Конспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник»




Скачать 79.54 Kb.
НазваниеКонспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник»
Дата публикации05.10.2014
Размер79.54 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Культура > Конспект
ОГБОУ « Смоленская специальная ( коррекционная ) школа I и II видов»

Центр дистанционного образования

Конспект урока литературного чтения

по теме: Н.А. Некрасов « Школьник»


автор-разработчик

учитель начальных классов

Спиридонова Елена Игоревна


Смоленск

2014

Цель: ознакомить учащегося с биографией и творчеством Н.А. Некрасова.

Задачи:

1. Обучающая:

а) общеучебная (формировать умение работать с стихотворном текстом , быстро ориентироваться в нем; отрабатывать навык правильного, беглого, выразительного чтения; формировать читательскую самостоятельность; продолжать работу над развитием умения грамотно отвечать на поставленные вопросы учителя);

б) специальная (отрабатывать умение работать с учебником, с электронной тетрадью );

2. Воспитывающая:

воспитывать бережное отношение к учебнику.

3. Развивающая:

развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, творческие способности, внимание;

4. Стимулирующая:

развивать интерес к уроку путем использования новых технологий (в данном случае – использования электронной тетради, проведения физ.минутки и упражнений для глаз для снятия усталости;

Методы:

  • словесные (беседа, рассказ); - наглядные (применение в работе на уроке электронной тетради)

  • - практические (работа с учебником).

^ Интернет ресурсы:

http://citaty.su/kratkaya-biografiya-nekrasova

http://pishi-stihi.ru/shkolnik-nekrasov.html





Ход урока:

^ I. Организационный момент ( 1 минута)

Цель: включение учащегося в деятельность.

Здравствуй! Я рада тебя видеть. Какое у тебя сейчас настроение?



Чтобы настроение стало еще лучше мы будем активно работать и знакомиться с новым материалом.

^ II. Проверка домашнего задания. ( 5 — 6 минут )

Цель: подготовка к восприятию новой информации.

Какое домашнее задание ты должен был приготовить? Я тебя слушаю

( Краткая биография Н.А.Некрасова )



Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821г.в местечке Немирове Подольской губернии. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, малороссийская дворянка. Отец — Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в Ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги. Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство. Именно из Грешнёва Некрасов- поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию. В Грешнёве завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину, определившая впоследствии исключительную народность его творчества.При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. )

^ III. Подготовка к восприятию произведения ( 2 - 3 минуты)

Цель: привлечь внимание к изучению произведения.

Ты уже знаком со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова « В зимние сумерки няниныны сказки...», сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворение.

Рассмотри картину, как ты думаешь о чем будет стихотворение. Стихотворение с которым мы сегодня познакомимся называется «Школьник»



^ IV. Первичное чтение текста ( 3 — 4 минуты)

Цель: дать образец выразительного чтения

Я буду читать стихотворение,а ты слушай его внимательно!

Школьник


Ну, пошёл же, ради бога!

Небо, ельник и песок -

Невесёлая дорога...

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! что за дело?

Это многих славных путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый

Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь...

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

^ V. Проверка первичного восприятия ( 4 — 6 минут)

Цель: проверить, как дети восприняли содержания

1. Беседа

О чем это стихотворение? Что тебя удивило в нём?

Теперь возьми карандаш и отметь непонятные слова, читая стихотворение в полголоса.

Когда я читала это стихотворение, я думала тебе будут незнакомы слудующие слова ( Котомка, грош, издержал,дьячиха, четвертачок, отпущенных, напыщенных)

^ 2. Словарная работа

Читаем их по слогам, а затем с ударение.

1)КОТОМКА — это дорожная сумка, носимая за плечами

2)ИЗДЕРЖАЛ - истратил,израсходовал.

3)ГРОШ - монета.

4)ДЬЯЧИХА- жена дьячка (церковнослужителя).

5)ПОПРИЩЕ - место,пространство.

6)НАПЫЩЕННЫХ - преувеличено важных, гордых.

^ VI. Повторное чтение учащимися ( 3 — 4 минут)

Цель: совершенствовать навык чтения

А сейчас прочитаем вслух ещё раз это стихотворение..

Начинай, пожалуйста …

^ VII. Анализ произведения ( 6 — 7 минут)

Цель: осознать смысл стихотворения

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу, однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну. При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Так о чём же это стихотворение? Что хотел показать Некрасов написав его?

^ VIII. Подготовка к выразительному чтению ( 1 минута)

Цель: учить выразительно читать стихотворением

Как нужно читать стихотворение? Везде одинаково?

Когда нужно делать паузы? Когда пауза короче? После точки или запятой?

IX. Задание на дом ( 1 минута)

Дома подготовь,пожалуйста выразительное чтение этого стихотворения.

Х. Итог урока ( 1- 2 минуты)

С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? Понравилось ли тебе стихотворение? Какое настроение у тебя сейчас? Как ты можешь оценить свою работу?




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник» iconКонспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Конспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник» iconКонспект урока литературного чтения по теме: «Дружба лучше вражды»
Основная идея урока: Надо жить дружно со всеми людьми и стараться понимать их как можно лучше

Конспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник» iconКонспект урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Акула»
Оборудование: авторская выставка книг; презентация с иллюстрациями к произведению; аудиозаписи

Конспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник» iconКонспект урока по теме: «Поэзия С. Есенина. Стихотворение «Лебедушка» (4 класс)
Формирование ключевых компетентностей младших школьников на уроках литературного чтения

Конспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник» iconКонспект урока чтения по теме: Произведения А. И. Куприна. Рассказ...
Конспект урока чтения по теме: Произведения А. И. Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька»

Конспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник» iconМетодическая разработка урока литературного чтения по теме: «Тайное становится явным»
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Тайное становится явным» В. Драгунский

Конспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник» iconМетодическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок»
Место урока в общей системе уроков: Климанова. Л. Ф. Литературное чтение 3 класс/«Школа России». Месяц проведения урока: октябрь

Конспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник» iconТема: Н. А. Некрасов «Школьник»
Кратко познакомить с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова, познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н. А....

Конспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник» iconКонспект урока литературного чтения в 3 классе по теме Л. Н. Толстой...
Л. Н. Толстого; расширять знания о писателе; расширить представления о жизни животных, пробуждать чувства любви и доброты к животным,...

Конспект урока литературного чтения по теме: Н. А. Некрасов «Школьник» iconКонспект урока литературного чтения по теме: «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование ууд: обучающиеся научатся различать в басне изображенные события и замаскированный...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница