Скачать 314.1 Kb.
|
Содержание Творчество Д.Д.ШостаковичаСлужение революционному делу Четвертая симфония Советский симфонизм Список использованной литературы |
Московский государственный университет сервиса Реферат на тему: “Жизнь и творчество Д.Д.Шостаковича” Выполнил студент группы ФДК 1-2П Стуканов Денис Преподаватель: Москва, 2000 г. ПланВведение Творчество Д.Д.Шостаковича ШостаковичеведениеСЛУЖЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОМУ ДЕЛУЧЕТВЕРТАЯ СИМФОНИЯСоветский симфонизм ЗаключениеВВЕДЕНИЕ Природа одарила Дмитрия Дмитриевича Шостаковича характером необычайной чистоты и отзывчивости. В редкостной гармонии сливались в нем начала — творческое, духовное и нравственное. Образ человека совпадал с образом творца. То мучительное противоречие между повседневностью и нравственным идеалом, которое не мог разрешить Лев Толстой, Шостакович привел в единство не декларациями, а самим опытом своей жизни, став нравственным маяком действенного гуманизма, озарив XX век примером служения людям. По композиторскому пути его вела постоянная, неутолимая жажда всеобъемлющего охвата и обновления. Расширив сферы музыки, он ввел в нее многие новые образные пласты, передал борьбу человека со злом, страшным, бездушным, грандиозным, II таким образом «решил актуальнейшую художественную задачу, поставленную нашим временем. Но, решив ее, он раздвинул границы самого музыкального искусства и создал в области инструментальных форм новый тип художественного мышления, повлиявший на композиторов разных стилей и способный служить воплощению отнюдь не только того содержания, которое выражено в соответствующих произведениях Шостаковича»1. Напоминая Моцарта, с равной уверенностью владевшего и инструментальной и вокальной музыкой, сближавшего их специфику, он- возвратил музыку к универсализму. ^ Творчество Шостаковича объяло все формы и жанры музыки, соединило традиционные устои с новаторскими открытиями. Проницательный знаток всего, что существовало и появлялось в композиторском творчестве, он проявил мудрость, не подчинившись эффектности формальных новаций. Представление музыки как органической части многообразного художественного процесса позволило Шостаковичу понять плодотворность на современном этапе сочетания разных принципов композиторской техники, разных выразительных средств. Ничего не оставив без внимания, он всему нашел естественное место в своем индивидуальном творческом арсенале, создав неповторимый шостаковичский стиль, в котором организация звукового материала диктуется живым процессом интонирования, живым интонационным содержанием. Свободно и смело раздвинул он рамки тональной системы, но не отказался от нее: так возникло и сложилось синтетическое ладовое мышление Шостаковича, его гибкие ладовые структуры, отвечающие богатству образного содержания. Придерживаясь преимущественно мелодико-полифонического склада музыки, он открыл, упрочил многие новые грани мелодической выразительности, стал родоначальником мелоса исключительной силы воздействия, соответствующего предельной эмоциональной температуре века. С той же смелостью раздвинул Шостакович диапазон тембровой окраски, темброинтонаций, обогатил типы музыкальной ритмики, максимально сблизив ее с ритмикой речи, русской народной музыки. Истинно национальный композитор по своему восприятию жизни, творческой психологии, по многим особенностям стиля, он в своем творчестве благодаря богатству, глубине содержания и огромному диапазону интонационной сферы вышел за грань национальных границ, став явлением общечеловеческой культуры. Шостаковичу выпало счастье при жизни познать мировую славу, услышать о себе определение—гений, стать признанным классиком, в ряду с Моцартом, Бетховеном, Глинкой, Мусоргским, Чайковским. Это незыблемо утвердилось в шестидесятые годы и особенно мощно прозвучало в 1966 году, когда повсеместно и торжественно отмечалось шестидесятилетие композитора. К тому времени литература о Шостаковиче была достаточно обширна, содержала монографии с биографическими сведениями, однако решительно преобладал теоретический аспект. На развивавшейся новой области музыкознания — шостаковичеведение — сказывались отсутствие должной хронологической дистанции, помогающей объективной исторической разработке, недооценка влияния биографических факторов на творчество Шостаковича, как и на творчество других деятелей советской культуры2. |
![]() | А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана... | ![]() | Такой продукцией будет электронный учебник, т е данный проект предусматривает интеграцию с другим учебным предметом: информатикой.... |
![]() | Описание цора: Электронный учебный модуль «Булгаковская Москва» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках... | ![]() | Тема. В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество. Маяковский в Армавире |
![]() | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» | ![]() | В жизни поэта были многочисленные встречи и расставания, тяжелейшая и продолжительная борьба за свою жизнь, за право на творчество.... |
![]() | Задачи: проанализировать антропоним поэта; познакомить с основными вехами жизни; дать представление об окружении поэта на протяжении... | ![]() | «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализации: «Хореографическое творчество», «Фото-видеотворчество»,... |
![]() | Неделю детского чтения в детской библиотеке-филиале №6 состоялась встреча «Личность. Творчество. Жизнь» с председателем литературного... | ![]() | Всероссийском творческом конкурсе «талант с колыбели» (рисунок, декоративно-прикладное творчество, художественная фотография, литературное... |