№
п/п
| Ход занятия
(формы и методы)
| Содержание
| Время
| Организационно-методические примечания
|
1
| Оргмомент
| Урок-игра «За 7 печатями» по литературному чтению.
| 5 мин.
| Урок проводится в виде игры «За 7 печатями». Напоминание условий игры, разделение учащихся на 2 команды, выбор жюри.
|
2
| Обобщение и систематизация изученного
| Учитель даёт задания. «Время 1 печати»
О каком великом русском писателе идёт речь?
У этого писателя было 3 брата и 1 сестра. Когда мальчику ещё не было 2 лет, умерла его мать. Воспитывала детей родственница. Дети получили типичное для дворянской семьи домашнее воспитание, давшее детям хорошие знания, в т.ч. и знание иностранных языков. Дети были дружны между собой, любили и умели играть. Среди игр была знаменитая «зелёная палочка», которую надо было найти, чтобы быть счастливым. Эта игра запомнилась будущему писателю на всю жизнь. Этот писатель родился в Ясной поляне – родовом имении недалеко от Тулы.
Сообщение учителем темы и целей урока.
| 5 мин.
| Учитель описывает факты из биографии писателя. Участники команд совещаются, ответ записывают в листке ответов. Жюри оценивает правильность ответа постановкой печати.
|
| Работа с портретами писателей
| «Время 2 печати»
Среди данных портретов найдите портрет Л.Н. Толстого и указать его № в листке ответов
| 3 мин.
| Участники команд совещаются, ответ записывают в листке ответов. Жюри оценивает правильность ответа постановкой печати.
|
| Литературная викторина
| «Время 3 печати»
Как называются произведения Л.Н. Толстого, отрывки из которых я сейчас прочитаю?
«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…(Акула)
« Один корабль обошёл вокруг света и возращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…» (Прыжок)
«мальчик осмелился и сказал:
- Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!...
Учитель остановил его и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу» (Филиппок)
«Купила мать слив и хотела их отдать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел…» (Косточка)
«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка)
|
| Участники команд совещаются, названия произведений записывают в листке ответов. Жюри оценивает правильность ответа постановкой печати.
|
| Составление слова из отдельных букв.
| «Время 4 печати»
Книги великого русского писателя уже более 100 лет с интересом читают люди на всей Земле. Толстой писал свои произведения для взрослых,но у него есть много рассказов, сказок и басен для детей. В усадьбе «Ясная Поляна» под Тулой Лев Николаевич Толстой устроил школу для крестьянских детей. Книгу, по которой учились ребята, он написал сам, придумав много занимательных рассказов для неё. Как называется эта книга? (Азбука)
|
| Участники команд совещаются, название книги складывают из букв разрезной азбуки. Жюри оценивает правильность ответа постановкой печати в листе ответов.
|
| Угадывание названий произведений
| «Время 5 печати»
В доме – музее Л.Н. Толстого нет роскоши, но повсюду шкафы с книгами на разных языках и самого различного содержания. Их обилие и разнообразие говорит о напряжённой умственной жизни, о широте духовных интересов Толстого. Нужно дописать названия 10 произведений Л.Н.Толстого:
«Аку..»
«Косто…»
«Котё…»
«Лев и со…..»
«Орё.»
«Прыж..»
«Сло.»
«Фили…»
«Кавказский …….»
«Война и …»
|
| Участники команд совещаются, название произведений, дописывают в листке ответов. Жюри оценивает правильность ответа постановкой печати.
|
| Ответ на вопрос
| «Время 6 печати»
Л.Н. Толстой прожил в Ясной поляне более 60 лет, был свидетелем и участником многих исторических событий. Всю свою жизнь великий писатель мечтал о лучшей жизни для крестьян. 28 октября 1910 года Толстой принял окончательное решение навсегда уехать из Ясной Поляны, покончить с барской жизнью и начать жить в условиях простой, естественной трудовой жизни. Он намеревался ехать на юг, чтобы крестьянствовать. Он сел на поезд, следовавший в Роств – на Дону. Но вскоре у него поднялась температуру. И на станции Астапово (ныне станция называется Лев Толстой) писатель умер от воспаления лёгких… Его похоронили, как он и завещал, на краю Ясно-полянского оврага Старый Заказ, в том самом месте, где он в детстве вместе с братьями и сестрой играл в любимую игру. Как называлась эта игра?
|
|
|
| Соотнесение различных предметов с названиями произведений.
| «Время 7 печати»
Перед вами мешок, в котором лежат различные предметы. Вы должны определить, с какими произведениями Л. Толстого они связаны и правильно назвать эти произведения.
|
| Участники команд по очереди вытаскивают из мешка предметы ( по 5 для каждой команды) и называют произведения. Если все произведения названы правильно, Жюри ставит печать в листы ответов.
|
| Подведение итогов игры «За 7 печатями»
| Подсчёт количества печатей в листке ответов каждой команды. Определение лучшей команды.
|
| Награждение грамотами.
|
3
| Работа с выставкой книг Л.Н. Толстого
| Аннотация прочитанных произведений Л.Н. Толстого
|
| Выступления учащихся с рекламой книг Л.Н.Толстого
|
4
| Фотовыставка
| Фоторепортаж с праздника из бывшего имения Л.Н. Толстого близ посёлка Гавриловский Алексеевского района Самарской области.
|
| Участники праздника делились впечатлениями.
|