ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(2012 – 2013 учебный год)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 4 КЛАССОВ)
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации: 4 года Автор программы: Ананьева С.С учитель начальных классов, Никитенко Г.В учитель начальных классов.
г. Новый Уренгой
2012
^
Воспитывать – значит, всеми силами стараться сохранить в ребенке святое детское желание быть хорошим, любить и нравиться окружающим.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации свободного времени ребенка. Именно сейчас для учащихся должна быть создана система, в которой каждый ребенок будет вовлечен в исследовательскую деятельность, творческие занятия, спортивные мероприятия. В результате чего они научатся изобретать, выполнять исследовательские проекты, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Организация работы образовательного учреждения в режиме полного дня - это социальный заказ жителей отдаленного района города. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Новизна программы заключается в том, что главной заботой педагога становится не благополучное поведение ребенка или класса, не знание правил поведения, не тренаж, чтобы выработать у ребенка привычку правильного поведения в обществе, а забота о благополучии мотивационно - потребностной сферы ребенка. Чтобы воспитанник не переставал хотеть быть хорошим.
Подход к воспитанию в ходе внеурочной деятельности рассматривается не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потребностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого.
В ходе реализации программы наука воспитания следует и подчиняется закономерностям развития природы ребенка, делает объектом познания его внутренний мир, целью практической деятельности – научение ребенка умению жить, в сущности, самому главному умению в жизни: взаимодействовать с другими в формах культурного поведения и получать от этого удовольствие.
В наше время воспитание является важным условием формирования ребенка как личности. На сегодняшний день это актуально потому, что происходит:
- расслоение населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
- увлечение детьми различными средствами массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
- резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
- неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
- разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
- экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
- разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
- нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
Актуальность программы заключается в том, что человек постоянно должен делать выбор среди альтернатив: действовать или не действовать, сказать или промолчать, идти вперед или отказаться. Тот, кто постоянно и последовательно делает шаги в неизвестное, ставит новые жизненные цели, берет на себя ответственность – тот развивается, актуализируется, реализует себя. Он совершает поступки, он делает из себя личность. Программа внеурочной деятельности поможет воспитанию высших ценностей человека: представлению о добре, истине, совершенстве, гражданских идеалах.
Подлинное становление личности возможно лишь тогда, когда ребенок освоит искусство жить в коллективе, но при этом оставаться самим собой, индивидуальным, органичным, независимым!
^
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовывать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческий, познавательный, спортивный, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
^ создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
^
Обучающие:
учить детей проявлять свои интересы на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
обучение сотрудничеству и сотворчеству за счёт организации социально-ориентированной деятельности, реализации проектов, исследовательских программ, включение всех участников образовательного процесса в продуктивное взаимодействие с социумом;
обучение основам здорового образа жизни школьников.
Развивающие:
формирование академической мобильности за счет использования практико-ориентированных форм, методов и технологий обучения, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
формирование личности на основе интеллектуального, эмоционального и социального развития;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
формирование у школьников и их родителей культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни.
Воспитательные:
формирование активной гражданской позиции, воспитание уважения к законам, правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
формирование полноценного физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся в соответствии с их возрастом.
^ данной программы от уже существующих заключается в выделении разноакцентированных пространств, согласно которым, работа ведется не по одному конкретному направлению, а охватывает: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления.
Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья – школа».
Программа внеурочной деятельности рассчитана для учащихся 1 – 4 классов.
^ – 4 года.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на работу с учащимися в режиме группы продленного дня, где созданы условия для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня.
Формы проведения занятий:
проведение спортивных мероприятий;
походы и экскурсии;
выставки творческих работ учащихся;
работа кружков и спортивных секций;
проведение предметных недель и библиотечных уроков;
олимпиады, конференции, конкурсы, деловые игры;
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
уроки мужества;
смотр строя и песни;
написание летописи родного края;
проведение акций;
проведение трудовых десантов;
проведение тематических бесед.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
^
| Будут знать
| Будут уметь
| Сформированы и закреплены личностные качества
| ^
| 1-ый
| Базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
| Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
| Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
| Наблюдение.
| 1-ый
| Нормы поведения в классе, в школе.
| Употреблять различные словесные формы вежливости.
Совместно трудиться на общее благо.
| Интерес, мотивация к учению.
Умение выслушивать своего товарища.
| Наблюдение.
| Манеры поведения культурного, воспитанного человека.
| Подчинять свои желания требованиям взрослых.
Работать сообща, согласовывать свои действия друг с другом.
Идентифицировать себя со сверстниками.
| Чувство ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих.
Умение признавать свои плохие поступки.
Чувство собственного достоинства.
Сознание важности исполнения роли «хорошего ученика».
Стремление к осмыслению: объяснение, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» с позиции известных и общепринятых правил.
| Наблюдение. Беседы.
| 1-ый
| Историю своей Родины, историю Великой Отечественной войны, героическое прошлое ветеранов своего посёлка.
| Готовить сувениры и памятные открытки на заданную тему.
| Патриотическое отношение к прошлому, уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Чувство гордости и патриотизма.
| Выставки,
конкурсы,
концерт.
| Правила безопасности дорожного движения, правила передвижения пешеходов по проезжей части.
| Пользоваться своими знаниями в области безопасности дорожного движения при нахождении на проезжей части и по маршруту «школа – дом» -«дом - школа».
| Уважение ко всем участникам дорожного движения.
| Наблюдение,
конкурсы,
викторины,
мини-спектакли.
| Суть проектной деятельности.
| Выбирать вид деятельности.
Поэтапно решать проектные задачи.
| Опыт решения проектных задач.
| Создание проектов.
Защита проектов.
Портфолио.
Карта успеха.
| Особенности определенных видов профессиональной деятельности.
| Применять свои знания в игровой деятельности.
| Стремление быть разными в обществе.
| Экскурсии.
Конкурсы.
| ТБ при проведении спортивных мероприятий.
| Соблюдать технику безопасности.
| Заботливое отношение к своему здоровью.
| Спортивные соревнования.
День здоровья.
| 1-ый
| Элементарные представления о хозяйственной деятельности человека.
|
| Любовь к труду, уважение к книге, к природе, к окружающим людям.
Бережное отношение к хлебу.
| Наблюдение.
Беседы.
| Понятия «добро», «зло», «терпимость».
| Анализировать и оценивать свои поступки.
Сопереживать чувствам других, не похожих на тебя людей.
| Сознание того, что все люди разные, но все равны в своих правах.
Способность оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре.
| Беседы.
| Правила личной гигиены.
| Применять правила гигиены в повседневной жизни.
| Аккуратность и потребность к личной гигиене.
| Наблюдение.
Беседы.
| Основы здорового образа жизни.
| Правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений
| Бережное отношение к своему здоровью и здоровью всех живых существ.
| ОФП
| 1-ый
| Способы и особенности движения и передвижения человека.
Терминологию разучиваемых упражнений.
Физические качества и правила их тестирования.
| Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований.
Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
| Мотивация к укреплению своего здоровья посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма.
Совершенствование жизненно-важных умений и навыков посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта.
| Спортивные конкурсы.
Спартакиады.
Турниры.
| Правила использования закаливающих процедур, укрепления здоровья, профилактика нарушений осанки.
| Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей организма совершенствование жизненно-важных умений и навыков.
| Элементарные знания о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья.
| Спортивные конкурсы.
Спартакиады.
Турниры.
ОФП.
| 1-ый
| Причины травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения
| Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
| Представления об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий.
Дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость.
|
| 2-ой
| Базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий человек».
| Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
| Чувство любви, уважения, благодарности и восхищения к членам семьи, чувство гордости за свою семью.
| Мониторинг, зачет, защита творческих работ.
| Общечеловеческие нравственные ценности, разницу между добром и злом, этические нормы поведения. Историю своей семьи, культурные традиции семьи и страны.
| Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: общепринятых правил человеколюбия, уважения к труду, культуре ценностей.
| Уважение к своему народу, к своей родине.
Проявление к сверстникам доброжелательного отношения.
Стремление к общению и взаимодействию
| Конкурсы.
Турниры.
Викторины.
Беседы.
|
| Применять правила культурного поведения.
| Этические нормы поведения в обществе.
|
| 2-ой
| Творчество поэтов – земляков, с основными темами их поэзии, их поэтическими сборниками.
| Видеть красоту в простом и обыденном.
| Любовь к родному краю, к своим односельчанам.
Способность воспринимать прекрасное через поэзию.
| Практические работы.
Беседы.
Библиотечные уроки.
Экскурсии в музей.
| Основы использования метода проектов.
| Создавать проект.
| Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Сообразительность, память, логическое мышление.
| Создание проекта.
| Правила игры в мини-волейбол.
| Играть в мини-волейбол.
| Интерес к спорту, понимание и значение спорта в жизни человека.
Чувство ответственности друг за друга.
| Спортивные соревнования.
Турниры.
Подвижные игры.
Сдача нормативов.
| 3-ий
| Базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справед-ливость», «желание понимать друг друга».
| Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
| Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
| Мониторинг.
Беседы.
Наблюдение.
|
| Общечеловеческие ценности: справедливость, свобода, демократия, российские гражданские ценности важные для всех граждан России.
|
| Ответственность, симпатия, потребность личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.
Стремление к самоопределению осознанию себя гражданином России.
|
|
| Принципы жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще.
| Поддерживать других, когда они делают ошибки.
Разбираться в самих себе и понимать других людей.
| Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
| Наблюдение.
Познавательные мероприятия.
|
| Правила бережного отношения к здоровью человека и к природе, потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
| Вести безопасный, здоровый образ жизни.
| Сопереживание другим в радостях и бедах и проявление этих чувств в добрых поступках.
| Беседы.
Деловые игры.
|
| Правила отказа от вредных привычек.
| Формулировать простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан.
| Умение отделять оценку поступка от оценки самого человека, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
| Деловые игры.
Беседы.
|
| Основы позитивного отношения к базовым ценностям общества, к образованию и самообразованию.
| Признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание).
| Коммуникативные возможности учащихся, умение правильного общения в обществе.
|
|
| Выбор действия в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей) важных для всех людей.
| Использовать метод проектов, самостоятельно выбирать темы проекта, искать, систематизировать и оформлять интересующую информацию.
| Стремление к активной интеллектуальной деятельности.
Творческая самостоятельность.
| Защита проектов.
Работа в библиотеке.
| 4-ый
| Историю и культуру своего народа, своей страны, государства.
| Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
| Духовно-нравственные качества и гражданская позиция.
Чувство ответственности за то, что происходит вокруг: в стране, в городе, в семье, в подростковой компании.
| Беседы. Тематические праздники. Викторины. Диспуты.
|
| Ценности культур других народов.
| Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов.
| Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
Идентифициро-вать себя с принадлежнос-тью к народу, стране, государству.
| Библиотечные уроки. Практические занятия.
|
| Базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость» «желание понимать друг друга»,
| Анализировать собственные поступки и поступки сверстников.
Доказывать свою правоту, признавать правоту других людей.
| Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
| Деловые игры. Беседы. Наблюдение. Экскурсии.
|
| «понимать позицию другого», «народ», «национальность»
| Оценивать свою жизненную позицию, единства слова и дела.
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
| Эмоционально-нравственное, практически-деятельностное отношение к окружающей среде.
Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов.
| Познавательные игры.
|
| Основные нравственно-этические понятия.
| Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
| Сформированы стереотипы, направленные на сохранение здоровья и предупреждение социально-обусловленных заболеваний.
| Беседы. Наблюдение. Портфолио.
|
| Моральные нормы, правила этики.
| Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
| Доброжелательность, инициативность, активность.
Интерес родителей и детей к совместной деятельности.
| Диспуты.
Деловые игры.
Беседы.
|
|
| Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
| Коммуникативная этическая, социальная, гражданская компетентность.
|
|
| Общественные нормы, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
| Различать основные нравственно-этические понятия.
Соотносить поступок с моральной нормой.
Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.).
| Ценностная ориентация, осознание приоритетов нравственного поведения.
Способность формулировать нравственные суждения.
Уважительное отношение к своему поселку, школе.
|
|
| Основы социального опыта.
| Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.
Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
| Стремление к осознанию себя ценной частью многоликого мира: уважение к иному мнению, истории и культуре других народов и стран, к самоопределе-нию.
|
|
|
| Реализовывать социальные проекты по самостоятельно выбранному направлению.
| Позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностные отношения к социальной реальности в целом.
|
| |