Скачать 0.63 Mb.
|
Изобразительное искусство Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству во 2 классе составлено на основе традиционной программы «Школы России» к учебнику: Кузин В. С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 2 класс. М.: Дрофа, 2005 г. Программа создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положение правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно- историческим традициям русского и других народов страны. ^ решены на основе следующих исходных положений: — включение в содержание преподавания изобразительного искусства произведений различных видов искусства (живопись, графика, скульптура, народное и декоративно-прикладное искусство), для того чтобы раскрыть доступные пониманию учащихся исконные общерусские художественно-культурные ценности; — реализация развивающей функции народного и классического искусства в едином образовательном и культурном пространстве. Развивающая функция искусства заключается в обогащении мировосприятия детей через усвоение и переживание ими разных взглядов на одни и те же явления действительности, воплощенные в произведениях разных авторов (художников, графиков, скульпторов и народных мастеров). Такой путь мирообогащения учащихся — важнейший и обязательный компонент содержания развивающего обучения в общеобразовательной школе; — обеспечение обязательного минимума содержания начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство; — учет возрастных особенностей в формировании учебно-познавательной деятельности второклассника средствами искусства. С этой целью в учебник и тетрадь включены художественно-творческие задания разного типа, которые способствуют развитию творческого, гибкого мышления, а также способностей проявлять сотворчество в общении с искусством; — материалы учебника и тетради выстроены с учетом диалога учителя с учеником. Это позволяет создать необходимую нравственно-эстетическую среду общения и сделать путешествие в мир прекрасного эмоциональным. Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала, ориентированы на распределение часов по разделам и видам учебной деятельности на уроках изобразительного искусства с учетом трех разделов данного курса. Работа второго года обучения направлена на развитие эмоционально- эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, народного творчества, расширение знаний и представлений о цвете, декоративной композиции, освоение работы с акварелью, гуашью, тушью, фломастерами, о графических средствах выразительности и их использовании в рисовании с натуры, о станковой композиции ,декоративной композиции. Дети приобретают опыт художественно-творческой деятельности в рисовании с натуры, по памяти, представлению: пейзажа, натюрморта, человека, животного, станковой композиции, декоративной композиции. Работа второго года обучения направлена также на развитие эмоционально- эстетического восприятия произведений народного искусства, расширение знаний и представлений о символике народного орнамента. Приобретают опыт художественно-творческой деятельности по освоению приемов выполнения орнаментов, освоения основ изготовления и оформления филимоновской глиняной игрушки, полхов - майданской деревянной игрушки, гжельской керамики, народного костюма. В учебно-методическом комплекте представлены разделы, знакомящие учащихся не только с образами художественной вещи, созданными в России в разные эпохи, но и с образами, декоративными мотивами в искусстве народов мира. ^ В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен: Знать и понимать: • особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел, бумага, текстильные, природные материалы); • цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешивания красок для получения составных цветов; •особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полх-майданской игрушки; способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы); • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция); • о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи; • о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций; • правила безопасности при работе ручными инструментами; • значение слова «береста», понятия «вышитый орнамент», «тканый орнамент», названия ниток, тканей, их назначение; • условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея; • основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование); • правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом; ^ • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой; • применять способы смешивания акварельных, гуаше-вых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением; • верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; •применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, но памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла; рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрическрте (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий; •пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.), выполнять работы в технике: аппликации, папье-маше; • правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше); • лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленного израз-ца; передавать в лепке выразительные формы, сочетать орнамент с формой предмета; решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом; ^ •эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; •собственную оценку рассматриваемых произведений искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства; • нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям; •положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома. Содержание программы: Разделы программы: Раздел 1. «МЫ РИСУЕМ ОСЕНЬ» (8 ч.) Раздел 2. «МЫ РИСУЕМ СКАЗКУ» (8 ч.) Раздел 3. «МОИ ДРУЗЬЯ» (12 ч.) Раздел 4. « НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» (6 ч.) В базисном учебном плане 2002 года на изучение изобразительного искусства во 2 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа. I триместр: 12 часов. II триместр: 11 часов. III триместр: 11 часов. Список учебно-методической литературы: Для реализации программного содержания используются:
Литературное чтение Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырехлетней начальной школы», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.). Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. ^ Курс литературного чтения в начальных классах решает две важнейшие взаимосвязанные задачи:
Коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет развивать на уроках такие виды речевой деятельности, как чтение, говорение, слушание (умение анализировать речь во время ее восприятия) и важнейшие речевые умения (полно и кратко пересказывать текст, составлять план, выделять главную мысль и др.) ^
^ Программа включает: 1) круг произведений для чтения; 2) развитие речевых умений и навыков при работе с текстом; 3) обогащение и развитие опыта творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения в действительности; 4) обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы. ^ В круг чтения для 2 класса входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор народов мира, русская и зарубежная классика, современная литература. Основные разделы программы включают произведения из золотого фонда детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Количество часов литературного чтения в год - 136. Количество часов в неделю – 4, включая внеклассное чтение. Количество часов внеклассного чтения – 34. ^ Самое великое чудо на свете (1 ч.) Устное творчество русского народа (4 ч.) Малые фольклорные жанры. Русские народные песни, потешки, скороговорки, небылицы, считалки, загадки, пословицы и поговорки. Сопоставление и сравнение малых фольклорных жанров (4 ч.) Сказки. «Сказка по лесу идет …» Ю Мориц. «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди» (8 ч.) Обобщающий урок (1 ч.) ^ Стихотворения Ф.М. Тютчева, К.Д. Бальмонта, А.Н. Плещеева, А.А. Фета, А.К. Толстого, С.А. Есенина, В.Я. Брюсова, И.П. Токмаковой, В.Д. Берестова (4 ч.) М.М. Пришвин «Осеннее утро» (1 ч.) Обобщающий урок (1 ч.) ^ А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый …», «Вот север, тучи нагоняя …», «Зима! Крестьянин, торжествуя …», «Сказка о рыбаке и рыбке», стихотворения А.С. Пушкина о зиме (5 ч.) И.А. Крылов «Басни» (2 ч.) Л.Н. Толстой. Рассказы (4 ч.) Обобщающий урок (1 ч.) ^ Веселые стихотворения о животных. М.М. Пришвин «Ребята и утята», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», Б.С. Житков «Храбрый утенок», В.В. Бианки «Музыкант, сова» (6 ч.) Обобщающий урок (1 ч.) ^ Д. Хармс «Стихотворения « (3 ч.) Ю.Д. Владимиров. Стихотворения (1ч.) А.И. Введенский. Стихотворения (1 ч.) Обобщающий урок (1 ч.) ^ Стихотворение о зиме. Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин (3 ч.) «Два мороза» (1 ч.) С.В. Михалков. А.Л. Барто (2 ч.) Обобщающий урок (1 ч.) ^ К.И. Чуковский (3 ч.) С.Я. Маршак. Стихотворения (1 ч.) С.В. Михалков (2 ч.) А.Л. Барто (3 ч.) Н.Н. Носов. Рассказы: «Затейники», «Живая шляпа», «На горке» (5 ч.) Обобщающий урок (1 ч.) ^ Стихотворения В.Д. Берестова, Э.Э. Мошковской о друзьях (1 ч.) В.В. Лунин «Я и Вовка» (1 ч.) Н. Булгаков «Анна, не грусти!» (1 ч.) Ю. Ермолаев «Два пирожных» (1 ч.) В.А. Асеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?» (5 ч.) Обобщающий урок (1 ч.) ^ Стихотворения о весне. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, А.А. Блок, С.Я. Маршак (2 ч.) Женский день. Стихотворения. И.А. Бунин, А.Н. Плещеев, Е.А. Благинина, Э.Э Мошковская Обобщающий урок (1 ч.) ^ Б.В. Заходер. Стихотворения (2 ч.) Э.Н. успенский. «Чебурашка» Стихотворения (2 ч.) В.Д.Берестов Стихотворения (1 ч.) И.П. Токмакова Стихотворения (1 ч.) Г.Б. Остер «Будем знакомы» (1 ч.) В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» (1 ч.) Обобщающий урок (1 ч.) ^ Фольклор народов зарубежных стран (1 ч.) Шарль Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка» (3 ч.) Г.Х. Андерсен. «Принцесса на горошине» (1 ч.) Э. Хогарт «Мафии и паук» (2 ч.) Обобщение (1 ч.) |
![]() | Календарно-тематическое планирование по чтению в 1 классе составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Начальные... | ![]() | Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству |
![]() | На изучение предмета русского языка в 3 классе отводится 170 часов в учебный год (5 часов в неделю), в том числе | ![]() | Планирование составлено на основе государственной программы (к н. Г. А. Богдановой "Уроки русского языка в 9 классе"), М., «Просвещение»,... |
![]() | Планирование составлено на основе «Примерной программы по музыкальному искусству. М.: Просвещение, 2006г.» | ![]() | Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного... |
![]() | Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый... | ![]() | Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия |
![]() | Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия | ![]() | Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия |