Скачать 1.19 Mb.
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД НОМИНАЦИЯ КОНКУРСА: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ «Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ» ![]() АВТОРЫ: Степанова Лариса Федоровна – заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе, Даценко Анжелика Валентиновна – старший воспитатель ^ : Мунициальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Ласточка», город Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Педагогический проект по формированию толерантности у детей 7-го года жизни «Я и мир вокруг». «Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди» Бернард Шоу Введение Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось в 1998-1999 годах в действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления выражаются в терроризме, который в, свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе. Сегодня всё большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают в детские образовательные учреждения. Общество начинает ясно понимать, что человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих развитие толерантного человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий воспитания человека в духе толерантности. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проделана тщательная работа по анализу категории "толерантность". В это документе суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. Общее содержание понятия толерантность не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность - "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим", в персидском - "терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению". В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А слово "терпимость", более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей". Слово "терпимость" часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью "подставить вторую щеку". Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым. ^
Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего ( Ж.-Ж.Руссо, М.Монтессори, Л.Н. и др). Взгляды Ж.-Ж.Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. Особый интерес с точки зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится вальдорфской педагогике, основанной на принципах Р.Штейнера. Противоречивыми можно назвать взгляды Л.С.Выгодского по отношению к педагогике толерантности. С одной стороны, Л.С.Выгодским высказывается жесткая позиция в отношении взаимодействия между педагогом и детьми, преподавание сравнивается с «войной», с другой стороны – декларируются гуманистические идеи в отношении обучения и воспитания детей. В основе взглядов В.А.Сухомлинского также лежат гуманистические идеи толерантности. В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны в работах А.Г. Асмолова. Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А. Маслоу Гуманистические взгляды самоактуализирующейся личности А. Маслоу, основаны на стремлении человека стать тем, кем он может стать. Б.Э.Риэрдон разработана концепция по толерантному обучению в школе, развитию толерантности у детей и педагогов. С одной стороны, многие исследования, направленные на изучение проблемы воспитания толерантности, связаны с разработкой содержания, средств, методов и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сензитивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий формирования толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях работы образовательного учреждения. Федеральные требования к основной общеобразовательной программе предусматривают социальное развитие дошкольников в рамках образовательной области "Социализация", которое направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников МДОУ выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Общество начинает ясно понимать, что человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих развитие толерантного человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий воспитания человека в духе толерантности. Несмотря на разнообразие научных мнений, относительно проблемы формирования проблемы толерантности остаются неразрешёнными. Остаются неразрешёнными противоречия:
Необходимость разрешения выявленных противоречий и современной тенденции развития системы дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально- культурной деятельности». ^ : долгосрочный Направленность проекта: социальный Участники проекта: дети 7-го года жизни, родители воспитанников, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог по изобразительной деятельности). ^ :
Разработка проекта:
Задачи проекта:
Процесс формирования толерантности у детей может быть эффективным при реализации следующих принципов:
Основным условием реализации проекта является создание партнерских отношений с родителями и реализация личностно-ориентированного подхода во взаимодействии с детьми. ^
^
|
![]() | Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества | ![]() | ... |
![]() | Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества | ![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 мо «Ахтубинский район» |
![]() | Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад комбинированного вида №145» г. Оренбурга | ![]() | В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности |
![]() | Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) | ![]() | Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) |
![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы начальная школа – детский сад компенсирующего вида №1616 | ![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №103» |