Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе по теме «Л. Н. Толстой «отец и сыновья»




Скачать 62.98 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе по теме «Л. Н. Толстой «отец и сыновья»
Дата публикации22.01.2015
Размер62.98 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок

Голочалова Лариса Викторовна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ»

Голочалова Л.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1

Волоконовского района Белгородской области»

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья» (Басня)

Цели урока:

  • Организовать знакомство с произведением Л.Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте. Формировать умение и навыки работы с текстом, умение различать жанры.

  • Развивать логическое мышление, технику чтения и монологическо-диалогическую речь, развивать воображение.

  • Воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям; любовь к культуре и традициям родного края.

^ Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование:

-Учебник;

- Портрет Л. Н. Толстого;

- Выставка книг Л.Н. Толстого;

- Таблицы с пословицами

^ ИКТ: Мультимедийная презентация к уроку.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная

Эпиграф:

Доброта побеждает всё, а сама непобедима.
(Л.Н.Толстой)

Словарик терминов: Басня, пословица, притча.

^ Ход урока

    1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

    1. Подготовка обучающегося к изучению нового материала.

Звучит музыка «Родительский дом»

Беседа:

- О чем эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню? (родителей, семью).

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (формулирование целей урока учащимися)

^ Работа в паре.

Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о семье, о семейной жизни. Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья». (Последняя пословица «На что и клад коли в семье лад»)

^ Словарная работа:

- Все ли слова вам понятны в этой пословице?

(Лад – согласие)

Объяснить значение данных слов.

Какие басни подходят к теме «Семья» ?

  1. Вместе – мы сила.

  2. Нет друга – ищи, а нашел – береги

  3. Врозь грузно, а вместе дружно.

  4. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

  5. Своя семья – самые верные друзья.

  6. Сердце матери лучше солнца греет.

  7. Вся семья вместе, так и душа на месте.

  8. На что и клад, коли в семье лад.

  9. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

  10. Согласие крепче каменных стен.

  11. Красив тот, кто красиво поступает

  12. Дружно – не гузно, а один и у каши загинет.

  13. Одна пчела не много меду натаскает.

  14. Крепкую дружбу и водой не разольешь

  15. Один в поле не воин.

  16. Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь.

  17. Добрый человек добру и учит.

  18. Согласие крепче каменных стен.

  19. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

    1. Изучение нового материала.

Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся  с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: что такое добро, а что – зло, где истина, а где ложь? Почему люди не все живут в мире и согласии? И как сделать так, чтобы все жили дружно?

И сегодня мы вместе с Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы при изучении произведения «Отец и сыновья».

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого.

- Что вы о нем уже знаете?

- Учащиеся нашего класса напомнят вам о жизни Л.Н. Толстого

(выступление подготовленных учащихся).

Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.

Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. И это неслучайно: в 2008 году мы отмечали 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, а в 2010году отмечается 100 – летие со дня смерти писателя.

Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравейных братьев. Её придумал старший – Николенька.

Как- то он объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Николенька говорил, что тайну муравейных братьев он написал на зелёной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага.

Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду. Но когда мальчику было три года - умерла его мать, а в девять он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тётушка.

Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу. Три года он служил на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму: в то время там шла война.

Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.

Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание – литература.

В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Здесь он создал почти все свои произведения.

Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках.

Первичное чтение произведения «Отец и сыновья» учителем. Словарная работа (объяснить лексическое значение непонятных слов).

^ Работа над текстом.

- О чем это произведение? (о том, что надо всегда жить в мире и согласии).

- Над чем надо задуматься?

- Какому жизненному правилу вас учит произведение?

Вторичное чтение произведения. Учащиеся читают «эхом».

- К какому жанру относится это произведение? (Басня)

- Что такое басня? С этим понятием мы уже знакомились.

(Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.)

- В литературе есть ещё один жанр, который имеет такие же признаки как и басня. Этот жанр называется притча.

На доске расположена карточка с определением:

ПРИТЧА – поучение в примерах. (В.И.Даль).

ПРИТЧА – так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. (Энциклопедический словарь юного литературоведа.)

- Ребята, чем отличается басня от притчи?

Физкульминутка.

IV. Первичное закрепление.

^ Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное»
- Какова мораль басни? В каких предложениях она заключена? Прочитайте.

- Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы вы повели себя в этой ситуации?

 «Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.

Каждый из вас написал сочинения о своей семье. Подойдите к доске и украсьте своим сочинением наше родовое дерево. Ведь солнце – это символ вечности, тепла и доброты. Пусть ваши семьи всегда согревают только теплые лучи солнца, пусть в них будет всегда согласие и любовь. (Отдельные учащиеся зачитывают свои сочинения).

^ V. Подведение итогов урока.

- С каким произведением познакомились?

- Чему научились на уроке?

Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

    1. Инструктаж по домашнему заданию.

Попробуй сочинить:

1. Напиши свою басню, название которой можешь заимствовать у Толстого.

2. Составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц.

VII.Рефлексия.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе по теме «Л. Н. Толстой «отец и сыновья» iconМетодическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе...

Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе по теме «Л. Н. Толстой «отец и сыновья» iconМетодическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок»
Место урока в общей системе уроков: Климанова. Л. Ф. Литературное чтение 3 класс/«Школа России». Месяц проведения урока: октябрь

Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе по теме «Л. Н. Толстой «отец и сыновья» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе по теме «Л. Н. Толстой «отец и сыновья» iconМетодическая разработка урока литературного чтения по теме: «Тайное становится явным»
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Тайное становится явным» В. Драгунский

Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе по теме «Л. Н. Толстой «отец и сыновья» iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе Обобщение по теме «Лексика»
Цели урока: 1 обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме

Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе по теме «Л. Н. Толстой «отец и сыновья» iconМетодическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по...
Цель: Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения

Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе по теме «Л. Н. Толстой «отец и сыновья» iconМетодическая разработка.
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...

Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе по теме «Л. Н. Толстой «отец и сыновья» iconМетодическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты»
Задачи урока: познакомить учащихся с нуклеиновыми кислотами, продолжать развивать компетенции

Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе по теме «Л. Н. Толстой «отец и сыновья» iconМетодическая разработка интегрированного урока в 3-м классе по программе...

Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе по теме «Л. Н. Толстой «отец и сыновья» iconРазработка урока по географии по теме "Гидросфера"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница