Гендерный подход в воспитании дошкольников




Скачать 47.01 Kb.
НазваниеГендерный подход в воспитании дошкольников
Дата публикации14.11.2014
Размер47.01 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
Гендерный подход в воспитании дошкольников.

«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»

Ж.Руссо.

Новые федеральные государственные требования впервые в истории дошкольного образования нашей страны предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.

В современном языке для обозначения пола употребляются два слова sex (секс) и dender (англ.). Первое обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику, т.е. ребенок рождается с определенным полом – женским или мужским и в течение жизни он не изменяется. А гендер – это социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные различия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Поэтому, целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе, сохраняя при этом черты присущие определенному полу: девочкам – мягкость, нежность, аккуратность; мальчикам – смелость, выносливость, рыцарское отношение к противоположному полу и т.д.

Работу по гендерному воспитанию в коррекционной группе я веду по 3 направлениям:

  • пропаганда педагогических знаний по вопросу гендерного воспитания среди родителей и привлечение их к участию в педагогическом процессе;

  • создание соответствующей развивающей среды;

  • построение модели педагогического процесса.

Работа с родителями носит информационно-практический характер. Из 11 семей коррекционной группы 7 – неполные, и в них 5 мальчиков, которых воспитывают мамы и бабушки, поэтому очень важно, чтобы родители были грамотными в вопросах гендерного воспитания ребенка. С этой целью использую различные формы работы: проведены консультации «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по-разному», «Психологические различия мальчиков и девочек», беседы «Как и во что, играют мальчики и девочки», «Что такое семья?»

На родительских собраниях проводился обмен опытом по воспитанию детей в семье.

В группе родителями вместе с детьми оформлены фотоальбомы «Отдыхаем всей семьей», альбомы «Автомобили», «Цветы» и др.

Родители совместно с детьми участвуют в праздниках и спортивных состязаниях, проводимых в детском саду («День Матери», «Мисс Шляпка», «Вперед, мальчики!» и др.) Изготавливают поделки из природного материала, кормушки, оборудование в центры активности. Приглашаю мальчиков с папами, а девочек с мамами для оформления участка к летней и зимней оздоровительной компании. Такая совместная работа помогает формировать у ребенка представление о месте и роли мужчины и женщины в современной жизни.

Работу по обогащению предметно-развивающей среды, направленной на процесс гендерного воспитания детей старшего возраста, провожу следующим образом, было пересмотрено содержание игровых центров, ориентированных на детей обоего пола.

Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, пространство для игр им нужно небольшое, но оно тщательно, до мелочей должно быть продумано. Мальчики любят шумные, наполненные движениями игры, требующие неограниченного пространства. Учитывая это, в группе вместе с родителями были обновлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Дочки-матери», «Супермаркет», «Школа», «ГИБДД», «Поликлиника» и др.

При совместном воспитании девочек и мальчиков очень важной задачей считаю организацию совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями: мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. С/р игра «Семья» - мама-папа; «ГИБДД» - сотрудник ГИБДД- пешеход; «Супермаркет» - продавец-покупатель и т.п.

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи) и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно все это использую при театрализации. В группе создан центр, где размещены атрибуты к театрализованным играм.

Для реализации гендерного подхода в приобщении старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых оснастила необходимым оборудованием, инструментами, материалом Детскую кухню и Мастерскую Умелкина.

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков, так и девочек. В группе имеются различные виды конструкторов. Для обыгрывания построек вместе с родителями собрали наборы мелких игрушек: для девочек – куколки, гномики, герои мультфильмов, для мальчиков – солдатики, Бетманы и др.

В группе ведется работа по оснащению спортивного центра оборудованием в соответствии с двигательными предпочтениями мальчиков и девочек и для развития физических качеств, которые принято считать сугубо женскими (грациозность, стать, гибкость и др.) – ленты, обручи, мячи, оборудование для ходьбы на равновесие и мужскими (сила, выносливость, ловкость) – гантели, силомер, игра «футбол», предметы для метания в цель и на дальность. Изготовлены атрибуты для подвижных игр с распределением ролей пчелки, лисички для девочек, медведи, волки для мальчиков. Изготовлены альбомы для ознакомления с мужскими и женскими видами спорта.

В оформлении помещений группы использую простейшие маркеры гендерных различий:

  • на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков;

  • различная форма для дежурства по столовой;

  • разного цвета стаканчики, используемые в различных видах деятельности;

  • гендерный подход находит отражение и при воспитании культурно-гигиенических навыков: на дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными обозначениями различного цвета для девочек и для мальчиков.

Работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты:

  • родители моих воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола;

  • выросла культура поведения и общения детей: мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам;

  • дошкольниками накоплен определенный социальный опыт выполнения гендерных ролей.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гендерный подход в воспитании дошкольников iconГендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Гендерный подход в воспитании дошкольников iconРоль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников
Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической...

Гендерный подход в воспитании дошкольников iconТема, над которой продолжала работать моу сош №125 в 2008-2009 учебном...

Гендерный подход в воспитании дошкольников icon«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» музыкального руководителя
Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудный

Гендерный подход в воспитании дошкольников iconАнализ воспитательной деятельности мбоу «сош №14» г. Салавата в 2012-2013 учебном год
Тема: «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся через систему педагогической поддержки»

Гендерный подход в воспитании дошкольников icon«Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании», «Реализация...
Шишлякова Ольга Викторовна, учитель начальных классов, работает в средней школе №10 с 1987 года

Гендерный подход в воспитании дошкольников iconРодителям о музыкальном воспитании дошкольников
Родители помогают оформлять зал, готовят костюмы, выступают с рассказами о своей профессии, о службе в Армии, вместе с детьми поют...

Гендерный подход в воспитании дошкольников iconЭлектронные образовательные ресурсы для дошкольников
«РазИгрушки» сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей

Гендерный подход в воспитании дошкольников icon«Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников»
В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении...

Гендерный подход в воспитании дошкольников iconИспользование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников
«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница