тема урока

- Открываем тетради, записываем дату, тему урока.

- Что мы должны сегодня на уроке узнать? ( что такое композиция, каковы особенности композиции рассказа, какие приемы автор использует в рассказе, провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата. )

- О событиях какого времени идет речь в рассказе? (40-е г 19 в.)

- Что вы можете сказать об этой эпохе? (Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть)

— Тема нашего урока – особенности композиции рассказа «После бала». Что называется композицией?

(Композиция – это построение произведение, взаимное расположение его частей.)

^ III. Новая тема

1) Работа над сюжетом и  композицией. Слайды 2-8

- Понравился ли вам рассказ? Покажите цветом.

- Почему этот текст по своему жанру является рассказом? ( В центре повествования одно важное событие из жизни героя, один герой.)

- На сколько частей можно разделить рассказ? Каких?

(Заслушиваются предположения учащихся. Верный ответ дается на слайде)

- О чем узнаем из первой части? От кого?

- О чем узнаем из второй части? Кто теперь является рассказчиком?

- О чем узнаем из третей части? От кого?

- О чем узнаем из последней части?

(По ходу ответов учащихся на слайде открываются окошки.)

- При таком обрамлении (автор – рассказ Ивана Васильевича — автор) композиция называется «рассказ в рассказе».

(На слайде открывается очередное окошко)

Делаются записи в тетрадях: Композиция рассказа – рассказ в рассказе)

- Обратим внимание на рассказ Ивана Васильевича, а именно на две части – сцену бала и сцену наказания. Проследим, какими особенностями они обладают.

Иван Васильевич рассказывает о событии, которое сыграло решающую роль в его судьбе. Это событие произошло в один день, а точнее ночь, и включает два эпизода. Какие это эпизоды? (Эпизоды бала у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)

– Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.)

^ 2)Анализ текста рассказа

Работа в парах (карточки) (один человек из пары выбирает языковые средства сцены бала, второй – после бала) (Во время работы звучит увертюра по мотивам музыки Б.Чайковского «После бала».)

Цель: выбрать из сцен бала и наказания языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет эти картины.

Составление сравнительной характеристики. (карточка)

^ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ:




ВТОРАЯ ЧАСТЬ:




- зала предводителя дворянства;




- описание улицы;




- хозяева бала;




- солдаты;




- Варенька;




- наказываемый;




- полковник;




- полковник;




- Иван Васильевич.




- Иван Васильевич.




Слайд № 9 (вопросы по таблице)

- Дома вы должны были сопоставить полковника и наказываемого .

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

ПОЛКОВНИК

НАКАЗЫВАЕМЫЙ

“Высокий военный в шинели и фуражке”.

Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”.

“Шел твердой, подрагивающей походкой”.

“Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед”…

“Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”.

“Сморщенное от страдания лицо”.

“Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”.

Спотыкающийся, корчащийся человек.


- Мы сравнили две части рассказа – бал и наказание. Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Верно, это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

- А зачем писателю понадобилась первая часть?

- Как называется такой приём? (Антитеза – противопоставление)

- В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты - сцена бала и экзекуция.

- В литературе такой композиционный приём называется КОНТРАСТ. (Слайд №10) Запишите термин, запомните определение.

- В чём же проявляется контраст у Толстого? (Слайд №11)

- Какой вывод можно сделать? ( Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России. )

Слайд 12

3)Творческая работа.

Задание: В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите", «Бал». Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала"?

Я думаю (мне кажется…думается, что…),________________________________.

Этот заголовок более (ярко, образно) выражает ______________________.

Автор подчеркнул (акцентировал внимание читателя) ____________________________________________________________________.

Приём контраста способствовал (помог писателю) ________________________.

^ Варианты ответов зачитываются.

- Как заканчивается рассказ? Почему Иван Васильевич отказывается и от любви, и от службы? ( Герой не может любить одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Когда же он сталкивается в этом мире с чем-то, что не может принять и полюбить (сцена наказания), рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Или все, или ничего.)

^ IV. Подведение итогов по теме.

- Итак, какими особенностями обладает композиция рассказа «После бала»?

(композиция – рассказ в рассказе, в основе композиции – прием контраста)

- Для чего автор использовал эти особенности? Чего они позволили добиться?

V. Рефлексия (Слайд №13 )

1)Задание классу: восстановите логическую цепочку.

- события, изображённые в рассказе, относятся к 40 годам 19 века – время царствования Николая 1, прозванного в народе за особую жестокость Николаем Палкиным;

- конец 19 века – современная автору рассказа эпоха;

- начало 21 века – современная читателю эпоха.

- Чем актуален рассказ сегодня?

Какую роль в искусстве играет контраст? А в жизни?

Можно ли понять добро, не зная зла?

Существует ли в жизни белое без черного, добро без зла?


- Сегодня мы наблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный прием в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев.

Но речь шла не только о николаевской России. В наше время николаевской системы нет, ушла в историю и сама фигура императора Николая. Но и сейчас в нас часто происходит борьба дурного и доброго. Отвечает ли среда за исход этой борьбы? Как на этот вопрос ответил Толстой?

(Исход этой борьбы решает сам человек)


2)Задание классу: заполните итоговую таблицу.


НОВОЕ (чего не знал)


^ ЧТО УДИВИЛО?


ХОЧУ УЗНАТЬ …








- Как вы думаете, с какой целью написал Толстой свой рассказ? (. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за все, что происходит)

VI. Домашнее задание.

  1. Сочинение-миниатюра «Случай изменивший мою жизнь».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» iconТема: История создания произведения Л. Н. Толстого «После бала»....
История создания произведения Л. Н. Толстого «После бала». Особенности композиции рассказа. Цели

Урок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» iconНастя
Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Урок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» iconУрок литературы в 8-м классе по теме "Контраст как прием, позволяющий...
Л. Н. Толстого, раскроем особенности рассказа «На балу», писательский замысел, расширим понятие о композиции произведения, познакомимся...

Урок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» icon«Цвет и звук»
Предметная тема: «Контраст как основа композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Урок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» iconЛитература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»
Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить социально нравственные проблемы рассказа; развивать...

Урок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» iconУроки по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»
Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»

Урок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» iconЛитература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала»
Полное название образовательного учреждения: маоу сош №1 с. Александровское Александровского района Томской области

Урок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема: Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение
Л. Н. Толстого, изученным в 1,2,3 классах. Научить определять жанры произведений, сравнивать их, выделять их особенности; делить...

Урок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» iconУрок практической словесности Тема урока: Экспрессивные возможности...
Тема урока: Экспрессивные возможности синтаксических конструкций с однородными членами (на материале рассказа Л. Н. Толстого «После...

Урок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» iconУрок литературы в 6 классе Рассказ Л. Н. Толстого "После бала"
Оборудование: репродукция портрета Л. Н. Толстого, опорные листы работы Н. Н. Ге (1884),рисунки учащихся, записи вальса, мазурки;...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница