Литература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала»




Скачать 65.15 Kb.
НазваниеЛитература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала»
Дата публикации28.01.2015
Размер65.15 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Автор: Дружинина Любовь Ивановна

Полное название образовательного учреждения: МАОУ СОШ №1 с. Александровское Александровского района Томской области

Предмет: литература

Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала»

Класс: 8

Учебно-методическое обеспечение: презентация, карточки

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: показать, как прием контраста помогает раскрыть идею

рассказа;

совершенствовать навыки работы с текстом эпического

произведения;
^ Задачи урока:

Образовательные: обобщить единичные знания в систему, для этого понять главную мысль рассказа о личной ответственности человека за все, что совершается в жизни; уметь сопоставлять, анализировать, владеть литературоведческой терминологией.

Развивающие: развивать речевые и коммуникативные умения, умения работать с художественным и публицистическим текстом, формировать творческие способности учащихся, умение учащихся осуществлять логические операции;

Воспитательные: а) развитие нравственных качеств, отражающих отношение учащихся к самим себе: требовательность , честность;
б) развитие умений оценки поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния;
в) воспитание умений совместной деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

^ Тип урока: комплексное применение знаний;

Форма урока: урок-исследование;

Оборудование: проектор
План проведения урока:

^ Этапы урока

Временная реализация

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности.

5 минут

Этап применения знаний и способов действий. Проверка

домашнего задания.

5 минут

Работа в группах.

8 минут

Выступление групп.

10 минут

Этап закрепления полученных знаний.

6 минуты

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе.


6 минут

Творческая работа.

5 минут


Ход урока:

I.Актуализация знаний учащихся.

- Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей силой воздействовали на читателя.

Художественное произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний, монологов и диалогов.

Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствует раскрытию идей писателя, и помогают воспринять произведение как единое целое.

Обратимся к рассказу Л.Н. Толстого “После бала” (слайд № 1)

- Что такое сюжет?

- Композиция?

- Какова композиция рассказа? (Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое)

- Иван Васильевич рассказывает о событии, которое сыграло решающую роль в его судьбе. Это событие произошло в один день, а точнее ночь, и включает два эпизода. Какие это эпизоды? (Эпизоды бала у губернского предводителя и сцена наказания солдата.) (слайд №2)

– Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.)

II. Проверка домашнего задания

- Записать на доске план второй части рассказа.




I часть

II часть

1.

Залитая огнями бальная зала

Черный, грязный плац

2.

Обаятельная Варенька

Истерзанный экзекуцией солдат

3.

Веселые танцы

Избиение солдата шпицрутенами

4.

Внешняя красота и благородство полковника

Внутренняя непривлекательность, даже безобразие героя

5.

Чувство бесконечного счастья, испытываемое Иваном Васильевичем

Чувство стыда и ужаса, которое переживает Иван Васильевич

- Что вы заметили?

- Как называется такая противоположность? (слайд № 3,4)

Такая резкая противоположность называется контрастом. (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.) (слайд № 5)

II. Объявление темы урока. Постановка целей и задач урока. (слайд № 6,7)

- Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить сегодня на уроке.

III. Исследовательская работа в группах (слайд № 8)

Исследуем на конкретных примерах прием контраста в рассказе, обратившись к его тексту, проявляя внимание к его языку.

- Выбрать из сцен бала и наказания языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет эти картины.

(Детям выдаются карточки с заданиями по группам) См. Приложение 1.

Наблюдение над текстом, сравнить сцены на балу и после бала.

Работа с книгой по вариантам по плану:

а) краски, цветовая гамма этих эпизодов;
б) описание внешности главного героя эпизода;
в) звуки, характер музыки;
г) внешность и поведение полковника;
д) психологическое состояние рассказчика.

IV. Выступление групп сопровождается показом слайдов. (слайд № 9,10)

При выступлении 3-ей группы прослушиваются отрывки из сюиты Бориса Чайковского «После бала».

- Чайковский создал музыку к радиопостановке рассказа Толстого в 1952 году. После смерти композитора была составлена сюита. Исполняет Симфонический оркестр Саратовской консерватории под управлением Кирилла Ершова.

^ V. Вывод (слайд № 11,12)

– Так почему же Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях использует контрастные краски? (Контрастное изображение – это важный прием для постижения идеи рассказа. Эти сцены органически связаны Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа.)

Запись в тетрадь вывода.

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.( слайд № 13)

– Попробуем поменять местами сцены бала и наказания.

– Что изменится? (Такая перестановка разрушает художественное целое и противоречит замыслу писателя.)

^ V. Закрепление изученного материала

– В чём же особенности композиции рассказа?

– Какой художественный композиционный приём использует Толстой в своём рассказе?

– С какой целью автор применяет контрастное изображение?

В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся отправной точкой для развития сюжетного действия. О контрасте в произведении писал критик К. Ломунов: «Как и многие другие произведения позднего Толстого, рассказ "После бала" строится по принципу художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй». Контрастный переход, используемый автором при создании произведения, добавляет эмоциональности и усиливает впечатление от прочитанного.

- Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Почему, по вашему мнению, автор изменил историю жизни Ивана Васильевича? (слайд № 14)










( Ответ учащегося. В окончательном варианте сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире.)
- Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. В этой концовке рассказа выражена позиция писателя: человек должен самосовершенствоваться – тогда изменится и мир вокруг тебя.
Толстой был обеспокоен тем, что в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Поэтому Иван Васильевич, чтобы сохранить душу, делает свой выбор.

         ^ VI. Обобщение (слайд № 15.16)

- Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановка, в которой они действуют, позволяет писателю выявить сущность их характеров и в то же время обнажить социальные противоречия царской России.
Дополните слова Л.Н.Толстого о смысле жизни. (слайд № 17)

« Смысл жизни в служении_______(себе, людям). Жить для одного себя_____ (можно, нельзя). Это духовная _____(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____ (любви, ненависти, добра, зла)».

Список использованной литературы:

Г.И. Беленький. Методические советы к учебнику. Литература. 8 класс, М, 2009.

Шер Н.С. “ Рассказы о русских писателях”. Москва. 1964 год. Издательство “ Детская литература”.

Коровина В.Я. “ Развитие речи учащихся 5 – 10 классов в процессе изучения литературы в школе”. Москва. “Просвещение”. 1985 год.

Фогельсон И.А. “Литература для учителя” (раздел “Л.Н.Толстой”). Москва. “Просвещение”. 1990 год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала» icon«Цвет и звук»
Предметная тема: «Контраст как основа композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Литература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала» iconЛитература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»
Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить социально нравственные проблемы рассказа; развивать...

Литература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала» iconУрок литературы в 8-м классе по теме "Контраст как прием, позволяющий...
Л. Н. Толстого, раскроем особенности рассказа «На балу», писательский замысел, расширим понятие о композиции произведения, познакомимся...

Литература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала» iconТема: История создания произведения Л. Н. Толстого «После бала»....
История создания произведения Л. Н. Толстого «После бала». Особенности композиции рассказа. Цели

Литература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала» iconУрок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Учебник: Литература. 8 класс под ред. В. Я. Коровиной в 2-х частях; М: Просвещение, 2008г

Литература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала» iconТема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа
«прогнания сквозь строй». Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он...

Литература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала» iconУроки по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»
Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»

Литература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала» iconНастя
Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Литература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала» iconУрок (литература история) тема: «Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала»
Тема: «Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Смысл названия. Социально-нравственные проблемы»

Литература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала» iconЛитература Написать сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (создать опорную запись)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница