Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год
страница1/7
Дата публикации25.01.2015
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Васильево-Шамшевская средняя общеобразовательная школа №8

Рассмотрена:

ШМО учителей

гуманитарного цикла

Протокол №_1___

от____15.08.13________

Рассмотрена и согласована:

на заседании МС МБОУ Васильево-Шамшевской СОШ №8

Протокол №_1___

от_15.08.13__________

Рассмотрена и рекомендована к утверждению Педсоветом МБОУ Васильево-Шамшевской СОШ №8

Протокол №_1___

От_15.08.13___________

Утверждена:

Директор МБОУ Васильево-Шамшевской СОШ №8

____С.А.Семейникова

Приказ №_175_______

от_20.08.13___________



^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету « ЛИТЕРАТУРА» для 9 класса

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Срок реализации программы: 1 год.

Составил: Шуликова Г.В.,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Васильево-Шамшевской СОШ №8

Образование: высшее.

2013-2014 уч.год.

Содержание.

I.Пояснительная записка 3-7

II.Содержание учебного предмета 8-23

III.Тематическое планирование 24-25

IV. Календарно-тематическое планирование 26-61

IV.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 62-66

^ Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) М. Дрофа 2010 г., соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).

Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) в соответствии с базисным учебным планом, образовательной программой МБОУ Васильево-Шамшевской СОШ №8 на 2013-2014 уч. год, с учебным планом МБОУ Васильево-Шамшевской СОШ №8 на 2013-2014 учебный год.

Программой предусмотрено: контрольных работ – 3, сочинений-5.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Программе по литературе для общеобразовательных учреждений. В ней реализуется концепция литературного образования с опорой на творческую деятельность. Данная программа включает приемы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.

Нормативная база разработки рабочей программы включает:

• Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования ЗФ №1312 от 09.04.2004.

• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067.

• Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Образовательная программа средней (полной) школы МБОУ Васильево- Шамшевской СОШ №8 на 2013-2014 уч. год; (10-11 класс) (основного общего образования 5-9 класс), начального общего образования (4 класс).

  • Учебный план МБОУ Васильево- Шамшевской СОШ № 8 на 2013-2014 уч.год.

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СаиПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методичесского комплекта:

    1. С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. Литература, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012

    2. И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: «Вако», 2012г

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.


^ Содержание учебного предмета.

Введение. (3ч).

Литература как искусство слова, род, жанр, человек в литературе. Литература и история.

Знать: понятие «литературная ситуация», «литературный процесс».

Древнерусская литература. (5ч.)

Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов; центральная идея, значение «Слова…» в истории русской литературы и культуры. Мысль о единстве Русской земли. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове».

^ Знать: жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование.

Уметь: давать характеристику героям, обобщать и делать выводы; определять идею и основную мысль произведения.

^ Русская литература 18 века. (13 часа)

Классицизм в русском искусстве. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, ученый и поэт. Г.Р.Державин как поэт и гражданин. Комедия Д.И.Фонвизина Недоросль», ее идейное содержание, композиция.

Сентиментализм в русской литературе.

^ Знать: понятия «классицизм», «сентиментализм», «ода».

Уметь: находить черты литературных направлений в произведениях, выразительно читать по ролям, развернуто отвечать на вопрос, высказывать свою точку зрения с опорой на текст.

^ Русская литература 19 века.

Золотой век русской литературы (5 ч).

Понятие о художественном мире писателя. Художественный мир поэтов-романтиков. Лирика Жуковского и Батюшкова как предтеча пушкинской лирики. Основные темы и мотивы.

^ Знать: понятия «классицизм», «романтизм», «сентиментализм» и особенности этих периодов.

Уметь: интерпретировать лирическое произведение.

Александр Сергеевич Грибоедов. (9 ч).

Жизнь и творчество.

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова; особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия «экспозиция», «завязка», «конфликт», «проблематика», «идейное содержание», «система образов», «внутренний конфликт».

Уметь: создавать хронологическую канву прочитанного; выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

^ Александр Сергеевич Пушкин (20 ч).

Жизнь и творчество.

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики.

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления; основные мотивы лирики Пушкина; адресатов пушкинской любовной и дружеской лирики.

Уметь: анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств; выразительно читать стихотворение наизусть.

^ Михаил Юрьевич Лермонтов (14 ч).

Жизнь и творчество.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Знать: основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте, понятия «мотив», «лирический герой», основные мотивы лирики поэта, адресатов любовной лирики; понятия «психологический роман», содержание романа; композиционное значение повести, проблематику и художественные особенности.

Уметь: анализировать стихотворения, выразительно читать стихотворения наизусть, характеризовать композицию и сюжет романа; сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей; раскрывать «историю души человеческой».

^ Николай Васильевич Гоголь (5 ч).

Жизнь и творчество.

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, дружеский смех (развитие представлений).

Знать: особенности комедии как жанра, историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие, способы создания образов героев

Уметь: воспринимать художественное произведение в контексте эпох, составлять характеристику литературного персонажа; выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности; развернуто обосновывать суждения; анализировать эпизод; характеризовать образ города; определять позицию автора.

^ Литература второй половины 19 века (11 часов).

А.Н.Островский.

Имена и фамилии в пьесах Островского. Любовь в патриархальном мире

Знать: особенности драматического произведения.

Уметь: давать характеристику героям.

Л.Н. Толстой.

Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности.

^ Знать: основные приемы создания образа.

Уметь: давать характеристику героям.

И.С.Тургенев.

«Ася». Проблема счастья в повести. Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.

^ Знать: особенности произведения.

Уметь: отвечать на вопрос; характеризовать героев; анализировать поступки героя.

Федор Михайлович Достоевский.

Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

^ Знать: содержание, особенности построения произведения.

Уметь: определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (17 часов).

М.Горький.

Основные вехи биографии. Своеобразие прозы писателя. Люди «дна» и проблема человека и человеческого.

^ Знать: художественную идею произведений.

Уметь: пересказывать текст, писать сложный план характеристики персонажа.

Поэзия Серебряного века.

Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, М.Цветаевой, А.Ахматовой). Основные темы и мотивы.

^ Знать: понятия авангардизм, модернизм.

Уметь: выразительно читать наизусть.

Михаил Булгаков.

Знать: основные сведения о жизни и творчестве писателя, содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь: раскрывать художественное своеобразие рассказа, определять нравственную проблематику повести.

М.А.Шолохов.

«Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа.

^ Знать: факты биографии донского писателя; основное содержание рассказа; особенности построения произведения.

Уметь: анализировать произведение; доказывать собственную точку зрения словами текста.

^ Донская литература (9 ч).

Донской казачий фольклор как явление русской национальной и донской казачьей культуры. Многожанровость казачьего фольклора. Донские обряды. Тема Дона в творчестве Пушкина. Таганрогские детали в рассказах А.П.Чехова. Жанровое многообразие литературы о гражданской войне на Дону. История литературы казачьего зарубежья. Поэты 20-30 годов. Послевоенный период развития литературы казачьего зарубежья. Тема Дона в творчестве поэтов казачьего зарубежья.

Знать: особенности донского фольклора; основные жанры казачьего фольклора; особенности календарных и семейных праздников; этапы жизни А.С.Пушкина, связанные с донской землей; произведения писателей, посвященных гражданской войне; основные причины, обусловившие эмиграцию казачества; центральные темы писателей казачьей эмиграции.

Уметь: делить малые жанры по тематическим группам; выявлять детали Таганрога в произведениях А.П.Чехова; находить художественные средства в описании улиц города; характеризовать героев.

^ В результате 9-го года изучения литературы учащиеся должны

знать:

- художественные произведения, предназначенные для чтения и контекстуального изучения, воспроизводить их конкретное содержание;

уметь:

- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи его компоненты: тема, идея, основные герои; особенности композиции; значения важнейших эпизодов, их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

- объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

- давать устный и письменный развернутый ответ по произведению;

- писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы.

Контрольно-измерительные материалы.

  1. Входная контрольная работа №1.

I Вариант.

1. Соотнесите имя автора и его произведение.

Ю.П.Кузнецов «Дядя Ермолай»

И.А.Бунин «Осень во время осады Очакова»

Г.Р.Державин «Братья разбойники»

А.С.Пушкин «Атомная сказка»

В.М.Шукшин «Ковыль»

2. Напишите, из каких изученных вами произведений взяты следующие герои:

Вещий Боян

Цыферкин

Эраст

Дуня

Чартков

3.Писатели-классицисты относили оду к

А) высокому жанру В) низкому жанру

Б) среднему жанру Г) смешанному жанру

4. Правдин появляется в доме Простаковых

А) случайно В) с целью посещения своего поместья

Б) по приглашению Г) с целью проверки

5. Лиза, героиня повести Н.М.Карамзина, была:

А) дворянкой В) монашкой

Б) крестьянкой Г) дочерью купца

6. В чем, по-вашему, истоки разрыва героев повести Н.М.Карамзина?

7. Какова причина дуэли Гринева и Швабрина?

8. Какую роль в понимании личности и характера Пугачева играет рассказанная им Гриневу калмыцкая сказка?

9. Как вы думаете, почему многие стихотворения, созданные в годы Великой Отечественной войны, были положены на музыку и стали популярными песнями.

10. В чем особенность произведений романтизма? Приведите примеры произведений.

^ II вариант.

1.Соотнесите имя автора и его произведение.

Д.И.Фонвизин «Алые паруса»

И.С.Тургенев «В прекрасном и яростном мире»

А.И.Куприн «Бирюк»

А.С.Грин «Гамбринус»

А.П.Платонов «Недоросль»

2. Напишите, из каких изученных вами произведений взяты следующие герои:

Еремеевна

Святослав

Лиза

Самсон Вырин

Постников

3. Как называется торжественное хвалебное произведение, написанное в честь какого-либо лица или события

А) ода В) сонет

Б) мадригал Г) лимерик

4. Главной идеей «Слова о полку Игореве» является:

А) призыв к русским князьям к объединению

Б) прославление похода Игоря

В) осуждение похода Игоря

Г) необходимость нового похода.

5. Укажите, какой репликой заканчивается комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

А) «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»

Б) «Вот злонравия достойные плоды»

В) «Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже»

Г) «Еще если бы в двери выбежал – ино дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно – уж тут просто мое почтение!»

6. Как в действии повести «Бедная Лиза» проявляет себя повествователь?

7. Как раскрывается характер Гринева в главе «Суд»?

8. Как Швабрина характеризуют его поступки на протяжении романа?

9. Как вы считаете, нужны ли сейчас стихотворения и песни о Великой Отечественной войне?

10. В чем особенность произведений классицизма? Приведите примеры произведений.

Контрольная работа № 2 по теме: « Литература 19 века».

1 вариант

1. Где и в течение какого времени происходит действие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»? По каким драматургическим правилам организовано сценическое время и пространство?

2. О ком и из какого произведения эти строки, кто его автор?

«…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод».

3.Как звали Собакевича?

4. Среди названных лирических произведений одно не принадлежит А.С.Пушкину. выпишите его и назовите автора.

А) «К Вяземскому», «К моей чернильнице», «А.С.Пушкину», «К Языкову»;

Б) «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Чародейкою зимою»;

В) «Сонет», «Стансы», «Мадонна», «Поэту»;

Г) «Песнь о вещем Олеге», «Вновь я посетил», «Погасло дневное светило», «Безумных лет угасшее веселье».

5.Назовите «южные» поэмы А.С. Пушкина.

6.Какой роман А.С. Пушкина критик В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни»? Почему? В какие годы он написан?

7.Назовите автора, год написания стихотворения «Смерть поэта». В связи с чем оно было написано? Определите тематику этого стихотворения.

8.Какова хронологическая последовательность повестей , входящих в роман «Герой нашего времени»?

9. Вулич, Грушницкий, Вера… Из какого произведения эти герои?

10. Охарактеризуйте Евгения Онегина (дайте письменный полный ответ).

  1. Вариант

1. Вычеркните имена персонажей, не относящихся к комедии Грибоедова «Горе от ума»: князь Григорий, княгиня Ласова, департаментский сторож Михеев, Татьяна Юрьевна, Гильоме, Прасковья Федоровна, Андрей Иванович Чмыхов, барон фон Клоц, скотница Хавронья, княгиня Марья Алексеевна, дядя Вавила Фалалеич.

2. О ком и из какого произведения эти строки, кто его автор?

«… говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…»

3.Как звали Коробочку?

4. Приведенные ниже цитаты - вторые строчки из разных стихотворений Пушкина. Вспомните первую строку и его название.

А) … Недолго нежил нас обман…

Б) …Передо мной явилась ты…

В) …Голубка дряхлая моя…

Г) …Храните гордое терпенье…

5. Кому посвятил А.С.Пушкин стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» ( 1825)?

6. Перечислите повести, составляющие сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Кто автор этого сборника?

7.Перечислите повести, входящие в роман «Герой нашего времени». Кто его автор?

8.Чей это портрет?

«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».

9. Ольга и Татьяна Ларины, Владимир Ленский. Из какого произведения эти герои?

10. Охарактеризуйте Григория Александровича Печорина (дайте письменный полный ответ).

Годовая комбинированная контрольная работа №3 по теме: «Автор – образ – читатель».

I вариант

      1. Охарактеризуйте такое литературное направление как классицизм.

      2. Что такое лирика?

      3. Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого-либо или какое-либо торжественное событие:

а) баллада б) ода в) песня г) сонет

4. Соотнесите действующих лиц комедии Грибоедова и образцы речи:

А) «Подписано, так с плеч долой»

Б) «Чтобы чины давать – есть многие каналы»

В) «А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили,- никогда, спаси нас Боже! Нет»

Г) «А? хм? И – хм?»

Д) «Вы знаете, что я собой не дорожу»

Е) «Велите мне в огонь: пойду, как на обед»

1Чацкий 2Репетилов 3Скалозуб 4Софья 5князь Тугоуховский 6Фамусов

    1. Определите стихотворный размер:

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

К чему бесплодно спорить с вами?

Обычай деспот меж людей.

    1. Укажите временные рамки действия, происходящего в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

  1. 1812-1824 2) 1819-1825 3) 1825-1835 4) 1837-1840

    1. Кульминацией романа А.С.Пушкина является:

1)Дуэль Онегина и Ленского; 2) Объяснение Татьяны в любви Онегину;

3)Бал в доме Лариных; 4) Объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя.

8. О ком сказано: «Ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя».

1) Печорин 2) Онегин 3) Доктор Вернер 4) Грушницкий.

9. Какой из эпиграфов относится к комедии Гоголя «Ревизор»:

1) «И жить торопится, и чувствовать спешит»

2) «Береги честь смолоду»

3) На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

10. Кого из героев поэмы Гоголь не относит к «мертвым душам»?

1) Чичикова 2) Плюшкина 3) Умерших крестьян 4) Селифана

11. Кого из героев поэмы характеризует:

1) мечтательность, прожектерство, бесхарактерность;

2) дубиноголовость, мелочность, хлопотливость, невежество;

3) кулачество, мракобесие, грубость;

4) ненасытная жадность, скупость, крохоборство;

5) безалаберность, хвастовство, наглость

6) хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам.

1)Ноздрев 2)Манилов 3)Чичиков 4)Коробочка 5)Плюшкин 6)Собакевич.

12.Причина несостоявшейся любви и счастья героев в повести И.С.Тургенева «Ася»:

1) душевная слабость, малодушие героя;

2) скверный характер героини;

3) ревность Гагина.

13. Ахматова –

1) настоящая фамилия поэта; 2) псевдоним; 3) фамилия по мужу.

14. Период начала 20 века в искусстве называют:

1) золотой век 2) серебряный век 3) бронзовая эпоха.

15. Кто из донских авторов больше нравится и почему?

II вариант

      1. Охарактеризуйте такое литературное направление как романтизм.

      2. Что такое эпос?

      3. Назовите лиро-эпический жанр стихотворного повествования с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется:

  1. Баллада 2) поэма 3) былина 4) эпопея

      1. Определите, какие слова и словечки соответствуют персонажам А.С.Грибоедова:

1)Раболепство, предрассудки, к свободной жизни, коли, дым отечества;

2) Треснулся, опрометью, обморочить, дал маху, ушибена;

3) Два-с, по-прежнему-с, простите, ради Бога, ангельчик;

4) минула, покудава, кличут, започивала;

5) тащиться, час битый, за уши дирала, пора перебиситься.

5. определите стихотворный размер:

И гордый Демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня.

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда.

6. М.Лермонтов жил:

1) 1814-1841 2) 1824-1849 3) 1812-1837.

7. Кому из героев соответствуют описания природы в романе А.Пушкина «Евгений Онегин»?

1) Деревня, где скучал… была прекрасный уголок.

2) Но вот уж лунного луча//Сиянье гаснет…

3) Дохнула буря, цвет прекрасный// Увял на утренней заре.

А) Ленский Б) Татьяна В) Онегин.

8. В чем трагедия Печорина?

1) в конфликте его с окружающими;

2) в неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственным ему индивидуализмом и скептицизмом;

3) в безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям;

4) в эгоистичности.

9. Какое из приведенных литературных произведений не принадлежит Н.В.Гоголю:

1) «Шинель» 2) «Нос» 3) «Записки сумасшедшего» 4) «Пересолил».

10.Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме:

1) Манилов 2) Плюшкин 3) Собакевич 4)Коробочка 5) Ноздрев.

11. «Прореха на теле человечества» - о ком так сказал Н.В.Гоголь?

1) Чичиков 2) Манилов 3) Плюшкин 4) Коробочка 5) Собакевич.

12. Авторская позиция в повести «Ася» И.С.Тургенева выражена:

1) прямо, в непосредственном авторском повествовании;

2) в авторском послесловии;

3) скрыто.

13. С.Есение творчески близок:

1) футуристам; 2) символистам; 3) поэтам русской деревни.

14. Марина Цветаева писала:

1) только стихи; 2) стихи и прозу; 3) была творчески разносторонним мастером.

15. Кто из донских авторов больше нравится и почему?

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету литература для 9 класса на 2013/2014 учебный год
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе
Статус программы: Рабочая программа по учебному предмету «Литература» является составной частью основной образовательной программы...

Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по учебному курсу «орксэ»
Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 «А» класса гбоу гимназии №1597 на 2013/2014 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение»
Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 «А» класса гбоу гимназии №1597 на 2013/2014 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год iconУчебному предмету «Литература» учителя русского языка и литературы...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...

Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год iconУчебному предмету «литература» (образовательная область "Филология") для 6 «А» класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...

Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе Бутковой Елены Васильевны
Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
«Литературное чтение» для 2 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе авторской программы Климановой Л. Ф., Бойкиной М....

Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе программы «Музыка» Программы для общеобразовательных учреждений: 5-7 кл. Е. Д. Крицкая,...

Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 9 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка и изо) для 9 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству 8-9 классы (авторы программы...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница