Скачать 62.98 Kb.
|
Голочалова Лариса Викторовна МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» Голочалова Л.В., учитель начальных классов МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1 Волоконовского района Белгородской области» Тип урока: изучение нового материала Тема урока: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья» (Басня) Цели урока:
^ словесный, иллюстративный, частично-поисковый. Оборудование: -Учебник; - Портрет Л. Н. Толстого; - Выставка книг Л.Н. Толстого; - Таблицы с пословицами ^ Мультимедийная презентация к уроку. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная Эпиграф: Доброта побеждает всё, а сама непобедима. (Л.Н.Толстой) Словарик терминов: Басня, пословица, притча. ^
Эмоциональный настрой.
Звучит музыка «Родительский дом» Беседа: - О чем эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню? (родителей, семью). - Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (формулирование целей урока учащимися) ^ Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о семье, о семейной жизни. Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья». (Последняя пословица «На что и клад коли в семье лад») ^ - Все ли слова вам понятны в этой пословице? (Лад – согласие) Объяснить значение данных слов. Какие басни подходят к теме «Семья» ?
Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: что такое добро, а что – зло, где истина, а где ложь? Почему люди не все живут в мире и согласии? И как сделать так, чтобы все жили дружно? И сегодня мы вместе с Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы при изучении произведения «Отец и сыновья». Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого. - Что вы о нем уже знаете? - Учащиеся нашего класса напомнят вам о жизни Л.Н. Толстого (выступление подготовленных учащихся). Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей. Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. И это неслучайно: в 2008 году мы отмечали 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, а в 2010году отмечается 100 – летие со дня смерти писателя. Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравейных братьев. Её придумал старший – Николенька. Как- то он объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Николенька говорил, что тайну муравейных братьев он написал на зелёной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага. Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду. Но когда мальчику было три года - умерла его мать, а в девять он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тётушка. Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу. Три года он служил на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму: в то время там шла война. Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем. Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание – литература. В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Здесь он создал почти все свои произведения. Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках. Первичное чтение произведения «Отец и сыновья» учителем. Словарная работа (объяснить лексическое значение непонятных слов). ^ - О чем это произведение? (о том, что надо всегда жить в мире и согласии). - Над чем надо задуматься? - Какому жизненному правилу вас учит произведение? Вторичное чтение произведения. Учащиеся читают «эхом». - К какому жанру относится это произведение? (Басня) - Что такое басня? С этим понятием мы уже знакомились. (Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.) - В литературе есть ещё один жанр, который имеет такие же признаки как и басня. Этот жанр называется притча. На доске расположена карточка с определением: ПРИТЧА – поучение в примерах. (В.И.Даль). ПРИТЧА – так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. (Энциклопедический словарь юного литературоведа.) - Ребята, чем отличается басня от притчи? Физкульминутка. IV. Первичное закрепление. ^ - Какова мораль басни? В каких предложениях она заключена? Прочитайте. - Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы вы повели себя в этой ситуации? «Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь. Каждый из вас написал сочинения о своей семье. Подойдите к доске и украсьте своим сочинением наше родовое дерево. Ведь солнце – это символ вечности, тепла и доброты. Пусть ваши семьи всегда согревают только теплые лучи солнца, пусть в них будет всегда согласие и любовь. (Отдельные учащиеся зачитывают свои сочинения). ^ - С каким произведением познакомились? - Чему научились на уроке? Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
Попробуй сочинить: 1. Напиши свою басню, название которой можешь заимствовать у Толстого. 2. Составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц. VII.Рефлексия. |
![]() | ![]() | Место урока в общей системе уроков: Климанова. Л. Ф. Литературное чтение 3 класс/«Школа России». Месяц проведения урока: октябрь | |
![]() | Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,... | ![]() | Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Тайное становится явным» В. Драгунский |
![]() | Цели урока: 1 обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме | ![]() | Цель: Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения |
![]() | Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий... | ![]() | Задачи урока: познакомить учащихся с нуклеиновыми кислотами, продолжать развивать компетенции |
![]() | ![]() | Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М |