Зачетные задания по курсу
«Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом»
для студентов 5 курса заочного отделения 1. Разработать план – конспект урока изобразительного искусства (программа, класс, вид занятий и тема выбираются студентами самостоятельно) с учетом современных требований (Госстандарт начальной школы по образовательным областям «Технология» и «Искусство»). Особое внимание уделить формулировке учебных задач урока, этапам урока:
а) «постановка и анализ натуры»;
б) педагогический рисунок;
в) анализ творческих работ учащихся;
г) итог урока.
2. Подготовиться к ответам на контрольные вопросы по курсу «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом».
3. Подготовиться к выполнению педагогического рисунка мелом на доске (изображение листьев, овощей, фруктов, насекомых, птиц, животных, натюрморта, фигуры человека в движении).
^
«Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом»
1. Каковы цели и задачи традиционного обучения младших школьников изобразительному искусству?
2. Охарактеризуйте содержание обучения изобразительному искусству в начальной школе по Госстандарту (образовательные области «Технология» и «Искусство»).
3. Дайте общую характеристику альтернативных программ по изобразительному искусству в начальной школе.
4. Что такое «натура»? Как анализировать натурную постановку на уроке рисования с натуры?
5. Назовите критерии оценки творческих работ учащихся и рисунков, выполненных с натуры.
6. Что такое композиция? Назовите базовые принципы композиции. Что Вы знаете о правилах, приемах и средствах композиции?
7. Что такое перспектива? Назовите элементы перспективы. Что Вы знаете о видах и закономерностях перспективы?
8. Что такое «узор», «орнамент», «ритм»? Дайте им определение, приведите примеры.
9. Охарактеризуйте содержание декоративного рисования в начальной школе. Как развивать у младших школьников умения в кистевой росписи по мотивам народных промыслов.
10. Какие народные промыслы Вы знаете? Назовите их отличительные особенности. ^
по курсу
«Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» Задания
для самостоятельной работы студентов
Тема: «Урок как основная форма организации учебной работы по изобразительному искусству в начальной школе»
№
п/п
| ^
| Кол.
час.
| Форма
отчетности
| 1.
| Расскажите о формах организации обучения на уроках ИЗО в начальной школе.
|
| собеседование
| 2.
| Какова сущность урока изобразительного искусства в начальной школе?
|
| собеседование
| 3.
| Расскажите о структуре урока изобразительного искусства.
|
| собеседование
| 4.
| Дайте классификацию уроков изобразительного искусства в начальных классах.
|
| собеседование
| 5.
| Какова роль учителя в подготовке и организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства в начальной школе?
|
| собеседование
|
| ВСЕГО:
| 8ч.
|
|
^
по памяти, по представлению»
№
п/п
| Содержание задания
| Кол.
час.
| Форма
отчетности
| 1.
| Какова цель и задачи обучения и развития младших школьников на уроках рисования с натуры?
|
| собес6едование
| 2.
| Расскажите об оборудовании уроков рисования с натуры и подготовке учителя к уроку изобразительного искусства.
|
| собеседование
| 3.
| Каковы принципы и критерии оценки рисунков школьников. Расскажите о методике проверки детских рисунков?
|
| собеседование
| 4.
| Разработайте план-конспект урока рисования с натуры (традиционная программа; класс и тема урока выбираются студентами самостоятельно).
|
| собеседование
план-конспект урока рисования с натуры
|
| ВСЕГО:
| 12ч.
|
| ^
№
п/п
| Содержание задания
| Кол.
час.
| Форма
отчетности
| 1.
| Дайте определение живописи. Назовите ее основные виды.
|
| собеседование
| 2.
| Выберите несколько репродукций картин из учебника (авторы Кузин В.С., Кубышкина Э.И.) и расскажите о значении цвета в этих произведениях.
|
| собеседование
| 3.
| Что такое спектр? Назовите спектральные цвета.
|
| собеседование
| 4.
| Какие цвета называются хроматическими, а какие ахроматическими?
|
| собеседование
| 5.
| Назовите три основных свойства цвета и охарактеризуйте их.
|
| собеседование
| 6.
| Какие цвета называют холодными, а какие теплыми? Назовите их по своему набору красок или по цветовому кругу.
|
| собеседование
| 7.
| Какие пары цветов дополняют друг друга?
|
| собеседование
| 8.
| Как получить оттенки разного цвета?
|
| собеседование
| 9.
| Что такое локальный цвет предмета? Как он изменяется при различном освещении?
|
| собеседование
| 10.
| Выполните упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Приготовьте растворы двух красок. На бумагу положите несколько мазков каждой краской, пока краски не высохли, размойте и соедините их края кисточкой. Оба цвета как бы вливаются один в другой, благодаря чему при их смешении получаются интересные переходы от одного цвета к другому.
|
| упражнения
(акварель)
| 11.
| Сделайте упражнения по «вливанию» цвета в цвет. Возьмите несколько красок и накладывайте мазки так, чтобы один цвет чуть-чуть заходил на другой, пока краски еще не высохли. Попробуйте получить интересные переходы цвета в цвет, используя бумагу, смоченную водой.
|
| упражнения
(акварель)
| 12.
| Рассмотрите одни и те же предметы (помидор, огурец, кабачок, лук, апельсин, яблоко, лимон, грушу и т.д.) на разных по цвету фонах (синем, красном, белом, зеленом, желтом и т.п.). Расскажите, как изменялся видимый вами локальный цвет предметов на каждом фоне.
|
| собеседование
| 13.
| Составьте натюрморт из предметов в одной цветовой гамме или контрастных по цвету и светлоте. Полюбуйтесь красотой цветовых сочетаний, расскажите о чувствах, которые вызывает у вас этот натюрморт. Передайте свои впечатления в живописном этюде.
|
| этюд натюрморта
из предметов быта, овощей и фруктов
(акварель)
|
| ВСЕГО:
| 12ч.
|
| ^
№
п/п
| Содержание задания
| Кол.
час.
| Форма
отчетности
| 1.
| Что такое рисунок? Дайте его определение.
|
| собеседование
| 2.
| Какие виды рисунка вы знаете? Охарактеризуйте их.
|
| собеседование
| 3.
| Расскажите об истории развития рисунка у разных народов.
|
| собеседование
| 4.
| Перечислите художественные материалы, применяемые для рисунка.
|
| собеседование
| 5.
| Назовите имена выдающихся художников русской и зарубежной школ рисунка.
|
| собеседование
| 6.
| Составьте альбом набросков и зарисовок птиц, животных, растений и насекомых (разные изобразительные материалы).
|
| наброски и зарисовки, выполненные с натуры, по памяти, по представлению
| 7.
| Расскажите о методике обучения младших школьников рисованию птиц и животных с натуры, по памяти, по представлению.
|
| собеседование
|
| ВСЕГО:
| 12ч.
|
|
^
№
п/п
| Содержание задания
| Кол.
час.
| Форма
отчетности
| 1.
| Нарисуйте фигуру человека в определенном эмоциональном состоянии (грустным, величественным, усталым и др.), подумайте о том, с помощью каких средств художественной выразительности можно этого добиться. Выполните эти наброски карандашом, углем, фломастером, тушью и другими материалами.
|
| рисунки, наброски, зарисовки
| 2.
| Выполните упражнение – сделайте схематические наброски лиц и фигур людей (ябеды, задиры, весельчака, плаксы, толстого, тонкого, очарованного и т.п.)
|
| наброски
зарисовки
| 3.
| Нарисуйте по памяти и воображению фигуру человека в движении с учетом какой-либо профессии.
|
| наброски
зарисовки
| 4.
| Нарисуйте алфавит, в котором каждая буква будет напоминать фигуру человека.
|
| наброски
рисунки
| 5.
| Нарисуйте фигуру человека, состоящую из геометрических форм: только из кругов, только из треугольников, только из цилиндров и т.д.
|
| наброски
рисунки
| 6.
| Нарисуйте фигуры мальчика и девочки в движении, при этом разбейте форму на участки, каждый из которых заштрихуйте по-разному.
|
| рисунки (тушь, гелевая ручка)
| 7.
| Нарисуйте портреты мальчика и девочки так, чтобы изображение лица в фас и профиль воспринимались одновременно. Можно использовать соприкосновение и взаимопроникновение форм, контрастные цветовые сочетания.
|
| этюд (акварель, гуашь)
| 8.
| Придумайте и нарисуйте свои варианты причесок. Попробуйте подобрать прическу для человека озорного, скромного, веселого, аккуратного, несмелого, модного, хитрого, сильного и т.п.
|
| рисунки, наброски, этюды
(разные изобразительные материалы)
| 9.
| Выполните динамическую таблицу: рисование куклы с натуры (карандаш, акварель).
|
| динамическая таблица
| 10.
| Расскажите о методике обучения младших школьников рисованию фигуры человека с натуры, по памяти, по представлению.
|
| собеседование
|
| ВСЕГО:
| 20 ч.
|
|
|