Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год




НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год
страница1/8
Дата публикации27.10.2014
Размер1.19 Mb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Культура > Конкурс
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

НОМИНАЦИЯ КОНКУРСА: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ

«Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ»




АВТОРЫ: Степанова Лариса Федоровна – заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе, Даценко Анжелика Валентиновна – старший воспитатель
^ Место выполнения: Мунициальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Ласточка», город Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Педагогический проект

по формированию толерантности у детей 7-го года жизни

«Я и мир вокруг».

«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди»
Бернард Шоу
Введение
Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось в 1998-1999 годах в действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления выражаются в терроризме, который в, свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе. Сегодня всё большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают в детские образовательные учреждения. Общество начинает ясно понимать, что человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих развитие толерантного человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий воспитания человека в духе толерантности.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проделана тщательная работа по анализу категории "толерантность". В это документе суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Общее содержание понятия толерантность не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность - "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим", в персидском - "терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению". В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А слово "терпимость", более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей". Слово "терпимость" часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью "подставить вторую щеку". Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

^ Декларация принципов толерантности

  • Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

  • Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

  • Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.


Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего ( Ж.-Ж.Руссо, М.Монтессори, Л.Н. и др). Взгляды Ж.-Ж.Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. Особый интерес с точки зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится вальдорфской педагогике, основанной на принципах Р.Штейнера.

Противоречивыми можно назвать взгляды Л.С.Выгодского по отношению к педагогике толерантности. С одной стороны, Л.С.Выгодским высказывается жесткая позиция в отношении взаимодействия между педагогом и детьми, преподавание сравнивается с «войной», с другой стороны – декларируются гуманистические идеи в отношении обучения и воспитания детей.

В основе взглядов В.А.Сухомлинского также лежат гуманистические идеи толерантности. В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны в работах А.Г. Асмолова. Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А. Маслоу Гуманистические взгляды самоактуализирующейся личности А. Маслоу, основаны на стремлении человека стать тем, кем он может стать. Б.Э.Риэрдон разработана концепция по толерантному обучению в школе, развитию толерантности у детей и педагогов.

С одной стороны, многие исследования, направленные на изучение проблемы воспитания толерантности, связаны с разработкой содержания, средств, методов и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сензитивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий формирования толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях

работы образовательного учреждения.

Федеральные требования к основной общеобразовательной программе предусматривают социальное развитие дошкольников в рамках образовательной области "Социализация", которое направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества.

Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.

По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников МДОУ выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения.

Общество начинает ясно понимать, что человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих развитие толерантного человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий воспитания человека в духе толерантности.

Несмотря на разнообразие научных мнений, относительно проблемы формирования проблемы толерантности остаются неразрешёнными. Остаются неразрешёнными противоречия:

  • между потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;

  • необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме;

  • потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ воспитания толерантной личности и отсутствием разработанных и готовых к использованию целостных систем воспитания толерантности для использования в работе с детьми дошкольного возраста;

  • потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;

  • потребностью семьи в доступной технологии и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности, семейные и национальные традиции.


Необходимость разрешения выявленных противоречий и современной тенденции развития системы дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально- культурной деятельности».

^ Длительность проекта: долгосрочный

Направленность проекта: социальный

Участники проекта: дети 7-го года жизни, родители воспитанников, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог по изобразительной деятельности).

^ Цель проекта:

  • обеспечение условий для формирования у детей седьмого года жизни толерантности в воспитательно-образовательном процессе

Разработка проекта:


  1. Разработать план повышения профессиональной компетентности воспитателей по проблеме воспитания толерантности у детей седьмого года жизни.

  2. Разработать содержание воспитательно-образовательного процесса с детьми по воспитанию толерантности детей седьмого года жизни в рамках проекта «Я и мир вокруг».

  3. Создать единую систему работы детского сада и родителей по воспитанию толерантности у детей, повышению уровня педагогической культуры.

  4. Определить эффективность реализации проекта.


Задачи проекта:

  • формировать мотивационную, теоретическую готовность родителей, воспитателей, к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности;

  • обеспечить единое педагогическое пространство формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель;

  • провести анализ эффективности проведенной работы.


Процесс формирования толерантности у детей может быть эффективным при реализации следующих принципов:


  • терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям и культурам;

  • гумманистической позиции во взаимодействии с детьми;

  • культуросообразные технологии формирования толерантного мироощущения у ребёнка - дошкольника (диалог, игра, проблемные ситуации, продуктивная творческая деятельность) формируют опыт толерантного мироощущения;

  • толерантность предметно-пространственной среды, которая содержит элементы, создающие предпосылки для формирования устойчивых толерантных отношений в среде сверстников.

  • принцип учета национального состав семей ДОУ.


Основным условием реализации проекта является создание партнерских отношений с родителями и реализация личностно-ориентированного подхода во взаимодействии с детьми.
^ Предполагаемые итоги реализации проекта:


  1. Сформированность у детей основ толерантности

  2. Сформированность у родителей мотивационной, теоретической готовности к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности.

  3. Сформированность у педагогов ДОУ мотивационной, теоретической готовности к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности.

  4. Создание единого социопсихопедагогического пространства для формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель;

  5. Созданная благоприятная предметно-развивающая среда и дополнительное образовательное пространство для насыщенного и безопасного существования ребёнка в детском саду и в семье на основе социально-педагогического подхода.


^ Содержание работы по проекту в детском саду и семье:

Этапы реализации

Задачи

Реализация задач в ДОУ

Реализация задач в семье

1 этап

Целеполага-ние

Установить отношение родителей педагогов к проблеме воспитания толерантного отношения между детьми. Определить межличностные отношения детей в группе и их социальное положение в семье. Привлечь к реализации проекта наибольшее число участников

Проведение мониторинга и его анализ по данной проблеме. Проведение собраний с родителями, консультаций с педагогами. Установление партнерского взаимодействия между участниками проекта: родителями- педагогами – детьми. Информирование и пропаганда идей толерантности среди родителей и педагогов. Проведение целенаправленной работы с детьми по созданию интереса детей к правовой культуре и установлению дружеских взаимоотношений в группе

Расширение компетентности родителей в вопросах толерантного воспитания детей в семье. Создание атмосферы взаимопонимания со своими детьми

2 этап Подготови -

тельный

Привлечь родителей к подготовке предметно-развиваюшей среды для воспитания патриотических чувств, ознакомления с культурой и бытом народов, проживающих в регионе. Провести разъяснительную работу с воспитателями и родителями о важности поставленной проблемы. Создать условия для комфортного воспитания и развития детей.

Проведение встреч с родителями, способствующих созданию понимания проблемы в воспитании толерантности, а также проведение разъяснительной работы по вопросам соблюдения прав детей в семье, детском саду, установление дружеского взаимодействия между сотрудниками детского сада и родителями.

Проводят самоанализ своего воспитательного воздействия на своих детей по воспитанию их нравственных качеств, патриотического воспитания и толерантности. Знакомятся с информацией, предлагаемой в дошкольном учреждении. Посещают мероприятия организованные в дошкольном учреждении. Принимают участие по созданию предметно-развивающей среды в детском саду и дома совместно со своими детьми.

3 этап формирующий (основной)

1.Создание единого социопсихопедагогического пространства для формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель;

2.Создание благоприятной предметно-развивающая среды и дополнительного образовательного пространства для насыщенного и безопасного существования ребёнка в детском саду и в семье на основе социально-педагогического подхода.

Проведение воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию толерантного отношения к окружающему миру посредством организации разных видов детской деятельности.

Работа проводится по блокам:

1. «Я, ты, мы»

формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе

Решение задачи проводится в разных видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в игровой, творческой, познавательно-речевой. Особое значение имеют подвижные игры, которые способствуют развитию познавательных процессов, двигательной активности, а также развитию положительных межличностных взаимоотношений

2. «Большие права маленького ребенка»

Используя разные методы и приемы в разных формах организации детской деятельности даются общие представления о единстве прав и обязанностей, развивается умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

3. «Мы все такие разные, но мы вместе»

Дети, знающие свой город, свою страну, способные дружить со сверстниками и взрослыми, легко знакомятся с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах. Формируются умения считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других; определение вместе с детьми правил и норм человеческого общежития. Проводится работа с использованием разных методов, средств, приемов, направленных на развитие умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умение делать свой выбор, прислушиваться к мнению других.

Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учёт личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта.

Родители участвуют в организации непосредственно образовательной деятельности, проявляют инициативу во встречах с детьми по ознакомлению с традициями и культурой своей нации (татары, украинцы, белорусы, дагестанцы, азейбарджане), принимают участие вместе со своими детьми в творческих конкурсах, активно принимают участие в пополнении предметно-развивающей среды, изготавливают детские обереги, национальные костюмы и др.

Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

4 этап заключительный Презентация проекта

Презентация проекта в форме развлечения Закреплять знания детей о других народах, их обычаях, культуре. 
Воспитывать любовь и уважение к людям других национальностей, расширяя национальное самосознание до осознания своей общности с другими нациями.

Совместно с родителями составляется сценарий развлечения, обговариваются организационные моменты мероприятия, устанавливается атмосфера взаимопонимания и сотрудничества

5 этап аналитичес

кий

Анализируются результаты работы и определяются перспективы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 мо «Ахтубинский район»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад комбинированного вида №145» г. Оренбурга

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы начальная школа – детский сад компенсирующего вида №1616

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный год iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №103»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница