Опыта




Скачать 417.86 Kb.
НазваниеОпыта
страница1/3
Дата публикации18.10.2014
Размер417.86 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2   3


Управление образования администрации Вейделевского района
МОУ «Зенинская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»

ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ

У младших школьников через формирование личностной, социальной и семейной культуры.

Автор опыта: учитель начальных классов, кл. руководитель МОУ «Зенинской

общеобразовательная средняя школа Вейделевского района»
ПРИХОДЬКО ВЕРА МИХАЙЛОВНА
Зенино 2011
Содержание:


1.Информация об опыте………………………………………… 3


2.Технология опыта……………………………………………… 7


3.Результативность опыта……………………………………… 17


4.Библиографический список………………………………….. 20


5. Приложение к опыту…. …………………………………….. 22

1.Информация об опыте

Тема опыта: Воспитание милосердия у младших школьников через формирование личностной, социальной и семейной культуры.

^ Условия возникновения и становление опыта.

МОУ «Зенинская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» расположено на территории села Зенино Вейделевского района. На территории села имеется сельский ДК, сельская библиотека. Учащиеся класса посещают ГПД, работают в школьных кружках «Волшебный мир оригами», «Калинушка». Кружками учреждений дополнительного образования не охвачены.

Результаты изучения уровня воспитанности учащихся в 1 классе (2008-2009уч. г.) показали, что у школьников нет устойчивого нравственного сознания, воплощенного в устойчивых нравственных качествах.

Результаты анкетирования родителей показали необходимость рациональной организации досуга детей, создании в школе и семье благоприятной нравственно – психологической атмосферы.
^ Актуальность опыта.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми.

Таким образом ,обнаруживается противоречие между объективной потребностью нашего общества в воспитании милосердной личности и недостаточным уровнем присвоения милосердия как ведущей нравственной ценности в процессе организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения обусловили необходимость разработки путей и средств решения проблемы воспитания милосердия у детей.
^ Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей и условий повышения эффективности процесса воспитания милосердия посредством внедрения новых технологий, обновления содержания, средств и методов, направленных на формирование личностной, социальной и семейной культуры младших школьников.

^ Длительность работы над опытом

Длительность опыта 4 года. Для достижения воспитательных результатов используются особенности возрастных категорий, в связи, с чем воспитательный процесс разделен на следующие уровни:

- приобретение школьником социальных знаний ( 1кл) 2008-2009 уч. г;

- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2-3 кл.) 2009-2011 уч.г.;

- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (4кл.) 2011-2012 уч.г.

^ Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». Вся многообразная урочная и внеурочная работа, её содержание и формы имеют четкую нравственную направленность и способствуют моральному развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в классе, в нем всегда глубоко продумывается его нравственно формирующее значение и акцентируется внимание на тех содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта.
^ Теоретическая база опыта.

Теоретической базой опыта стали работы философов, социологов, психологов и педагогов, рассматривающие: аксиологический аспект социальных явлений (Ш.А. Амонашвили, С.Ф. Анисимов, Б.П. Битинас, В.А. Блюмкин, А.А. Гусейнов, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров и др.); проблемы нравственного развития личности (Е.Г. Белякова, Т.В. Ермолова, Ф.И. Иващенко, Н.А. Корниенко, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Т.В.Цырлина и др.); проблемы формирования нравственных ценностей у школьников разного возраста (М.Н. Аплетаев, В.П. Бездухов, Г.П. Иванова, А.В. Иващенко, Л.Ю. Сироткин, Н.В. Фролова и др.) и специфику формирования ценностей в младшем школьном возрасте (Н.В. Аникеев, И.В.Гильгенберг, М.В. Куранова, Т.Ю. Сычева, В.Т. Чепиков и др.); аспекты воспитания, в частности внеурочную работу школы (А.В. Иванов, В.И.Казаренков, Н.Е. Щуркова, Л.И. Маленкова, С.В. Кульневич и др.) и организацию внеурочной деятельности младших школьников (В.Н. Максакова).

^ Новизна опыта

Новизна опыта заключается в концентрическом построении воспитательного процесса: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей, как правило, используются все усложняющиеся виды деятельности. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому идет последовательно, постепенно.

На первом уровне учитель использует возрастные особенности детей в восприимчивости к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности).

Во втором и третьем классе усиливается сила процесса развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом. В основе используемых воспитательных форм учитель логически развивает системно - деятельностный подход и использует принцип сохранения целостности систем.

К четвертому классу создается для младшего школьника реальная возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достигает третьего уровня воспитательных результатов.

В процессе реализации четвертого уровня воспитательных результатов используются особенности данного возраста в потребности самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовности приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности.

Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания формируется у ребенка мотивация к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность.

Учебно-воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников не выглядят как обучающие.

Создаются условия, при которых ребенок вносит изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция происходит на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности.
Наиболее эффективными формами организации деятельности учащихся являются личностно-ориентированные занятия и коллективные творческие дела. Их сочетание способствует формированию нравственных ценностей у младших школьников: в рамках личностно-ориентированных занятий у учеников развивается самосознание, пополняются представления об отношениях людей, их чувствах, эмоциях, чертах характера, желаниях и

предпочтениях; а в коллективных творческих делах младшие школьники учатся сотрудничеству, в котором они обнаруживают общие смыслы жизнедеятельности, устанавливают ценностные отношения к явлениям и субъектам окружающей действительности, приучаются учитывать другого человека, его интересы, желания, индивидуальные особенности.

При формировании нравственных ценностей у младших школьников в обязательном порядке учитывается влияние социо-культурной среды. Для этого изучается и учитывается содержательный аспект ее влияний на ценностную сферу учеников и организационно-методический аспект, привлекая умения детей, получаемые в социо-культурной среде в организацию их урочной и внеурочной деятельности в школе.

Огромное значение придается изучению морального климата в семье, роли семьи в воспитании ребенка. Для этого постоянно держится связь с родителями посредством индивидуальных бесед, лекций, тренингов и др. В результате выстраивается поле взаимодействия совместной деятельности классного руководителя, детей и родителей, в виде образуемого ими ценностного пространства.
При реализации системы «Воспитание милосердия у младших школьников через формирование личностной, социальной и семейной культуры» выявлены следующие особенности ценностной сферы младших школьников:

- переживание ценности «дружбы», «доброты», «самостоятельности» и в тоже время положительного отношения к «готовности прийти на помощь», «честности», «смелости», «чуткости», «жалости», «сочувствия»;

- в представлениях об идеальном человеке сочетаются такие типы, как «гуманист» и «труженик»;

- увеличение количества нравственных желаний для себя и альтруистических мотивов поведения;

- переживание значимости различных видов учебной и внеучебной деятельности;

- самосознание и самооценка проявляются в уверенно-адекватных суждениях;

- в поведении ориентируются на сотрудничество и взаимопомощь.

^ 2.Технология опыта

Тема опыта: Воспитание милосердия у младших школьников через формирование личностной, социальной и семейной культуры.
Цель опыта – воспитание милосердия через развитие правильного личностного отношения к окружающим, гуманистических и демократических ценностных ориентаций, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

Достижение цели осуществляется через формирование личностной культуры, социальной культуры и семейной культуры.

^ Задачи ставятся следующие:

1. Воспитание личностной культуры через становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся; создание условий для принятия обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; осознание младшим школьником ценности человеческой жизни.

2. Воспитание социальной культуры через формирование патриотизма и гражданской солидарности, чувства благоговения к святыням, почтения и любви к окружающим, бережного отношения к окружающему миру, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания, сопереживания, жалости и уважения к другому человеку.

3. Воспитание семейной культуры через формирование почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

В воспитательном процессе учитыватся следующие современные особенности воспитания и социализации учащихся начальной школы:

                   Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ.

                   Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.).

                   Современный ребенок живет иллюзией свободы. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

                   Подмена реальных форм социализации виртуальными.

В основу ведущих идей модели воспитательной системы взяты заветы из Библии.

  1. «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

Цель: - вызвать чувство любви к каждому человеку, независимо от личного чувства к нему; - оказывать помощь, не надеясь на благодарность; испытывать радость от того, что делаешь добро.

  1. « Ни убий»

Цель: - заботиться о бережном отношении к человеку и ко всему живому;

- искоренять злобу, гнев, ненависть, обращенные к человеку;

- воспитывать способность простить ближнего за причиненное зло, не льстить, не вредить ему, удержаться от ссоры.

  1. «Не лжесвидетельствуй»

Цель: - жить по правилу: «Не лги, не говори зла ни о друге, ни о недруге, не занимайся сплетнями, пересудами»

  1. «Не укради», «не желай ничего чужого»

Цель: - учиться довольствоваться тем, что есть у себя;

-не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у другого.

  1. «Чти отца своего и мать свою»

Цель: - воспитывать любовь и уважение к родителям;

помогать им, радовать их своими делами, быть терпеливыми и снисходительными, утешать в недугах и болезнях.

  1. «Трудись»

Цель: - учиться трудиться для себя и на благо других.
Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности.

В области формирования личностной культуры ставит следующие задачи:

  • формирование способности к духовному развитию;

  • укрепление нравственности;

  • формирование основ морали;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;

  • формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры основными задачами у учителя являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыта iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»

Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Рассохина Марина Юрьевна, музыкальный руководитель мбдоу детский сад общеразвивающего вида п. Красное

Опыта iconОпыта
Автор опыта: Бодолан Лариса Васильевна, музыкальный руководитель мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара»

Опыта iconОпыта
Обобщение педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как...

Опыта iconОпыта
Автор опыта: Коткина Галина Феодосьевна, воспитатель по познавательному развитию Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...

Опыта iconТема опыта
Тема опыта: Повышение орфографической зоркости через коллективный способ обучения на уроках русского языка

Опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена...

Опыта iconТема опыта: «Условия организации литературного творчества младших...
Опыт работы по данной теме внесён в районную базу данных передового педагогического опыта

Опыта iconТема опыта
Тема опыта «Развитие познавательных интересов, формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в процессе обучения...

Опыта iconОпыта: «Формирование представлений о природе родного края у детей...
Автор опыта: Чугунова Е. Г., воспитатель мб доу «Детский сад комбинированного вида №62 г. Нарьян-Мара»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница