Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии




Скачать 123.79 Kb.
НазваниеВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии
Дата публикации11.10.2014
Размер123.79 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Культура > Конкурс
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)


Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии


Название работы: Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность


Автор: Смирнова Наталья Сергеевна МДОУ №39 «Кораблик» г.Усть-Кут
Усть-Кут

2014г.

Актуальность

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение многих часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.

Улыбка ребенка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

- в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

- развиваются психические процессы:   внимание,    память,    восприятие, воображение,   стимулируются   мыслительные операции;

- происходит   развитие   различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

- активизируются  и  совершенствуются  словарный  запас,   грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

- совершенствуются моторика,  координация,    плавность,    переключаемость, целенаправленность движений;

- развивается эмоционально-волевая сфера;
- происходит коррекция поведения;

- развивается чувство коллективизма,   ответственности   друг   за   друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

- участие в театрализованных играх доставляет   детям   радость,   вызывает активный интерес, увлекает их.
^ Цели и задачи театрализованной деятельности
Целью театрально-творческой деятельности является формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. 

Исходя из цели, можно определить задачи развития детей в театрализованной деятельности:

- приобщать детей к театральной культуре, познакомить их с устройством театра, театральными жанрами, разными видами кукольных театров;

- вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

- побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);

- постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, обучать детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие   предложения   и   фразы   от  лица  какого-нибудь персонажа;

- развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене;

- способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и     интересы  естественно  вплетались  в  содержание театрализованной деятельности;

- сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа;

- побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации, развивать двигательное воображение;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной и других видов эстетической деятельности.  

Для достижения цели и решения задач театрально-творческой деятельности необходимо выполнение определенных условий.

Во-первых, театрально-творческой деятельность требует тщательного  планирования, что обеспечивает координацию всех действий коллектива, интегрирование различных видов деятельности и форм работы с детьми.  При

этом, планирование должно быть удобным, конкретным и не отнимать много времени.

Во-вторых, продуманная организация работы, которая помогает выбрать основные направления, формы и методы работы, рационально использовать потенциал, а также способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д.

В-третьих, занятия по театрально-творческой деятельности должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

В-четвертых, театрализованная  деятельность   должна быть представлена достаточно широко и включать в себя разыгрывание сказок, сценок, театрализованные игры и игры-драматизации, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни, просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей, а также упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников.

В-пятых, нельзя забывать о том, что предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

«Эмоциональное развитие детей через театральную деятельность»

Опыт работы

Дети среднего возраста, обычно еще скованно ведут себя в детском саду. Они неуверенны в себе , стеснительны. Раскрыться им, стать более эмоциональными и уверенными позволяет театральная деятельность - деятельность, по сути своей синтетическая, которая естественным образом объединяет практически все виды художественного творчества, все виды человеческой активности. Именно здесь открывается большая возможность у воспитателя реализовать любое содержание. Но для этого нужно уметь выстраивать «архитектуру» разнообразных вариантов занятий, бесед, экскурсий, наблюдений, развлечений таким образом, чтобы все эти «кирпичики» обеспечивали гармоничность и устойчивость всего здания, то есть обеспечивали бы «качество образования». Пространство

«архитектурного» строения трехмерное, объемное, и в нем нужно выделить эти основные «несущие» стороны:

- вертикальное направление – обеспечение преемственности содержания работы с детьми от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей;

- горизонтальное направление – обеспечение взаимосвязи между содержанием работы разных педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.) и внутренних связей в различных видах деятельности), то есть обеспечение интеграции;

- третья составляющая – развитие внутренних, психических процессов у детей, в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребенка (при условии обеспечения личностно-ориентированного, индивидуального подхода).

Чем сложнее организация работы, тем более тщательного и продуманного планирования она требует.

При планировании театральной деятельности требуются наблюдения за детьми, их восприятие окружающего мира, их общение друг с другом . И здесь сразу становится видно:

- не перегружены ли дети (не часто ли проводятся праздники);

- как распределить материал таким образом, чтобы он естественно и постепенно осваивался детьми (от простого к сложному);

- как включить во взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми;

- как активизировать родителей и т. д.
И все же самая объективная оценка в динамике развития- это сравнение начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода. Прослеживая данную ситуацию, можно сделать вывод, что даже самый стеснительный ребенок, при правильном индивидуальном подходе к нему, начинает проявлять самостоятельность и развиваться в творческом направлении, показывая хорошие коммуникативные навыки в общении.

Можно выделить несколько этапов характеристики детей:

  • эмоциональные дети (легко вступают в контакт со взрослыми, умеют импровизировать);

  • нераскрытые творческие способности у детей( стремятся к общению, затрудняются в импровизации каких-то игр, но легко справляются с другими);

  • скованные и стеснительные дети( малообщительные, не могут выразить свои эмоции и чувства, не хотят участвовать в спектаклях).

Для развития более глубокого эмоционального общения требуется индивидуальный и подгрупповой подход:

  1. в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;

  2. в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);

  3. как специальные занятия в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Во всех формах театрализованной деятельности должны участвовать небольшие подгруппы детей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы надо формировать по-разному — в зависимости от содержания занятий.

В средней группе главная задача : развитие эмоциональности у детей.

Для этого можно использовать :

  • Различные игры для снятия мышечного напряжения:

1.Русские народные игры: «Пень-колода», «Волна», «Капуста».

2.Психологические игры: « Поздоровайся по-разному», «Найди себе дружка», « Постройся по цвету».

  • Игры превращения:

  1. « Деревянные и тряпичные куклы»

  2. «Цветочек»

  3. «Маятник»

  4. « Паровозики»

  • Игры для развития интонационной выразительности:

  1. Прочитать стих с различной интонацией (удивительно, насмешливо, недоумевая)

Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят малюток.

Л. Фурмина.

2. « Попроси игрушку» (вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.)

3. «Исполни сценку» : из сказки «три медведя», чтоб дети догадались, кто из медведей говорит.


  • Игры для развития воображения:

  1. « Вы художники»( рисуем руками, руки- это кисти, слушаем «нарисованную» природу; вдыхаем запах, «нарисованного»поля)

  2. « Прогулка во фруктовом саду» (ходим под музыку, пытаемся достать яблоки, отдыхаем)

  3. « Придумай историю» (дети продолжают истории, которые начал рассказывать воспитатель. Например: «По небу плыла огромная туча……)

  4. « Разговор предметов» ( о чем может думать карандаш, стол, стул, ведро ит.д.)

  • Игры на развитие пластической выразительности:

  1. «Пройди по камешкам через ручей»




  1. «Поймай бабочку или муху»

3.«Как гуляют три медведя» 4.« Подкрадись к спящему зверю»

  • Игры-драматизации:

1. «Самолет»

2. « Умываемся»

3. «Мишка»

4. « Кошки-мышки»

Игры пластические:

1.Ритмическая гимнастика: «Шла коза по лесу…», « Я на скрипочке играю….», « Лыжи весело берем…»

Также необходима помощь родителей в создании театральной среды в группе: костюмы для театральных постановок, различные атрибуты, афиши и билеты для спектаклей, помощь в подготовке зала к празднику или постановке спектакля.

Первую театральную постановку лучше провести в октябре- ноябре. Она поможет выявить «скрытые» таланты у многих детей.

Вторую постановку можно провести весной, в марте- апреле.

Здесь желательно не только участие отдельных подгрупп детей, но и всей группы в целом. Это поможет раскрыться всем детям в группе.

Кроме театральных постановок, в саду еще проходят различные праздники и тематические развлечения.

Все эти мероприятия помогут ребенку стать более эмоциональным, отзывчивым, умеющим слушать другого, и не бояться выражать свои мысли.

Дети старшего возраста, требуют таких же тщательных наблюдений. В этом возрасте можно развить у детей эмоциональную речь.

Здесь можно определить развитие речи детей по следующим направлениям:

  • дети с выразительной речью (имеют большой словарный запас, легко обыгрывают небольшие импровизации, с выражением рассказывают стихи);

  • дети с мало выразительной речью (имеют словарный запас, соответствующий возрастным нормам, но им тяжело найти слова для импровизаций, для сценок и постановок в мини-театре);

  • дети с невыразительной речью ( имеют низкий словарный запас, невыразительно читают стихи, не могут правильно сформулировать мысль).

В работе с детьми по развитию речи можно использовать :

  • Пальчиковый игротренинг

  1. «Утречко»

  2. «На блины»

  3. « Солдаты»

  • Пальчиковую гимнастику:

  1. « Дружные пальчики»

  2. « Коза»

  3. « Наши алые цветки..»

  4. « Мы капусту рубим…» и др.



  • Мы учились проговаривать скороговорки:

  1. «Вез корабль карамель…»

  2. « Жук, над лужею жужжа…»

  3. « Утром, присев на зеленом пригорке…» и многие другие.

  • Игра « Подскажи словечко»:

  1. « Я у бабушки Полины…»

  2. « Важен он как господин…»

  3. « Погляди на молодцов…» и т.д.

  • Музыкальные игры:

Цель этой игры: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию.

  1. Музыкальный диалог. Например:

Два цыпленка под веревкой

Машут крыльями неловко:

- Ах, какой большой червяк!

Не достать его никак!

(Предполагаемый ответ: « Это не червяк»)

  1. Развитие песенного творчества.

Например: пропеть свои имя, фамилию, адрес, имя мамы ит.д.

  1. Музыкальная импровизация.

Например : повторить ритм на различных музыкальных инструментах.

  • Артикуляционная гимнастика:

  1. Упражнения для губ, для языка

  2. « Одуванчик»

  3. Упражнения на произношение гласных и согласных. Например:

Уп, уп, уп- мама варит суп.

Ры, ры, ры- вышли из норы.

  • Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных:

  1. Вокальные упражнения

  2. «Свечка»(на развитие дыхания)

  3. « Аукаемся»( на развитие силы и полетности голоса)

  4. Закрепление умения выразительности исполнения песен.

Кроме развития речи и ее выразительности, нужно продолжать развивать эмоциональные чувства детей. Занятия актерским мастерством (выразительно отвечать и показывать жестами различные этюды и мини-сценки), сценические движения (танцы, умение двигаться на сцене, правильно сопровождать текст

жестами). Рассказы об истории возникновения театров, актеров, костюмов, создание различных театральных проектов

В различных программах по театральному мастерству, рекомендуется производить показ не более двух больших спектаклей в год. Так как это требует большой предварительной работы и от детей и от взрослых.

В старшем возрасте можно провести показ двух больших спектаклей, и кукольные спектакли для малышей сада.

Благодаря различным пальчиковым играм, скороговоркам, кинезиологическим упражнениям, ритмопластике речь детей к концу старшего возраста приобретает правильность и эмоциональную насыщенность.

В подготовительном возрасте , для закрепления полученного результата

можно продолжить театрализованные представления, упражнения по

развитию речи и артистизма у детей.

Для этого можно проводить небольшие игровые занятия и беседы по закреплению театрального мастерства:

  • Этика и этикет.

  • Кукловождение.

  • Техника речи.

  • Актерское мастерство.

  • Развитие музыкальных и вокальных данных у детей.

  • Сценическое движение, ритмические разминки.

В этом возрасте можно провести три спектакля разной тематики и сложности.

Различные тематические праздники и развлечения помогут окончательно закрепить полученный результат.

Очень хорошо в развитии эмоциональности помогают выступления детей не

только в детском саду, но и на различных концертах и конкурсах города.

Развивая эмоциональную сферу детей через театральную деятельность, мы развиваем речь, фантазию, воображение, умение общаться с другими людьми свободно, что поможет им в будущем легко адаптироваться в школе, а потом и во взрослой жизни.

Ведь как сказал А. Сухомлинский : « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Ну а наше призвание их этому научить.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Педагогические идеи и технологии: среднее образование— Организация воспитательного процесса

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии iconКонкурс педагогического творчества (2013-2014 уч год) Номинация конкурса:...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 уч год) Номинация конкурса: «Педагогические идеи и технологии:...

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013/14 учебный год
Номинация конкурса: «Педагогические идеи и технологии (разработки уроков и методические рекомендации)»

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: Интегрированный урок по литературе в 8 классе «Шекспир и современность»

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Методическая разработка: "Коррекционная непосредственно-образовательная деятельность воспитателя по заданию логопеда"

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
«Построение конструктивных партнерских отношений доу и семьи по развитию устной речи детей»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница