Урок литературы в 8-м классе по теме "Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа" (рассказ Л. Н. Толстого "После бала")




Скачать 75.32 Kb.
НазваниеУрок литературы в 8-м классе по теме "Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа" (рассказ Л. Н. Толстого "После бала")
Дата публикации23.01.2015
Размер75.32 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок

Урок литературы в 8-м классе по теме "Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа" (рассказ Л.Н. Толстого "После бала")

Цели и задачи:


-раскрыть особенности рассказа и писательский замысел;

- вспомнить основные сведения о жизни и творчестве писателя;

- дать понятие «контраста» в литературе как художественного приема;

-сформировать нравственные качества по морально-этическим понятиям;

- развить логику, мышление, умения делать выводы

Толстой рассказал нам о русской жизни столько же,
сколько остальная наша литература
М.Горький

^

Ход урока

1. Организационный момент и постановка целей урока


Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого, раскроем особенности рассказа «На балу», писательский замысел, расширим понятие о композиции произведения, познакомимся с новым композиционным приёмом - контрастом и определим, с какой целью использует Л.Н.Толстой его в своём произведении.
^

2. Фронтальная беседа с классом с целью подготовки к учебно-познавательной деятельности


– Когда было написано произведение Толстого “После бала”? (Начало 20 века, в 1903 году.)

– Почему это произведение является рассказом? (В центре повествования одно важное событие, один герой.).

– Какое событие описано в рассказе? (Бал у губернского предводителя, влюблённость героя, потрясение от жестокости случившегося после бала.)

– Какие жизненные источники легли в основу произведения?

– Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших “после бала”? (Происходит событие, изменившее жизнь героя.)
^

3. Настрой на активное и сознательное усвоение нового материала


Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но и выразить их так, чтобы они с наибольшей силой воздействовали на читателя. Художественное произведение не хаотическое собрание эпизодов. Каждая часть, каждый эпизод, их расположение и взаимосвязь способствуют раскрытию идеи писателя и помогают воспринять произведение как единое целое.

(Обратить внимание на эпиграф к уроку.)

Рассмотрим, как строится рассказ Толстого.
^

4. Изучение нового материала


Беседа.

– Что такое композиция произведения? (Композиция – это построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.)

– От чьего лица ведётся повествование в рассказ? (От лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего своё прошлое.)

– Что это был за человек? (Уважаем всеми, рассказывал он очень искренно и правдиво, видно, что он обладает богатым жизненным опытом.)

– Кто ещё участвует в разговоре? (Молодой человек.)

– В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? (Кольцевая.)

^ Слово учителя.

Иван Васильевич рассказывает о событии, которое сыграло решающую роль в его судьбе. Это событие произошло в один день, а точнее ночь, и включает два эпизода. Какие это эпизоды? (Эпизоды бала у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)

– Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.)

И такая резкая противоположность называется контрастом. (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)

Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность

Этот композиционный приём использует Л.Н.Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить.

Наблюдение над текстом, сравнить сцены на балу и после бала.

Работа с книгой по вариантам по плану:

а) краски, цветовая гамма этих эпизодов;
б) описание внешности главного героя эпизода;
в) звуки, характер музыки;
г) внешность и поведение полковника;
д) психологическое состояние рассказчика.

Сравнение отобранного материала и заполнение на доске таблицы, по мере ответов на вопросы:

На балу.

После бала.

чудесный

туманный

прекрасный

пустынный

знаменитые

большое, чёрное

великолепные

оголённый по пояс

белое

что-то страшное

розовый

сморщенное

высокая, стройная

пёстрое, мокрое

сияющее, зарумянившееся

красное неестественное

милые, ласковые

спотыкающийся

весёлые

жёсткая нехорошая

мазурки

неприятная визгливая

красивый, статный

высокая статная

высокий, свежий

твёрдая подрагивающая

румяное

румяное

радостная, ласковая

сильная

блестящие

гневный

весел, добр

самоуверенный

доволен, счастлив

тоска физическая

восторженное умиление

ужас

– Понял ли рассказчик причины противоречий в характере полковника?

– Какими эпитетами обрисован праздник у предводителя?

– Как описывается площадь? (Контраст).

– Какой мы видим Вареньку в сцене бала?

– Как выглядит наказываемый? (Контраст)

– Музыка на балу и после бала.

– Какие инструменты? (Контраст).

– Каким предстаёт перед нами на балу полковник?

– Как он относится к дочери, к гостям?

– На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу? (Заботливый, внимательный отец, домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить дочь. И Варенька платит ему любовью, гордится им.)

– Искренен ли он в своём отношении к ней и к другим участникам бала? (Полковник искренен на балу, он радостен, поступает по закону, замшевые перчатки натягивает на правую руку.)

– Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу? (Исполнительный, злой, жестокий, надо всё по закону, ревностный служака, верит в необходимость расправы над тем, кто преступил закон.)

– Так почему же так ведёт себя полковник в разных ситуациях? Можно ли назвать его двуличным человеком, лицемером?

(Словарная работа.)

  • ДВУЛИЧНЫЙ, ая, ое; -чен, чна, чно. Лицемерный, неискренний.

  • ЛИЦЕМЕР, а, м. Человек двуличный, дурной, злонамеренный, но притворяющийся добродетельным, добрым, чистосердечным…

(Полковник везде привык следовать правилам, обязывающим его вести себя соответственно месту. Полковник не является двуличным, лицемерным человеком, он просто строго подчиняет своё поведение принятым общественным законам.)

Психологическое состояние Ивана Васильевича.

– Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой воспринимает с восторженным умилением?

– Что испытывает Иван Васильевич, видя наказание и полковника, командующего сценой расправы? (Контраст.)

– Понял ли рассказчик причины противоречий в характере полковника? (Искренность полковника в разных ситуациях больше всего ставит в тупик И.В. Он до самой старости не смог постигнуть механику нелепо устроенного общества, сохранил веру в то, что всё зависит от случая.)

– В чём же корень противоречий, по мнению Толстого? (Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге. Деятельность таких нерассуждающих и ревностных исполнителей, как полковник, служит сохранению и утверждению несправедливого общественного устройства.)

– Согласны ли вы с писателем?

Вывод:

– Так почему же Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях использует контрастные краски? (Контрастное изображение – это важный прием для постижения идеи рассказа. Эти сцены органически связаны Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа.)

Запись в тетрадь вывода.

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.

– Попробуем поменять местами сцены бала и наказания.

– Что изменится? (Такая перестановка разрушает художественное целое и противоречит замыслу писателя.)
^

5. Закрепление изученного материала


– В чём же особенности композиции рассказа?

– Какой художественный композиционный приём использует Толстой в своём рассказе?

– С какой целью автор применяет контрастное изображение?

– Что общего в композиции повести Пушкина “Капитанская дочка” и рассказа Толстого “После бала”?

– Почему рассказу о жизни Гринёва в Белогорской крепости до её падения, охватывающему период около года, Пушкин уделяет столько же места, как и эпизодам встреч Гринёва и Пугачёва после покорения крепости, хотя эти встречи происходят на протяжении суток?

6. Тест.

Жанр произведения:

А) очерк
Б) повесть
В) рассказ

Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза
Б) гипербола
В) олицетворение

^ Произведение заставляет задуматься о:

А) судьбе полковника
Б) личной ответственности человека за жизнь общества
В) любви Ивана Васильевича

Тема произведения:

А) рассказ о полковнике
Б) показ николаевской эпохи
В) повествование о любви Ивана Васильевича

^ Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) полковник выполняет свои обязанности

^ Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

А) он утверждает идею Л.Н.Толстого « непротивление злу насилием»
Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
В)понимает необходимость « изменения жизненных условий» для « изменения взглядов человека»

Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого:

а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
б) автор заставляет задуматься о нравственности человека
в) призывает бороться с произволом

7. Домашнее задание


– Выучить определения, приготовить связный рассказ “Полковник на балу и после бала”.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 8-м классе по теме \"Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа\" (рассказ Л. Н. Толстого \"После бала\") iconТема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа
«прогнания сквозь строй». Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он...

Урок литературы в 8-м классе по теме \"Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа\" (рассказ Л. Н. Толстого \"После бала\") icon«Цвет и звук»
Предметная тема: «Контраст как основа композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Урок литературы в 8-м классе по теме \"Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа\" (рассказ Л. Н. Толстого \"После бала\") iconТема: История создания произведения Л. Н. Толстого «После бала»....
История создания произведения Л. Н. Толстого «После бала». Особенности композиции рассказа. Цели

Урок литературы в 8-м классе по теме \"Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа\" (рассказ Л. Н. Толстого \"После бала\") iconЛитература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала»
Полное название образовательного учреждения: маоу сош №1 с. Александровское Александровского района Томской области

Урок литературы в 8-м классе по теме \"Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа\" (рассказ Л. Н. Толстого \"После бала\") iconУрок литературы в 6 классе Рассказ Л. Н. Толстого "После бала"
Оборудование: репродукция портрета Л. Н. Толстого, опорные листы работы Н. Н. Ге (1884),рисунки учащихся, записи вальса, мазурки;...

Урок литературы в 8-м классе по теме \"Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа\" (рассказ Л. Н. Толстого \"После бала\") iconУроки по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»
Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»

Урок литературы в 8-м классе по теме \"Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа\" (рассказ Л. Н. Толстого \"После бала\") iconУрок литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \"После бала\"»
Урок литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"». 8 класс.(открытый урок )

Урок литературы в 8-м классе по теме \"Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа\" (рассказ Л. Н. Толстого \"После бала\") iconЛитература 8 класс Тема: Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»
Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить социально нравственные проблемы рассказа; развивать...

Урок литературы в 8-м классе по теме \"Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа\" (рассказ Л. Н. Толстого \"После бала\") iconУрок литературы в 8 классе
Посредством текстуального анализа двух ключевых сцен рассказа ( на балу и после бала) выявить способы выражения контраста

Урок литературы в 8-м классе по теме \"Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа\" (рассказ Л. Н. Толстого \"После бала\") iconУрок № Дата 20. 12. 2012г Тема: Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Учебник: Литература. 8 класс под ред. В. Я. Коровиной в 2-х частях; М: Просвещение, 2008г



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница