«Воспитательная сила рассказов для детей Л. Н. Толстого»




Скачать 138.71 Kb.
Название«Воспитательная сила рассказов для детей Л. Н. Толстого»
Дата публикации23.01.2015
Размер138.71 Kb.
ТипРассказ
www.lit-yaz.ru > Литература > Рассказ
XI республиканская научно-практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого
1.Ф.И.О. участника - Зайнутдинова Ляйля Шамиловна.

2.Место учебы, класс – МБОУ «Верхнесиметская СОШ» Сабинского муниципального района Республики Татарстан, 10 класс.

3.Тема работы: «Воспитательная сила рассказов для детей Л.Н.Толстого» (прилагается презентация «Азбука» - музей «Азбука- Әлифба”

4.Ф.И.О. и должность научного руководителя – Миннебаева Зухра Кашафовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Верхнесиметская СОШ» Сабинского муниципального района Республики Татарстан

Введение.

Тема моей работы «Воспитательная сила рассказов для детей Л.Н.Толстого».Для исследования я выбрала следующие произведения: «Азбука»,«Новая Азбука» Л.Н.Толстого. К этой теме я решила обратиться после посещения музея «Алифба», созданного при Арском педагогическом колледже в 1999 году.

Актуальность моего исследования заключается том, что тема « Воспитание» была и остаётся очень актуальной. Проблема духовного развития человека всегда волновала философов, педагогов, писателей, деятелей церкви.И от отношения к данной проблеме нас, молодых, зависит, будет ли эта проблема когда - нибудь решена, сможем ли мы утвердительно ответить на вопрос, что проблема духовно-нравственного воспитания решена.Детство всегда с надеждой обращено в будущее, дети ждут, чтобы взрослые показали путь, который определит их жизнь.В недавно утверждённой высшим руководством нашей страны инициативе «Наша новая школа» отмечается: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».

^ Цель исследовательской работы: выявить духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л.Н.Толстого и указать их роль в воспитании подрастающего поколения.

В ходе исследования ставились следующие задачи:

1. Выявить особенности использования того или иного жанра в «Азбуке», «Новой Азбуке» Л. Н. Толстого; определить причины обращения писателя к ним.

2.Перечислить жанры произведений в «Азбуке», «Новой Азбуке» и «Русских книгах для чтения».

3.Указать на связь педагогических воззрений Толстого и предпочтения писателя в использовании различных жанров.

4.Выявить источники, которые использует Толстой при составлении «Азбуки», «Новой Азбуки».

5. Назвать основные темы, отражённые в данных произведениях Толстого.

Гипотеза основана на предположении о том, что исследуемые произведения способствуют воспитанию доброты, отзывчивости, милосердия, ответственности за свои поступки, нравственности, толерантности.

В настоящее время, когда налицо глубокий духовный кризис человечества, когда нравственная деградация достигла крайних пределов, следует прислушаться к голосу Толстого - великого писателя, мыслителя, педагога, который всеми силами хотел предотвратить эти процессы в конце XIX - начале XX в. Он одним из первых ощутил опасность ситуации, когда проблемы духовности как бы исчезли из наук о человеке, что проблеме духовно-нравственного воспитания не придавалось должного значения.

Нам недостает духовно-нравственного аспекта анализа литературного произведения. Однако именно его при изучении литературы ставил во главу угла Л. Н. Толстой. Цель моей работы - показать, что «Азбука» является разработкой духовно-нравственного учения Толстого о человеке, воспитательный потенциал которой остается не востребованным в современной педагогике.

Даже как-то не по себе становится, когда читаешь признание Толстого. "Азбуку" мою, — писал он двоюродной тетке, — пожалуй, не смотрите. Вы не учили маленьких детей, вы далеко стоите от народа и ничего не увидите в ней. Я же положил на нее труда и любви больше, чем на все, что я делал, и знаю, что это одно дело моей жизни важное. Ее оценят лет через 10 те дети, которые по ней выучатся" 1

Прошёл уже 141 год, а "Азбука" до недавнего времени оставалась невостребованной. Правда, дети эмигрантов о ней не забывали. Многие из них, читая ее, учились понимать строй русской речи и русской души.

Подавляющее большинство рассказов в «Азбуке» моралистичны. Их назидательность естественно вытекает из самого повествования. Смысл рассказов в том, что при чтении их у детей возникает нравственная самооценка. Переживание ситуаций, но мнению Толстого, дает возможность закрепления правильной самооценки, не приведет к безнравственным поступкам.

С точки зрения Толстого, духовно-нравственное развитие опирается на развитие культуры чувств человека, что формирует духовный стержень личности.

Опираясь на классификацию нравственных ценностей, мы разложили рассказы разделов «Азбуки» Л. Н. Толстого на темы:

1.Чувство справедливости, долга(«Волк съел овцу.. », «Лев и мышь», «Лошадь и конюх», «Ученый сын», «Пожарные собаки»)

2.Совесть, стыд, ответственность за свои мысли, поступки(«Была одна сильная, злая собака », «Лгун», «Осел и лошадь», «Галка и голуби», «Собака, петух и лисица», «Стрекоза и муравьи», «Волк и старуха»

3.Непротивление злу насилием(«Один раз два мужика», «Камень»)

4.Противоречия, хаос и несчастья, которые порождает человек своим неразумным поведением(«Внизу жил бедный сапожник», «Мать отдавала дочь замуж», «Два человека на улице .», «Овцы ходили под лесом », «Хозяин хотел вывести в своем огороде репейники », «черепаха и орел», «Голова и хвост змеи», «Хорек», «Тонкие нитки», «Обезьяна», «Дележ наследства», «Курица и золотые яйца», «Слепой и глухой»

5.Вера - Любовь - Добро - Благо -Красота(«Как к бедному мужику в дом пришел жалкий нищий», «Муравей и голубка», «Подкидыш», «Липунюшка»)

6.Научно-популярные рассказы: исторические («Ермак», «Основание Рима»), географические («Колумб») и естественно-научные темы («Отчего бывает ветер?», «Для чего ветер?», «Тепло I» (II, III), «Газы»).

Бог вложил в человека душу, частицу себя, тем самым открыв ему путь к

1. (Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. — М., 1989. — С. 493).самосовершенствованию. Рассказы первой группы дают «пищу» глубинному «Я» человека, являющемуся смысловым, аксиологическим стержнем сознания, который вбирает разум, волю, чувство долга и справедливости. Воспитание начинается в семье. Ребенок способен различать добро и зло, утверждается в своих догадках о чувстве долга перед старшими, которые дали жизнь, и младшими, которые нуждаются в нем. Раскрыв и утвердив в детях чувство справедливости и долга, сделав их обязательным внутренним стержнем личности, можно говорить о задатках нравственных качеств человека.

Писатель не сомневается в том, что от самих людей зависит следование своим эгоистическим стремлениям или отречение от них во имя того, что внутренний голос диктует как нравственный долг. Стоит употребить усилия, и может быть достигнута победа над собой, то высшее выражение свободы человека, каким является для Толстого самопожертвование.

Толстой писал своей жене: «...я думаю, что первое условие хорошего воспитания есть то, чтобы ребенок знал, что все, чем он пользуется, не спадет готовым с неба, а есть произведение труда чужих людей. ...Поверь мне, Соня, что без этого условия нет никакой возможности нравственного воспитания, христианского воспитания, создания того, что все люди братья и равны между собой»2.

Особую роль в мотивах и поступках человека играет совесть - «интуитивный оценочный критерий» (вторая тема нашей классификации рассказов). Благодаря совести человек способен обнаружить тот единственный смысл, который содержится в каждой житейской ситуации и который иногда не осознается человеком, но заставляет его действовать тем или иным образом. «В человеке есть свой суд - совесть. Дорожить надо только ее оценкой»3.

Л. Н. Толстой отмечал, что человек часто может заметить в себе два раздельных существа: одно - слепое, чувственное, а другое - зрячее, духовное. Зрячее существо, которое можно сравнить с компасом и которое в просторечии мы называем совестью, всегда показывает одним концом на добро, другим - на противоположное зло. Но стоит сделать поступок, противный направлению совести, и появляется сознание духовного существа, указывающего отклонение животной деятельности от направления, указываемого совестью. Совесть - уникальный «механизм» связи человека и среды, судья в споре желаемого и должного, посредник в борении страстей. Не имеющая в основании гуманных, духовно-нравственных убеждений, она бессильна: получается то, что называют «совесть молчит».

Третьей темой нашей классификации стал новый идеал нравственного поведения, к которому должны стремиться люди. «Люди не верят в то, что за

2.Толстой Л, К Собр. соч.: В 22 т. М: Худ. лит-ра, 1983. С. 171

3.Толстой Л. К Поли. собр. соч.: В 90 т. М., 1957, Т. 45. С. 248.

зло надо воздавать добром, а не злом, только оттого, что их с детства научат

тому, что без этой отдачи злом за зло расстроится вся жизнь людская»4.Читателям дается право осознанного выбора, а затем раскрываются его последствия. Толстой считал, что нужно отстаивать добро, но не любыми способами. У разных людей могут быть разные представления о добре, свои представления о способах решения тех или иных проблем, но любые попытки добиться добра с помощью силы, с применением насилия закончатся торжеством зла.

Фактически в учении о ненасильственном сопротивлении злу Толстой создал новую концепцию героизма, мужества: величие и сила человека не в том, чтобы нанести ответный удар, а в том, чтобы не ответить на удар. Благодаря такому поступку нравственный человек не будет продолжать цепь насилий, более того, ударивший человек может задуматься или даже устыдиться своего поступка, а это уже путь к его нравственному излечению. Учение Толстого устраняет противоречие между идеалами христианства и стремлением к героизму. Толстой создал новый идеал нравственного поведения, к которому должны стремиться люди. Далеко не все могут пойти по этому пути, но ведь и не все готовы на героизм.

Четвертая тема связана с ошибками и хаосом, которые человек порождает своим поведением. Человек не властелин над миром, обстоятельствами, другими живыми существами. Более того, он зависим от многих внешних условий. Но никто не может овладеть душой человека. Источник несчастий и бед сокрыт в самом человеке. И все это, считал Толстой, произошло из-за грехов («потворства похотям тела»), соблазнов («ложных представлений о благе») и суеверий («ложных учений, оправдывающих грехи и соблазны»). Человек выломан из истиной шкалы ценностей, отуманен ложной идеологией. Он устроен так, что склонен к оправданию собственных недостатков: виноват кто угодно, только не я.

Люди в жизни часто вынуждены учиться на собственных ошибках, на собственном опыте, иногда горьком, когда ничего нельзя исправить.

Пятая тема - Любовь, Вера, Бог, Добро, Благо - нравственные ориентиры, которые должны быть свободно и осознанно приняты человеком. Все эти понятия объединены нами неслучайно. Проведенный анализ книги

Л. Н. Толстого «Путь жизни» позволил сделать вывод об их взаимосвязи и взаимозависимости. По мнению Толстого, Бога нельзя постичь мыслью, он проявляется в нравственных поступках людей, в отношении их друг к другу. Для духовного человека Бог становится символом добра, любви, истины.

В своей «Азбуке» Толстой последовательно проводил идею нравственного совершенствования человека, стремления к тому нравственному идеалу, который всегда связывается с торжеством добра, справедливости, дружбы, взаимопомощи, долга. Утверждение этих начал осуществляется им как через показ положительных примеров, так и с помощью текстов, раскрывающих

4.Толстой Л. К Полн. собр. соч.: В 90 т. М., 1957, Т. 45. С. 231
отрицательные качества и проявления людей.

Шестая тема – научно-популярные рассказы.На примере рассказа «Ермак»,

который Толстой определяет как историю, тем самым указывая на масштабность значения описываемого, можно проследить некоторые особенности его исторических рассказов.
Толстой использует прямую речь, отказываясь от диалога. Например: «Строгановы написали царю письмо: «Отдай нам эту землю, а мы сами по ней городки построим…» Царь согласился и отдал им землю»2. Употребление в начале предложения союза «и», а также отчётливое повторение некоторых действий («Ермак и говорит…») указывают на то, что рассказ построен в сказовой манере, и приближают его к преданию. «Для того, чтобы сделать историю популярною, нужно не внешность художественную, а нужно олицетворять исторические явления, как это делают иногда предания, иногда сама жизнь, иногда великие мыслители и художники,» - пишет Толстой, рассуждая об особенностях восприятия исторического материала. И далее: «Все эти лица и события интересны для учащегося не по мере их значения в истории, а по мере художественности склада их деятельности, по мере художественности обработки её историком, и большею частью не историком, а народным преданием».

Эти темы, на наш взгляд, составляют направления духовно-нравственного воспитания.

Материалом для детских книжек Толстого послужило устное русское народное творчество. Зайденшнур Эвелина Ефимовна- литературовед - подчёркивала, что «привлечение фольклорных произведений - это не внешний приём для Толстого… Толстой органически связан с русским крестьянством и его искусством». Сам Толстой писал Е. В. Львову в 1876 г.: «Я воевал с немецкой педагогией именно потому, что я большую часть жизни посвятил не это дело, что я знаю, как думает народ и народный ребёнок, и знаю, как говорить с ним; и это знание не слетело мне с неба от того, что у меня талант (самое глупое, бессмысленное слово), а от того, что я и любовью и трудом приобрёл это знание. Рассказы, басни, написанные в книжках, есть просеянное из в 20 раз большего количества приготовленных рассказов, и каждый из них был переделыван по 10 раз и стоил мне большего труда, чем какое бы ни было место из всех моих писаний. Ещё больше трудов мне стоила Азбука».
Для создания «Азбуки» Толстым были переработаны следующие жанровые образования русского фольклора:
а) былины («Вольга-богатырь», «Петр I и мужик», «Сухман», «Микула Селянинович»);
б) сказки («Липунюшка», «Три медведя», «Волк и мужик»);

в) пословицы («Волк съел овцу…», «Был у дурака нож очень хорош…», «Мужик стал спускать воз под гору…»);
г) поговорки («Два рыбака тянули дело…»);
д) предания («Волга и Вазуза», «Шат и Дон», «Судома»);
е) народные анекдоты («Был один глупый мужик…», «Как мужик гусей дели…»).
Чтение и обсуждение маленьких рассказов, в ходе которых у детей происходила нравственная самооценка, рождалось чувство сострадания, помогало детям освоить науку жизни. Как известно, при анализе поступков героев своих произведений, для выявления огромного разнообразия мотивов Толстой большое внимание уделял чувствам, эмоциям, их роли в принятии решения. Рассказами «Азбуки» он по-своему решал еще одну философскую проблему о взаимосвязи нравственности и чувственности. Мораль в его рассказах как бы вплетена в художественную ткань произведения, воздействующего на эмоциональную сферу сознания.

«Азбука» - своеобразный детский вариант нравственного воспитания, изложенного в «Беседах с детьми по нравственным вопросам», прообраз духовно-нравственного учения, раскрытого Толстым в «Пути жизни». Толстой отдал «Азбуке» 15 лет кропотливого, напряженного труда. Что же отличает эту высокохудожественную авторскую книгу от других книг для первоначального обучения чтению:

- Наличие обильного речевого материала.

- Слоговые таблицы, которые помогают формировать правильное произношение слов.

- Составление слов из слогов определенной комбинации – уникальный прием автора, у половины книги все тексты состоят из одно и двухсложных слов, но при этом они интересны и привлекательны для детей.

- Короткие слова, которые легко прочитать целиком, не деля на слоги.

- Эти легкие слова запоминаются и потом легко узнаются в тексте.

- Слова с русскими корнями, что увеличивает значение «Азбуки» как учебника чистого русского языка.

- В текст включены устаревшие слова, но в книге есть словарь. Устаревшие слова с помощью картинок понятны, увеличивают активный речевой запас, облегчают понимание классической литературы.

- Тексты составлены так, что ребенок быстро погружается в суть рассказа.

- Тексты удобны для проведения нравственных бесед, обсуждения с детьми психологических ситуаций.

- "Азбука" наполнена текстами по вопросам безопасности, взаимопомощи, немало историй развивающих умственную деятельность.

В целом этот учебник идеальный сплав материала по обучению и воспитанию детей. Можно уверенно утверждать, что в России не было создано ничего лучше, чем «Азбука» Толстого не только в подборке речевого материала, но и воспитательной возможности.

Мы вновь и вновь возвращаемся к трудам великого педагога - писателя Л.Н.Толстого. Это он предвидел: «Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы»

Выводы:
В итоге нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

-Именно Толстому мы обязаны глубоким проникновением в духовный мир человека.

-Впервые в истории отечественной педагогики так остро был поставлен вопрос о необходимости гуманизации обучения и воспитания на основе антропологической парадигмы образования, истоки этических воззрений Л Н Толстого и его учения о человеке духовном и нравственном содержатся в рассказах «Азбуки», в которых на доступном детям уровне раскрываются сложные мировоззренческие понятия о месте человека в мире, о его целях и стремлениях, истинности нравственных решений, формирования опыта нравственных оценок и отношения к себе и миру.
- Но всё же в моей душе укрепилась надежда на то, что мир возродится благодаря красоте душ людских, их нравственности, доброте, отзывчивости, милосердию, ответственности за свои поступки, потому что все начинается именно с человека, его мыслей и поступков с точки зрения нравственности, которые воспитывает в людях прежде всего литература, начиная с детских лет.

-Тема детства в творчестве Толстого получила философски глубокое, психологическое звучание. Дети –главные герои рассказов, но писатель не стремится дать им оценку.

--Следует, однако, отметить и серьезный недостаток этих книг: некоторые рассказы проникнуты религиозными взглядами Толстого.

Новизна моего исследования заключается в том, что я не только проанализировала содержание исследуемых произведений, изучила критическую литературу, но и постаралась выявить авторскую позицию на проблемы, поднятые в произведениях.

      1. Исследование позволило мне ответить на ряд вопросов, но в ходе работы передо мною встали новые вопросы, касающиеся устройства мира в целом и школьной жизни в частности; могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких - нет и почему? Эти вопросы постоянно встанут перед людьми рано или поздно. Они актуальны и для нас, школьников, потому что в нашей жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества, все большую роль играет кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость, желание иметь верных друзей, какими качествами надо обладать, чтобы быть хорошим товарищем.


Список используемой литературы

1. "(Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. — М., 1989. — С. 493).

2. Толстой Л. К Поли. собр. соч.: В 90 т. М., 1957, Т. 45. С. 248.

3. Вейкшан В. А. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении / В. А. Вейкшан. – М.: Изд-во Пед. Наук СССР, 1953.-144 с.

4.Громов В. А. Рассказ «Филиппок» в контексте «Новой Азбуки» / В. А. Громов // Яснополянский сб. ст.- Тула, 2000.-С. 45-46.

5.Зайденшнур Э. Е. Народная песня и пословица в творчестве Л. Н. Толстого / Э. Е. Зайденшнур // Л. Н. Толстой: сб. ст. – М., 1951. – С. 511-576.

6.Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. – В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М. : Сов. энцикл., 1987. -750 с.

7.Газета «Мәгърифәт», №11(945), 19 марита, 2010, с.2, “Ул “Әлифба музеен төзеде”.

8. Буклет “Әлифба” музее. “ “Музей “Алифба”



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Воспитательная сила рассказов для детей Л. Н. Толстого» iconЛитература для детей и юношества для студентов 4 курса заочного отделения...
Творчество Л. Н. Толстого для детей. Художественные особенности рассказов Л. Н. Толстого

«Воспитательная сила рассказов для детей Л. Н. Толстого» iconУрок литературного чтения 3 класс Тема: «Произведения Л. Н. Толстого для детей»
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о жизни и творчестве великого русского писателя Л. Н. Толстого

«Воспитательная сила рассказов для детей Л. Н. Толстого» iconОсобенности жанровой поэтики «народных рассказов» Л. Н. Толстого

«Воспитательная сила рассказов для детей Л. Н. Толстого» iconУчебнику Р. Н. Бунеева "В океане света" на тему: «Произведения Л. Н. Толстого для детей.»
Л. Н. Толстого – мудрого человека, обладающего талантами воспитателя, преподавателя

«Воспитательная сила рассказов для детей Л. Н. Толстого» iconЖанровое своеобразие «Азбуки», «Новой Азбуки» и «Русских книг для чтения» Л. Н толстого
В данной работе я рассматриваю проблему жанрового своеобразия творчества Толстого для детей 1870-х годов

«Воспитательная сила рассказов для детей Л. Н. Толстого» iconТема урока. Произведения Л. Н. Толстого для детей
Материалы и оборудование: портреты писателей, выставка книг Л. Н. Толстого, листы ответов, ручки, мешок с игрушками, компьютер, проектор,...

«Воспитательная сила рассказов для детей Л. Н. Толстого» iconЭлементы технологии чтения А. М. Кушнира на уроках
Оборудование, средства икт: учебник «Литературное чтение» 1 класс. Э. Э. Кац. Умк «Планета знаний»; Рассказы Л. Н. Толстого «Котенок»,...

«Воспитательная сила рассказов для детей Л. Н. Толстого» iconУрок литературы в 8-м классе по теме "Контраст как прием, позволяющий...
Л. Н. Толстого, раскроем особенности рассказа «На балу», писательский замысел, расширим понятие о композиции произведения, познакомимся...

«Воспитательная сила рассказов для детей Л. Н. Толстого» iconЛ. Н. Толстой жизнь и творчество Л. Н. Толстого
Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными:...

«Воспитательная сила рассказов для детей Л. Н. Толстого» iconУрок литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Оборудование: портреты Л. Н. Толстого, таблица «Русские писатели», фотография дома-музея в Ясной поляне, выставка книг Л. Н. Толстого...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница