Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение




Скачать 130.89 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения в 3 классе Тема: Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение
Дата публикации22.01.2015
Размер130.89 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок







Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Творчество Л.Н.Толстого. Обобщение.
Цели и задачи:

1) Образовательная. Обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого, изученным в 1,2,3 классах. Научить определять жанры произведений, сравнивать их, выделять их особенности; делить текст на части; составлять план; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки ,рассказа. Обобщить особенности басни в прозаической форме, умение находить ее мораль.

2) Воспитательная. Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение анализировать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев.

3) Развивающая. Развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование:

– презентация Microsoft Power Point
– компьютер, проектор, экран;
– портрет Л.Н.Толстого;
- Рисунки детей;

- Выставка книг;

-сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”
Ход урока:
^ 1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Ребята, когда я шла утром в школу, мне встретился необычный старичок- Дед Мороз и попросил передать вам это послание( послание от Деда Мороза красочно оформлено).

- Вам интересно, что в нём написано? Давайте прочтём.( послание зачитывается 1 уч-ся):

^ Дорогие ребята! Приближается всеми нами любимый праздник- Новый год. Ребята, говорят, что этот праздник нужно встречать с чистой душой, с добрым сердцем.

Вот и сейчас я хочу, чтобы вы прислушались к голосу своего сердца. Взгляните на себя со стороны. Все ли вы делаете так, как подсказывает вам ваша совесть? Так ли вы поступаете, как хотели бы, чтобы поступали с вами? Много ли вы дарите душевного тепла и внимания своим близким, родным, окружающим вас людям?

- Да, трудную задачу поставил перед нами Дед Мороз. Ведь оценить себя, быть честным с самим собой очень нелегко! Но разобраться в этом нам поможет наш урок, на котором мы с вами будем думать, слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

-А главную проблему урока я сформулировала …

"Чуткому сердцу откроются тайны"..

- Кому принадлежат эти слова?

(Великому русскому писателю Л.Н.Толстому)(слайд1)

Портрет писателя (слайд2)

Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

-Как вы понимаете это выражение?

(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

(Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)

-Читая и анализируя его произведения, мы еще раз в этом убедимся сегодня.

-Что известно современным читателям о писателе?
Выступление учеников (слайд 3-4)

1.Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Левушке было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тетя – женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.

2.В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл первую школу для крестьянских детей. Он сам работал там учителем. Небыло книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своем детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой и мы их с удовольствием читаем.
^ Дополнение учителя (слайд 5-6)

По всей стране установлено много памятников Льву Толстому, отрыто большое количество музеев. Не одно поколение помнит и любит этого замечательного человека. И наши бабушки с дедушками, мамы с папами, мы с вами, а также наши дети и внуки читают, и будут читать произведения Льва Николаевича Толстого, и учиться добру, любви, почитанию взрослых (Слайд ).

- Имея большую семью, потомки великого писателя живут в наши дни по всему миру, некоторые достигли определённой известности, есть даже продолжатели его дела. Это Татьяна Толстая – писательница, Пётр Толстой – ведущий первого канала, журналист, Фёкла (Анна) Толстая – ведущая телевидения (Слайд ). Потомки писателя гордятся принадлежностью к роду Толстых. Они следят за памятниками и музейными комплексами. В день рождения Льва Николаевича родственники изо всех уголков мира приезжают в Ясную поляну, таким образом, многие годы, почитая талант своего великого предка.
^ Работа с выставкой книг.

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. А умер в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов!

ЛН Толстой умел писать не только для всех, но и про всё. - Есть писатели, которые пишут для детей, о детях. Есть сказочники, есть баснописцы. А в творчестве Толстого вы найдёте рассказы и басни, сказки и загадки. Он писал о детях и о животных, о природе и о войне, о русской и всемирной истории. Вот почему рядом с именем Толстой мы произносим слово « великий». Давайте вспомним, какие вы знаете сказки, басни, рассказы этого писателя?

В нашей школьной библиотеке насчитывается …….книги Л.Н.Толстого.

-На какие группы их можно разделить?(слайд 7)

-Какое произведение лишнее?(Колобок-русская народная сказка)

c:\users\пользователь\desktop\001.jpg

(Басни, сказки, художественные рассказы, научно-познавательные рассказы, былины)
Работа с рисунками – иллюстрациями к произведениям.

-Мы нарисовали иллюстрации к прочитанным произведениям. Распределим их по жанрам. (на доске)

Басни: «Белка и волк»

Сказки: «Два брата», «Работник Емельян и пустой барабан», «Ореховая ветка»

Художественные рассказы: «Лебеди», «Лев и собачка», «Прыжок»

Научно-познавательные рассказы: «Зайцы»

Былины: «Как боролся русский богатырь»

-Чем отличаются жанры произведений?

-Продолжите: «Басня – это…», и т.д.
Басня - короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Содержит нравоучение – мораль.

Сказка – произведение с фантастическим вымыслом. Бывают бытовые, волшебные. о животных.

Рассказ – небольшое повествовательное произведение о каком-либо событии в жизни героя или автора. Бывают художественные и научно-познавательные.

Быль – произведение, рассказывающее о реальном событии.

Былина – произведение русского фольклора о подвигах героев (богатырей), которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Богатыри наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием.

Физминутка (слайд 8)

Зайцы скачут скок, скок, скок

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают, не идет ли волк

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, подтянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка
- Знаете ли вы эти произведения.

1.Игра «Вспомни и узнай (слайд 9-11):
-Узнайте по иллюстрации название .
9слайд – «Старик и яблоня» «Старый дед и внучек»

«Грабли» «Как гуси Рим спасли»
-По отрывкам из произведений узнай название:
10 слайд- «Филиппок», «Прыжок»

11слайд - «Булька», «Липунюшка»

2.Инсценирование.
-Посмотрите, какие герои пришли к нам на урок. Что они нам хотят сказать.

- Расскажите чуму они нас учат
Басня «Два товарища» (Плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают)

^ Басня «Ястреб и голуби» (не хитри,не обманывай)

Басня «Лев и мышь» (дал слово-держи)

Сказка «Тетерев и лиса» (Хитрость, обман)

Рассказ «Отец и сыновья» (дружба, взаимопомощь)

Рассказ «Акула»

Басня «Страшный зверь»( у страха глаза велики)
3. Афоризмы Толстого (Слайд 12)

- Толстой в своих произведениях писал такие фразы, которые стали «крылатыми». До сих пор люди их помнят, цитируют и удивляются их точности. Давайте попробуем восстановить эти пословицы и понять их.

-Из какой сказки они? «Два брата»


  1. Искать большого счастья – малое потерять

  1. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки

  1. Волков бояться, в лес не ходить

  1. Под лежачий камень вода не потечет

-Почему автор вводит в текст так много пословиц? (В них мудрость народа). Как они помогают понять смысл сказки? (Показывают отношение к жизни каждого из братьев)

-^ Мы прочитали два произведения с одинаковым названием «Два брата»

-Расскажите вторую сказку.

4. «Животные – герои рассказов» (Слайд 13-14 )

- Главными героями рассказов и сказок Толстого становились животные. Через происшествия, которые с ними случались, отношение других герое произведений, Лев Николаевич учил своих читателей состраданию и любви к «братьям меньшим», ответственности за поступки.

- Посмотрите на изображения животных и вспомните, в каких рассказах и сказках Толстого эти животные стали литературными героями.

13 - «Три медведя», « Котёнок»

14 - «Лев и собачка», « Птичка»
- Многие писатели, поэты, художники, музыканты посвятили свои произведении этим благородным птицам. ( слайд 15)
-Это и музыкальное произведение

(П.И.Чайковский “Лебединое озеро”)

Это и картина Рылова “В голубом просторе” 1918 год.

Это и художественное произведение (Лебеди)
-Это грустные или весёлые произведения? Почему?

5. Расставьте по порядку» (Слайд16 )

-Нам необходимо расставить иллюстрации по порядку и вспомнить название и содержание рассказа. «Косточка» (поменять местами слайды 1-4, 2-6, 3-5)

-А как бы вы поступили на месте героев рассказа?
6.Проверка домашнего задания

(Дети задают интересные задания «Бюро находок», вопросы по теме урока)

-^ К уроку вы приготовили задания и вопросы.

Литературный ринг «Ты мне – я тебе»
7.Итог урока.

- Л.Н.Толстой своему внуку такие советы: (слайд17 )

Уроки жизни”:

Делай по возможности всё сам, не будь “барином”.

Не будь назойлив.

Будь внимательным.

Не надо жадничать.

Не нервничай, держи себя в руках.

Будь твёрд и стоек.

В игре, в спорте, в труде – будь разумен.

Будь организованным.

Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.

Имей собственное мнение.

-Подходят ли эти «Уроки жизни» для нас, современных читателей?

8.Рефлексия.

-А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

^ Мне хочется, чтобы вы проанализировали свои собственные мысли и поступки

- На партах каждого из вас лежат листочки, попытайтесь быть честными с самим собой, напишите около чёрных чёрточек те поступки и тёмные мысли, которые бы вы хотели оставить в старом году. Будьте уверены, если вы честно и правдиво подойдёте к оценке себя, то Дед мороз обязательно услышит о поможет вам стать лучше ( уч-ся под музыку заполняют карточку)

- Ребята, сложите ваши листочки так, чтобы никто не видел, что вы написали и давайте поместим их сюда. У некоторых народов в древности было поверье: если ты хочешь, чтобы с тобой чего-то никогда не повторилось, сожги вещь, предмет, который напоминает тебе об этом, а пепел разбросай по ветру. Вот и мы сейчас совершим это таинство. ( Всё сжигается)

^ Оставим за порогом тёмные мысли, дурные поступки и тогда Новый год, год Дракона, обязательно принесёт вам удачу и счастье.

-Я надеюсь, что герои прочитанных произведений научили нас доброте, состраданию, уважению. И на память об этом уроке я хочу подарить вам эти сердечки (слайд 18)

^ 9.Домашнее задание (слайд 19)

-Написать аннотацию ( краткое изложение содержания книги) к произведениям на нарисованных иллюстрациях. Из этих рисунков мы составим книжку-самоделку.

Приложение

Викторина

По произведениям Л.Н. Толстого.

«Бюро находок»

  • ружье («Акула»);

  • сливу («Косточка»);

  • куклу («Пожарные собаки»);

  • соломенную куклу (« Девочка и разбойники»)

  • птичка – игрушка («Лев и собачка»)

  • шапку – ушанку (Филлипок»)

  • обезьянку – игрушку («Прыжок»)

  • кувшинчик и монеты («Находка»)

За каждый правильный ответ –

Вопросы?

Сколько детей вместе с будущим писателем было в семье Толстых? (Пятеро).

Как называется рассказ о Васе, спасшем своего друга от охотничьих собак? (Котенок)

Как называется предмет, который делал мальчик для своих родителей в рассказе «старый дед и внучек» (Лоханка).

Как называют сельскую местность, где расположен дом и деревни помещиков-дворян (Имение).

Назовите рассказ Л. Толстого, смысл которого можно определить пословицей «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят». («Лгун»).

Кому из героев рассказа «Осел и лошадь» нужно было помнить пословицу «Схватился, как с горы свалился» (Лошади).

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух, трех заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили – ничего не могли вздумать. А вот одна мышка и сказала… Что предложила мышь? Назовите басню. ( Мышь предложила надеть звонок на шею коту –. «Кот с бубенцом)

Гном Забывалка:

Он помнит только окончание названий произведений, а начало забыл. Помогите ему.

  • «…осточка» («Косточка»)

  • «…ула» («Акула»)

  • «…баки» («Пожарные собаки»)

  • «…он» («Слон»)

  • «…пок» («Филипок»)

  • «…нок» («Котенок»)

  • «…юшка» («Липунюшка»)

  • «…чка» («Птичка»)

  • «…ар» («Пожар»)



1. Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода и весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась б большая обезьяна и забавляла всех… («Прыжок»)

2. Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк, волк!». Мужики прибежали и видят: неправда…(«Лгун»)

^ 3. Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. Очень хотелось съесть… («Косточка»)

4. Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки. День был прекрасный. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!». На корабле с нами было два мальчика. Они попрыгали в воду и задумали плавать на перегонки в открытом море… («Акула»)

^ 5. Был мальчик и звали его Филипп. Пошла раз все ребята в школу. Он тоже взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала: «Куда ты, ты еще мал, не ходи» («Филипок»)

6. На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» (Быль «Лучше всех» Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле.)

7. Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»).

^ 8. Мышка сказала:

- Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась. (Басня «Страшный зверь»)


САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ


Физкультминутка
Мы - веселые мартышки

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках,

Шире рот откроем,

Гримасы все строим.

Как скажу я цифру 3-

Все с гримасами замри !



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение iconУрок литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Оборудование: портреты Л. Н. Толстого, таблица «Русские писатели», фотография дома-музея в Ясной поляне, выставка книг Л. Н. Толстого...

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение iconУрок литературного чтения во 2 «А» классе Тема : Обобщение по разделу «Сказочные человечки»
Задача: Обобщить знания учащихся о признаках повести-сказки, о героях литературных сказок писателей разных стран

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема
Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы будем читать стихи о временах года

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение iconУрок литературного чтения 3 класс Тема: «Произведения Л. Н. Толстого для детей»
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о жизни и творчестве великого русского писателя Л. Н. Толстого

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение iconУрок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России»
...

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2»
Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденной теме; развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности...

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение iconУрок- презентация литературного чтения в 3классе. Тема Детство Л....
Давайте вспомним, с каким стихотворением М. Ю. Лермонтова познакомились на последнем уроке

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение iconУрок литературного чтения Тема урока: Писатели детям
«Тропинка» книга для внеклассного чтения в 3 классе начальных классов татарских школ под редакцией Михеевой А. А

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение iconУрок литературного чтения. 2 класс. (Школа России) Тема : Устное народное творчество
...

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение iconУрок литературного чтения в 3 классе Обобщение знаний по теме «Люби живое»
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница