Скачать 317.71 Kb.
|
Западное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 1755 Методическая разработка «Использование комплексно-тематического принципа планирования образовательной работы с детьми на примере знакомства детей с народной культурой» Разработала: старший воспитатель Котова С.А. Москва 2013 г. Оглавление: 1. Принципы и формы работы с детьми в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования…..................с. 3 2. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей………………………………………………с. 4 3. Модель комплексно-тематического планирования для старшего дошкольного возраста по теме: «Народный календарь: Масленица»……..с. 8 4. Заключение………………………………………………………………….с. 25 5. Библиографический список………………………………………………..с. 28 ![]() С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа. Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила, рекомендации и т.д. очень близки по смыслу, по формулировкам, что доказывает наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в частности тех их областей, которые относятся к обучению и воспитанию подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правилам организации воспитательных процессов. Так постепенно, от века к веку, шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания. Она включает: - совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания; - совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей; - средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных культур. Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение. Современный дошкольник живет в то время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, по радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят «спайдермены» и «бетмены», Новый год наступает с приходом иностранца Санта Клауса и уже в меньшей степени Деда Мороза. Академик Д.С. Лихачев говорил: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. В процессе работы на основе народных традиций с детьми педагогический коллектив нашего детского сада увидел, как постепенно оттаивают сердца детей и взрослых, так как народная культура и народная педагогика обладает удивительной способностью буквально на глазах вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества. В процессе работы ребенок раскрывается, как цветок, а родители начинают интересоваться народной педагогикой, культурой и искусством, видя изменения в своем ребенке. Всем известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Поэтому и важна роль дошкольного образования. Дети должны помнить свой детский сад: чувства, эмоции, ощущения, воспоминания, встречи, знания, полученные в детском саду, пронести через всю жизнь. Воспитательно-образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении построен на решении задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа, и включает в себя постепенное знакомство ребенка одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой. Это является системным основанием для развития личности ребенка с опорой на универсальные духовные ценности, выработанные народом на протяжении многих веков. Воспитательно-образовательный процесс строится на приобщении детей к исторической народной памяти: бережное сохранение уже сформировавшихся традиций и их творческое переосмысление в новых условиях. Основной особенностью работы с детьми по народному календарю является гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни, то есть постоянно прослеживается взаимосвязь нравственных и эстетических ценностей, основанных на положительных эмоциях: общий труд и общий праздник. Например, осенние капустники устраивались в большой избе, где заготавливали капусту – трудились, во время работы пели, рассказывали сказки, побайки, шутили и т.д., здесь же после работы устраивались хороводы, игры. Исследования этнографов и фольклористов показывают, что дети активно принимали участие в ритуалах, связанных с переломными моментами в году (Осенины, наступление Нового года, приход весны и т.д.). Молодое поколение символизировало собой зарождение и проявление пробуждающихся сил природы. Таким образом, дети, выполняя магическую функцию в обряде, влияли на последующие события в жизни семьи, общины, утверждали идею восстановления жизненных связей и рождения Нового. В народных традициях отмечено участие детей в ритуалах осеннего заговенья, зимних святок, Масленице, встречи весны, Пасхи и т.д. Детские праздники проходили как бы параллельно со взрослыми, дети подражали взрослым, но все же это был другой мир праздника, отличный от взрослого. Народный календарь помогает решить целый ряд сложнейших педагогических задач, связанных с системным погружением современных детей в контекст национальной культуры. Дает возможность системного изучения и освоения трудовой и обрядовой жизни человека традиционного общества по «программе», задаваемой природой. В самом цикле народного календаря заложена периодичность и повторяемость обрядовых песен, танцев, хороводов, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Календарные праздники – своеобразный итог проведенной работы с детьми за определенный период времени. Введение национальной культуры в обиход дошкольников предполагает понимание и ориентацию на психологию народа, которая вырабатывается веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность. Исходя из вышеизложенного, для успешного введения в работу детского сада традиционной народной культуры педагогическим коллективом были выбраны следующие приоритеты:
Организация работы проводится по трем направлениям: занятия познавательного цикла, совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельная деятельность детей. Первое направление – занятия познавательного цикла. Они раскрывают основной сюжет года. Внимание детей при этом обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики, взаимосвязь с трудовой и обрядовой деятельностью человека, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. На этих занятиях дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, пословицами, поговорками, произведениями устного народного творчества. Второе направление определяет содержание совместной деятельности воспитателя с детьми. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры. Так гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений, как нравственная норма в народной жизни будет убедительно доказана, если с детьми устроить «капустник», на котором и дело сделать, и повеселиться. Третье направление – самостоятельная деятельность детей. Воспитатель создает специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Представления, полученные в организованной воспитателем познавательной деятельности, дети используют в народных бытовых, подвижных играх, самостоятельной художественной деятельности. Освоение традиционной народной культуры невозможно без использования наглядного материала (предметы быта, фотографии, иллюстрации и т.д.), просмотра видеофильмов, организации встреч с носителями народной культуры. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции. ^ Для построения своей модели комплексно-тематического планирования для старшего дошкольного возраста был выбран временной отрезок 4-я неделя февраля – 1-я неделя марта, тема: «Народный календарь: Масленица». В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века: древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, уделить особое внимание воспитанию детей в национальных традициях. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми составлено в соответствии с рекомендациями авторов примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки». ^ В эти две недели воспитатель знакомит детей с тем, как традиционно проводили Масленицу на Руси в старину. Рассказывает о разных обычаях и традициях, например о том, что Масленицу праздновали целую неделю, и каждый день недели имел свое название и праздновался по-своему. Дети узнают, кто такие «ряженые», во что они рядились, что делали во время праздника. Дети знакомятся с масленичными закличками, обрядовыми песнями, частушками. Знакомятся с техникой изготовления кукол из соломы и ниток. Изготавливают своих кукол как прообраз Масленицы. Воспитатель рассказывает, что главным угощением на Масленицу были блины, которые являлись символом солнца. Блины полагалось печь всю масленичную неделю, досыта есть самим и щедро угощать всех гостей. А посещение гостей – это особая традиция празднования Масленицы. Поэтому обязательно проводятся беседы о том, как нужно вести себя в гостях и принимать гостей, чтобы прослыть радушным хозяином и желанным гостем. Содержание бесед – отличный материал для сюжетно-ролевых игр. Поэтому детям предлагаются такие сюжеты для игр, как «Выпекание блинов», «Встреча гостей на Масленицу», «Масленичные посиделки» и др. (сюжеты могут предлагаться и самими детьми). С детьми проводятся народные подвижные игры «Взятие снежной крепости», «Перетягивание каната», «Гори, гори ясно!». ^ Воспитатель просит родителей, а также бабушек и дедушек поподробнее рассказать детям о традициях празднования Масленицы, возможно, о своем участии в нем в молодости; почитать, показать картинки; оказать помощь в изготовлении чучелка Масленицы. По желанию – провести один (или несколько) день масленичной недели в соответствии с русской народной традицией (посещение и прием гостей с обязательным угощением блинами, восхвалением щедрости хозяев и благодарением гостей), вовлекая в него родственников и соседей. Вовлекать родителей в проведение празднования Масленицы в детском саду (участие в хороводах, играх и аттракционах вместе с детьми). ^ Воспитатель пополняет детскую мастерскую (уголок ручного труда) новыми материалами, которые могут понадобиться для изготовления чучела Масленицы: солома, нитки, лоскутки пестрой ткани, гофрированная цветная бумага и т.д. Вносит книги, иллюстрации, репродукции картин, расширяющие представления детей о традициях празднования Масленицы. ^
|
![]() | В связи с этим педагогические коллективы выстраивают образовательный процесс на основе комплексно-тематического планирования | ![]() | ... |
![]() | В связи с этим педагогические коллективы выстраивают образовательный процесс на основе комплексно-тематического планирования | ![]() | Методическая разработка предназначена для использования на уроках в начальной школе. Содержание работы направлено на освоение знаний,... |
![]() | Методическая разработка предназначена для работы с детьми 6-7 лет. Она поможет детям усвоить основные понятия системы дорожного движения... | ![]() | Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с историей, культурой и бытом русского народа |
![]() | ... | ![]() | Знакомить детей с музыкальным творчеством стран изучаемого языка, с культурой европейских стран |
![]() | Перспективное комплексно тематическое планирование работы с детьми в разновозрастной группе | ![]() | Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное |