Разработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира»




Скачать 106.92 Kb.
НазваниеРазработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира»
Дата публикации17.01.2015
Размер106.92 Kb.
ТипРазработка урока
www.lit-yaz.ru > Литература > Разработка урока
Разработка урока по литературе (10 класс)

Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ « страшного мира».

Составитель: Куприк А.Г.

учитель русского языка и литературы

Заураловская СШ

Енбекшильдерский район
Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ « страшного мира».

Цель: Познакомить с средой, в которой вырос Блок, с биографией автора, развить умение учащихся работать с И К Т, через просмотр видеофильма, работу с презентацией; показать, как факты личной биографии отражаю в поэзии Блока.

^ Критерии успеха:

Н.У. - Знание биографии поэта.

С.У. - Умение применять знание биографии в анализе произведений, показать влияние фактов биографии на поэзию А. Блока.

В.У. - Умение составлять опорный конспект или схему к стихотворению, работать в группах оперировать полученные ранее знаниями по биографии А. Блока.

Ресурсы: портрет А. Блока, фотографии разных лет; учебный фильм о биографии поэта, ИКТ, карточки с заданиями для групповой работы.

^ Ожидаемый результат:

1. Знать биографию, рассматривать основные этапы жизни поэта.

2. Понимать сущность, тонкости и специфику периода жизни и творчества автора, осмысливать добытые самостоятельно знание, кратко излагать теоретический материал.

3. Уметь чётко формулировать свои мысли, работать в группе, демонстрировать свои знания.

Время

(модуль)

Виды работы

Роль учителя

Действие учеников

5-минут

Психологический настрой, позитивный ролик « С добрым утром» Тренинг «Зеркало» Группа разбивается на пары. Первые номера - <зеркала>, вторые - люди перед зеркалом. Игра проходит в полной тишине. Задача: добиться взаимопонимания и синхронизировать действия. Затем ребята меняются ролями..

Начинает урок

Смотрят, участвуют в тренинге

2 минуты

3 минуты

5 минут

1. Вступительное слово учителя о Блоке – великом поэте 20 века, который глубоко и полно выразил эпоху 3-х революций в России, который не примыкал ни к одной политической партии, не разбирался в их программах.

Блок интересен нам не только как представитель эпохи, но и как художник, который нам оставил эстетические ценности.

Всё, что волновало поэта: стремление к чистоте и гармонии человеческих отношений, вопрос о роли искусства, проблема подчинения личности народному волеизъявлению – всё это волнует и современного человека.

А. Блок – одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию 20 века, соединив русскую классику и новое искусство.

2.Просмотр фильма о жизни и творчестве А.Блока

3.Работа в парах: «Что наиболее поразило в личности А.Блока»?

-обсуждение

-выступление.

Выступает

Контролирует ход обсуждения.

Задаёт вопросы.


Слушают

Смотрят фильм. Обсуждают,

Спорят, делают выводы.

Выступают

Задают вопросы.

2 минуты


9 минут

«Слово учителя» Блок и его «страшный мир». Мы уже говорили о том, что А. Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в «страшном мире», его катастрофическую хаотичность. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без неё было не возможно жить. Ее принесла поэту Любовь.

Любовь была призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем его мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни.

Нам стихи Блока о любви дороги чистотой и тонкостью поэтического чувства. Многие из них он посвятил своей жене Любови Дмитриевне. Их семейная жизнь была трудной и не ладилась отчасти потому, что Блок настойчиво приподнимал Любовь Дмитриевну над жизнью и обожествлял ее, тогда как она, по выражению А. Горелова, была «человек трезвой психики и вполне земных страстей», «склонна была рассматривать непонятную ей духовную деятельность поэта лишь как нервическую лихорадку его неуравновешенной натуры».

А. Блок воспринимал собственную жизнь только как часть «вселенской мистерии». И «вне понимания этой особенности Блока (...) нет путей к миру его поэзии.

Групповая работа (3группы по 4человека).

Анализ стихотворения по карточке (приложение).

1группа «Стихи о прекрасной даме» Распутья «Вхожу я в тёмные храмы».

Карточка.

Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?

Какими средствами она создается?

Каковы предметный ряд стихотворения, его цветовая гамма?

Каким предстает лирический герой стихотворения?

Прорисован, ли внешний облик Прекрасной Дамы?

Какими средствами создается ее образ?

Какие важнейшие мотивы участвуют в его создании?



Описание о/к.

Таинственная, волшебная, загадочная атмосфера стихотворения создается с помощью контрастной цветовой гаммы («темные» – «красные»). Эту атмосферу подчеркивает и психологическое состояние лирического героя, переданное выразительными глаголами жду, дрожу. Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стихотворения лишена внешних черт, ее облик возникает лишь в воображении героя, («Только образ, лишь сон о ней», «Мне не слышны ни вздохи, ни речи»). Но сама обстановка храма, глубокие цвета, величественные имена, которыми наделяет поэт возлюбленную, яркие, благозвучные эпитеты и эмоциональное состояние героя – все это создает образ возвышенный, божественный, неземной. Героиня прекрасна в своей невоплощенности, поэтому столь значимы в стихотворении мотивы, создающие ощущение непроясненности, невидимости, – мотивы тени и сна.
2 группа «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...».

Карточка.

Описание о/к.

Мотив ожидания, становящегося все более напряженным по мере приближения встречи («Предчувствую тебя...»), соединяется с мотивом страха («Но страшно мне...»), что придает лирическому сюжету особый драматизм, который подчеркивается образом-символом «весь горизонт в огне», эпитетами нестерпимо, горестно, низко, контрастирующими со словами ясен, лучезарность. Страстно жаждущий вочеловечения идеала, лирический герой боится разочароваться, обмануться, ибо, обретя земное воплощение, Прекрасная Дама может оказаться несхожей с его представлениями о ней, утратит свою «идеальность», свою божественность (употребление местоимения Ты с заглавной буквы подчеркивает, что она для героя – божество). Так, рядом с желанием встречи возникают глубокие сомнения в ее осуществимости, в достижимости воссоединения земного и небесного.
3 группа «Мне страшно с Тобой встречаться...».

Карточка.

Какой поэтический прием создает ощущение острого драматизма стихотворения?

Какой мотив, только намечавшийся в рассмотренных ранее стихах, становится здесь основным?

Какие образы (звуковые и цветовые) создают атмосферу стихотворения?

Как они соотносятся с образным строем рассмотренных ранее стихов?

Как вы понимаете финальные строки стихотворения?

Какие образы в стихотворении усложняют повторяющийся лирический сюжет?



Стихотворение начинается с резкой антитезы: «Мне страшно с Тобой встречаться // Страшней Тебя не встречать», – и с первой же строчки в нем начинает главенствовать мотив страха. Образный строй этого стихотворения, одного из завершающих цикл, контрастно противопоставлен образному строю стихотворений «Вхожу я в темные храмы», «Я отрок, зажигаю свечи». Изменяются цвет («хмурое небо»), звук (звуки похорон), и хотя сохраняется предметный ряд, связанный с образом храма, он получает дополнительную психологическую окраску: вместо «сияния красных лампад» – «хмурое небо низко накрыло и самый храм». Строка «Ты здесь. Ты близко» выражает уверенность героя в существовании идеала, но в финальной строке («Тебя здесь нет. Ты – там») звучит отчаяние, ощущение невозможности земного воплощения Вечной Женственности. Краткие фразы и возникающие между ними паузы передают предельное волнение лирического героя. Лирический сюжет осложняется появлением «теней» («По улицам ходят тени»). В других стихотворениях цикла взгляд героя был устремлен в неземное пространство, к высшей реальности. Здесь впервые возникают еще неясные очертания реальности земной, которая мешает желанной встрече. Взор поэта все настойчивее обращается к окружающему миру; как следствие, нарастают сомнения в возможности скорого вочеловечения романтического идеала.

Герой оказывается перед выбором: остаться в мире идеальных иллюзий или окунуться в мир земных стихий. С этим моментом выбора связан завершающий 1-й том цикл с выразительным названием «Распутья».

Выступает
Регулирует ход работы, помогает,

руководит

Помогает



Слушают
Обсуждают, делают анализ, работают по

карточкам.


6 минут

Выступление. Обсуждение

Контролирует.

Выступают, задают вопросы, обсуждают, делают выводы

Одаренные

10 минут

(Опережающее задание) Презентации - анализ. «Фабрика»

Карточка.

На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении?

Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения?

Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»?

В чем своеобразие его написания?

Какие образы в стихотворении связаны с миром зла?

Можно ли дать логическое истолкование этим образам?

Как названы в стихотворении фабричные рабочие?

Почему Блок не использует в тексте слово «рабочие»?

Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?



Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя («В соседнем доме...») и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу все с моей вершины»). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «черный кто-то»). Эпитет «жолтый», обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика «желтого» у Достоевского), а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – «недвижный кто-то, черный кто-то». Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, «проглатывающее» приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие. Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире. Цикл «Распутья» знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.

«Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Карточка.

В чём своеобразие композиции стихотворения?

Какое представление поэта о жизни она символизирует?

Как конструкция предложений, обрамляющих стихотворение, передает состояние окружающего мира?

Можно ли считать детали городского пейзажа образами-символами?

Какую роль играет симметричность построения произведения?

Как выражено в стихотворении новое блоковское понимание сущности жизни и смерти?



Описание о/к.

Стихотворение имеет инверсированную кольцевую композицию, что создает ощущение замкнутости, повторяемости, бесперспективности всякого движения, приводящего в конечном итоге к возвращению в исходную точку. Номинативные предложения, обрамляющие стихотворение, состоят из существительных, лишенных определений и логически не связанных между собой, что еще больше подчеркивает неподвижность, мертвенность, бескрасочность окружающего мира, утрату органической связи между его частями. Причем все образы, перечисленные в стихотворении, приобретают характер символов. Ночь здесь лишена таинственности, это мрак, хаос, пустота, в которую уходит городская улица. Аптека (деталь почти прозаическая) становится в данном контексте символом перехода из жизни в смерть. И даже фонарь не разрушает этой бесконечной тьмы, излучая «бессмысленный и тусклый свет». Конструкция стихотворения отличается удивительной симметричностью: первая строфа зеркально отражается во второй, как городской пейзаж в «ледяной ряби канала». Кажется, что человек, вглядываясь в лицо этого мертвого, страшного мира, убеждается в бессмысленности жизни («Живи еще хоть четверть века...») и обращает свой взор к каналу в поисках спасительного гибельного выхода, но и в нем видит лишь отражение все той же беспредельной скуки и приходит к парадоксальной идее бессмысленности смерти («Умрешь – начнешь опять сначала...»).

Вопросы учащихся – диалог - обсуждение.

Контролирует

направляет.

2-уч-ся-выступают, остальные слушают, задают вопросы, обсуждают.

5 минут

Рефлексия «Рефлексивный дневник учащихся»

Основные пункты для записи в дневник
• Что я сделал или что я узнал

• Помощь, необходимая для того, чтобы узнать больше

• Эмоции: что мне понравилось/не понравилось или какие чувства я испытывал

• Полезные и интересные вещи

• Что показалось легким, или что я уже знаю

• Непосредственно процесс обучения (метапознание)

Д/з: « На железной дороге» читать отрывок наизусть.

Ведет обсуждение

Определяют что они поняли, что было интересно и что не понравилось

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира» iconОсновные персонажи. Образ лешего в организации сюжета
Творческий путь М. Федорова. Поэма-баллада «Леший». Тема, основные персонажи. Образ лешего в организации сюжета

Разработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира» iconИсследовательская работа на уроках литературы "Тема Родины в творчестве А. Блока", 11-й класс
Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: “ А. Блок отпел...

Разработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира» iconОбраз Незнакомки и его развитие в лирике Блока
Поэты не исключение. Например, для Блока образ Незнакомки был одним из ключевых. Но этот образ не стоял на месте – он развивался....

Разработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира» iconЛитература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта, обучить анализу лирического...

Разработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира» iconУрока Тема урока Основные цели, задачи, зун
Взаимлсвязь характеров и обстоятельств. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Основные роды искусства слова. Богатство...

Разработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира» iconТема урока: «Образы войны и мира в произведениях русских композиторов» (7 класс). Цель урока
Подвести учащихся к осознанию того, что средствами музыки композиторы передали глубокие размышления, боль о безмерных страданиях...

Разработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира» iconУрок творческий проект «Осенние мотивы»
...

Разработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира» iconРазработка урока по истории древнего мира 5 класс Тема урока: Зарождение демократии в Афинах
Цели: ознакомить учащихся с понятием «демократия» и ее основоположником Солоном; формулировать несложные выводы, работать с текстом...

Разработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира» iconУрока тема перед учащимися не раскрывается
Помочь учащимся увидеть особенности поэтического взгляда М. Цветаевой на личность другого человека – поэта Александра Блока

Разработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира» iconТема урока: «Образы природы в поэзии и музыке». (4 класс)
Цель: Помочь раскрыть образ природы в поэзии и музыке. Способствовать развитию вокально – хоровых навыков, творческого воображения,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница