Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока




Скачать 42.62 Kb.
НазваниеТема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока
Дата публикации24.01.2015
Размер42.62 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
гр. 2ФР-42 Снятков К.

Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») – фрагмент урока.

Класс: 8

Цели:

образовательные: актуализировать уже имеющиеся знания о сюжете, углубить это понятие, научить отличать сюжет от фабулы;

развивающие: развитие умений анализа текста;

воспитывающие: воспитание любви к литературе.

Задачи:

  1. актуализировать знания о сюжете;

  2. ввести определение сюжета;

  3. ввести определение фабулы;

  4. научить отличать сюжет от фабулы;

  5. обратить внимание на то, что сюжет не всегда совпадает с фабулой (монтажная композиция).




^ Учебная ситуация

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Слово учителя
Работа в группах

Катехизирование

Слово учителя

Катехизирование

Слово учителя



На сегодняшнем уроке мы изучаем рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Нас будет интересовать сюжет в этом произведении. Основная задача – обобщить и углубить то, что вам уже известно об этом понятии.
Класс делится на 2 группы. В каждой из них назначается «капитан», который озвучит результаты ее работы.
Задание для первой группы: ученикам нужно записать в тетрадь последовательность описываемых в рассказе событий (то есть смену событий в самом тексте).
Задание для второй группы: ученикам необходимо выписать в тетрадь последовательность событий не в рассказе, а в «реальности», если бы то, о чем в нем повествуется, было на самом деле.

Ну что ж, настало время озвучить результаты.

(1 группа:

  1. Разговор на светской вечеринке, где Ивана Васильевича просят рассказать о некоей истории.

  2. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости – о бале, на котором он танцевал с Варенькой. Описывается ее отец.

  3. Иван Васильевич у себя дома. Он не может заснуть.

  4. Иван Васильевич наблюдает за наказанием солдата.

  5. Действие возвращается в светский салон, в котором оно и начиналось.


2 группа:

  1. Иван Васильевич на балу.

  2. Иван Васильевич у себя дома. Он не может заснуть.

  3. Иван Васильевич наблюдает за наказанием солдата.

  4. Спустя много лет он рассказывает об этом на светском вечере.)


Теперь внимательно перечитайте сделанные вами записи и ответьте на вопрос: полностью ли совпадает последовательность событий в тексте и в «реальности»?

(Нет, не полностью. Сначала мы видим Ивана Васильевича уже пожилым человеком на вечере, затем автор нас знакомит с теми событиями, что были за много лет до этого, и лишь в финале мы снова возвращаемся к тому, с чего рассказ начинался. Это не совпадает с реальной хронологией событий. Толстой использует прием «воспоминания».)
Вы не случайно работали сегодня в группах. Каждая группа «отрабатывала» определенное литературоведческое понятие. Первая группа – «работала» с понятием «сюжет», вторая – с понятием «фабула».
Итак, запишите в свои тетради следующие определения.
^ Сюжет – это последовательность описываемых событий в литературном произведении.
Фабула – это событийная основа произведения, последовательность событий в «реальности».
Повторим еще раз: совпадают ли в рассказе «После бала» сюжет и фабула?

(Нет, не совпадают.)
Как вы думаете, случайно ли такое несовпадение? Для чего это нужно автору?

(Конечно, это несовпадение не случайно. Сюжетно-композиционная организация текста – главный способ выражения авторской позиции. Благодаря тому, что рассказчик повествует о событиях многолетней давности, возможна оценка им самим прошлого. Он уже пожилой, умудренный человек и описывает все произошедшее с позиции своего возраста, давая ситуациям и положениям максимально объективную оценку. Несовпадение сюжета и фабулы создает временную дистанцию.)
Нужно сказать, что в разных произведениях проблема соотношения сюжета и фабулы решается по-разному. Сюжет и фабула могут полностью совпадать, а могут и не быть тождественными, как у Толстого в этом рассказе. Но каково бы ни было это соотношение, оно не случайно: автор тем самым преследует орпеделенные художественные цели, поэтому при анализе любого текста следует очень внимательно исследовать сюжет и фабулу: это помогает лучше понять авторский замысел.


Ученики выполняют задание в течение 10 минут.
Выступает «капитан» каждой группы. Ученики записывают в тетрадь результаты деятельности «чужой» группы под заголовками: для 1 группы – «Последовательность событий в произведении»; для 2 группы – «Последовательность событий в «реальности».

Ученик отвечает на вопрос.


Ученики записывают определения в рабочую тетрадь.


Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока iconУроки по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»
Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»

Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока iconУрок (литература история) тема: «Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала»
Тема: «Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Смысл названия. Социально-нравственные проблемы»

Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока iconЛитература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»
Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить социально нравственные проблемы рассказа; развивать...

Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока icon2сd толстой Л. Н. Анна Каренина часть 1
Сd толстой Л. Н. Рассказы: После бала, Сила детства, Ходынка, Что я видел во сне, Ягоды серия Классика 1С

Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока iconЛ. Н. Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь Может ли случай изменить жизнь человека?
Эти вопросы? Ход урока. Актуализация знаний. Презентация

Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока iconУрок литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \"После бала\"»
Урок литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"». 8 класс.(открытый урок )

Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока iconМетодическая разработка урока музыки в 5 классе учителя музыки гимназии...
Углубление понятия «инструментальная музыка»; понятие «инструментальный квартет»

Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока iconПрезентация Мотивация Ассоциативный ряд Ролевой сюжет Проблемная...

Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока icon2 класс Русский язык
Л. Н. Толстой прочитать биографию Л. Толстого по любым источникам, прочитать рассказ "После бала"

Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока iconСписок литературы 8 класс
Некрасов Н. А. Лирика Фет А. А. Лирика Островский А. Н. Пьеса-сказка «Снегурочка» Толстой Л. Н. «Отрочество», «После бала»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница