На основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулёзной исследовательской работы украинскими учёными выдвинута и обоснована научная концепция




Скачать 200.76 Kb.
НазваниеНа основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулёзной исследовательской работы украинскими учёными выдвинута и обоснована научная концепция
Дата публикации29.06.2013
Размер200.76 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
Русские в Буковине.

На основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулёзной исследовательской работы украинскими учёными выдвинута и обоснована научная концепция славянского этногенеза. Она базируется на тезисе об автохтонности славянства между Днепром и Одером, хотя при этом не игнорируется и важная роль миграционных процессов. Формирование славянского этноса шло поэтапно и осуществлялось на протяжении длительного периода времени путём интеграции с другими этнокультурными группами: балтами на севере, ираноязычными племенами на Юге, германцами на Западе, фракийцами на Юго-Западе. До рубежа III – II вв. до н.э. эти процессы шли главным образом на территории между Вислой и Одером. После образования зарубинецкой археологической культуры центр славянской истории перемещается в междуречье Вислы и Днепра, где позднее образовалось древнерусское государство с центром в Киеве. Уже в первые столетия н.э. территорию заселяют раннеславянские племена.Об этом свидетельствуют многочисленные памятники их материальной культуры, обнаруженные в Пруто-Днестровском междуречье.

На территории Черновицкой области в более 200-х населённых пунктах находятся многочисленные славянские памятники VI – IX в.в. и славянские городища VIII – IX в.в. Типовые славянские полуземляночные жилища с печами-каменками, предметы культуры

найдены в Глыбокском р-не (Широкая Поляна, Острица - урочище Кодин);

Кицманском р-не (Белая), Заставнянском р-не (Задубровка, Горишние Шеровцы - древнерусское городище XII - XIII вв.); Хотинском р-не (Рашков).

Разнотипные конструкции оборонных деревянных стен, общественные дома (собрания-веча, изделия из железа, кости, глины, камня найдены в Сокирянском р-не (Ломачинцы),

Кицманском р-не (Ревное), Заставнянском р-не (Добрыновцы), Хотинском р-не (Грозинцы).

В Рухотине находятся остатки земляных укреплений (вал и ров) IX – X вв., а в Червоной Диброве и в Горбовой - славянские городища IX – X вв.

Раскопки показали, что селища, городища и могильники Северной Буковины почти ничем не отличаются от подобных памятников на Подолии, Волыни, Киевщине.

Всё это свидетельствует о том, что у славянских племён Прикарпатья и Среднего Приднестровья была единая со всеми восточными славянами материальная и духовная культура, источник и основа культуры трёх современных братских народов – украинского, белорусского и русского.

В VII в.в. славянские племена Прикарпатья входили в военный союз, возглавляемый дулибами. С возникновением на территории Восточной Европы новых политических объединений (княжений), со временем, создалась почва для образования первого у восточных славян государства Древней Руси – Киевской Руси (X - XI ст.). Есть основание считать, что славянское население Буковинского Прикарпатья принадлежало княжению, которое упоминается в летописи как хорваты, а население Среднего Приднестровья входило в княжение тиверцев.
Северная Буковина в X - XI веках входила в состав Киевской Руси, а с XII до XIV в. – Галицкого и Галицко-Волынского (с 1199 г.) княжества, оставаясь составной частью Древней Руси до середины XIV века.

В древнерусский период несколько славянских городов располагались на правом берегу Среднего Днестра. Развалины одного из них находятся возле Перебыковцев Хотинского района (есть предположение, что этот город упоминается на страницах древнерусской летописи под названием Плав). Остатками его детинца является городище, расположенное на высоком мысе под тем же названием. У подножия городища, на первой надлуговой террасе Днестра, размещался большой посад.

Типичным древнерусским городом был летописный Василев, входивший в состав Галицко-Волынского княжества, - древнерусское городище XII – XIII вв. (нынешнее село Василев Заставнянского района), утративший своё экономическое значение в период монголо-татарского завоевания Руси.

Древнерусским городом на Днестре был и Хотин, который упоминается в письменных источниках конца XIV в. По археологическим данным, славянское поселение на его территории возникло в XIII в. Руины ещё одного древнерусского города на Днестре сохранились между Непоротовым и Ломачинцами Сокирянского района – в урочище Галица. На высоком берегу Днестра можно увидеть массивные земляные валы, развалины пещерного монастыря. Этот город, по-видимому, упоминается на страницах древнерусских летописей под названием Кучелмин.

В результате монголо-татарского нашествия Галицко-Волынское княжество приходит в упадок, а его земли с середины XIV века захватывают соседние феодальные государства. На освобождённых от мамаевских орд землях Южной Буковины поселяются волохи, которые в 1359 г. основывают Молдавское княжество со столицей в г. Сучава. Вскоре к Молдавии отошла и Северная Буковина. Постепенно на территории Северной Буковины, которая на страницах письменных источников упоминается как Шипинская земля (название происходит от административного центра Шипинцы, ныне села Кицманского района), закрепились молдавские бояре.

В составе Молдавского княжества ^ Шипинская земля какое-то время сохраняла автономию как часть русской земли. Постепенно автономия была утрачена, руководящие административные должности переходили в руки бояр и в середине XV века название Шипинская земля перестаёт употребляться.

Название «Буковина» впервые упоминается в грамоте 1392 года. Общность религии и принятие Молдавией славянского языка в качестве официального в богослужении, книгопечатании, делопроизводстве содействовали культурному сближению двух бок о бок живших народов. Рассказывая о битве 1497 г. между войсками, молдавским Стефана III и польским короля Альбрехта, состоявшейся в 30 километрах к югу от Черновцов у посёлка Глыбокая (первое упоминание о нём в документе 1438 г.), русские летописи сообщали: «и догони его Стефан на Буковине и поби его». Это одно из первых упоминаний территориального названия Буковины (до тех пор это название употреблялось в значении «буковый лес»).

В XVI веке Северная Буковина вместе с Молдавией попала в вассальную зависимость от султанской Турции (^ Отаманской Порты), длившуюся более двух с половиной веков. Подъём, особенно при господаре Стефане III(1457-1504), сменяется застоем.

В период освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого за освобождение от польско-шляхетского господства и воссоединением Украины с Россией (1648-1654) буковинские крестьяне шли в казацкое войско и в отряды опрышков.

В XVIII в. в борьбу с Турецкой империей вступает Россия. Во время русско-турецких войн в Молдавию и на Буковину как освободители из-под турецкого гнёта не раз вступали русские и казацкие войска, что способствовало дальнейшему укреплению братских связей трёх народов – русского, украинского и молдавского. Впервые русские войска побывали здесь в 1709 г. Разгромив шведов и отряды гетмана Мазепы под Полтавой, они преследовали врага до границ Буковины на реке Черемош и вблизи села Михальча разгромили войска шведов.

Хотинщина - край исторический, обреченный на особенное внимание к нему. В частности, эта земля три века тому стала ареной ключевых сюжетов российско-турецкой войны 1735 - 1739 годов, воспетых Михаилом Ломоносовым в известной оде в честь взятия Хотина. Здесь, в битве за передел мира, столкнулись интересы многих народов и национальностей.



В 1711 г. известным Прутским походом русской армии началась целая серия русско-турецких войн. В 1739 г. во время русско-турецкой войны 1735-1739 гг. произошло крупное сражение между русскими и турецкими войсками. Российская армия, двигаясь от азовского побережья и Крыма, дошла к Ставчанам. Россияне стремились не допустить сосредоточения враждебных сил в Хотинский крепости, которая на то время считалась неприступной. Это стало бы залогом освобождения юга России. На удобных для обороны высотах под Ставчанами турки организовали оборону. В битве приняли участие не только россияне, но и украинцы Миргородского и Чугуевского полков, полки молдавских, венгерских, калмыкских воинов, донских казаков и Грузии, полк добровольцев Буковины. В таком братском союзе россияне победили преобладающие силы общего врага. Состоялась битва 65-тысячной российской армии под командованием генерал - фельдмаршала Бурхарда Кристофа Миниха с 90-тысячной турецкой В настоящее время упорядочены братские могилы 1238 погибших российских солдат, более полусотни захоронений офицеров, над Мемориалом установлен крест. В местном профессионально-техническом лицее создан музей. Уход за мемориальным комплексом уже стал традицией для местных учебных заведений.


В Редковцах находятся братские могилы русских воинов, погибших в русско-турецкой войне 1739 г.

В Рукшине можно увидеть остатки земляных насыпей – оборонительных редутов русских войск периода русско-турецкой войны 1769-1774 гг.

Во время русско-турецкой войны 1768-1774 г.г. русская армия одержала славную победу в боях за укреплённый Хотин и очистила Северную Буковину и Молдавию от турок.

В 1774 году Северная Буковина, избавленная от турецкого ига русскими войсками, после заключения Кучук-Кайнарджийского мирного договора была оккупирована Австрией и присоединена к Галичине. Восточные же районы в составе Бессарабии отошли к России только в 1812 году, когда в результате побед русской армии над Оттоманской Портой территория Пруто-Днестровского междуречья от линии Новоселица-Онут до Чёрного моря (под названием Бессарабия) отошла по Бухарестскому мирному договору к России. Северную её часть, включая и некоторые районы нынешней Молдовы, составил Хотинский уезд. В 1823 г. здесь произошло свидание Франца I с имп. Александром I. После воссоединения в 1940 году с СССР земли этого уезда были в соответствии с этническим составом населения распределены между Украиной и Молдавией, и ныне территорию бессарабской Буковины занимают четыре административных района: Хотинский, Новоселицкий, Кельменецкий и Сокирянский. Австрия, господствуя на землях Северной Буковины почти полтораста лет – с 1774 до 1918 года. В результате буржуазной революции 1848 г. отменяется крепостное право, за отмену феодальной повинности крестьяне должны уплатить помещикам крупную сумму, оживляется экономическое развитие, формируется рабочий класс, распространяются марксистские идеи. 29 января 1905 г. на собрании в Черновцах избирается комитет помощи русским революционерам и тысячи людей направляются к зданию царского консульства, для выражения протеста против произвола самодержавия. Во время первой мировой войны Буковина становится ареной военных действий между Австро-Венгрией и Россией. Летом 1916 г. русские войска прорвали фронт, овладели Черновцами и заняли Буковину. В Грозинцах находится братская могила русских воинов, погибших во время первой мировой войны в 1916 г. В Редковцах находятся братские могилы русских воинов, погибших в первой мировой войне в 1915-1916 гг. В Клишковцах находится братская могила русских воинов, погибших в первой мировой войне в 1916 г. Черновицкая область отличается этническим разнообразием.

По данным Всеукраинской переписи населения 2001 в Черновицкой области проживало 37,9 тысяч русских, что составляет 4,1 % населения области. Наибольшее количество русских - 26700 человек (11,3 % общего населения города), приходится на г. Черновцы, г.Новоднестровск - 10,2 % и Сокирянский район - (6,2 %). В целом русское население области разделяют на старообрядцев-липован - диаспору, и собственно русских -ирреденту. Первые из них поселились здесь в результате религиозного преследования в России, основав ряд поселений, в частности, сёла Белая Криница в Глыбокском районе, Липованы в Вижницком районе, Грубна и Белоусовка в Сокирнянском районе и др. Вторая группа русских переселилась после присоединения края к УССР.



Перші згадки про Білу Криницю датуються від 1453р. У часи петрівських гонінь на старообрядівців в Росії, ті шукали притулку у віддалених територіях. Так інок Тихон свідчив: "Ми прийшли в цю Волошину в літо 7232 (за теперішнім календарем в 1724 році) в дні господаря Михайла, воєводи всієї Молдови."В урочище Варниця (Білій Криниці) з 1754р. оселились липовани На 1890р. населення складало 997 душ. , рядом с которым на румынской территории находились липованские села Климауцы и Соколинцы, где также проживали липоване. В селе Соколинцы (сейчас — Липованы) русские поселились в 1724 году.




Буковинское старообрядческое липованское село в конце XIX века

Буковинські старообрядці користали правами, що були даровані грамотою, підписаною власноруч австрійським імператором Йосифом II 9 жовтня 1783 року. За цією грамотою "їм дозволялось вільна відправа релігійних дійств, всіх їх дітям та нащадкам, вкупі з духовенством". Цими правами користали й старообрядці, що прибули на Буковину з Молдавії та побережжя Чорного моря. Вони обрали місце для поселення - урочище Варниця, особливістю котрого було повноводне джерело, ключ, з котрого била біла вода. Так з'явилася назва старообрядницького поселення Біла Криниця. Тут же влаштувався, із прибувших з Чорного моря послушників, Білокриницький монастир - один із найзнаменитіших в історії старообрядництва. В 1785году в лесу липоване построили монастырь, который в 1791г. был перенесён в Белую Криницу. Возле монастыря был разведён большой сад, известный под названием Дунин сад, позже описанный в романе «В лесах» Мельниковым-Печёрским. В 1786 году в Буковине проживало 83 липованских семей, около 400 человек. Из них в Соколинцах-27 семей, в Климауцах - 26, в Белой Кринице - 30. В конце XIX века на этой территории -уже проживало около 2 400 липован поповского направления. С 1840-х годов Буковина и Белая Криница стали важнейшим центром русской старообрядческой диаспоры и вообще староверия. Згодом митрополитом Амвросієм засновано митрополію, що отримала таку ж назву і стала найпоширенішою митрополією старообрядовців.




В 1846 году в Белокриницком монастыре была восстановлена прерванная

во второй половине XVII века трехчинная древлеправославная иерахия,

названная "Белокриницким согласием": создана старообрядческая архиерейская

кафедра, преобразованная затем в митрополию, а вскоре после этого возникли и

зарубежные епархии, подчинённые Белокриницкой иерархии.29 сентября 2008

года в Белой Кринице было отмечено 100-летие со дня Освещения Успенского

собора – места паломничества и притяжения не только для старообрядцев, но и

всех ценителей и почитателей древней православной культуры. Собор называют

"каменной сказкой Буковины" и одним из семи чудес нашего края. Собор

был построен на средства русских купцов-предпринимателей Рахмановых,

Овсянниковых, Морозовых, Громовых, Свешниковых, Хромовых.





По проекту русского архитектора А.В.Кузнецова. Иконостас был выполнен мастерами из Владимира, а сами иконы Палехской школы, церковная утварь работы Московских мастеров, настенная живопись планировалась по эскизам хужожника Васнецова (перед этим он расписал Владимирский собор в Киеве). История старообрядческой Церкви это история многовековой борьбы за сохранение спасительного апостольского наследия старогреческой и старорусской Церкви. Епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум (XVII век), греческий митрополит Амвросий (XIX век) - и многие другие духовные лица, пострадали за древнехристианскую веру. Боярыня Морозова, князь Хованский (XVII век), казаки: Булавин, Некрасов, Пугачёв (XVIII век), герой Отечественной войны 1812 года граф Платов и тысячи других христиан защищали традиции и обряды своих предков. Белой Кринице помогали сильные мира сего: австрийские императоры – Иосиф II (XVIII век), Фердинанд (XIX век), российский император Александр I (XIX век), российский граф Бенкендорф (XIX век), румынский король Карл II (XX век), глава Советского Союза Горбачёв и его супруга Раиса (XX век), президент Украины Ющенко и его супруга Екатерина (XX век).


Помогали промышленники, купцы, банкиры: Громовы, Морозовы, Рахмановы, Рябушинские, Овсянниковы, Свешниковы, Хромовы (IX-XX вв.), американцы – Хаммер, Максвелл (XX век). Помогали выдающиеся учёные, писатели, руководители международных организаций и национальных библиотек: академик Лихачёв, поэт Олейник, писатель Чащин, директор ЮНЕСКО Майор, глава Древлехранилища Института русской литературы (Пушкинский Дом) Бударгин, директор Библиотеки Конгресса США Биллингтон, директор Библиотеки им. Вернадского и Книжной Палаты Украины им. Иваеа Фёдорова Сенченко и многие другие.




Белую Криницу посещали или контактировали с белокриницкими старообрядцами руководители и представители христианских Церквей: греко-католический митрополит граф Андрей Шептицкий , Буковинский (Румынский) митрополит Виссарион, глава Издательского отдела Русской Церкви митрополит Питирим, Глава Русской Православной Церкви за границей Митрополит Илларион (XX век).

В начале XX века Белокриницкая иерархия объединяла по всему миру 2,5 тысячи общин, количеством до 125 миллионов человек: крестьянство, казачество, купечество. Революция в России и Мировые войны ударили по наиболее консервативной и трудоспособной части русского народа, почти уничтожив и рассеяв её по свету. В 1940 году был разорён и частично разрушен Белокриницкий духовный и культурно-просветительский центр, закрыты монастыри, конфискована и разрушена уникальная Библиотека рукописных и старопечатных книг. Восстановление Белой Криницы стало первой программой Советского фонда культуры, возглавляемого исследователем и специалистом по древнерусской культуре, академиком Д.С.Лихачёвым.


Согласно решению Министерства культуры СССР и Президиума Советского фонда культуры от 16.06.1988 года в Белой Кринице был создан Музей культуры старообрядчества – филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва (г.Москва).

Начались реставрационно-восстановительные работы Успенского собора – жемчужины русской архитектуры. Белокриницкий музей культуры старообрядчества участвовал в культурно-просветительской выставке рукописных и старопечатных книг, посвящённой 1000-летию Крещения Руси, состоявшейся в Библиотеке Конгресса США 31 мая 1990 года.



Выставку открывали: директор Библиотеки Конгресса США и автор книг по русскому старообрядчеству Джеймс Биллингтон, Д.С.Лихачёв, Р.И.Горбачёва, А.Хаммер и др. Были приглашены более четырёхсот представителей американской и русской политической и культурной элиты. Среди них были руководители Русской Православной Церкви за границей – Митрополит Лавр и митрополит Илларион. Благодаря этим владыкам, на Соборе 2000 года, Русская Зарубежная Церковь не только сняла проклятья и анафемы на старообрядцев, наложенные в 1666-1667 годах, но и покаялась за гонения и преследования на древлеправославную веру своих предков. По проекту, разработанному ещё по заказу Советского фонда культуры группой ленинградских архитекторов в 1989 году, планировалось: восстановление Успенского собора; развитие Белокриницкого музея культуры старообрядчества; открытие Библиотеки рукописных, старопечатных и современных книг; создание учебно-просветительского центра по древнерусской и русской культуре; восстановление Покровского собора и Никольской церкви мужского монастыря – резиденции Белокриницких митрополитов. С момента распада Советского Союза Музей культуры старообрядчества в Белой Кринице был фактически ликвидирован, многие уникальные экспонаты расхищены


(в том числе и "Острожская Библия" 1581 года первопечатника Ивана Фёдорова), ремонтно-реставрационные работы прекращены.

В настоящее время Белая Криница остаётся единственным объединяющим центром для старообрядцев всего мира, именно поэтому в 1996 году здесь прошёл Всемирный Старообрядческий Собор.



В работе Собора участвовали: Митрополит Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Леонтий (местопребывание – г. Брэила, Румыния; более 40 приходов в Румынии, странах Западной Европы, в США, Австралии, 5 монастырей, около 200 тысяч верующих, представительство в Румынском парламенте), Митрополит Московский и всея Руси Алимпий (местопребывание – г. Москва, Рогожский посёлок, около 1 миллиона сарообрядцев России, Украины, Прибалтики, Молдовы, Казахстана), Архиепископ Киевский и всея Украины Савватий и др.

Минали часи, належність територій до державних новоутворень, але старообрядська церква міцно вкорінилась на цій землі. Ныне русские старообрядцы Буковины принадлежат к Русской православной старообрядческой церкви; есть 8 приходов: 3 в Сокирнянском районе, и по 1 в Черновцах, Вижницком, Глыбоцком, Сторожинецком и Хотинском районах, а сама Белая Криница является духовным, историческим, культурно-просветительским центром, сохраняющим апостольское наследие, традиции, обряды Византии и Киевской Руси.

Багато надзвичайних подій відбулося в Білокриницькому монастирі: собори, духовні з"їзди, делегації королівських осіб, митрополитів. Монастир став направду духовним центром старообрядництва усього світу. Люди впродовж століть розвивали й примножували свої релігійні та культурні традиції. Для нас це приклад, гідний наслідування, вдумливого і послідовного.
^ РУССКИЙ ДОМ.

В "Энциклопедическом словаре" Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона находим: "С недавнего времени Черновцы сделался центром национального и политического движения Буковинской Руси; здесь возникло много товарищств и кружков, с целью распространения просвещения и национального возрождения среди русского населения Буковины. Таковы "Русска Бесида", политическая "Руска Рада", "Руский Дим Народный" и др., "Русска Школа", "Власна помочь" (собственная помощь) и академический кружок "Союз"". Действительно, в ходе зарождения культурно-просветительных, политических и молодёжных обществ в Буковине, начавшегося в конце 60-х годов XIX ст., приверженцы «старорусинского направления» последовательно отстаивали своё право на преемственность культурного и духовного наследия Киевской Руси, языка и православной веры. Организованная общественная жизнь Черновцов начинается с основанием в 1869 г. общества «Руська Бесіда» («Русская Беседа» до 1884 г.), основателями которого были Василий Продан, Ф.Максимович, Амброзий Шанковский, Д.Винцовский, О.Левицкий, Е.Андрийчук, поддерживающие тесные отношения с действующим в г.Черновцы вице-консульством, а с 1869 г. - Императорским консульством России; политического общества «Руська Рада» «Русская Рада» (1870), в которую входили люди с разными политическими убеждениями И.Глибовецкий, И.Браник и др.; студенческого общества «Союз» (1875). До 1884 года в них преобладали русофильские тенденции. Окончательное формирование организаций, провозгласивших целью укрепление духовной и культурной близости с Россией под влиянием идеи «единого русского народа», произошло в 90-х годах XIX ст. В последних десятилетиях прошлого столетия буковинская русская интеллигенция состояла главным образом из православных священников. Униаты в то время считали себя русскими, а униатская церковь всеми называлась просто русской церковью, а улица, на которой эта церковь находиласьи называлась по немецки Руссише Гассе (официальный язык в Буковине был немецкий). На всех углах этой улицы были надписи на трех языках: Руссише Гассе, Руска улица, Страда Русяска. На фасаде одного из домов красовались три огромных мраморных доски, в ознаменование двадцатипятилетия, сорокалетия и пятидесятилетия царствования Франца Иосифа. Надписи на таблицах были составлены на немецком, румынском и русском языках. На первых двух таблицах русский текст был составлен на чистом литературном русском языке. Франц Иосиф на них величался „Его Императорское Величество". Только на третьей таблице (1898-го года) текст был составлен на украинском языке. В 1875 г. в Черновцах был открыт университет Франца-Иосифа (с немецким преподавательским языком) с 3 факультетами (православнобогословским, юридических и государственных наук и философским), с библиотекой (ок. 60000 тт.), ботаническим садом и химической лабораторией; в 1891-92 академии, году в нем было около З00 слушателей и 36 доцентов. В Черновицком университете появляется полулегальное студенческое общество «Согласие» - В.Вильчинский, А.Манастырский, И.Козаркевич, И.Тиминский, т.Драбик, Е.Козак, И.Семака, Е.Витошинский, О.Попович и первое легальное студенческое общество «Союз», которое разместилось в помещении «Русской беседы». Членами обществ могли быть граждане Австро-Венгерской империи православного вероисповедания. С мая месяца 1888 г. в Черновцах основывается молодёжная организация «Буковина», а Г.Купчанко начинает издавать в Вене газету «Русская правда». В 1892 г. В.Воляном, И.Тыминским и И.Бежаном был учреждён «Консервативный Русский клуб». В мае месяце 1893 г. утверждается Устав нового политического общества «Народная Рада», печатным органом которого с 1895 г. становится газета «Буковинские ведомости» редактируемая Г.Купчанко. Он же позже издавал в Вене газеты «Просвещение», продолжившую традиции «Русской правды» и «Русско-православный народный дом». Константин Козаркевич редактирует газету «Православная Буковина». О.Велигорский, Г.Купчанко, К.Козаркевич, К.Богатырец, братья Геровские, В.Волян, И.Тыминский входят в «Народную Раду».

В 1909 г. за 69 тыс корон приобретается большое помещение из 14 комнат для "Народного русского дома" и размещения бурсы для мальчиков, месяцем позже К.Могильницкий основывает бурсу в Серете, а товарищество "Русско-православный детский приют" открывает интернат для девочек в Черновцах. К работе в нём приглашается русская поданная учительница Александра Третьякова.

13 февраля 1910 г. начинает выходить ежедневная газета «Православная Русь», основывается орган русских-православных церковных певцов на Буковине "Дьяковские ведомости".
Восьмого мая, 1910 года австрийские власти закрыли все «русофильские» организации Буковины («Общество русских женщин», «Карпатъ», «Русско-православный народный дом», «Русско-православный детский приют», «Русско-православная читальня», «Русская дружина»), а также русские бурсы (общежития для учащейся молодёжи) в Черновцах и Серете. Имущество организаций, в том числе и библиотеку общества русских студентов, было конфисковано. Причиной запрещения деятельности русских организаций были голословные обвинения в шпионаже и государственной измене.

Во время Первой мировой войны Черновцы были трижды под российской оккупацией: (30.08.1914—21.10.1914; 26.11.1914—18.2.1915; 18.06.1916—02.08.1917).

На Буковине: «Церковная газета» (1856—1858), «Церко́вная Газе́та» — еженедельник и (с 1858) декадник, предназначенный для русинского население Закарпатья. Газета выходила в Будапеште с марта 1856 по июнь 1858, издание венгерского католического общества Святого Стефана. Газета издавалась на язычии, литературном языке, распространённом среди русинской интеллигенции Австро-Венгрии. Редактором газеты был деятель русского движения униатский священник Иван Иванович Раковский. Издание печатало статьи по богословию, церковному уставу, проповеди, исторические материалы, переводы; публиковало корреспонденции и некрологи. Вышло 106 номеров «Церковной газеты». Продолжением издания стал из «Церковный Вестникъ для Русиновъ Австрійской Державы» (июль - октябрь 1858, 10 номеров). «Православная Буковина» (1893—1901), «Буковинские Ведомости» (1895—1909), «Православная Русь» (1909—1910), «Русская Правда» (с 1880)[3], «Народная воля».
«Народная Рада»

ежегодные альманах»Новый православный календарь»

«Народный календарь»

^ РУССКАЯ ОБЩИНА БУКОВИНЫ
С целью продолжения лучших культурологических традиций, заложенных нашеми предшественниками в 1997 году было образовано Черновицкое областное общественное объединение "Русская Община Буковины", ставшее одним из соучредителей Конгресса Русских Общин Западных областей Украины, а с 2008 г. - членом "Всеукраинского союза общественных организаций "Объединение организаций соотечественников "Русское содружество". В течение 2007 - 2008 г.г. были реализованы следующие программы: "Награда нашла ветерана", "Помощь русским ветеранам войны и труда", "Русские книги – школам", "Упорядочение русских воинских захоронений в Буковине", "Оформление подписки на русскую прессу" и проведение совместно с Посольством РФ в Украине в марте 2008 года выборов Президента РФ на выездном избирательном участке о голосования № 5261 в помещении Черновицкой гимназии №2.




В рамках договора о совместной деятельности с многопрофильной Черновицкой гимназией №2 с украинским и русским языком обучения планируется в 2009-2011 г.г. проведение совместных мероприятий в рамках внеклассной предметной, проектной и научно-исследовательской работы при поддержке благотворительных фондов:





- По развитию познавательного туризма в Буковине в рамках программы «Пограничье культур, искусств, народов»;

- По реализация программы создания историко-культурного заповедника «Культурный ландшафт – Белая Криница";

- По возрождению монастырских садов,

- По восстановлению звонницы Успенского собора.



- По участию в "Детском телепроекте для школьников и младших школьников";

- По организации "Школы обучения журналистов "Юнпресс";

- По проведению археологической экспедиции "Хотинская крепость и русские войны";

- По дальнейшему развитию музея "Память" и содействию сохранению памятников русской истории и культуры

- По установке мемориальных и памятных досок в честь известных соотечественников и участию в работах по упорядочению Мемориального комплекса на месте "Ставчанской битвы";

- По обеспечению школьной библиотеки учебной, учебно-методической, справочной, исторической литературой;

- По созданию организация участия русскоязычных школьников в общеобразовательных и специальных программах России, ознакомительно-образовательных поездок школьников из двух стран в гости друг к другу.



- По реализации программы «Инфобус»;

- По обеспечению русскоязычной учебной и учебно-методической литературой, аудио- видеоматериалами на электронных носителях;

-



- По формированию центра удалённого доступа (ЦУД) на 11 рабочих мест;

- По участию в программе Мэра Москвы «Московский аттестат» (Поставка оборудования для компьютерного класса и создание ЦДО для получения школьниками из стран СНГ среднего образования дистанционным способом с последующим поступлением в Московский государственный университет экономики).


Исполнительная дирекция "Русской общины Буковины"

58000 Украина, г.Черновцы, ул. Головна, 73-Е

тел. +38 (0372) 558545, E-mail: vilyuk@ya.ru

конт.тел. +38-067-4379277

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулёзной исследовательской работы украинскими учёными выдвинута и обоснована научная концепция iconВ последнее время все более популярными становятся работы американского...
Работы К. Кастанеды можно было бы отнести к разряду " полевых заметок" ученого-исследователя, т к они представляют собой дневники,...

На основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулёзной исследовательской работы украинскими учёными выдвинута и обоснована научная концепция iconПрограмма и задачи экспедиции аквалангистов Ленинградского Клуба...
Клуб подводных исследований основан в 1959 году. Клуб имеет значительный опыт в проведении экспедиций по обследованию в слож­ных...

На основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулёзной исследовательской работы украинскими учёными выдвинута и обоснована научная концепция iconКнига итог многолетних исследований автора, представляет новое учение о «ноогенезе»
Министерство здравоохранения и социального развития россии международная академия наук экологии, безопасности человека и природы

На основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулёзной исследовательской работы украинскими учёными выдвинута и обоснована научная концепция iconП. Весёлый 2013 год в текущем учебном году была выдвинута
В текущем учебном году была выдвинута цель: создание условий для формирования личности творческой, самостоятельной, гуманной, способной...

На основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулёзной исследовательской работы украинскими учёными выдвинута и обоснована научная концепция iconРакурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект...
Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением исследовательской...

На основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулёзной исследовательской работы украинскими учёными выдвинута и обоснована научная концепция iconМетодические рекомендации по планированию, содержанию и оформлению исследовательской работы
Содержание исследовательской работы должно соответствовать ее теме и плану. Исследовательская работа имеет следующую структуру

На основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулёзной исследовательской работы украинскими учёными выдвинута и обоснована научная концепция iconРекомендации по оформлению списка использованной литературы, ссылок,...
Оформление результатов учебной и научной работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа, научная статья, доклад, диссертация)...

На основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулёзной исследовательской работы украинскими учёными выдвинута и обоснована научная концепция iconТребования к исследовательской (творческой) работе
Работа, представленная на школьную научно-практическую конференцию учащихся, должна иметь характер научного исследования, центром...

На основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулёзной исследовательской работы украинскими учёными выдвинута и обоснована научная концепция iconЖак Ив Кусто. «В мире безмолвия»
Он содержал новое многообещающее изобретение, плод многолетних трудов и мечтаний – автоматический дыхательный аппарат для подводных...

На основе многолетних полевых археологических исследований и скрупулёзной исследовательской работы украинскими учёными выдвинута и обоснована научная концепция iconИсследовательской работы
Торжественное открытие VII филологической научно – исследовательской конференции школьников им. Д. С. Лихачева



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница