Исследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина




Скачать 229.01 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина
Дата публикации21.11.2014
Размер229.01 Kb.
ТипИсследовательская работа
www.lit-yaz.ru > Культура > Исследовательская работа
Негосударственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Семеновский колледж экономики и менеджмента»

Исследовательская работа по литературе

На тему:


Цветовая гамма в творчестве С.А.Есенина


Голубева Ирина Алексеевна

преподаватель русского языка и

литературы

г.Семенов, 2014

Тип урока: комбинированный

Цели :

1) Закрепить знания обучающихся об основной цветовой гамме в творчестве С.Есенина и выборе ее поэтом в разные периоды творчества.

2)Развивать у обучающихся способность к определению сущностных характеристик художественного произведения, умение самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации художественного текста, прививать навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

3) Воспитывать у обучающихся желание самостоятельно подходить к творческой и поисковой деятельности, работая в группах.
Методы работы: групповая работа, поисковая частично-исследовательская, лингвистический анализ текста (нахождение ключевых слов).
Оборудование: портрет Есенина, слайды, книжная выставка.


План урока

  1. Исследование цветовой гаммы лирики С.А.Есенина.

  1. Основная цветовая гаммы в стихах Есенина.

  2. Цветовая палитра стихов разных периодов жизни Есенина.

  3. Соотнесение душевного состояния поэта с выбором определенной гаммы цветов.

    1. Психологическое обоснование выбора цветовой гаммы в лирике С.Есенина по тесту Люшера.

    2. Соотнесение душевного состояния поэта и цветовой гаммы его стихов разных периодов жизни.

. 2. Многообразие цветовой гаммы стихов - одна из особенностей лирики

Есенина .

Цель исследования

Проанализировать лирику С. Есенина, объяснить выбор цветовой гаммы в стихах разных периодов творчества поэта.

Задачи исследования:

1. Условно разделить творчество поэта на периоды.

2.Исследовать цветовую гамму стихов Сергея Есенина в разные периоды его творчества.

3.Соотнести душевное состояния Сергея Есенина с выбором определенной цветовой гаммы в стихах в соответствии с тестом швейцарского психолога М. Люшера.

4. Подвести итог.

Используемая литература

1. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.

2. В. Леднева : Выступительная статья сборник «Сергей Есенин».

3. Захаров А. Н. Поэтика Есенина. – М., 1995

4.Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Есенин С. А. 1995-2002. Т. 7. Кн. 1. - С. 367-371

5.Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы/Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина, Е.С.

6.А. Марченко Поэтический мир Есенина.– 2-е изд. – М., 1989.

7.М. Щеглов “ Есенин в наши дни ”, ж. “ Новый мир ” №3 1956 г.

8.Сборник статей. изд. Современник , Сергей Есенин. Проблемы творчества. Составитель

П. Ф. Юшин, Москва 1978 г.

9.Степанова Д. под ред. Т.Н. Андреевой. – М.: Дрофа, 2005. «С.А.Есенин»

10.Ю. Прокушев изд. “ Новая Россия ”, “ Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха ”, Москва 1979 г.

1.Что вам понравилось на уроке?

2.Узнали ли вы что-то новое об особенностях лирики Есенина?

^ Исследование цветовой гаммы лирики Есенина

1) Основная цветовая гамма в стихах С.А.Есенина.

В поэзии поэта преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге,

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.1

Как национальный народный поэт Сергей Есенин воплотил в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что, мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии, в “ Слове о полку Игореве ”. Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. О знаменитом Дионисии его современники говорили, что он “ аки дымом пишет ”. Эта синяя дымка полюбилась и Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показали, что самым распространённым эпитетом оказался “ синий ”. Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истиной, перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку.

Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно: в прозрачном холоде заголубели долы, летний вечер голубой, голубизна презримой гущи, синяя вьюга, только синь сосёт глаза.

Есенин считает, что в самом имени “ Россия ” спрятано что-то “ синее ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: “ Россия! Какое хорошее слово… И “ роса ”, и “ сила ”, и “ синее ” что-то! ” Синий цвет поэт считал не бытовым, а как бы символическим, означающим “ божественность”! Эпитет «синий» встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.

Синие: платок, рюмка, глаза, вода, залив, небо, море, брызги, сумрак, мгла, воздух, туман ночи, ширь, вьюга, дали, вечер, май, осень, день, час, лязг, край, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, руки, счастье, овечка, голубь, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол.

Подчёркивая перекличку зрительных, цветовых эпитетов между поэзией Сергея Есенина и «Слово о полку Игорева», можно отметить особое, пристратное употребление эпитета “ синий ” в древнерусской поэме: Синие молнии; Синее вино; Синяя мгла …

Нет ни увяданья, ни смерти, осень - золотых дел мастер - “ золотит холмы ”. Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив “ погибшей души ”, врывается горький желтый цвет:

Весною солнцем на лугу

Обвита желтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога.

Желтая дорога - дорога в никуда.1

***

В оттенках желтого выдержан и автопортрет поэта:

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я из ржи2

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: о Русь - малиновое поле; тлеется дым, у малиновых сёл.

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаше заменяет малиновые “ земли ” менее изысканными цветами: на лазоревые ткани; алый мрак в небесной черни; красной водой поливает восход; выткали на озере алый свет зари;

С алым цветом у Есенина сливается женский облик:

^ С алым соком ягоды на коже,

Нежная красивая была.

На закат ты розовый похожа

И как меч лучиста и светла.3

Интересно Есенин общается с золотом и серебром . Золото-серебро служит как бы рамой в стихотворении “ Табун ”.

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление двух цветов - белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного - для показа злых сил. Такая символизация цветом была обычной в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме “ Чёрный человек ”, где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому.

Маячить больше невмочь.

^ Черный человек,

Черный, черный,

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.1

Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где, совместив отраженья можно получить необходимый цвет. В стихотворении “ В том краю, где желтая крапива… ” опрокидывает в озеро желтую крапиву и синюю “ гущу леса ” и получает “ зелень озёр ”. Краски в стихотворениях ложатся то густо, то чуть приглушенно: топи да блата, синий плат небес; ярче розовой рубахи…

В своем творчестве Сергей Есенин демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ “ крашения ”. В стихотворении “ Дымом половодье ” первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила жёлтые поводья месяца рыжие, побуревшие за зиму стога.

Общий тон плана - жёлтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в двух цвета: жёлтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие чёрного цвета, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту: дымом половодье; зализало ил; жёлтые поводья; месяц уронил еду на баркасе; тычусь в берега церквами у прясел; рыжие стога; заунылым карком; в тишину болот, чёрная глухарка; к всенощной; зовет роща синим мраком; кроет голытьбу; помолюсь украдкой; за твою судьбу.1

В есенинской цветовой азбуке много натуральных, естественных красок. Даже оторвавшись от предмета, цветовой образ не утратил предметности: волосы не просто желтые, а светлые, румянец не розовый, а именно ягодного оттенка, седина в бороде отца “ яблочного ” цвета. Все оттенки цветов поэта нестандартные, необычные, интересные и изысканные.

Есенин обладал глазом, очень тонко воспринимающим “ цветовые характеристики природы ”. В его стихах нет однообразия. Как только пейзаж становится чересчур однообразным, зелёным, Поэт вводит в лирический ландшафт алый, красный цвет. Наряжает свою “ деву Русь ” в алые одежды, не забывает бросить ей на плечи “ зелёную шаль ”:

“ Не твоя ли шаль с каймою зеленеет на ветру ” - деталь, прекрасно дополняющая “алый наряд”. Основной тон поэмы “ Пугачёв ” - медно-грязно-желтый: луна, как желтый медведь; желтые кошки казацких голов; зари желтый горб…

В других стихах основная гамма - желто-голубая:

О Азия, Азия! Голубая страна,

Обсыпанная солью, песком и извёсткой.2

Есенин обращает внимание на голубой цвет, так же , как и природа нашла единственно возможный дополнительный цвет к грубо-рыжим среднеазиатским пескам. У Есенина врожденная точность художественного зрения. Он, как и Петров-Водкин, использует классическое трехцветке: под красным вязом крыльцо и двор; луна под крышей как злат бугор; на синих окнах накапал лик.

Но поэт может создавать один цвет из множества оттенков:

Желтый: рыжие щенята, ржаной закут, золотящиеся рогожи, золотые глаза.

В стихотворение «Песнь о собаке» больше всего преобладают желто-рыжие оттенки:

Утром в ржаном закуте

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят…1

***

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег…2

В поэзии Есенина много образов-символов. Например: лебеди - символ красоты. Есть символическое значение и у цветовых эпитетов, так, например:

^ Красный конь ” - символ революции

розовый конь ” - образ молодости

чёрный конь ” - предвестник смерти.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.3

^ 2) Цветовая палитра в стихах разного периода жизни поэта.

Условно все творчество поэта Сергея Александровича Есенина можно разделить на три периода:

^ 1914 – 1915 – Первый период

Цвета первого периода – «чистые», незамутненные, сочные: синий, золотой и солнечный, красный, белый, серый.
Ведущий цвет – синий, цвет неба.
Серый цвет – не для неба, для земли: «серая стежка», «серым веретьем» стоят шалаши.
Даже черный цвет, единожды используемый («черная гать»), не нарушает умиротворенного гармоничного пейзажа «родимой стороны».

Поэт в этот период наслаждается жизнью, все его мысли, чувства чистые, светлые.

В лирике этого периода, употребляются, такие красочные и яркие эпитеты, как «скирды солнца», «зеленя», «синий плат небес», «хвойная позолота», «стежка серая», «синь сосет глаза», «зеленые лехи», «черная выть», «синяя гать», «серым веретьем стоят шалаши», «красный костер окровил таганы», «белые веки луны», «в пятнах зари», «оловом светится лужная голь».

^ 1920-1921 – Второй период

Во второй период главенствует черный цвет, он, как и образный строй второго периода, тоже связан с мотивом смерти: «черная гибель», «черная жуть», «черная горсть» – «не живые» ладони.
Синий цвет «спускается» на землю: «синие чащи», используется голубой цвет: «тропа голубого поля», «голубая степь».
Белого цвета нет, зато использовано слово «выбель».

Есенин переживает события, происходящие с его Родиной – время разочарования в революции, неприятия Есениным братоубийственной Гражданской войны и того социализма, который строили большевики. Трансформируется и гамма золотисто-желтых оттенков: вместо «позолоты» ржавый и рыжий цвета, причем – «ржавая мреть», родственная со «смертью». Определение обреченного на гибель жеребенка – «красногривый» – единственное упоминание красного цвета. Отсутствует зеленый цвет, потому что в стихотворениях второго периода нет даже упоминания о лесе. Обратим внимание на то, что лес, обеспечивающий гармоничное существование человека, был неизменной частью каждого пейзажа в стихотворениях первого периода.

Отношение к природе поэта относительно цветовой гаммы меняется в лирике второго периода, часто используются такие эпитеты как «золотистое пламя», «телесного воска свеча», «тропа голубого поля», «черная горсть», «красногривый жеребенок», «синие чащи», «стадо рыжее», «молоко берез», «черная жуть», «голубая степь», «снежная выбель», «рыхлая выбель», «черная гибель», «желтый труп», «яд белесый», «осеннее олово», «в черной жути»,
«ржавая мреть».



^ 1924—1925 – Третий период.

В лирику третьего периода возвращается золотой цвет, но, как правило, он связан с воспоминаниями о светлом прошлом («золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба»), и белый («спит черемуха в белой накидке»). Черный цвет практически исчезает, серый цвет «поднимается» и характеризует высь, небо – «серенький ситец небес». Заметим, что в стихотворениях второго периода серый цвет определял уже не землю («стёжка серая» в стихотворении 1914 года), а даль – «осеннее олово».

В стихах этого периода остаются эпитеты, в которых преобладают голубые цвета, но еще добавляются другие эпитеты: «серенький ситец небес», «седые журавли», «розовая вода», «нивы, златящиеся во мгле», «жидкая луность», «несказанное, синее, нежное», «золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба», «синий май», «черемуха в белой накидке», «голубая прохлада».



^ Исследование по тесту Люшера1

Для того, что бы произвести более точное исследование я решила рассказать о выборе цветовой гаммы поэта, с научной точки зрения. Это позволит дать более многогранное объяснение цветовой лексики Сергея Есенина. Для этого мы воспользуемся психологическим тестом.

Существует так называемый «Тест Люшера», который позволяет определить настроение, душевное состояние человека по цветовой гамме.

Известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости

между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его

текущим психологическим состоянием.

Из имеющихся в арсенале психологов тестов только тест

швейцарского психолога М.Люшера может дать

такую глубокую и обширную, свободную от сознательного контроля

испытуемого характеристику его внутренних диспозиций. Применение теста

не ограничивается ни интеллектуальными, ни языковыми, ни возрастными

рамками, ни состоянием, в котором находится испытуемый.

Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности.

После завершения тестирования по цветовой гамме, экспериментатор подсчитывает число выборов в пользу каждого цвета и записывает их количество в таблицу «оценочных чисел». (см.слайд 26)


^ Основы интерпретации цветового теста Люшер

Ядро теоретической концепции М. Люшера составляют два понятия — «структура» и «функция» цвета.

Под «структурой» цвета понимается устойчивое, общее для всех людей, независимо от расы, культуры, образовательного уровня, пола и возраста значение этого цвета. «Структуру» можно назвать «объективной» стороной цветового воздействия. В таблице приводится «структура» 4-х «основных» цветов по М. Люшеру. «Функция» - то чем движет человеком, воздействие окружающей среды.

Так же тес предполагает разделение на автономность и гетерономность.


«Автономность — гетерономность» отражает, «характер» цвета, его «силу» и «доминирование»: «автономность» — означает независимость от внешних влияний и способность самому оказывать влияние. По М. Люшеру, это качество присуще красному и зеленому, в противоположность синему и желтому, которым свойственна «гетерономность» — т.е. зависимость от внешних влияний. На психологическом уровне «автономность отражает самоопределение, произвольность, самостоятельность, а гетерономность — уступчивость, компромисс, покорность, избегание.

Цвета в тесте Люшера были подобраны таким образом, чтобы могли одновременно проявиться оба этих измерения.

В таблице теста Люшера приводятся психологические интерпретации личностных особенностей испытуемого, исходя из наблюдаемой «функции» цвета, представлены интерпретации для «не основных» цветов, описание их «структуры» или темы.


Ф-я

Цвета




Синий

Зеленый

Красный

Желтый

«+»

Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетво-рении, стремление к гармонии, чувстви-тельность

Напряжение воли. Само-утверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль.

Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность.

Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.



«х»

Готовность к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетво-рению

Само-определение, самообладание.

Застой, досада, раздражаемость.

Готовность к контактам









Серый

Фиолетовый

Коричневый

Черный

Стру
ктура

Отношение к коллективу, интеграция

Сенсиби-лизация. Магическо-эротическое отождествление.

Физические потребности организма.

Отношение к абсолюту (авторитет, судьба, смерть).

Ф-я
«+»

Отгора-живание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность, социальная изоляция.

Стремление очаровывать, чувственность, внушаемость.

Регресс к физическим потребностям, бегство от проблем.

Выражение протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение.



«х»

Ограниченная эмоциональная готовность к контактам. Отключениие.

Чувственность.

Потребность в комфорте и физическом удовлетворении.

Протест и уход от партнера или ситуации

«=»

Эмоциональная готовность к общению. Заинтере-сованность в социальных отношениях.

Сдерживает свои чувства. Рефлексия чувств. Щепетильность. Чувстви-тельность и обидчивость.

Разрядка физических потребностей.

Способность терпеть ограничения, идти на компромиссы. Соглашается с условиями.



«-»

Эмоциональная возбудимость, стремление к социальному успеху.

Подавление чувстви-тельности, контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку.

Подавление, вытеснение или торможение физических потребностей.

Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприим-чивость.


^ Соотнесение душевного состояния поэта с выбором цветовой гаммы

Благодаря исследованию мы выяснили, что в лирике первого периода Есенина преобладают сине-голубые, красные, зеленые цвета.

Согласно тесту Люшера зеленый и синий составляют «концентричную пару». Между ними существует «согласие» в том, что лучше сохранить уже имеющееся, чем претендовать на что-то новое. Синий «идет» вглубь, это цвет — «интроверт», «созерцатель», для которого важнее внутренние богатства, чем внешняя мишура. Он пытается преодолеть «тупое самодовольство» зеленого, который вообще не «хочет» никуда «идти», а оставаться на месте. Зеленый сдерживает движение синего вглубь, поэтому их сочетание выражает спазматическое состояние.

Синий — тип аскета, монаха, своеобразного «небесного ангела», согласно той же классификации.

Сине-зеленная гамма – это гамма цветов сопровождающая поэзию поэта на протяжении всех периодов творчества поэта. Это несознательная любовь к этим цветам С.Есениным, в очередной раз доказывает независимость поэта, красоту души и внутренне богатство.

^ Красный и зеленый цвета преобладают в первом периоде творчества С.Есенина¸ значит опираясь на тест Люшера, мы можем понять, что произведения, написанные в этот период писателем, независимы, все, что есть в его поэзии в этот период – это истинное выражение чувств, эмоций поэта. .

Значение голубого (синего) цвета - сила, важность, умиротворенность, интеллект

Значение красного цвета - любовь, страсть, тепло, радость, мощь

Значение зеленого цвета - рост, здоровье, природа, гармония .

Значение белого цвета - чистота, невинность, мягкость, женственность

Значение цветов, полученных смешением теплого и холодного цвета: цвета, имеющие свойства как теплых, так и холодных цветов, могут и успокаивать, и возбуждать. Это оттенки, полученные в результате соединения таких цветов, как синий и красный или синий и желтый. Хотя зеленый принято считать холодным цветом, он скорее относится именно к категории смешанных цветов.

Зная значения этих цветов, мы можем сделать вывод о том, что душевное состояние Есенина – легкое, непринужденное, умиротворенное. Его мысли чисты и вольны, он радуется красотам природы как ребенок, все его стихи легки, гармоничны, но в то же время точны и пронзительны.

В лирике второго периода преобладают золотой, ржавый, черный, красный.

^ Красный и золотой «понимают» друг друга как два «эксцентричных» цвета, они — пара «горячих коней», стремятся к «завоеваниям» новых территорий. Но желтый «безалабернее» красного, у него нет конкретной цели, кроме, как постоянного движения. Его нельзя «удовлетворить», он готов «бежать» бесконечно от чего угодно и куда угодно.

^ Красный и желтый цвета преобладают во втором периоде творчества писателя. Это значит, что выбирая эту цветовую гамму, С.Есенин невольно выражает свое душевное состояние. Его душа в этот период находится в смятении из-за сложившихся в стране политических конфликтов, а так как поэт очень любит свою родину, он искренне переживает и волнуется за нее.

По тесту Люшера преобладание таких оттенков означает эйфория, радость, оптимизм.

Значение золотого цвета - излишество, яркость, традиции

Значение серебряного цвета - тонкость, роскошь

Значение черного цвета - консерватизм, таинственность, утонченность

Благодаря характеристике цветов второго периода, мы можем понять, что душевное состояние Есенина переменчивое. Оно сменяется с веселого на подавленное и ностальгическое. Это говорит о том, что Есенин находится в смятении из-за сложившейся в стране ситуации. В его стихах отражается жестокость отношения людей друг к другу. Но в стихах так же отражается то, что Есенин находится на пике своего величия, он становится любимцем людей из всех слоев населения. Есенин роскошно живет, некоторое время проживает за границей, а стихи его по-прежнему остаются чувственными, но цветовых эпитетов в них становится меньше.

Мы выяснили, что в лирике третьего периода преобладают такие цвета как серый, оранжевый,

бежевый, коричневый, черный, красный, голубой. Эта цветовая гамма означает удовольствие, сдержанную элегантность, консерватизм.

Значение нейтральных цветов: нейтральные цвета помогают привлечь внимание к другим, более насыщенным цветам, или служат для того, чтобы немного приглушить слишком яркие цвета. Черный, коричневый, бежевый и золотой считаются в некоторой степени теплыми цветами, а белый, цвет слоновой кости, серебряный и серый - цветами холодными. Значение нейтральных цветов более динамично и размыто, поэтому они универсальны.

Душевное состояние Есенина третьего периода безмятежное, но порой взволнованное, стихи поэта более осознанные, более консервативные. В них нет безмятежных легких эпитетов, его стихи более точные, посвященные больше не природе, а государству, взаимоотношениям людей.

Но нестандартное мировоззрение, ощущение цветов у Есенина остаются неизменными.

^ Многообразие цветовой гаммы стихов – одна из особенностей лирики С.А.Есенина

В стихах Есенина незачем искать внешнего правдо­подобия: у него ворон может быть не привычно- черным, а желтым, сорока — золотой, лебедь — красным, тра­ва — голубой, прическа — зеленой, а шерсть собаки — синей. Человеку, лишенному воображения, непривыч­ный есенинский мир красок природы может показаться неестественным и нереальным. Но в том-то и состоит подлинная и глубокая правда жизни!

Есенин нередко видит природу обостренно, не только вблизи, но и на расстоянии, при определенном освещении или необыч­ном ракурсе. В результате один образ ассоциативно рождает другой, создавая магию высокой поэзии. В са­мом деле, разве тонко чувствующий человек не увидит вместе с поэтом плавающего в пруду белоснежного ле­бедя при тихом закате солнца красным? Розовым или красным белого коня солнечным весенним утром?

«И еще не одно поколение,— справедливо заметил поэт Степан Щипачев, — будет смотреть на средне- русский пейзаж глазами Есенина, повторяя про себя с изумлением строчки из его стихов. На таких стихах можно учиться постигать не только, глубины поэзии, но и тонкую кисть художника. В богатой поэзии Есенина, как и в устном народном творчестве, почти полностью отсутствуют чисто пейзажные стихи».

Воспеваемая им природа очеловечена: она дышит, двигается, живет, печалится и радуется вместе с человеком, как человек. Солнце у него, свесив ноги на бугор, глядит в озера или же, как кошка, трогает воло­сы поэта, «месяц в облачном тумане водит с тучами игру», а луна хохочет, как клоун. Резвый ветер засыпает, а проснувшись, роняет с кудрей шапку; он может петь и плакать.

Стихи поэта по-народному песенные, мелодичные, музыкальные, имеющие разнообразную цветовую гамму, не случайно многие из них стали популярными песнями.

Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что
цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное
определение мысли. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел
передать эмоциональные тончайшие оттенки, изобразить самые интимные движения
души. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений,
романтичность, одухотворённость, скорбь, радость. Там, где,
казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно
воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся
картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает
новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое мерцает и
переливается в есенинских стихах. По мысли Потебни »… любовь к чистым и ярким краскам- свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания.» Обладая таким свойством,
поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от
реального мира.

Стоит подчеркнуть, что независимо от жизненных переживаний и трудностей, радостей и горечей, в стихах С.Есенина всегда неизменно присутствует голубой цвет, который сопровождает творца на протяжении всей его жизни. Есенин несознательно использует данную гамму, не зная, что этот цвет обозначает - силу, важность, умиротворенность, интеллект. Именно выбирая этот цвет не на подсознательном уровне, писатель сам дает оценку своему творчеству и себе как человеку. Это в очередной раз подтверждает, что Сергей Александрович Есенин сильный, мужественный человек, обладающей широкой, необъятной и безумно красивой душой!
Домашнее задание:1) составить коллаж по лирике С.Есенина, используя материалы сегодняшнего урока ,раскрыть цветовую гамму лирики Есенина. 2) Написать творческую работу:» Роль цвета в лирике Есенина».( по выбору).

^ Памяти Сергея Есенина посвящается:

Есенин - сын земли раздольной,

Где липы, ивы, тополя.

Красу познав, России вольной,

Воспел родимые края.
Воспел берёзовые рощи,

Опавший клен, хоть сам зелёным был.

И ширь полей и нивы и покосы,

В скуфье, где иноком ходил.
Ждала, грустила мать старушка,

В селе, где был храним от бед.

И в сновиденьях виделась избушка,

И лился с неба несказанный свет.
Но отгорел костёр рябины красной,

Ушла с души, сиреневая цветь.

И в день холодный и ненастный,

Погасла жизнь, ей больше не гореть.
Как все, он в этом мире странник,

На миг, зашедший в дом земной,

Ушедший к Богу, как избранник,

С затихшей пламенной струной.1

Владимир Волков

Использованная литература

  1. Андреева Т.Н., Кузина Е.С.Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы

  2. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

  3. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995-2002.Т. 7. Кн. 1

  4. Захаров А. Н. Поэтика Есенина. – М., 1995.

  5. Марченко А. Поэтический мир Есенина. изд. «Советский писатель», Москва, 1989 г.

  6. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха , изд. “ Новая Россия ”, Москва, 1979 г

  7. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Проблемы творчества, изд. Современник, Москва, 1978

  8. Щеглов М. Есенин в наши дни , ж-л “ Новый мир ” №3, 1956 г.




1 Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: 1995-2002. Т. 5. С. 65



1 Сборник стихов и поем .Есенин С. 1985 С 115

2 Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: 1995-2002. Т. 5. С. 113

3 Есенин С. А. Полное собрание сочинений:. - М.: 1995-2002. С 95

1 Есенин С. А. Полное собрание сочинений:. - М.: 1995-2002. «Черный человек» С 213

1 В.Леднева. Сборник стихов и поэм Сергея Есенина С 103-120


2 М. Щеглов “ Есенин в наши дни ”, ж. “ Новый мир ” №3 1956 г. С 52

1 Захаров А. Н. Поэтика Есенина. – М., 1995. С 73

2 В. Леднева. Сборник стихов и поем Сергея Есенина С 38

3 Марченко Алла. Поэтический мир Есенина.– 2-е изд. – М., 1989. С 47

1 В.А.Гельберт «Энциклопедия психодиагностики» 1993 С 80 - 120

1 Марченко Алла. Поэтический мир Есенина. Просвещение. 1989. С 96





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина iconСиний туман. Снеговое раздолье
Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придаёт романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина

Исследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина iconНаучно-исследовательская работа Цветовая палитра поэзии С. А. Есенина Р. Г. Шайхутдинова
Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения...

Исследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина iconУчебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему...

Исследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина iconТезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга»
В представленной работе сделана попытка связать понятия символичности и цвета в творчестве Сергея Александровича Есенина, выяснить,...

Исследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина iconИсследовательская работа по теме: «Музыкально-поэтическая культура...
Проведена исследовательская работа на тему «Праздники славянского календаря в песнях» оформлена временная экспозиция

Исследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина iconС. А. Есенина Исследование по литературе
Можно ли поставить знак равенства между домом С. Есенина и домом (художественным образом) в творчестве?

Исследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина icon«Цветовая лирика Сергея Есенина»
Данные о руководителе: Видергольт Галина Владимирова, учитель русского языка и литературы

Исследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина iconИсследовательская работа на тему «Образ родного города в творчестве новочебоксарских поэтов»
Новочебоксарск любим своими жителями. Поэты, композиторы, художники посвящают ему свои лучшие творения. Накануне юбилея города мы...

Исследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина iconРайонная научно-практическая конференция старшеклассников исследовательская работа по литературе
Проблема кавказских конфликтов в русском обществе и в русской литературе 5

Исследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина iconКонспект урока Аттестуемый педагог: Савинкова Алла Владимировна Предмет:...
Образовательная: расширить кругозор учащихся о народных промыслах; раскрыть понятие «промысел», «цветовая гамма»; ознакомить с выполненными...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница