Внеклассное мероприятие : Брейн-ринг Тема «Культура и быт коренных народов Югры»




Скачать 80.78 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие : Брейн-ринг Тема «Культура и быт коренных народов Югры»
Дата публикации04.12.2014
Размер80.78 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
www.lit-yaz.ru > Культура > Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие :Брейн-ринг
Тема «Культура и быт коренных народов Югры»
Цели: Ознакомление с укладом жизни коренных народов Севера;

Знакомство с произведениями национальных поэтов;

Пробуждение интереса к коренным народам;

Расширение знаний об обских уграх;

Развитие мышления и познавательной активности учащихся.

Оборудование: Листочки с обозначениями порядкового номера выступления;

Коробка шоколадных конфет;

Рисунки музыкальных инструментов национальной одежды народов ханты и манси и т.д.

^ Формирование универсальных учебных действий.
Личностные: Формирование границ собственного знания и «незнания».

Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование;

Умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Регулятивные: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по

результату.

Коммуникативные: Умение задавать вопросы;

Умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ход игры.
1. Организационный момент.

^ Под музыку дети заходят в класс и встают перед гостями.

Учитель.Добрый день! Мира, счастья и любви вам и вашим близким!

Сегодня мы с вами на «Брэйн-ринге», посвящённом культуре и быту коренных народов Югры.В нашей игре принимают участие две команды …

Вы живёте в великом суровом краю, имя которому Югра, и по праву гордитесь его настоящим. Вам предстоит ответить на вопросы викторины. Одни покажутся вам совсем лёгкими, другие заставят призадуматься. Но в любом случае вы окажетесь в выигрыше:чтобы в недалёком будущем стать полноправными хозяевами Югорской земли, вам пригодятся все полученные вами знания!
^ Правила игры: Капитаны вытягивают листочки с обозначением порядкового номера выступления.

-Итак, приглашаются к игровым столам команды 1 и 2. Напоминаю правила игры. 1. На обсуждение вопроса даётся 45 с.

^ 2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять карточку с номером или руку.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время для обсуждения.

Призовой фонд нашей игры – коробка шоколадных конфет.

Спонсоры программы – наши родители.

Вас, уважаемые учителя, я попрошу по окончании игры назвать лучшего игрока, который также будет награждён ценным подарком.

Итак, команды готовы?

Счёт 0:0. Первый раунд.

^ 2. Раунды 1-6.

Учитель. Внимание! Вопросы для брэйн – ринга.
1.Что такое сах, гусь и малица?

Ответ: Зимняя одежда народов приобья из оленьих шкур. Мастерицы украшали одежду мозаикой из кусочков различных материалов.
^ 2. Что тундровики называют «Ямб-Уда» (Длинная рука)?

Ответ: Тынзян, (аркан).

Каждый пастух сплетает тынзян сам, вырезая по кругу из оленьей кожи тонкие полоски.
^ 3. Какой народный вокальный ансамбль носит имя лесной феи?

Ответ: «Миснэ».

В репертуаре ансамбля песни о Югорском крае, песни народов ханты и манси.
^ 4. Что такое санквылтап, нерьпь, нарсъюх?

Ответ: Национальные музыкальные инструменты народов ханты и манси.

В переводе с языка манси слово «санквылтап» означает «поющее дерево».

Санквылтан- музыкальный инструмент в форма лодки. Имеет более пяти струн. Изготовляется из осины. Чаще всего звучит на Медвежьем празднике, Празднике водяного царя и др.
^ 5.Кто такой Мир-Сусне-Хум («За миром наблюдающий человек»)

Ответ: Сын Торума, национальный герой и божественный покровитель обских угров.

Его представляли всадником, скачущим по небу на железном восьмикрылом коне с золотой гривой.
^ 6. Как называются плетёные короба из кедра или черёмухи?

Ответ: Корневатики.

Кедровые сосуды получаются настолько крепкими и водонепроницаемыми, что в них можно греть воду.
^ 7. Назовите одного из высших духов угров?

Ответ: Торум – седой добрый бородатый старик – определяет срок жизни людей, дарует им здоровье и удачу.
8.Что такое Медвежий праздник?

Ответ: Древний праздник, связанный с культом медведя.

На Медвежьих игрищах исполняется до 300 «номеров»: песен, танцев, сценок, кукольных представлений.
^ 9. Как назывались четырёхугольные плетёные миски из бересты?

Ответ: Чуманы.

В словаре В.И.Даля чуманом назван берестяной кузов, лукошко, в котором держат мелочи.
^ 10. Как называется этнографический музей – заповедник, воссоздающий летнюю усадьбу народа ханты?

Ответ: «Торум Маа».

Музей стал центром проведения народных праздников, выступлений фольклорных ансамблей.
^ 11. Как называются жилища у народов ханты и манси?

Ответ:Чум, землянка.
12.Как называются водные средства передвижения хантов?

Ответ: Лодка-долблёнка.
13. Как называется хантыйский губной или язычково-щипковый музыкальный инструмент? Тумран, представляет собой костяную пластинку длиной 10-15 см, шириной 1,5-3 см с прорезанным внутри язычком.
^ 14. Как называется женская сумка? Тучу (тучан), женская сумка, основной атрибут женщины ханты и манси.
Между раундами звучит музыка.

После шестого раунда объявляется тайм – аут.
^ 3. Тайм – аут.
Ведущий. Вашему вниманию предлагается стихотворение известного писателя и поэта, коренного жителя этого края – Ювана Шесталова.
Огнедышащ и могуч ты, Север,

Наш прекрасный белый – белый Север.

Видно, кто-то, нашим песням внемля,

Опустил сияние на землю,

Если в ней Россия отыскала

Пламя, что священно запылало.

День и ночь, как мамонты живые,

По земле шагают буровые.

Как упряжки длинные оленьи,

Мчат газопроводы сквозь селенья.

Сквозь леса и тундру, через горы,

Через злые топи Самотлора.

Ты огня хранитель, славный Север,

Наш прекрасный белый-белый Север.
Ведущий. Следующий раунд – домашнее задание.

^ 4. Домашнее задание.

Каждая команда должна была приготовить вопрос команде-сопернице.

Вопрос 1 команды.

Что такое стойбище?

Ответ По хантыйски – пуут, пугот. Стойбище - это небольшое селение, обычно располагается в тайге. Такой тип поселения распространён у восточных и северных ханты, проживающих на территории Нижневартовского, Сургутского, Нефтеюганского и Белоярского районов. Состоит из 1-4 хозяйств. Обычно на одном стойбище проживают родственные семьи. Стойбища рассредоточены по притокам крупных рек на расстоянии нескольких км друг от друга.
^ Вопрос 2 команды.

Что такое строганина?

Ответ. По хантыйски – патанка, потым кул; манс. – нярхул. Строганина – это свежемороженая рыба, мясо домашнего и дикого оленя, наструганное тонкими пластами ( стружками). У рыбы обрезаются голова, хвост, плавники, делаются надрезы вдоль спины и брюшка, снимается кожа. Рыба ставится вертикально на

разделочную доску, мякоть строгается острым ножом. Едят с

солью, затем пьют горячий чай. Строганину делают из кр. рыбы: муксуна, нельмы, иногда из частиковых пород.Мясо оленя также тонко строгается ножом, макается в соль. Манси и ханты лосиную строганину в пищу не употребляют, так как лось является для них

священным животным. Мороженое мясо и рыба считаются лакомством, лучшим угощением для гостей.
Выступление ученика 1 команды.

^ А знаете ли вы?

Когда зародились традиционные танцы ханты и манси?

Традиционные танцы зародились в религиозных обско-угорских ритуалах. По характеру происхождения танцы делятся на 5 типов: 1) танцы-пантомимы зверей, птиц и пр.; 2) танцы-пантомимы сверхъестественных существ; 3) коллективные мужские танцы с мечами; 4) подражательные

мужские и женские танцы; 5) танцы, возникшие под влиянием русских.

Танцы первого типа наиболее древние.Это танцы лося, филина, журавля,тетерева).

^ Танцы – пантомимы сверхъестественных существ (Мэнков, Двуликого существа, Горбатой женщины) более позднего происхождения, но по характеру близки первым.

Коллективные танцы с мечами весьма оригинальны.
Традиционные танцы ханты и манси живы до настоящего времени, существуя в первозданном виде. Изменился только смысл некоторых танцевальных движений. Чётко различаются женские и мужские танцевальные движения. Особенно это касается ритуальных танцев, посвящённых духам-прародителям. В танцевальной атрибутике присутствуют головной платок и рукавицы, которые скрывают волосы, лицо и руки женщины. У современных девочек платок во время танца может быть накинут как на голову, так и на плечи. В мужском танце присутствуют
шапочка с ритуальным орнаментом ( перед священным танцем она обязательно окуривается), колокольчики, стрелы, мячи и т.д.

В исполнительском мастерстве народной хореографии обских угров есть понятия пал як – высокий танец и лэл як – низкий танец ( хант.). В первом случае предполагается танец во весь рост, а во втором танец исполняется во время приседания. И чем ниже танцует мужчина, тем выше его мастерство.
^ Дома командам нужно было подобрать по три загадки. Та команда, которая отгадает все загадки противника, получает одно очко.

Если хотя бы одну загадку команда не отгадает, то очко не присуждается.
^ Выступление ученика 2 команды.

Что применяли раньше для покрытия чума, крыши дома, каюты в

лодке-каюке?

Для покрытия чума, крыши дома и т.д. применяли тиски – прямоугольные берестяные полотнища. Изготовлялись из прошитых кусков бересты. Снятую бересту предварительно сворачивали в рулон, опускали в котёл с водой и вываривали в теч. 5-10 час. Чтобы верх части рулона, не поместившаяся в воду, также вываривалась, внутреннюю полость его доверху набивалась мхом, по которому поднималась горячая вода. Таким способом бересте придавалась эластичность эластичность. Иногда в воду добавляли жир, кости или чешую. Такой отвар обеспечивал большую водостойкость бересты. Вываренные мягкие куски бересты сшивали, при необходимости – в несколько слоёв, еловыми корнями, получая большие полотнища – тиски.

Учитель.

Ребята, в 1995 году инициативной группой, по просьбе жителей Ханты-Мансийска, относящихся к коренным народам Севера был создан Центр культуры коренных народов Севера. Центр входит в состав окружной ассоциации «Спасение Югры».

^ Цели деятельности: возрождение обычаев, традиций этнических групп, сохранение и развитие национальной культуры. При центре работают кружки пошива национальной одежды, декоративно-прикладного искусства (бисер, мех, кожа, береста, корнеплетение), кружок по изучению родного языка, секция по национальным видам спорта.

Учитель. Наша игра подходит к концу. Итак, в тяжёлой и упорной борьбе победила команда… За упорство, за волю к победе награждается команда…

Награждение лучшего игрока.

Учитель.Спасибо командам за участие, гостям – за внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассное мероприятие : Брейн-ринг Тема «Культура и быт коренных народов Югры» iconВнеклассное мероприятие Брейн-ринг «Знай и люби родную природу!»
За 2 недели объявляется о предстоящем мероприятии. Класс делится на 3 организаторские группы помощников по желанию

Внеклассное мероприятие : Брейн-ринг Тема «Культура и быт коренных народов Югры» iconБрейн-ринг. Внеклассное мероприятие по химии
На отдельной парте оформлена выставка работ учащихся, на которой представлены лучшие рефераты, доклады, поделки и рисунки

Внеклассное мероприятие : Брейн-ринг Тема «Культура и быт коренных народов Югры» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку: «Лингвистика: вопросы...
Духнова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы моу сош №7 Центрального района г. Волгограда

Внеклассное мероприятие : Брейн-ринг Тема «Культура и быт коренных народов Югры» iconМероприятия, посвящённые празднованию Международного дня коренных...
Мероприятия, посвящённые празднованию Международного дня коренных народов мира (9 августа)

Внеклассное мероприятие : Брейн-ринг Тема «Культура и быт коренных народов Югры» iconМероприятия, посвященные празднованию Дня коренных малочисленных...

Внеклассное мероприятие : Брейн-ринг Тема «Культура и быт коренных народов Югры» iconМероприятия, посвященные празднованию Дня коренных малочисленных...
Когалым, пересечение улиц Магистральная, Береговая и проспект Нефтяников (район ж/д вокзала)

Внеклассное мероприятие : Брейн-ринг Тема «Культура и быт коренных народов Югры» iconУрок-игра «Знаешь ли ты причастие?»
Вступительное слово учителя. Наше внеклассное мероприятие посвящено теме «Причастие» Пройдет оно в новой для вас форме. Это – брейн-ринг....

Внеклассное мероприятие : Брейн-ринг Тема «Культура и быт коренных народов Югры» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку и литературе Тема: «Интеллектуальный ринг»
Развитие творческих способностей учащихся, навыков работы в группе; интеллектуальных возможностей и эстетического вкуса

Внеклассное мероприятие : Брейн-ринг Тема «Культура и быт коренных народов Югры» iconВнеклассное мероприятие в 6 классе. Тема: «Зимняя сказка»
Хмао-югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Нижневартовская специальная (коррекционная)

Внеклассное мероприятие : Брейн-ринг Тема «Культура и быт коренных народов Югры» iconМатематический брейн ринг



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница