Скачать 80.78 Kb.
|
Внеклассное мероприятие :Брейн-ринг Тема «Культура и быт коренных народов Югры» Цели: Ознакомление с укладом жизни коренных народов Севера; Знакомство с произведениями национальных поэтов; Пробуждение интереса к коренным народам; Расширение знаний об обских уграх; Развитие мышления и познавательной активности учащихся. Оборудование: Листочки с обозначениями порядкового номера выступления; Коробка шоколадных конфет; Рисунки музыкальных инструментов национальной одежды народов ханты и манси и т.д. ^ Личностные: Формирование границ собственного знания и «незнания». Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование; Умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Регулятивные: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: Умение задавать вопросы; Умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ход игры. 1. Организационный момент. ^ Учитель.Добрый день! Мира, счастья и любви вам и вашим близким! Сегодня мы с вами на «Брэйн-ринге», посвящённом культуре и быту коренных народов Югры.В нашей игре принимают участие две команды … Вы живёте в великом суровом краю, имя которому Югра, и по праву гордитесь его настоящим. Вам предстоит ответить на вопросы викторины. Одни покажутся вам совсем лёгкими, другие заставят призадуматься. Но в любом случае вы окажетесь в выигрыше:чтобы в недалёком будущем стать полноправными хозяевами Югорской земли, вам пригодятся все полученные вами знания! ^ -Итак, приглашаются к игровым столам команды 1 и 2. Напоминаю правила игры. 1. На обсуждение вопроса даётся 45 с. ^ 3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать. 4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время для обсуждения. Призовой фонд нашей игры – коробка шоколадных конфет. Спонсоры программы – наши родители. Вас, уважаемые учителя, я попрошу по окончании игры назвать лучшего игрока, который также будет награждён ценным подарком. Итак, команды готовы? Счёт 0:0. Первый раунд. ^ Учитель. Внимание! Вопросы для брэйн – ринга. 1.Что такое сах, гусь и малица? Ответ: Зимняя одежда народов приобья из оленьих шкур. Мастерицы украшали одежду мозаикой из кусочков различных материалов. ^ Ответ: Тынзян, (аркан). Каждый пастух сплетает тынзян сам, вырезая по кругу из оленьей кожи тонкие полоски. ^ Ответ: «Миснэ». В репертуаре ансамбля песни о Югорском крае, песни народов ханты и манси. ^ Ответ: Национальные музыкальные инструменты народов ханты и манси. В переводе с языка манси слово «санквылтап» означает «поющее дерево». Санквылтан- музыкальный инструмент в форма лодки. Имеет более пяти струн. Изготовляется из осины. Чаще всего звучит на Медвежьем празднике, Празднике водяного царя и др. ^ Ответ: Сын Торума, национальный герой и божественный покровитель обских угров. Его представляли всадником, скачущим по небу на железном восьмикрылом коне с золотой гривой. ^ Ответ: Корневатики. Кедровые сосуды получаются настолько крепкими и водонепроницаемыми, что в них можно греть воду. ^ Ответ: Торум – седой добрый бородатый старик – определяет срок жизни людей, дарует им здоровье и удачу. 8.Что такое Медвежий праздник? Ответ: Древний праздник, связанный с культом медведя. На Медвежьих игрищах исполняется до 300 «номеров»: песен, танцев, сценок, кукольных представлений. ^ Ответ: Чуманы. В словаре В.И.Даля чуманом назван берестяной кузов, лукошко, в котором держат мелочи. ^ Ответ: «Торум Маа». Музей стал центром проведения народных праздников, выступлений фольклорных ансамблей. ^ Ответ:Чум, землянка. 12.Как называются водные средства передвижения хантов? Ответ: Лодка-долблёнка. 13. Как называется хантыйский губной или язычково-щипковый музыкальный инструмент? Тумран, представляет собой костяную пластинку длиной 10-15 см, шириной 1,5-3 см с прорезанным внутри язычком. ^ Между раундами звучит музыка. После шестого раунда объявляется тайм – аут. ^ Ведущий. Вашему вниманию предлагается стихотворение известного писателя и поэта, коренного жителя этого края – Ювана Шесталова. … Огнедышащ и могуч ты, Север, Наш прекрасный белый – белый Север. Видно, кто-то, нашим песням внемля, Опустил сияние на землю, Если в ней Россия отыскала Пламя, что священно запылало. День и ночь, как мамонты живые, По земле шагают буровые. Как упряжки длинные оленьи, Мчат газопроводы сквозь селенья. Сквозь леса и тундру, через горы, Через злые топи Самотлора. Ты огня хранитель, славный Север, Наш прекрасный белый-белый Север. Ведущий. Следующий раунд – домашнее задание. ^ Каждая команда должна была приготовить вопрос команде-сопернице. Вопрос 1 команды. Что такое стойбище? Ответ По хантыйски – пуут, пугот. Стойбище - это небольшое селение, обычно располагается в тайге. Такой тип поселения распространён у восточных и северных ханты, проживающих на территории Нижневартовского, Сургутского, Нефтеюганского и Белоярского районов. Состоит из 1-4 хозяйств. Обычно на одном стойбище проживают родственные семьи. Стойбища рассредоточены по притокам крупных рек на расстоянии нескольких км друг от друга. ^ Что такое строганина? Ответ. По хантыйски – патанка, потым кул; манс. – нярхул. Строганина – это свежемороженая рыба, мясо домашнего и дикого оленя, наструганное тонкими пластами ( стружками). У рыбы обрезаются голова, хвост, плавники, делаются надрезы вдоль спины и брюшка, снимается кожа. Рыба ставится вертикально на разделочную доску, мякоть строгается острым ножом. Едят с солью, затем пьют горячий чай. Строганину делают из кр. рыбы: муксуна, нельмы, иногда из частиковых пород.Мясо оленя также тонко строгается ножом, макается в соль. Манси и ханты лосиную строганину в пищу не употребляют, так как лось является для них священным животным. Мороженое мясо и рыба считаются лакомством, лучшим угощением для гостей. Выступление ученика 1 команды. ^ Когда зародились традиционные танцы ханты и манси? Традиционные танцы зародились в религиозных обско-угорских ритуалах. По характеру происхождения танцы делятся на 5 типов: 1) танцы-пантомимы зверей, птиц и пр.; 2) танцы-пантомимы сверхъестественных существ; 3) коллективные мужские танцы с мечами; 4) подражательные мужские и женские танцы; 5) танцы, возникшие под влиянием русских. Танцы первого типа наиболее древние.Это танцы лося, филина, журавля,тетерева). ^ Коллективные танцы с мечами весьма оригинальны. Традиционные танцы ханты и манси живы до настоящего времени, существуя в первозданном виде. Изменился только смысл некоторых танцевальных движений. Чётко различаются женские и мужские танцевальные движения. Особенно это касается ритуальных танцев, посвящённых духам-прародителям. В танцевальной атрибутике присутствуют головной платок и рукавицы, которые скрывают волосы, лицо и руки женщины. У современных девочек платок во время танца может быть накинут как на голову, так и на плечи. В мужском танце присутствуют шапочка с ритуальным орнаментом ( перед священным танцем она обязательно окуривается), колокольчики, стрелы, мячи и т.д. В исполнительском мастерстве народной хореографии обских угров есть понятия пал як – высокий танец и лэл як – низкий танец ( хант.). В первом случае предполагается танец во весь рост, а во втором танец исполняется во время приседания. И чем ниже танцует мужчина, тем выше его мастерство. ^ Если хотя бы одну загадку команда не отгадает, то очко не присуждается. ^ Что применяли раньше для покрытия чума, крыши дома, каюты в лодке-каюке? Для покрытия чума, крыши дома и т.д. применяли тиски – прямоугольные берестяные полотнища. Изготовлялись из прошитых кусков бересты. Снятую бересту предварительно сворачивали в рулон, опускали в котёл с водой и вываривали в теч. 5-10 час. Чтобы верх части рулона, не поместившаяся в воду, также вываривалась, внутреннюю полость его доверху набивалась мхом, по которому поднималась горячая вода. Таким способом бересте придавалась эластичность эластичность. Иногда в воду добавляли жир, кости или чешую. Такой отвар обеспечивал большую водостойкость бересты. Вываренные мягкие куски бересты сшивали, при необходимости – в несколько слоёв, еловыми корнями, получая большие полотнища – тиски. Учитель. Ребята, в 1995 году инициативной группой, по просьбе жителей Ханты-Мансийска, относящихся к коренным народам Севера был создан Центр культуры коренных народов Севера. Центр входит в состав окружной ассоциации «Спасение Югры». ^ : возрождение обычаев, традиций этнических групп, сохранение и развитие национальной культуры. При центре работают кружки пошива национальной одежды, декоративно-прикладного искусства (бисер, мех, кожа, береста, корнеплетение), кружок по изучению родного языка, секция по национальным видам спорта. Учитель. Наша игра подходит к концу. Итак, в тяжёлой и упорной борьбе победила команда… За упорство, за волю к победе награждается команда… Награждение лучшего игрока. Учитель.Спасибо командам за участие, гостям – за внимание. |
![]() | За 2 недели объявляется о предстоящем мероприятии. Класс делится на 3 организаторские группы помощников по желанию | ![]() | На отдельной парте оформлена выставка работ учащихся, на которой представлены лучшие рефераты, доклады, поделки и рисунки |
![]() | Духнова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы моу сош №7 Центрального района г. Волгограда | ![]() | Мероприятия, посвящённые празднованию Международного дня коренных народов мира (9 августа) |
![]() | ![]() | Когалым, пересечение улиц Магистральная, Береговая и проспект Нефтяников (район ж/д вокзала) | |
![]() | Вступительное слово учителя. Наше внеклассное мероприятие посвящено теме «Причастие» Пройдет оно в новой для вас форме. Это – брейн-ринг.... | ![]() | Развитие творческих способностей учащихся, навыков работы в группе; интеллектуальных возможностей и эстетического вкуса |
![]() | Хмао-югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Нижневартовская специальная (коррекционная) | ![]() |